Специалист широкого профиля

Сегодня по графику у него перестрелка, завтра – погоня, в следующий четверг – драка со стрельбой и прыжок с крыши десятиэтажного дома. А позавчера он организовал побег заключенного, таранив громадным КРАЗом мрачный автозак, пока его подручные крошили в мелкий винегрет эскорт сопровождения.

Олег Корытин

Сегодня по графику у него перестрелка, завтра – погоня, в следующий четверг – драка со стрельбой и прыжок с крыши десятиэтажного дома. А позавчера он организовал побег заключенного, таранив громадным КРАЗом мрачный автозак, пока его подручные крошили в мелкий винегрет эскорт сопровождения. За 29 лет работы каскадером Олег Корытин стрелял из всех видов стрелкового оружия, фехтовал мечами и шпагами, с бешеной скоростью скакал на лошадях, десятки раз катался по земле, объятый пламенем, и неоднократно взрывался в горящих автомобилях. На вид ему около пятидесяти, небольшого роста, уверенный взгляд, негромкий голос. Каскадерской работы много, реальные исполнители киноподвигов сегодня в большой цене. Свободного времени у Олега практически нет, поэтому интервью у него мы брали в два захода. Начали на заводе ЗИЛ в Москве, где Олег занимался постановкой трюковых сцен в фильме Егора Михалкова-Кончаловского "Антикиллер-2", а закончили в Петербурге на съемочной площадке очередного сериала.

"Колеса": Олег, скажите, как люди становятся каскадерами?

О.К.: Мне кажется, что в выборе профессии обязательно присутствует какой-то внешний толчок, поворот судьбы, который служит для человека своеобразным катализатором. В моем случае таким катализатором стало знакомство с известным каскадером Анатолием Ходюшиным. В армии я служил в кавалерийском полку, потом увлекся конным спортом, а Анатолий был моим тренером. Однажды он предложил мне попробовать сделать нескольких трюков с лошадьми. Я попробовал, и мне понравилось. Сначала трюки были увлечением, а потом стали профессией.

"Колеса": Были ли трюки, которые заставляли Вас думать о том, что можно было бы выбрать профессию поспокойнее?

О.К.: Нет, но некоторые номера я выполнял с чем-то вроде душевного трепета. В фильме "Тридцатого уничтожить" мне необходимо было прокатиться под идущим поездом. Трюк был тщательно спланирован и отрепетирован, я четко знал, что у меня хватит времени, чтобы закатиться под поезд, а потом выкатиться с другой стороны, однако во время исполнения мне было немного не по себе. Зато потом, когда мне пришлось делать то же самое в другой картине, никаких особенных эмоций я не испытал.

"Колеса": А что для вас интереснее: сам процесс выполнения трюков или их результат?

О.К.: Интереснее то, что оказывается на экране. Съемки любого фильма – это довольно рутинная работа. Подготовка к съемке каждой сцены занимает много времени, иногда приходится снимать большое количество одинаковых дублей. Все это очень утомительно для съемочной группы. Все работают для достижения главной цели – создания картины. Процесс, впрочем, тоже бывает интересен. Особенно в том случае, если в сценарии не прописаны конкретные действия героев во время трюковых сцен. Допустим, в сценарии просто написано "погоня" или там "драка". Тогда постановщик трюков сам придумывает, какая машина в какую врежется и какой герой кого чем ударит. Он же и руководит съемками сцен с участием каскадеров. В последнее время многие режиссеры не только доверяют постановщикам трюков раскадровку экшн-сцен, но даже приглашают их принять участие в монтаже.

"Колеса": Что должен уметь профессиональный каскадер?

О.К.: Во-первых, он должен обладать хорошей физической подготовкой, чем, кстати, объясняется тот факт, что большинство каскадеров в прошлом профессиональные спортсмены. Во-вторых, он должен уметь выполнять самые различные трюки: акробатические, автомобильные, конные. Каскадеры "узких" специальностей встречаются довольно редко, спрос на "универсалов" всегда выше, поэтому каждый стремится овладеть как можно большим количеством трюковых навыков. Мы постоянно тренируемся. Каскадерское мастерство – это непрерывное обучение и самообучение.

"Колеса": Понятно, что прыжки с пятиметровой высоты, драки или верховую езду можно осваивать в учебном центре. А как обстоят дела с автомобильными трюками? Существуют ли тренировочные автомобили?

О.К.: Я неоднократно слышал о каскадерах, которые, оттачивая водительское мастерство, жгли сцепление, калечили подвеску или "перекручивали" моторы своих личных автомобилей. Но мне кажется, что подобные вещи совершенно необязательны. Для того чтобы выполнить автомобильный трюк, необходимо лишь чувство автомобиля, опыт и знание законов физики. Чтобы заставить автомобиль пролететь во вращении 30 метров, как в "Антикиллере" пролетела красная Audi 80, тренировки не нужны. Известно, как укреплять и "дуговать" автомобиль. Известно, как сварить пологую "взлетную" площадку из рельса. Известно, что, установив на этой площадке поднятый под углом швеллер, можно "закрутить" машину в воздухе. Остальное просчитывается. В зависимости от расстояния, которое надо пролететь, выбирается скорость входа на площадку и точка соприкосновения рычага подвески со швеллером.

"Колеса": И всегда получается именно так, как задумывалось?

О.К.: В большинстве случаев. Разумеется, бывают и непредвиденные ситуации, но иногда они оказываются весьма кстати, любая импровизация – это результат тщательного анализа всех возможных вариантов развития событий. В фильме "Брат-2" есть сцена, где во время погони преследующая автомобиль главного героя "копейка" эффектно так едет на двух колесах. На самом деле, по сценарию, она должна была перевернуться, но из-за ошибки в расчетах или из-за того, что каскадер дал чуть меньше газа, переворота не произошло. И ничего, Алексей Балабанов оставил сцену такой, переснимать не стал.

Олег Корытин
Олег Корытин

 

"Колеса": Ну "копейку" не жалко было и еще разок попробовать перевернуть. А какой на Вашем веку был самый дорогой из погибших ради искусства автомобилей?

О.К.: Обычно бюджет фильма не позволяет продюсерам покупать для "крашевых" сцен дорогие машины. Первый "Антикиллер" был в этом плане показательной картиной. Это первый российский фильм, в котором разбили больше двадцати автомобилей. Из дорогих там расстреливают Audi A8, в которой везут банкира, переворачивается Wrangler, кстати, личный автомобиль Гоши Куценко, проданный им фильму. Jaguar в сарай влетает, а потом его взрывают. Ну еще Ford Bronco взрывается. Во втором "Антикиллере" тоже Гошина машина снимается – это Subaru, вместе с Ford Taurus участвующая в финальной погоне.

С "Фордом" у нас вышла заминка. По сценарию обе машины должны прыгнуть через 20-метровую яму. При приземлении "Форд" сломал внутренний ШРУС, и съемку пришлось останавливать на целый день. А вот самый дорогой автомобиль во втором "Антикиллере" – Audi Allroad – по сценарию не пострадает.

"Колеса": В недавно вышедшем фильме "Рекрут" герой Аль Пачино говорит, что профессию выбирают за деньги, славу или секс.

В каком порядке Вы бы расставили приоритеты?

О.К.: Пожалуй, на первом месте будет слава. Когда смотришь фильм и видишь эффектные сцены в своем исполнении, возникает ощущение собственной значимости. Что касается денег, то у нас, к сожалению, не Голливуд. В России у любого охранника в частной фирме доходы больше и стабильнее, чем у опытного каскадера. Но зато у нас работа интереснее.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings