Непреодолимая тяга к жизни: опыт владения BMW 520 E12

7727 4 2
Поделиться: 0 2 0 0 0 0
Ровно 45 лет назад мир автомобилей бизнес-класса изменился окончательно и бесповоротно. Оказалось, что комфорт – не единственная добродетель этих чопорных спутников деловых людей, а отпраздновать удачные переговоры можно не только звякнув бокалом с виски, но и эффектно пройдя связку поворотов, унизив попутно парочку спорткаров. Много воды утекло с тех пор, появились талантливые последователи, но началось все с нее – «пятерки» BMW первого поколения в кузове E12.

Снаружи

Никогда не задумывались, откуда это самое «Е» в обозначении старых моделей BMW? Все просто – это первая буква слова Entwicklung. В переводе с немецкого – развитие. Е12 первой удостоилась чести получить новое обозначение.

Заслуженно. «Двенашка» стала новой вехой в истории баварской марки. На модель делали немалую ставку, презентация во время Олимпиады в Мюнхене в 1972 году – тому подтверждение. Пусть ноздри не так широки, а диски BBS лишь 14-дюймовые, первая «пятерка» — квинтэссенция всего того, что мы любим в BMW.

IMG_8530 IMG_8534

IMG_8533

Экстерьер тонко балансирует на грани солидности и спорта. Немалое количество хрома не превращает «пятерку» в дредноут, а бампер Motorsport не делает из нее пародию на болид DTM. Меняющий оттенок в зависимости от освещения акрил Biskayblau отлично дополняет акулий образ «двенашки». Поджарая, крепко сбитая хищница, даже в статике устремленная только вперед. Акула не может без движения – иначе умрет. Так и спорт – суть неотъемлемая часть баварской ДНК, иначе это не BMW.

IMG_8628

Внутри

Интерьер Е12 мало похож на совсем уж олдскульный салон предшественника, но привычная передняя панель BMW, устремившая взор на водителя, поселится в «пятерках» только в следующем поколении. Салон не игрив как у старых итальянцев или французов. Квадратиш, практиш – вот и зер гут. И не шикарен, как бритты: протокол оформления люкс-седана натуральным деревом соблюден, но синие декорации в тон кузова элегантно сдержанны.

IMG_8572

«Мать всех пятерок» берет эргономикой и качеством сборки. Внутри светло и просторно, есть куда положить личный скарб, а все органы управления немногочисленным оборудованием именно там, где им и положено быть. Щиток приборов алеет привычной красной подсветкой – спасибо паре лампочек и светофильтру. Большинство деталей салона не потребовало никакой реставрации, хотя нынешний хозяин вытащил «пятерку» буквально с того света.

1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7

Плотные кресла с пружинной основой ввиду простоты комплектации располагают минимальным набором механических регулировок, что не мешает им иметь оптимальную форму и ощутимую боковую поддержку. В комфортных объятиях таких кресел нашел вечный покой «Враг государства №1» — гангстер Жак Мерин, талантливо сыгранный Венсаном Касселем.

IMG_8565

Компоновка заднего дивана с двумя спинками, разделенными подлокотником сама намекает на оптимальное количество гостей. Колени почти касаются спинок передних кресел, но легкая теснота простительна, если вспомнить, что колесная база Е12 – лишь 2 636 мм, что даже меньше, чем у современной «трешки». Не в этом суть «пятерки».

IMG_8539

В движении

Большинству окружающих Е12 абсолютно не интересна. Подчеркнуто уважительно к старой «пятерке» относятся только владельцы недешевых новых баварцев а-ля X5 и счастливые обладатели ухоженной классики из 90-х вроде Е34. Владельцы масс-маркета смотрят на нас с плохо скрываемой смесью презрения и жалости – «старый BMW – вот не повезло парню».

IMG_8595

Может, дело в том, что 520-я размеренно-нетороплива в разгоне? Младшая «шестерка» M20B20, несмотря на породистый звук рядного мотора, далеко не боец. Двигатель, снабженный четырехкамерным карбюратором Solex, развивает 122 л.с. мощности и 160 Нм тяги. Характер мотора откровенно верховой. Максимум момента доступен ближе к 4 000 об/мин, а на пик мощности «шестерка» выходит уже на подступах к красной зоне.

1 / 2
2 / 2

Каждое прикосновение к короткому рычагу пятиступенчатой «механики» Getrag – праздник. Передачи включаются породисто и четко, ошибиться с выбором невозможно. Иногда ловишь себя на мысли, что прикасаешься к деревянному набалдашнику только чтобы насладиться прецизионно настроенным механизмом.

IMG_8543

Громадный руль без гидроусилителя, тяжелый на парковке, в поворотах – твой лучший напарник. Малый вес (около 1 300 кг), не рекордная по меркам класса длина, небольшие свесы плюс короткая база — и «пятерка» живо ныряет в любой вираж, отлично держа траекторию. Главное – не пугаться кренов, а уж «пятерка» не подведет, такой егозе любой вираж по плечу.

BMW 520 E12
Заявленный расход топлива на 100 км
Городской цикл, л Загородный цикл, л Смешанный цикл, л
14 - 15 10 12

На скорости седан отлично держит траекторию, не допуская рысканий даже в колее. Полностью независимая подвеска, собранная из переднего МакФерсона и задних У-образных рычагов упруго отрабатывает стыки асфальта и среднекалиберные неровности. Уже тогда баварцы владели магией скрещивания управляемости и комфорта. Только попадание в крупную яму может заставить подвеску Е12 напомнить неосторожному водителю о своей спортивной природе.

1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5

Пожурить старушку можно лишь за недостаточно продуманную аэродинамику. С ростом скорости шум ветра становится уж слишком назойливым. При этом в остальном уровень шумоизоляции на весьма высоком уровне. Что ж, и на солнце, отмеченном бело-голубым пропеллером, бывают пятна.

IMG_8597

Порядка 700 000 экземпляров Е12 – это ли не успех для первой «пятерки», доступной лишь в одном типе кузова? Да, объемы продаж седана Mercedes W123, помимо услаждения богачей тарахтящего дизелями в таксопарках, в схожий исторический период были на несколько порядков больше. Но все равно баварская система координат навсегда изменила положение в премиум-сегменте. Ставка на букву Е себя оправдала.

История покупки

Несколько лет назад, увидев «шестерку» E24, Роман задумался о покупке янгтаймера выходного дня. Хотелось что-то заднеприводное с карбюратором. Вначале искал Alfa Romeo 75 – когда-то он уже владел «итальянкой». Были мысли о Ford Sierra Xr4. Но мысли были слишком оптимистичными: попадался один утиль. Про BMW Роман не думал вообще и уже начал терять интерес к этой затее, как на глаза попалось объявление о продаже синей «пятерки» Е12.

IMG_8518

В реальности все оказалось довольно печальным за исключением кузова, который хоть и нес следы легкого ДТП, но был комплектным и за исключением дверей почти не ржавым. Хозяин уверял, что автомобиль даже на ходу, но проверить это ввиду отсутствия под рукой канистры с бензином не представлялось возможным. Роман решил: «куплю, если заведется».

В следующий визит, получив порцию живительного топлива, «пятерка» действительно завелась. Вооружившись гаечными ключами, Роман решил привести ее в минимальный порядок для того, чтобы своим ходом доехать до мастерской. Детали снимал с донора – аналогичной Е12 в совсем печальном состоянии, которую хозяин отдавал в комплекте. Но провозившись часа три, Роман засомневался в целесообразности всей затеи с покупкой старого авто и уехал ни с чем. Несколько дней прошли в муках и думах. Наконец, решившись, Роман вернулся и забрал обе «пятерки»: синюю и белого донора.

IMG_8516

Дата производства синей Е12 – 6 апреля 1981 года, дата первой продажи – 6 мая. Российская история синего экземпляра полна белых пятен. Дубликат ПТС, успела побывать в Воронеже и Выборге, потом обосновалась в Стрельне у человека, решившего ездить на ней каждый день. Планам не суждено было сбыться, особенно после небольшого удара в левую переднюю часть. Даже купленный донор не помог. Так бы и погибла «пятерка» в канаве, если бы не Роман, элементарно пожалевший старую BMW. Изначальную цену в 90 000 за все удалось сторговать до 50 000 рублей.

Восстановление

Тщательно промыв кузов и двигатель для оценки масштабов работ, Роман приступил в разборке машины. Часть деталей после мойки выглядела как новая – видимо, пробег в 147 000 км, показываемый одометром, был недалек от истины. Разбирать до голого кузова не было смысла, автомобиль должен был иметь возможность передвигаться своим ходом по мастерской. В процессе разборки приятно порадовало качество изготовления: чувствовалось, что в BMW в те времена не экономили на материалах.

IMG_8625

Кузов действительно оказался в неплохом состоянии. В процессе восстановления были переварены части пола, двери, проемы задних фонарей, ниша запаски, все четыре поддомкратника и часть арки заднего правого крыла и устранены последствия давнего ДТП. Пороги и нижняя часть задних крыльев прошли антигравийную обработку, пол получил новую виброизоляцию. На ряд элементов, в том числе на замененный топливный бак, нанесено покрытие Raptor. Выставив зазоры между элементами и финально отрихтовав все что нужно, кузов начали готовить к покраске. Дабы соблюсти аутентичность, выбрали акрил без лака. Цвет родной – Biskayblau.

Цвет
Biskayblau

Процесс сборки шел дольше, хотя к тому моменту со дня покупки уже прошло восемь месяцев. Все скрытые полости были покрыты Tectyl, под весь крепёж нанесен мовиль или герметик. Потолок Роман собственноручно стирал дома в ванной. Замена стекол не потребовалась – все элементы родные.

Передняя панель и деревянный декор тоже были в хорошем состоянии, в отличие от сидений. Для получения комплектного интерьера, да к тому же родного синего цвета, Роману пришлось покупать сразу три салона. Передние кресла были полностью разобраны со снятием обивок, удалением старого поролона и реставрацией подушек. Задний диван с раздельными спинками сидений и широким подлокотником достался от более дорогой комплектации, но в хорошем состоянии, и Роман решил оставить его как есть, сделав только химчистку.

IMG_8538

Больше всего мороки было с двигателем, которому требовался полный ребилд. Сложнейшей из задач оказался поиск поршней. Оказалось, что на рынке доступны только турецко-китайские варианты. Они даже есть в наличии по цене от 7 до 12 000 рублей за комплект без колец. Mahle, KS и что-то подобное – на порядок дороже, хоть и доступны к заказу. Оригинал – по 130 евро за штуку. Выручил донор, у которого оказался «капиталенный» мотор и поршни в хорошем состоянии. С донора же взяли и стартер.

BMW 520 E12
Краткие технические характеристики
Двигатель:
M20B20
Мощность:
122 л.с.
Трансмиссия:
МКПП Getrag
Топливо:
АИ - 95

В подвеске, за исключением стоек стабилизатора, замененных предыдущим владельцем, обновлены почти все детали. Для передней подвески были куплены новые рычаги, все втулки стабилизатора, втулка маятника, втулки в балку, подшипники ступиц. В рулевую залили новое масло Castrol. Тормозные диски оставлены невентилируемыми – такими, как шли с завода на данную комплектацию для рынка Германии, хотя был соблазн взять вентилируемые механизмы с донора, предназначенного для Италии. В задней подвеске нашли свое место новые сайлентблоки рычагов, тормозные цилиндры, редуктор вместе с опорой, тормозные шланги и подшипник ступицы. На балку и рычаги нанесли Raptor.

Тест-драйвы / Подержанные авто
Вспрянув ото сна: опыт владения BMW 728i E23

Снаружи Неписаная автомобильная субординация диктует свои правила: именно флагман должен задавать основную дизайн-линию своим подопечным. Назвался старшим – покажи пример. Но правила принято нарушать. Идейным...

12609 26 8

Из последних работ можно вспомнить решенный вопрос с настройкой карбюратора и замену трамблера. Стук клапанов пришлось лечить очередной их заменой. Новые и самые дорогие из неоригинала рокеры AE износились за 400 км, причем не все 12, а только 10 штук.

Эксплуатация

Весь процесс восстановления занял у Романа около полутора лет. Какие-то мелочи еще в процессе, но основная часть работ позади. «Колхоза» в машине – самый минимум. Например, в процессе сборки Роман вспомнил, что совсем забыл о клаксоне. Поскольку родной не работал и ремонту не подлежал, была куплена Hella (вполне вероятно, китайская) в винтажном стиле. Бампер Motorsport, установленный взамен родного, не подлежащего восстановлению, не входил в комплектацию этой 520, но согласно фирменному каталогу был доступен как опция.

Очень выручает поддержка завода. BMW продолжает выпускать даже мелкие детали на свои старые авто. Например, Роман без проблем приобрел уплотнительное кольцо на трамблер и заодно заказал оригинальную насадку глушителя. Никаких коллективных заказов совместно с другими владельцами Е12 для заказа не требуется.

IMG_8625

Большую часть работ Роман проводил самостоятельно, используя в качестве базы ремзону дилерского центра, где он работает со дня основания. Это его первый настолько масштабный проект, хотя, по работе он принимал участие в восстановлении таких олдтаймеров как Volvo Amazon и P1800. Бюджет на восстановление Е12 Роман оценивает в 400 000 рублей.

IMG_8616

Планы

В отличие от большинства подобных машин, пребывающих в состоянии перманентного ремонта и доработки, голубая BMW фактически готова. А потому в ближайших планах – съездить на майский слёт олдтаймеров в Хельсинки и наслаждаться поездками по выходным в течение лета.

История модели

Первая генерация BMW пятой серии встала на конвейер в 1972 году, заменив собой седаны Neue Klasse. Во внешности явственно читались мотивы концепта 1970 года 2200ti Garmisch за авторством Bertone, хотя финальный вариант экстерьера рисовал главный дизайнер BMW Поль Брак.

На фото: BMW 520 Sedan (E12) '1972–1975

На фото: BMW 520 Sedan (E12) ‘1972–1975

Седан комплектовался карбюраторными и инжекторными двигателями с четырьмя и шестью цилиндрами. Диапазон мощности был весьма широк, от 90-сильного 1,8 в версии 518 до 218-сильного 3,5 на заряженной модификации M535i. Еще мощнее был вариант B7S Turbo от ателье Alpina мощностью 330 л.с. Коробки передач – четырёхступенчатые (Getrag, ZF) и пятиступенчатые (Getrag) «механики» и трёхдиапазонные «автоматы» (ZF, BorgWarner).

На фото: BMW 528 Sedan (E12) '1974–76

На фото: BMW 528 Sedan (E12) ‘1974–76

Пережив плановый рестайлинг 1976 года, в Германии Е12 производилась до 1981 года. На заводе в Южной Африке, где «пятерки» собирали из CKD-комплектов, седаны собирали до 1984 года.

На фото: BMW 520 Sedan (E12) '1976–1981

На фото: BMW 520 Sedan (E12) ‘1976–1981

Понравилась статья? 0 2 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
mantachipan

Замечательный автомобиль! Роман - настоящий герой! Не отступил и не свернул с пути, как делают некоторые. Не превратил классику в смесь корча, пенопласта и колхоза. Очень тронула, та забота и внимательность, с которой хозяин относится к своему железному другу. К сожалению наш менталитет (дешевые понты, показуха, желание по выдолбываться) не дают окружающим автомобилистам в машине Романа разглядеть ту изюминку которую вложили в эту машину дизайнеры, инженеры (а не маркетологи, которые сейчас делают машины как ширпотреб) компании BMW. Машина достойна похвалы, а хозяин молодец! Желаю Роману и его "ласточке" долгих лет здравия и новых успехов!

Согласен с Вами на 100%.
Эту красотку я поймал на дороге. Сразу забыл куда и зачем ехал, бросил свою машину на проезжей части и побежал знакомиться)

Дмитрий Ростовский

Респект владельцу. Интересная статья.

Сергей Семёнов

Зачёт!!!За старания

Главная новость
Новости / Новинки
Стартовала российская сборка Kia Rio X-Line

Серийное производство кросс-хэтчбека началось на мощностях петербургского предприятия «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Новинку выпускают по технологии полного цикла со штамповкой,…

3597 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

1723 0 0
Статьи / Премьеры
На глаз и ухо: простая диагностика мотора бэушной машины для чайников

Согласно пословице, людей встречают по одёжке, а провожают по уму. Автомобили перед покупкой тоже сначала оценивают по одёжке: по кузову и по тому, как он выглядит. А потом уже смотрят на ум, и в нашем случае этим умом…

6851 1 5
Статьи / Популярные вопросы
Как поменять водительское удостоверение, и как при этом сэкономить

Срок действия водительского удостоверения – 10 лет. Однако даже этот немалый срок рано или поздно подходит к концу, а иногда необходимость поменять права возникает и раньше – в связи с порчей или утратой этого документа.…

10058 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

401 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

6663 5 3
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: почти идеальный кузов и неприлично дорогая рулевая рейка

Эти автомобили еще достаточно молоды, но уже сейчас можно сказать, что Astra J получилась весьма неоднозначной. У нее есть и очевидные достоинства, и не менее очевидные недостатки. А для полного понимания придется очень…

4369 9 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

16761 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

13887 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

17064 11 3
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8182 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9187 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3305 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

24907 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13183 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20234 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115034 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32288 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29213 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?