Fiat Abarth X1/9: он ушел неоцененным

3915 1 1
Поделиться: 0 0 0 1 0 0

От редактора:

В России итальянские машины не очень-то популярны. Ferrari, Maserati и Lamborghini – это что-то заоблачное. Lancia и Alfa Romeo – нечто редкое для не в меру креативных любителей искать запчасти в Интернете. Autobianchi и Abarth – кто все эти люди? Fiat – «Жигули» и несколько неудачных моделей. Но если отбросить в сторону стереотипы и вспомнить историю, можно узнать, что «утилитарный» Fiat, оказывается, мог предложить кое-что очень интересное. Например – шикарное среднемоторное купе с богатой гоночной историей. Правда, не очень удачной.

В середине 70-х годов, во времена мирового топливного кризиса, в то время как американские Muscle cars вымирали как «древний ящер с новым вирусом в клетках», в Европе сохранялся устойчивый спрос на спортивные машины. Например, в гамме итальянского Fiat присутствовали закрытый 124 Sport Coupe, родстер 124 Spider и полноразмерное купе 130. Даже на основе компактной переднеприводной модели 128 предлагалось элегантное Sport Coupe S, и эта же машина стала основой для среднемоторного X1/9, самой необычной и запоминающейся машины итальянской компании тех лет.


Проект X1/9 начался с миниатюрной Autobianchi A112, а точнее, с концепт-кара Runabout, построенным на основе А112 в 1969 году ателье Bertone. Эффектный клиновидный силуэт, созданный Марчелло Гандини, определил направление автомобильного дизайна на два десятилетия вперед. Через год Гандини представляет еще более необычный Lancia Stratos Zero, развивающий идеи предшественника. В итоге, если из Runabout «вырос» гражданский Fiat X1/9, то из Stratos Zero получился легендарный раллийный Stratos HF.

Необычное имя X1/9 расшифровывалось довольно просто, буквой Х обозначались экспериментальные машины всего концерна Fiat, а в серийное же производство автомобили уходили с привычным в те года трехзначным индексом. Впрочем, кузов X1/9 изготавливался собственными силами Bertone, а Fiat производил только окончательную сборку машины. Поэтому за моделью решили закрепить её уникальность, сохранив первоначальный код в качестве названия. Интересен тот факт, что заводской VIN всех машин всё-таки начинался с цифр 128.

Под яркой спортивной внешностью X1/9 скрывался скромный 1,3 литровый мотор и 4-ступенчатая КПП от модели 128. Главным достоинством машины были не динамические характеристики, а ходовые качества: даже на больших скоростях машина оставалась послушной и сбалансированной. Ходила легенда, что сам глава Fiat Джанни Аньелли в те годы передвигался не на служебном лимузине, а именно на Х1/9.

С 1978 года на модель начали устанавливать 1,5-литровый двигатель и 5-ступенчатую КПП от Fiat Ritmo, а на рынке Северной Америки появились модификации с впрыском Bosch L-jetronic. Были и проблемы: из-за плотной компоновки моторного отсека двигатель часто перегревался, первые кузова были сильно подвержены коррозии, а из-за сложного механизма переключения передач не всегда включалась задняя скорость. Впрочем, это не помешало машине продержаться в производстве 17 лет, из которых последние семь машина производилась исключительно силами Bеrtone. По разным источникам всего было выпущено от 180 до 200 тысяч экземпляров X1/9.



Несмотря на потенциал, машина не добилась заметных успехов в автоспорте. В период 1975-1978 годов было выпущено до 36 экземпляров кольцевых Dallara X1/9 с мотором 1,6 литра, подготовленных по группе 5. Точное число установить невозможно, т.к. многие машины восстанавливались после аварий, но в любом случае было выпущено не менее 18 автомобилей. Впрочем, без заводской поддержки особых успехов в крупных соревнованиях они не достигли. Компания Dallara вплоть до начала 90-х занималась обслуживанием и восстановлением этих машин.

Существовала еще одна модификация Х1/9, информация о которой очень скупа и противоречива. Но начать стоит с возвращения в 1971 год, когда концерт Fiat полностью выкупает предприятие Abarth, специализирующееся до этого на доработках гражданских Fiat и мелкосерийном выпуске гоночных автомобилей на их базе. Первым результатом совместной работы стал Abarth 124 Spider, подготовленный для участия в ралли по требованиям группы 4. На этой машине удалось выиграть немецкое Hessen Rally 1972 года, греческое ралли «Акрополис» и «Рейд Польски» в 1973 году, а также занять весь подиум в ралли Португалии 1974 года. Дорожная версия этой машины, или Stradale по терминологии итальянцев, разошлась более чем тысячным тиражом. Но сами разработчики понимали, что платформа 124 уже практически исчерпала свои резервы и необходимо двигаться дальше.

В ноябре 1973 года в рамках гонки Targa Florio впервые был показан Abarth X1/9 Prototipo с заводским номером 128AS0000133, т.е. фактически это была машина одной из первых серий, выпущенных на Фиате. Самое непосредственное участие в проекте принял Ренцо Авидано, директор Abarth после отставки самого Карло Абарта. За подготовку шасси отвечал Марио Колуччи, а двигатель готовил Джулио Ламперди. Стараниями Колуччи в моторном отсеке первого экземпляра X1/9 Prototipo удалось разместить 2-литровый мотор и трансмиссию от Lancia Beta Monte Carlo группы 4. Автомобиль показали зрителям, журналистам и увезли обратно на завод — впереди его ждали полгода испытаний и доработок.




Проверкой машины в боевых условиях должен был стать Чемпионат Италии по ралли 1974 года. Первым этапом, в котором принял участие Abarth X1/9 Prototipo, стало ралли «Сицилия’74», где Джорджио Пьянта был заявлен в самой старшей группе 5. В тот же самый кузов с номером 128AS0000133 был установлен новый 1,8 литровый двигатель Type 232 с 16-клапанной головкой и сдвоенными вертикальными карбюраторами Weber 44IDF. Гонка для машины закончилась ровно через 50 метров после старта первого спецучастка: подвел привод.

Второе ралли, Quattro Regioni, вновь завершилось досрочно из-за поломки трансмиссии. Именно на том ралли на машине появился воздухозаборник в стиле Формулы-1, ставший одним из главных внешних отличий гоночной версии. Наконец, 30 июня 1974 года экипаж Фульвио Баччелли/Бруно Скабини одержал на 128AS0000133 победу на Rally delle Alpi Orientali.

В течении лета 1974 года, специально для Abarth, были построены пять новых шасси X1/9 Prototipo, с номерами от 128AS0023001 до 128AS0023005. Первые три машины подготовили к Ралли «Тур де Франс’74», причем все три машины имели отличия. На первой машине экипажа Фульвио Баччелли/Пьеро Содано был установлен уже знакомый 16-клапанный мотор Type 232.

Вторая машина с 8-клапанной версией 232-го мотора досталась женскому экипажу Кристина Бекерс/Мартина де ла Грандрайв. Третья машина была оснащена уже 1,9-литровым мотором Typ 232G с системой впрыска Kugelfisher. В экипаж этой машины вошли Джорджио Пьянта и Франчесско Россетти. Более легкие Abarth на равных боролись с трехлитровыми Porsche 911 Carrera, но в который раз подвела надежность — женский экипаж сошел из-за поломки мотора, а на машине Пьянта снова отказала трансмиссия. Финиш увидел только Баччелли, оказавшийся в итоговом протоколе восьмым.


На фото: Fiat Bertone X1/9 US-spec (128)



На октябрьское ралли Giro d’Italia’74 было заявлено два Abarth X1/9 Prototipo, при этом в экипаже первой машины был пилот Scuderia Ferrari в Формуле-1 Клей Регаццони, а в роли штурмана у него выступил спортивный директор Abarth Джино Макалузо. Вторую машину пилотировал знакомый экипаж Бачелли/Скабини. Обе машины сошли из-за отказа двигателя. Но уже через неделю старания Abarth были вознаграждены победой Бачелли на «Rally dei 1000 Laghi». Завершался сезон 1 декабря участием двух X1/9 Prototipo в Кубке «Coppa Liburna». В этих соревнованиях Маурицио Верини, выступая на том же шасси, что и Регаццони в октябре, добился победы, а семейный экипаж Барбасио, на машине «из-под Баччелли» сошел из-за поломки трансмиссии.

Сезон 1974 года, полный упорной работы, неудач и побед, подошел к концу. Джино Макалузо подготовил документы для производства 500 дорожных машин для омологации FIA по группе 4. Однако, в день подачи документов, 1 апреля 1975 года, руководство Fiat отказалось от проекта X1/9 в пользу более заурядной модели 131. Многое пришлось начинать сначала, но в итоге старания были вознаграждены лаврами победителей Чемпионата мира по ралли 1977, 1978 и 1980 года.

Fiat Abarth X1/9 Prototipo последний раз был заявлен на соревнованиях в конце 1980 года на ралли Giro d’Italia Automobilistico. Это было шасси 128AS0023003, но со значительно переработанным широким кузовом в стиле X1/9 Dallara и с 2-литровым инжекторным мотором от 131 Abarth. Автомобиль под управлением экипажа Скарутти/Пардини/Страделла финишировал четвертым в общем зачете.


На фото: Fiat X1/9 Icsunonove Dallara



Попытки разыскать сохранившиеся экземпляры X1/9 Prototipo дали неожиданные результаты. Официально было создано 5 шасси. Ещё одно, самое первое 128AS0000133, переделали из обычной дорожной машины. После закрытия программы X1/9 Prototipo все машины оказались в руках Альфреда Косентино, самого крупного дилера Abarth в Северной Америке, и особо им не афишировались. После смерти Альфреда в 2005 году его гараж был открыт и начали появляться загадки.

Проще всего проследить путь самой первой машины с номером 128AS0000133. В 2005 году она была продана японскому коллекционеру Широ Косака. Шасси 128AS0023001 сохранилось, в данный момент находится в Италии, недалеко от Турина, в коллекции некоего Делла. Экземпляр 128AS0023002 сильно пострадал при пожаре, но был восстановлен и продан сначала тому же Широ Косака, а затем вернулся в Италию, в город Вольта-Мантована. Самый известный автомобиль, 128 AS 0023003, принадлежит самому Джино Макалузо. Эта машина прошла качественную реставрацию, ей вернули первоначальный облик и 1,8-литровый мотор с карбюраторами Weber.


На фото: Fiat Bertone X1/9 US-spec (128)



Открытым остается вопрос с двумя последними машинами. Ходят слухи, что шасси 128AS0023004 и 128AS0023005 были построены в версии Stradale, т.е. машины были не гоночными, а дорожными! Есть даже упоминание, что одна из этих машин в своё время была отправлена в Польшу, на завод Polski Fiat. Что случилось с ней далее, неизвестно. Есть сведения, что экземпляр 128AS0023004 был именно в версии Stradale и в данный момент находится в Сиднее, у некого Михаила Миллера. При этом утверждается даже, что на машине стоит тот самый 2-литровый мотор от Lancia Beta Monte Carlo.

Следов 128 AS 0023005 нет вообще. Существует фотография, где изображены пять разных X1/9, при этом одна из машин явно в версии Stradale и существенно отличается от остальных внешне. Другие источники говорят, что данной машины никогда не существовало или это был всего лишь запасной кузов для гоночных машин. Самый последний слух — что в калифорнийской резиденции Косентино осталась странная клиновидная машина, укрытая брезентом и толстым слоем пыли.

Так или иначе, Abarth X1/9 Prototipo остается одним из самых недооцененных гоночных проектов прошлого века. Джорджио Пьянта охарактеризовал машину как «фантастическую, быструю, стабильную и легкую в управлении», а про преемника 131 Abarth отзывался, как о более тяжелом и медленном. Это не помешало 131 Abarth одержать 18 побед и взять три титула в мировом ралли.

Последний серийный Fiat 131 сошел с конвейера ещё в 1984 году, в то время как Bertone своими силами выпускал X1/9 до 1989 года. Ну и вместо заключения… В настоящее время в модельном ряду Fiat вообще нет ни одной спортивной модели, кроме весьма условного Fiat 500 Abarth.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

Если Вы хотите участвовать в следующем Конкурсе,
укажите Ваш email здесь.


На фото: Fiat Bertone X1/9 Sport Pack (128)


Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Борис Игнашин

Не могу молчать!

Ну о каком "даже на больших скоростях машина оставалась послушной и сбалансированной" можно говорить, если в немецких учебниках (у Пройкшата. например) машины со среднемоторной компоновкой и короткой базой, такие как 1/9 и МР2, созданная явно по его мотивам, приводятся как пример очень плохой курсовой устойчивости, крайне резких реакций и очень неудачных с точки зрения общей безопасности. Конечно, среднемоторники были хорошо подготовлены для гонок, минимальные потери скорости в поворотах, в теории, хорошая загрузка задней оси и достаточная-передней, развесовка 50на50

ну и плохая спортивная карьера логично проистекает из особенностей компоновки, сложные в управлении они не стали массовыми, а в своем классе им банально не хватало мощности и надежности

Главная новость
Новости / Новинки
Кроссовер Volvo XC40 представлен официально

Мировая премьера нового компактного «паркетника» Вольво состоялась в Милане.

2790 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Хильдегард Вортманн, BMW: прибыльность для нас – цель номер один

Как BMW будет бороться с конкурентами, увидим ли мы в России седан 1 серии, какое будущее у нового кроссовера X7, и зачем BMW такой обширный модельный ряд? Почему немцы не ощущают «кризиса идей», и является ли рост…

213 0 0
Статьи / Технологии
Российская система противодействия угонам КОРЗ из 90-х – как она работала и почему провалилась

КОРЗ – это Комплекс Оперативного Розыска и Задержания автоугонщиков. Система, на которую возлагались большие надежды в начале 90-х, когда в стране бушевал бандитский произвол, и количество угонов зашкаливало. На…

721 0 0
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

20239 4 8
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: проблемные коробки-роботы и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2-го поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска…

1139 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

2083 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2624 1 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14529 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

14026 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10501 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35586 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6761 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8048 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23358 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11989 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18620 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29619 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6676 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7875 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?