Пыльные суперкары: Cadillac V-16, дважды по восемь

5757 0 2
Поделиться: 0 0 0 0 0 2

С тех пор как маркетологи Cadillac озвучили слоган «Penalty of Leadership» (Обреченный лидировать) у инженеров не осталось другого выбора, кроме как раз за разом создавать автомобили, наголову превосходящие конкурентов. Это и обусловило появление флагманской модели V-16, которая олицетворяла собой технический прогресс, мощь и эксклюзивность.

Рыночные обстоятельства

По большому счету не было особой нужды в конце 20-х годов прошлого века разрабатывать огромный многоцилиндровый двигатель. В сегменте люксовых авто большинство производителей из Детройта отдавали предпочтение восьмицилиндровым агрегатам, как рядным, так и V-образным, которые отлично себя зарекомендовали как надежные и тяговитые. Однако V-16 продержался на рынке без малого 11 лет, что является беспрецедентным показателем для автомобилей того времени с количеством цилиндров, превышающим 8.


В 1926 году президент Cadillac Лоуренс Фишер (Lawrence Fisher) нанимает талантливого инженера по имени Оуен Нэкер (Owen Nacker), который до этого занимался разработкой мотора V16 в Marmon Motor Car Company. Через год в режиме строжайшей секретности началась работа над новой моделью с инновационным двигателем, которая, по мнению Фишера, должна была поставить точку в соперничестве за первенство в премиум-сегменте американского авторынка. Больше всего Фишер хотел утереть нос Packard, который к концу 20х годов был олицетворением роскоши, богатства и успеха.

Хотя выход модели совпал с началом Великой Депрессии, именно V-16 открыл так называемую эру американской многоцилиндровой классики. Несмотря на то, что даже те, кто мог позволить себе премиальный автомобиль в условиях бушевавшего кризиса, отдавали предпочтение бюджетным четырех- и шестицилиндровым Ford и Chevrolet, начало 30х годов ознаменовалось появлением двенадцатицилиндровых моделей у Packard, Auburn и Lincoln. А в 1931 году и Cadillac обзавелся собственным двигателем V12.



Зачем вообще столько цилиндров?

Для покупателей автомобилей премиум-класса основными приоритетами были комфорт, плавность хода и запас мощности, способный при необходимости обеспечить уверенное ускорение. А мощности как раз не хватало в условиях возросших габаритов и массы люксовых авто. Технологии тех лет не позволяли моторам крутиться свыше 4000 об/мин, поэтому, стремясь повысить отдачу двигателя, инженеры повсеместно придерживались простого правила: «больше объем – больше мощность».

Однако если увеличивать объем, оставив прежним количество цилиндров, то это неизменно приведет к возросшим вибрациям, что было абсолютно недопустимым в контексте автомобилей для элиты. Идея использования механического нагнетателя также не приглянулась конструкторам Cadillac из-за того, что компрессоры тех лет существенно снижали ресурс двигателя и были источником дополнительных шумов, что также вряд ли бы устроило толстосумов. Ну а октановое число бензина в начале 30х лишало всякого смысла повышение степени сжатия двигателя. Поэтому оптимальным решением было создание двигателя большего объема с увеличенным количеством цилиндров.

Сколько выжимал V16?

Так родился верхнеклапанный V16 объемом 7,4 литра (452 куб. дюйма) с распредвалом в развале блока. Двигатель развивал 165 л.с. и 433 Нм. Сегодня этими цифрами никого не удивишь, но в сравнении с 90-сильным V8, которыми оснащались более дешевые модели Cadillac, результат впечатляет. Мотор получился очень сбалансированным, весьма неприхотливым и обеспечивал небывалую плавность хода, а внушительный крутящий момент, доступный уже при 1200 об/мин, гарантировал достойный подхват на любой передаче.

Шасси для нового флагмана линейки Cadillac было более массивным, нежели используемое для модели V-8, однако многие детали были конструктивно идентичны. Еще одной инновацией была трехступенчатая синхронизированная механическая коробка передач, разработанная годом раньше. Производитель заявлял, что модели с легкими (2300 кг) кузовами способны разгонятся до 160 км/ч, но для большинства трехтонных седанов фактический потолок был на уровне 130 км/ч. А учитывая качество дорожного покрытия в 30х годах, эти цифры были и вовсе труднодостижимы.




Многообразие кузовов

Для шасси с единственно доступной 148-дюймовой (3759 мм) колесной базой придворные ателье Fisher Body и Fleetwood предлагали 82 кузовных решения на любой вкус: купе, седаны, двух- и четырехдверные кабриолеты, родстеры и лимузины. Количество пассажирских мест варьировалось от двух до семи. Предлагаемый набор конфигураций экстерьера и внутреннего убранства был поистине огромен, а за дополнительную плату мастера из Fisher Body и Fleetwood были готовы создать поистине уникальный кузов, следуя любым пожеланиям клиента.

Если же и этого было недостаточно для заказчика, то десятки ателье по всей Америке могли воплотить в металле совершенно любой каприз. В связи с широчайшим набором опций, некоторые автомобили были без преувеличения уникальными.

Цена заводского V-16 в зависимости от типа кузова и комплектации могла достигать $ 7 500. Одной из самых престижных комплектаций была Madamе X (названа в честь популярного одноименного фильма, увидевшего свет в 1929 году), цена на которую в семиместном варианте была без малого $ 9 200. В 1930-1931 годах было выпущено 3 256 единиц V-16, что в условиях Великой Депрессии можно считать оглушительным успехом, ведь стоил новенький Cadillac с диковинным двигателем как неплохой дом.




Конкуренция и ее плоды

В 1931 году Marmon все же выпустил свой автомобиль с алюминиевым (!) шестнадцатицилиндровым мотором, который превосходил Cadillac как по объему, так и по мощности: 8,1 л (491 куб. дюйм) и 200 л.с. Следом подтянулись и остальные конкуренты со своими V12: Packard возродил модель Twin Six в 1932, а Lincoln, Auburn, Franklin, Pierce-Arrow, и Rolls-Royce также представили публике модели с V12 под капотом.

В 1932 году в премиальном сегменте автомобильного рынка США дела резко ухудшились у всех производителей. Продажи упали многократно, за этот год ворота завода покинуло всего 296 V-16, и эта удручающая тенденция продолжалось и в последующие годы: в период с 1934 по 1937 годовой выпуск флагманской модели Cadillac составлял порядка полусотни экземпляров.

Для сохранения конкурентного преимущества в сложившейся ситуации V-16 в 1932 впервые подвергается модернизации: была улучшена коробка передач, появился вакуумный усилитель сцепления, а также был расширен список опций по салону. Плюс клиент мог заказать наклонное лобовое стекло (от 7 до 22 градусов) и выбрать один из двух вариантов колесной базы (143 и 149 дюймов). Помимо финансового кризиса была и другая причина падения спроса на V-16 – появление Cadillac V-12, который был ощутимо дешевле при том, что оставался одним из самых роскошных и передовых автомобилей своего времени.


На фото: Marmon



1934 год ознаменовался выходом концепт-кара V-16 Aero-Dynamic Coupe, представленного на Century of Progress Exposition в Чикаго. Шасси было идентично стандартному V-16, однако дизайн кузова был предельно новаторским и опередил свое время на несколько лет: плавные обводы кузова, наклонное лобовое стекло и покатая корма выглядели невероятно стремительно на фоне дорожных автомобилей тех лет. До кучи, в Aero-Dynamic Coupe были впервые для General Motors представлены некоторые технические решения, которые в последующие годы стали широко применятся в серийных моделях концерна, а именно цельнометаллическая крыша и элегантные пологие крылья, запасные колеса с которых «переехали» в специальное отделение багажного отсека.


На фото: Aero-Dynamic Coupe


Первое поколение Cadillac V-16 (Series 452) выпускалось до 1937 с незначительными техническими изменениями, среди которых возросшая до 185 л.с. отдача мотора и гидравлическая тормозная система.



Наследничек

В 1938 ему на смену пришла вторая генерация V-16, получившая название Series 90. Для Series 90 главным инженером Cadillac Эрнестом Сихольмом (Ernest Seaholm) был разработан новый нижнеклапанный шестнадцатицилиндровый двигатель чуть меньшим объемом 7,1 л (431 куб. дюйм), получивший название L-head V16. Мощность мотора был аналогична предшественнику и составляла 185 л.с. Переход на конфигурацию с расположением клапанов в блоке цилиндров был обусловлен соображениями унификации и удешевления производства, так как. самым ходовым двигателем среди всей линейки Cadillac был нижнеклапанный V8. На выходе мотор получился более компактным, более легким, более простым в обслуживании и, что немаловажно, более дешевым в производстве.




Ассортимент кузовов от Fleetwood по-прежнему был очень широк: купе, седаны, кабриолеты, а также специальная длиннобазная (161 дюйм) версия Presidental. В целом, обновленный V-16 выглядел более современно благодаря многим перекочевавшим с Aero-Dynamic Coupe решениям в экстерьере. В первый год выпуска было продано 311 штук Series 90, что в 6 раз превышало объем продаж предшественника в 1937-м, однако в последующие годы спрос упал ниже плинтуса, и 1940 стал последним для V-16. Причиной сворачивания производства стала банальная экономическая нецелесообразность выпуска этой модели. Всего в период с 1930 по 1940 было произведено 4 386 V-16.

Что в итоге?

С одной стороны идея создания серийного автомобиля с таким сложным и громоздким мотором кажется сегодня абсурдной. Более того, таковой она являлась и в 30-х годах, что наглядно демонстрируют мощностные и динамические показатели других производителей того времени. Рядные восьмерки Duesenberg были мощнее и легче, а инженеры Bugatti с пятилитровых моторов без проблем снимали больше двухсот «лошадей». Но сложно поспорить с тем, что именно благодаря модели V-16 Cadillac уверенно ворвался на рынок люксовых автомобилей и прочно там обосновался на долгие годы. И да… У мистера Фишера все же получилось заставить Packard подвинуться.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 0 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Авторынок
Названы цены доступного седана Nissan Versa

Американское подразделение Nissan озвучило полный прайс-лист на бюджетный седан Versa 2018-го модельного года.

9383 0 0
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Перегрев бензонасоса: опасно ли ездить «на лампочке»?

Приводит ли езда на машине с низким уровнем топлива в баке к перегреву и выходу из строя погружного бензонасоса? Народная молва уверяет, что да... То же самое нередко говорят и профессионалы-ремонтники в автосервисе.…

25940 2 0
Статьи / Автотоп
Резво по-американски: самые быстрые автомобили США

Признайтесь честно: читая предыдущий автотоп быстрейших автомобилей российской сборки, вы зевали, а в конце проснулись от удара подбородком об стол. Обещаем, здесь все будет иначе. Мы учли ваши мнения и решили: пусть…

985 1 0
Статьи / Финвопрос
Покупаем дешевле: лучшие скидки и акции на автомобили в августе 2017 года

Июль подарил нам не только очередной прирост продаж на первичном автомобильном рынке, но и кое-что, что может эти продажи стимулировать: новые государственные программы поддержки. В августе реализация этих программ пошла…

1881 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

1564 3 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

2928 7 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GH с пробегом: антифриз в масле и течи теплообменника

Mazda 6 GH до сих пор способна притягивать взгляды. Её и сейчас многие любят и считают вполне выгодным приобретением. Так ли это на самом деле? Не слишком ли многого мы ждём от немолодого автомобиля? Как мы выяснили в…

2682 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34257 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

24760 3 6
Тест-драйвы / Одиночные
Князь тишины: тест-драйв новой Mazda CX-5

Под колеса стелется асфальт автомагистрали Тбилиси — Сенаки. Магистраль тянется вдоль долины Куры, по сторонам мелькают «холмы Грузии», на которые пока еще не легла ночная мгла, а из динамиков аудиосистемы Bose салон…

15983 2 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

31799 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6673 0 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

4962 9 10
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

62371 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21392 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10409 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

18231 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21392 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10368 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?