"Классический" ВАЗ: как содержать самый популярный автомобиль вторичного рынка

Пока АВТОВАЗ устремляется в светлое будущее, а мировые концерны внедряют литровые турбомоторы и гибриды, больше всего покупателей "вторички" в России выбирают ВАЗ-2107. Потому что это дешево, практично и по-прежнему актуально.

В этот раз мы почти не будем, как в материале "Автомобиль детской мечты", говорить о преданных фанатах той или иной ретромодели. Речь об автомобилях, которые только по западным меркам относятся к категории "ретро", но у нас это — еще только вчера снятые с производства "Жигули", хотя и сконструированные почти полвека назад. На самом деле они остаются вполне функциональными по сей день. Не верите?

Вот их достоинства, которые трудно оспорить:

  • невысокая стоимость;
  • доступные запчасти;
  • нетребовательность к сервису;
  • нетребовательность к качеству бензина;
  • возможность за недорого перевести на газовое топливо;
  • приспособленность к плохим дорогам.

Естественно, есть у живой классики и немалые, столь же очевидные минусы:

  • непрестижно;
  • не всегда достойные динамика и тормоза;
  • повышенный уровень шумов в салоне;
  • расход топлива выше современных одноклассников;
  • активная и пассивная безопасность на уровне 1970-х гг.;
  • отсутствие кондиционера, усилителя руля и подобных опций.

autowp.ru_vaz_2101_zhiguli_3.jpeg


"Всегда готов!"

Конечно, ежедневная эксплуатация автомобиля "позапрошлого поколения" требует не только особого настроя, но и некоторых дополнительных знаний. Да, с одной стороны неновый "Жигуль" не жалко помять-поцарапать в городской толчее или бросить на ночь перед подъездом. Но с другой стороны, марка — одна из самых угоняемых, поскольку всегда есть спрос на "бэушные" запчасти с разборок. Поэтому необходима охранная система, пусть даже простейшего уровня: к счастью, серьезные профи-угонщики с код-грабберами охотятся все-таки за другими машинами. Как ни странно, но ремонта ВАЗ прежних поколений обычно требует не чаще, чем подержанная иномарка средней руки. Причем об особо бережной эксплуатации речь не идет — заднеприводная "классика" всегда готова переносить тяготы отечественных дорог и бездорожья. Помимо немалого запаса прочности, задняя балка "Жигулей" на пяти рычагах вкупе с параллелограммной независимой подвеской передка обладают способностью мягко поглощать неровности, обеспечивая неплохой комфорт даже на разбитых дорогах. Собственно, это одно из самых главных отличий "копеек", "двоек", "троек", "четверок", "пятерок", "шестерок" и "семерок" от более поздних автомобилей-одноклассников. Чья упрощенная, жесткая и тряская ходовая часть больше приспособлена к скоростной езде по ровным дорогам, чем по неровностям.
autowp.ru_vaz_2101_zhiguli_5.jpeg


Особого разговора заслуживает вопрос сервиса. Многие СТО в крупных городах не желают обслуживать ВАЗы прежних поколений, в особенности если речь идет о машине, разменявшей второй-третий десяток лет. Так что при отсутствии "фирменного" дилерского сервиса придется обращаться к мелким частникам, и тут задача найти себе добросовестных мастеров, к которым можно было бы ездить с любой проблемой.

По карману

Запчасти к старым ВАЗам знающие люди покупают не на рынках, где для недорогих машин предлагается много китайского суррогата, а в более-менее серьезных фирмах, поставляющих брендовые детали. Помимо оригинальных российских деталей, существуют даже более качественные импортные изделия. Ведь благодаря тому, что в свое время "Лады" неплохо продавались в Европе и Азии, к ним и сейчас за границей выпускается немало запчастей высокого уровня. Еще один неисчерпаемый источник качественных запчастей — Интернет, где можно по приемлемым ценам с рук покупать оригинальные комплектующие еще советского производства. Один нюанс — нужно не нарваться на сайт автоколлекционеров и поклонников антиквариата, ведь как ни парадоксально звучит, многие из активно эксплуатируемых моделей того же АВТОВАЗа уже стали предметом поклонения и коллекционирования. Ценообразование на старые запчасти — вещь сложная. Для одного оригинальные запчасти от "Жигулей" — просто хлам, занимающий гараж, а те, кто знает им цену, "загнет" стоимость до произвольных значений. Разница в цене в 2-3 раза считается вполне нормальной. Цены на запчасти ниже, а порой и существенно ниже, чем к современным моделям, не говоря уже о том, что некоторые дорогие комплектующие у старых машин просто отсутствуют конструктивно. Как, например, кислородные датчики, топливные фильтры высокого давления и погружные электробензонасосы, обязательные для инжекторных моторов.
autowp.ru_lada_2105_vfts_1.jpg


Есть еще одно обстоятельство, объясняющее живучесть "заднего привода" из Тольятти. Владелец, сознательно (а не по стечению обстоятельств) выбравший "Жигуль" вместо иномарки, как правило, имеет финансовую возможность покупать для своей отечественной "ласточки" качественные запчасти, надежный аккумулятор, "правильную" резину, хорошее масло и прочие рабочие жидкости. Отсюда надежность и долговечность.

А по силам ли?

Вышеупомянутые достоинства для многих автомобилистов все-таки перевешиваются недостатками, присущими морально устаревшим "нашемаркам". Хотя практически каждый из них, что называется, подлежит обсуждению. Так, немалый расход топлива (порядка 9-10 л/100 км в городе) можно компенсировать установкой несложного газобаллонного оборудования II поколения (от $300), что снижает затраты на топливо на 30-50 %. Несложно установить и хорошо настроить карбюратор типа "Солекс" от ВАЗов "восьмого" семейства, а это может снизить расход бензина за городом до 6,0 — 6,5 л/100 км. Отсутствию кондиционера можно противопоставить эффективные поворотные форточки в дверях "Жигулей" первого семейства (на ВАЗ-2105 они исчезли в угоду моде), а то и опционный люк в крыше. Малоудобные передние "сидушки" того же первого семейства только ленивый еще не заменил на иномарочные кресла, а такие "мелочи", как эффективная шумоизоляция, подогрев зеркал, сидений и заднего стекла вам смонтируют, пожалуй, едва ли не на каждой СТО. В самом деле трудно что-либо сказать в ответ на критику чрезмерно тяжелого руля волжской "классики". Разве что тот факт, что в 1960-70-е годы и "Ладой", и ее прототипом Fiat-124 успешно управляли не только ко многому привычные русские женщины, но и более избалованные европейки.
autowp.ru_lada_1600_2.jpeg


Что касается скоростных качеств, то машинам проекта более чем сорокалетней давности трудно тягаться с изделиями современного автопрома, однако в городском потоке держаться совершенно реально. Разве что на самых слабых "Ладах" с 1.2- и 1.3-литровым моторами (64 л.с. и 69 л.с.) не рекомендуется злоупотреблять движением в левом ряду. Тормоза на абсолютном большинстве "Жигулей" вполне подходят для спокойного стиля езды в современных условиях. И лишь водителям "копеек" первых лет выпуска следует держать дистанцию до впередиидущих машин "с запасом", поскольку они не снабжены вакуумными усилителями тормозов.

Внимание!

Следует оговориться, что, упоминая автомобили старых поколений, мы не имеем в виду изношенные экземпляры, побывавшие в руках нескольких владельцев, многократно ремонтировавшиеся и нещадно эксплуатируемые в качестве "грузовиков" или провинциальных такси. Речь идет прежде всего о хорошо сохранившихся экземплярах "Жигулей" с небольшим пробегом, мало чем отличающихся от только что покинувших товарную площадку автомагазина. Их достаточно много на "вторичке". Приличную "копейку", "двойку" и "тройку" надо поискать, с "шестерками" чуть проще, а вот "четверки", "пятерки" и "семерки" предлагаются в широчайшем ассортименте.
lada_combi_1.jpeg


Таким образом, лишенные излишних амбиций практичные граждане вместо сильно потрепанной иномарки возрастом порядка 15 лет могут смело выбирать себе транспорт вдвое старше — вплоть до "копеек" 1970-х годов, базирующихся на тех же узлах и агрегатах, что и продержавшиеся на конвейере до 2012 года "семерки" и "четверки". В принципе, сюда же можно отнести и "восьмерки"/"девятки" 1980-х годов выпуска (хотя о них разговор особый), а вот, казалось бы, аналогичных по сути "Таврий" нужно опасаться: хорошие запчасти к ним неадекватно дороги, поскольку существуют только "в оригинале". Еще сложнее ситуация с комфортабельным и вместительным "Москвичом"-2141 (он же "Алеко"). В разные периоды выпуска качество этой машины было очень нестабильным, и найти удачный экземпляр сегодня тем более непросто. А хорошие запчасти к ним — еще сложнее.

Навсегда?

Увы, в конце концов у любой старой машины наступает момент, когда вложение денег в поддержание ее работоспособности теряет смысл — цена ремонта может вплотную приблизиться к остаточной стоимости транспортного средства. Собственно говоря, это суждение справедливо лишь до тех пор, пока "Жигули" не перешли в разряд культовых раритетов…

Цены на некоторые случайные модели ВАЗ в хорошем состоянии из базы бесплатных объявлений, в рублях

Модель Город Год выпуска Цена
ВАЗ — 2101 Санкт-Петербург 1980 80 000
ВАЗ — 2102 Москва 1975 100 000
ВАЗ — 2103 Краснодарский край 1974 120 000
ВАЗ — 2104 Гусь-Хрустальный 2010 125 000
ВАЗ — 2105 Москва 2005 100 000
ВАЗ — 2106 Ростов-на-Дону 2003 98 000
ВАЗ — 2107 Самара 2012 100 000

Цены на запчасти, в долларах (валюта снова в тренде)

ВАЗ-2101 ВАЗ-21083 VW Passat B4 Renault Logan Chevrolet Lanos
Шаровая опора 6 6 9 5 6
Тормозные колодки 3 3,5 17 10 6
Помпа 15 15 21 22 18
Термостат 7,5 7,5 9,5 11 4,5
Топливный насос 12 12 118 118 44
Топливный фильтр 0,8 0,8 9 7 3,5
Кислородный датчик Нет Нет 50 49 29

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
16.12.2014 18:15
Антон Глухов

"расход топлива выше современных одноклассников" - у меня на 2107 был 7-10 литров, а на Йети Шкоде 16 л.

2

17.12.2014 18:39
Сергей Иванов

Спасибо за интересную статью!Такая настольгия.. Первый автомобиль у меня - ВАЗ2106, остались только самые приятные воспоминания об этом автомобиле, ведь он научил меня многому!

2

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings