В лес с асфальта: почему кольцевые гонщики не добиваются успеха в ралли

Старинная поговорка гласит, что нужно семь раз отмерить и лишь затем – отрезать. Но верный подход – это далеко не только «замеры и резка». Это умение правильно выбрать материал, инструмент для его обработки и подготовить все для дальнейшего применения изготовленного элемента. И чем чаще человек применяет этот правильный подход, тем большего профессионализма достигает – как в простых операциях, так и во всем процессе. Об этом и пойдет сегодня речь.

Правильный подход существует к любому делу, и автоспорт – не исключение. Здесь тоже есть ряд обязательных нюансов, без которых не стать быстрым и успешным пилотом. И, конечно, здесь есть люди, которые многократно опробовали, отшлифовали и применяют с большим успехом некий подход к подготовке «идеального гонщика».

Подходы порой разнятся или сходятся в деталях, но их объединяет самое главное: таких людей называют тренерами. Именно к этим «властелинам правильного подхода», готовым построить программу становления гоночной личности, идут люди, чтобы стать быстрее, точнее, результативнее...

Воспитание кольцевого пилота очень понятно выглядит на бумаге и при просмотре очередного интервью со звездой асфальтового покрытия. Подход и путь, по которому шли и идут нынешние корифеи и талантливая молодежь, во многом традиционен. Во-первых, чем раньше – тем лучше. Почему – мы уже говорили в прошлой статье. Во-вторых, обязательно пройти школу картинга. И вот человек лет в шесть садится за руль...

original-_ (1).jpg

Обсуждение дороги



Картинг – «кузовные» серии – «Формулы» всех сортов и расцветок и, как венец всей карьеры, – F-1, королевские автогонки. Разумеется, за всем этим стоит громадная работа тренеров и менеджера, и лишь с виду успех в кольце похож на стремительное восхождение к вершине. Штурмующих вершину – тысячи, а достигают её единицы.

Но как минимум, если ты тоже решил попытаться, то здесь есть довольно четкий, «обкатанный» десятками пилотов план действий. А теперь о ралли...

Конечно, оно бывает и асфальтовое – но и там звезды кольца, случайно попадая на раллийные спецучастки, не блещут результатами. Что-то не ладится.

Да, в раллийной езде требуются уникальные навыки, и один из них – езда «на слух», по стенограмме. В ходе гонки, третий раз в жизни находясь на этом участке дороги, ты должен поехать настолько быстро, насколько это вообще возможно в данной ситуации. При этом дорога – не трек, зоны вылета отсутствуют, меняется характер, рельеф и покрытие, возникают всяческие неожиданности и требуется высочайший контроль на каждом сантиметре спецучастка.

Именно это представляет собой главную проблему при переходе в ралли после многолетнего опыта в кольце. Но ведь все остальное-то так похоже! Тоже автомобиль с четырьмя колесами, тоже едет быстро, по траекториям, тормозит и разгоняется...

И при всем этом ни один из известных нам примеров не смог показать высокие результаты, «с наскоку» стартовав в раллийной серии – хотя, казалось бы, у профессионального кольцевика с контролем автомобиля и чувством скорости уж точно все в порядке.

Что же, Кими Райкконен, который во время своего перерыва в «королевских гонках» провел два сезона в Чемпионате Мира по ралли, Роберт Кубица, сейчас активно участвующий в WRC, и много других менее известных кольцевиков, эпизодически стартующих в гонках серьезных раллийных чемпионатов – все они не нашли «правильного подхода»?

Оправдаться возрастом (дескать, в детстве учиться легче) тут нельзя: подход существует. Иначе как довольно взрослые гимнасты, трактористы и горнолыжники из прошлой статьи попадали в «топовые» раллийные серии и начинали там стремительную победную карьеру? А если есть подход и он работает, почему бы не начать подготовку раллийного пилота и его будущих побед в детстве?

Почему в ралли приходят, как минимум, восемнадцатилетние «новички», мы тоже упоминали: водительские права требуются для участия в ралли практически повсеместно. Но часто встречается и молодежь, причем молодежь успешная: скандинавские страны и Прибалтика стабильно выпускают на трассы быстрых юнцов, и те впоследствии часто не дают спуску куда более серьезным соперникам.

Сегодня нам повезло поговорить с тренером такой «боевой молодежи»: Станислав Грязин, Чемпион России и мастер спорта международного класса, воспитал старшего сына Василия успешным раллийным пилотом, а сейчас работает с младшим – Николаем Грязиным. Кто, как не этот человек, много знает, что такое «правильный подход»?

Станислав, а ведь на самом деле Василий и Николай начали свой путь в автоспорт по-разному: Васю вы сразу тренировали с прицелом на ралли, а вот Коля начал два года назад с того, что сел в кольцевую машину и сразу же начал показывать высокие результаты в кольце. Почему же он впоследствии занялся раллийной программой, и не мешает ли опыт, полученный в кольцевых гонках, осваивать свою, особенную специфику ралли?

– Нет, не только не мешает, а наоборот – очень помогает. Я считаю, что кольцо – это очень хорошая базовая подготовка для любого автогонщика. Именно в кольце ты учишься, как я говорю, работать с дорогой лучше всего. И когда я занимался с Васей, мы много времени уделяли тренировкам на кольце. Да, он не участвовал в соревнованиях, но что такое кольцевая езда знает не только со слов младшего брата. Именно поэтому он очень достойно смотрелся, когда проехал пару этапов вместо Коли в Кубке Лада Гранта и в прошлом году на заключительных этапах РСКГ (Российской Серии кольцевых гонок).

А чтобы ответить на вопрос почему, как правило, звезды кольца или кросса, приходя в ралли, не могут показать соответствующий их уровню пилотажа результат, надо понять, в чем основное отличие ралли. Многие считают, что кольцевики, например, могут ехать быстро только по идеальному асфальту и не смогут так же быстро ехать по скользкой или грязной дороге. А вот раллист будет быстрым везде. Это не совсем так, а как правило – совсем наоборот. Поверьте, многократно проверено на разных тестах и покатушках по ледовым трассам на озерах. Лучшее время круга (или тестового участка) – как правило, у кольцевиков. Но вот по времени первого прохождения они далеко позади. И дело тут не в стенограмме. Дай, например, возможность кольцевику и раллисту заучить тестовый асфальтовый кусочек дороги, катаясь многократно по нему на велосипеде. А потом посади их в боевой автомобиль без штурмана и попроси проехать с максимально возможной скоростью. Так вот, лучшее время первого проезда будет у раллиста, а вообще лучшее время, «выкатав» эту дорожку, покажет кольцевик.

Понимая эту особенность езды в ралли, можно выстроить правильный план тренировок, направленный именно на работу с первым проездом. Конечно, умение писать стенограмму и потом ехать на слух – это отдельное искусство. Но хорошего кольцевика этому тоже можно научить достаточно быстро. Для тех, кто не знает, поясню: на ознакомительных проездах именно пилот надиктовывает определенные подсказки к поворотам, а штурман их записывает в тетрадку – так получается скоростная стенограмма спецучастка. Чтобы её правильно составить, надо очень хорошо представлять, как будет выглядеть идеальное прохождение этой трассы в гонке, а у кольцевиков такое представление развито отлично.

Есть, правда, еще одно обстоятельство, которое может не дать переквалифицироваться в раллиста талантливому кольцевику. Как сказал один очень опытный немецкий ветеран кольцевых гонок: «в современном кольце отвага точно не входит в перечень самых необходимых качеств пилота». А вот в ралли это качество определенно входит в тройку самых нужных. Но это относится к любому, кто занимается ралли. Если у человека нет определенной степени «безбашенности», то его можно научить ехать быстро, а вот очень быстро он уже никогда не поедет.


original-_.jpg

Тренерская работа



Работа тренера в автоспорте, с одной стороны, не очень видна, а с другой окутана стереотипами и некоторым ореолом «загадочности»... Как вы строите тренерскую работу с молодыми пилотами? Известно, что некоторые раллисты работают с несколькими тренерами, каждый из которых занимается своей частью обучения, при этом ведущий тренер строит программу, по которой и происходит весь процесс подготовки. Насколько актуален такой подход и похож ли он на ваш?

– Очень хороший вопрос! И именно тем, что в нем содержится ответ! Да, у меня именно такой подход. Я вообще не считаю себя тренером. Я, скорее, больше спортивный менеджер. Моя основная задача – составить правильный тренировочный план, понять, что нужно подтянуть у моего подопечного именно сейчас, а что следующим шагом. А вот для конкретных шагов я стараюсь приглашать «спецов». То, чему я учу своих сыновей непосредственно сам, так это писать стенограмму. Здесь, как мне кажется, я выработал определенный метод.

Есть ли у вас свои «фишки», нюансы взаимодействия с юными гонщиками?

– Тренерские «фишки» у меня конечно есть. Но про них коротко, без объяснения тонкостей всего тренировочного процесса, не расскажешь.

Что касается нюансов взаимодействия... Сложно сказать. Я же тренирую своих сыновей, с которыми у меня всегда были и есть очень хорошие, прежде всего дружеские, взаимоотношения. Стараюсь (!) выработать у них очень серьезное, профессиональное отношение к тому, чем они занимаются. Но когда я выступаю в качестве тренера, я достаточно строг и требователен по отношению к ним. Требую всегда выкладываться на 100%. Я не могу спокойно смотреть, если человек едет медленнее, чем умеет и может. Покататься в своё удовольствие – это не ко мне!

С кем проще работать с абсолютным новичком, который не умеет даже ездить на обычной машине, или с пилотом, имеющим богатый опыт контраварийной подготовки, каких-либо гоночных навыков из другой сферы автоспорта?

– Конечно, с подготовленным человеком работать проще. Но это верно, если выработанные у него навыки – правильные. В противном случае переучивать всегда сложнее, чем научить с нуля.

Вот что точно проще, так это работать с абсолютным новичком, чем обучать человека, имеющего за плечами большой водительский стаж в обычной жизни. За месяц человека, не умевшего даже трогаться на машине, можно научить гораздо большему, чем опытного гражданского водителя за полгода. Правда, новичок не приобретет навыков грамотной езды по городу среди других водителей с соблюдением всех правил – но на гоночной трассе уедет от «опытного» навсегда. Это происходит потому, что большинство навыков вождения из обычной жизни не нужны и только мешают в гонках.

Насколько сложно приблизить пилота к «грани» и грамотно развивать его пилотаж?

К «грани» пилота приблизить не сложно – сложно сделать так, чтобы он, приблизившись, её не проскочил и не разбил машину. Вообще-то, как грамотно развивать пилотаж конкретного спортсмена – это всегда большой вопрос. Все люди индивидуальны. Одно можно сказать точно: надо больше тренироваться. Поверьте, не бывает такого, что человек быстро пашет на тракторе, а потом ему вдруг дают возможность проехать «1000 озер» за заводскую команду. Дают такую возможность точно не за умение ездить на тракторе.

Просто у гонщиков в жизни есть то, что можно сделать, так сказать, PR-поводом, а есть то, что проходит для подавляющего большинства незамеченным. Без большого тренировочного наката, как и в других видах автоспорта, быстро поехать практически невозможно – ну а использовать для тренировок дорогую технику совершенно не обязательно. Так, в кольце картинг является тем фундаментом, который помогает пилоту всю его карьеру. Количество поворотов, которые проезжает картингист за год, он впоследствии никогда не проедет на всех Формулах за всю свою жизнь. А законы движения что в картинге, что на больших машинах те же!

Но и носиться на обычной «гражданской» машине ночью по лесным дорожкам нельзя ни в коем случае. Такие «тренировки» могут очень печально кончиться. Вообще, планируя тренировки и всю программу подготовки, вопрос безопасности надо ставить на первое место. Автоспорт сейчас стал достаточно безопасным, не по сравнению с шахматами конечно, а с тем каким был несколько десятилетий назад. Это произошло потому, что постоянно разрабатываются и неукоснительно внедряются разнообразные технические решения в спортивном автомобиле. И пренебрежительное отношение ко всем этим мерам безопасности может быть чревато.


original-_-_.jpg

Станислав и Василий Грязины



Вот такую картину нам «нарисовал» Станислав Грязин: экспертное мнение о правильном подходе к раллийным тренировкам, в общем-то, не таит в себе ничего сверхъестественного... Так что всем, кто до сих пор не решился вступить на тесный путь профессионального роста в ралли, самое время начать свое великое путешествие хотя бы с первого существенного шага – с осознания своих возможностей и поиска тренера.

А вот о том, что поджидает начинающего (и продолжающего, то есть уже довольно опытного и идущего к намеченной цели) раллийного пилота на извилистых спецучастках его будущей карьеры, мы расскажем в следующей статье. Готовьтесь к тесному знакомству с неизбежными и пикантными особенностями этой дисциплины. До скорых встреч!


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
26.09.2015 21:36
Феликсандр

"... уедет от «опытного» навсегда" - ой-ой-ой, Станислав! Не надо громких слов, все зависит от конкретного человека. Вспомнить, хотя бы, как "начинали" свою автогоночную карьеру Вальтер Рёрль и Себастьян Леб.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings