Пыльные суперкары: Cadillac V-16, дважды по восемь

5704 0 2
Поделиться: 0 0 0 0 0 2

С тех пор как маркетологи Cadillac озвучили слоган «Penalty of Leadership» (Обреченный лидировать) у инженеров не осталось другого выбора, кроме как раз за разом создавать автомобили, наголову превосходящие конкурентов. Это и обусловило появление флагманской модели V-16, которая олицетворяла собой технический прогресс, мощь и эксклюзивность.

Рыночные обстоятельства

По большому счету не было особой нужды в конце 20-х годов прошлого века разрабатывать огромный многоцилиндровый двигатель. В сегменте люксовых авто большинство производителей из Детройта отдавали предпочтение восьмицилиндровым агрегатам, как рядным, так и V-образным, которые отлично себя зарекомендовали как надежные и тяговитые. Однако V-16 продержался на рынке без малого 11 лет, что является беспрецедентным показателем для автомобилей того времени с количеством цилиндров, превышающим 8.


В 1926 году президент Cadillac Лоуренс Фишер (Lawrence Fisher) нанимает талантливого инженера по имени Оуен Нэкер (Owen Nacker), который до этого занимался разработкой мотора V16 в Marmon Motor Car Company. Через год в режиме строжайшей секретности началась работа над новой моделью с инновационным двигателем, которая, по мнению Фишера, должна была поставить точку в соперничестве за первенство в премиум-сегменте американского авторынка. Больше всего Фишер хотел утереть нос Packard, который к концу 20х годов был олицетворением роскоши, богатства и успеха.

Хотя выход модели совпал с началом Великой Депрессии, именно V-16 открыл так называемую эру американской многоцилиндровой классики. Несмотря на то, что даже те, кто мог позволить себе премиальный автомобиль в условиях бушевавшего кризиса, отдавали предпочтение бюджетным четырех- и шестицилиндровым Ford и Chevrolet, начало 30х годов ознаменовалось появлением двенадцатицилиндровых моделей у Packard, Auburn и Lincoln. А в 1931 году и Cadillac обзавелся собственным двигателем V12.



Зачем вообще столько цилиндров?

Для покупателей автомобилей премиум-класса основными приоритетами были комфорт, плавность хода и запас мощности, способный при необходимости обеспечить уверенное ускорение. А мощности как раз не хватало в условиях возросших габаритов и массы люксовых авто. Технологии тех лет не позволяли моторам крутиться свыше 4000 об/мин, поэтому, стремясь повысить отдачу двигателя, инженеры повсеместно придерживались простого правила: «больше объем – больше мощность».

Однако если увеличивать объем, оставив прежним количество цилиндров, то это неизменно приведет к возросшим вибрациям, что было абсолютно недопустимым в контексте автомобилей для элиты. Идея использования механического нагнетателя также не приглянулась конструкторам Cadillac из-за того, что компрессоры тех лет существенно снижали ресурс двигателя и были источником дополнительных шумов, что также вряд ли бы устроило толстосумов. Ну а октановое число бензина в начале 30х лишало всякого смысла повышение степени сжатия двигателя. Поэтому оптимальным решением было создание двигателя большего объема с увеличенным количеством цилиндров.

Сколько выжимал V16?

Так родился верхнеклапанный V16 объемом 7,4 литра (452 куб. дюйма) с распредвалом в развале блока. Двигатель развивал 165 л.с. и 433 Нм. Сегодня этими цифрами никого не удивишь, но в сравнении с 90-сильным V8, которыми оснащались более дешевые модели Cadillac, результат впечатляет. Мотор получился очень сбалансированным, весьма неприхотливым и обеспечивал небывалую плавность хода, а внушительный крутящий момент, доступный уже при 1200 об/мин, гарантировал достойный подхват на любой передаче.

Шасси для нового флагмана линейки Cadillac было более массивным, нежели используемое для модели V-8, однако многие детали были конструктивно идентичны. Еще одной инновацией была трехступенчатая синхронизированная механическая коробка передач, разработанная годом раньше. Производитель заявлял, что модели с легкими (2300 кг) кузовами способны разгонятся до 160 км/ч, но для большинства трехтонных седанов фактический потолок был на уровне 130 км/ч. А учитывая качество дорожного покрытия в 30х годах, эти цифры были и вовсе труднодостижимы.




Многообразие кузовов

Для шасси с единственно доступной 148-дюймовой (3759 мм) колесной базой придворные ателье Fisher Body и Fleetwood предлагали 82 кузовных решения на любой вкус: купе, седаны, двух- и четырехдверные кабриолеты, родстеры и лимузины. Количество пассажирских мест варьировалось от двух до семи. Предлагаемый набор конфигураций экстерьера и внутреннего убранства был поистине огромен, а за дополнительную плату мастера из Fisher Body и Fleetwood были готовы создать поистине уникальный кузов, следуя любым пожеланиям клиента.

Если же и этого было недостаточно для заказчика, то десятки ателье по всей Америке могли воплотить в металле совершенно любой каприз. В связи с широчайшим набором опций, некоторые автомобили были без преувеличения уникальными.

Цена заводского V-16 в зависимости от типа кузова и комплектации могла достигать $ 7 500. Одной из самых престижных комплектаций была Madamе X (названа в честь популярного одноименного фильма, увидевшего свет в 1929 году), цена на которую в семиместном варианте была без малого $ 9 200. В 1930-1931 годах было выпущено 3 256 единиц V-16, что в условиях Великой Депрессии можно считать оглушительным успехом, ведь стоил новенький Cadillac с диковинным двигателем как неплохой дом.




Конкуренция и ее плоды

В 1931 году Marmon все же выпустил свой автомобиль с алюминиевым (!) шестнадцатицилиндровым мотором, который превосходил Cadillac как по объему, так и по мощности: 8,1 л (491 куб. дюйм) и 200 л.с. Следом подтянулись и остальные конкуренты со своими V12: Packard возродил модель Twin Six в 1932, а Lincoln, Auburn, Franklin, Pierce-Arrow, и Rolls-Royce также представили публике модели с V12 под капотом.

В 1932 году в премиальном сегменте автомобильного рынка США дела резко ухудшились у всех производителей. Продажи упали многократно, за этот год ворота завода покинуло всего 296 V-16, и эта удручающая тенденция продолжалось и в последующие годы: в период с 1934 по 1937 годовой выпуск флагманской модели Cadillac составлял порядка полусотни экземпляров.

Для сохранения конкурентного преимущества в сложившейся ситуации V-16 в 1932 впервые подвергается модернизации: была улучшена коробка передач, появился вакуумный усилитель сцепления, а также был расширен список опций по салону. Плюс клиент мог заказать наклонное лобовое стекло (от 7 до 22 градусов) и выбрать один из двух вариантов колесной базы (143 и 149 дюймов). Помимо финансового кризиса была и другая причина падения спроса на V-16 – появление Cadillac V-12, который был ощутимо дешевле при том, что оставался одним из самых роскошных и передовых автомобилей своего времени.


На фото: Marmon



1934 год ознаменовался выходом концепт-кара V-16 Aero-Dynamic Coupe, представленного на Century of Progress Exposition в Чикаго. Шасси было идентично стандартному V-16, однако дизайн кузова был предельно новаторским и опередил свое время на несколько лет: плавные обводы кузова, наклонное лобовое стекло и покатая корма выглядели невероятно стремительно на фоне дорожных автомобилей тех лет. До кучи, в Aero-Dynamic Coupe были впервые для General Motors представлены некоторые технические решения, которые в последующие годы стали широко применятся в серийных моделях концерна, а именно цельнометаллическая крыша и элегантные пологие крылья, запасные колеса с которых «переехали» в специальное отделение багажного отсека.


На фото: Aero-Dynamic Coupe


Первое поколение Cadillac V-16 (Series 452) выпускалось до 1937 с незначительными техническими изменениями, среди которых возросшая до 185 л.с. отдача мотора и гидравлическая тормозная система.



Наследничек

В 1938 ему на смену пришла вторая генерация V-16, получившая название Series 90. Для Series 90 главным инженером Cadillac Эрнестом Сихольмом (Ernest Seaholm) был разработан новый нижнеклапанный шестнадцатицилиндровый двигатель чуть меньшим объемом 7,1 л (431 куб. дюйм), получивший название L-head V16. Мощность мотора был аналогична предшественнику и составляла 185 л.с. Переход на конфигурацию с расположением клапанов в блоке цилиндров был обусловлен соображениями унификации и удешевления производства, так как. самым ходовым двигателем среди всей линейки Cadillac был нижнеклапанный V8. На выходе мотор получился более компактным, более легким, более простым в обслуживании и, что немаловажно, более дешевым в производстве.




Ассортимент кузовов от Fleetwood по-прежнему был очень широк: купе, седаны, кабриолеты, а также специальная длиннобазная (161 дюйм) версия Presidental. В целом, обновленный V-16 выглядел более современно благодаря многим перекочевавшим с Aero-Dynamic Coupe решениям в экстерьере. В первый год выпуска было продано 311 штук Series 90, что в 6 раз превышало объем продаж предшественника в 1937-м, однако в последующие годы спрос упал ниже плинтуса, и 1940 стал последним для V-16. Причиной сворачивания производства стала банальная экономическая нецелесообразность выпуска этой модели. Всего в период с 1930 по 1940 было произведено 4 386 V-16.

Что в итоге?

С одной стороны идея создания серийного автомобиля с таким сложным и громоздким мотором кажется сегодня абсурдной. Более того, таковой она являлась и в 30-х годах, что наглядно демонстрируют мощностные и динамические показатели других производителей того времени. Рядные восьмерки Duesenberg были мощнее и легче, а инженеры Bugatti с пятилитровых моторов без проблем снимали больше двухсот «лошадей». Но сложно поспорить с тем, что именно благодаря модели V-16 Cadillac уверенно ворвался на рынок люксовых автомобилей и прочно там обосновался на долгие годы. И да… У мистера Фишера все же получилось заставить Packard подвинуться.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 0 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
АВТОВАЗ представил серийный универсал Lada Vesta и его кросс-версию

Продажи «сарая» Lada Vesta стартуют в России во второй половине текущего года.

18326 31 10
Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Вернуть свой 2007-й: 10-летний немецкий С-класс за 300 тысяч

Доллар по 30, бензин по 20, низкие ввозные пошлины, последний кризис закончился 9 лет назад, Россия всерьёз рассчитывает обогнать Германию по продажам автомобилей, а европейский и японский С-класс продаётся десятками…

2598 1 1
Статьи / Практика
Выпьешь – не заведёшь: что такое алкозамок, и победит ли он пьянство за рулём

Сразу несколько операторов столичного каршеринга заявили об установке алкозамков на свои автомобили. Это явно даёт понять, что проблема с нетрезвыми водителями на прокатных автомобилях весьма значительна. Изучаем…

943 2 0
Статьи / Популярные вопросы
Штампованные, литые, кованые, сборные: какие бывают колёсные диски, и в чём отличия

Мы уже рассмотрели параметры выбора колесного диска, выделив все основные показатели, которые нужно учесть при приобретении. Однако вопрос выбора типа диска заслуживает чуть более пристального внимания: сегодня мы…

3225 5 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Вернуть свой 2007-й: 10-летний немецкий С-класс за 300 тысяч

Доллар по 30, бензин по 20, низкие ввозные пошлины, последний кризис закончился 9 лет назад, Россия всерьёз рассчитывает обогнать Германию по продажам автомобилей, а европейский и японский С-класс продаётся десятками…

2598 1 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: не очень надёжные МКПП и выносливые моторчики

Интерес к маленьким машинкам у нас в России, под стать машинкам, маленький. А зря. Есть среди них очень интересные экземпляры, которые вполне способны и пакеты с покупками перевезти, и даже в соседний город свозить. И…

1866 4 4
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: удивительно крепкий кузов и «скрипучие» тормоза

Маленькие машины в России не очень любят. Исключений не много, к ним, пожалуй, можно отнести только Skoda Fabia, VW Polo и Opel Corsa, с натяжкой – Peugeot 206 и. Остальные «малыши» встречаются в минимальных количествах,…

2726 18 2
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

31572 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

30474 10 22
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

18068 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

68970 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

55460 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

27181 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

58519 3 32
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

23042 2 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

18988 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

109912 4 3
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

22779 5 0
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

15102 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?