Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

63783 11 44
Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в девяностые годы, чуть позже многие дилеры предлагали их установку даже на Самару, а начиная с Калины и Приоры, этот важный элемент комфорта стал штатным оборудованием автомобилей Волжского автозавода. Однако заводской кондиционер можно было встретить даже на... Спутнике!
 

Вы не ослышались – при всей своей простоте на грани примитивизма зубилоподобный переднеприводник действительно мог оснащаться кондиционером. По крайней мере, теоретически заводом такая возможность была предусмотрена на уровне разработки, да и на практике такие машины, пусть и в небольших количествах, реально существовали. И мы даже можем сказать больше: они (с работающим кондиционером) есть и сейчас!

В духе времени

В восьмидесятые годы кондиционер оставался экзотикой для большинства утилитарных европейских малолитражек, однако все же предлагался в качестве недешевой опции. Конечно, обычно прижимистые бюргеры отказывались от «кондишена» и покупали свои Гольфы и Кадетты в комплектации «барабан» — то есть, лишенными каких-либо опций вроде электрических стеклоподъемников или гидроусилителя руля.

Впрочем, бывали исключения – ведь с самого начала гибкий конфигуратор при заказе машины «под себя» позволял потенциальному покупателю «собрать» нужные опции, как в конструкторе. Именно поэтому многие пригнанные из Германии автомобили удивляли не самым логичным сочетанием «наворотов» — например, кожаный салон мог соседствовать с механическими «веслами» на стёклах, а полный электропакет – с отсутствующим кондиционером. Для рынка США же эти автомобили, как правило, оснащались «кнопкой A/C» по умолчанию, даже если речь шла про такую машину, как банальная VW Jetta на базе второго Гольфа.

1 / 4
Volkswagen Jetta для американского рынка с кондиционером
2 / 4
Volkswagen Jetta для американского рынка с кондиционером
3 / 4
Volkswagen Jetta для американского рынка с кондиционером
4 / 4
Volkswagen Jetta для американского рынка с кондиционером

Поскольку Волжский автозавод не только ориентировался на вкусы западного рынка, но и внимательно следил за предложениями европейских производителей, было принято решение разработать систему кондиционирования воздуха для семейства Спутник. Конечно, речь шла о совсем небольшой части автомобилей и только для внешних рынков – преимущественно, жарких стран, где охлаждение салонного воздуха было насущной проблемой с апреля по октябрь.

Наличие климатической установки заметно увеличивало шансы на успех Самары там, где бывает по-настоящему жарко.

Именно поэтому кондиционер появился в тексте и на электрической схеме уже в предсерийном издании руководства по эксплуатации еще в 1983 году! Правда, в более поздних «мануалах» о нем уже не было ни слова.

1 / 3
В предсерийном издании руководства по эксплуатацию сказано, что в вариантом исполнении автомобиль комплектуется кондиционером. Есть он и на схеме электрооборудования. Фото: Евгений Карпунин
2 / 3
В предсерийном издании руководства по эксплуатацию сказано, что в вариантом исполнении автомобиль комплектуется кондиционером. Есть он и на схеме электрооборудования. Фото: Евгений Карпунин
3 / 3
В предсерийном издании руководства по эксплуатацию сказано, что в вариантом исполнении автомобиль комплектуется кондиционером. Есть он и на схеме электрооборудования. Фото: Евгений Карпунин

При внимательном изучении восьмерочного кузова некоторые автомобилисты не зря задавались вопросом: зачем в нём сделано столько «лишних» отверстий и выемок, объяснить которые только технологической необходимостью трудно? Действительно, это было связано как раз с тем, что компоновка и архитектура кузова предусматривали монтаж системы кондиционирования на заводском конвейере.

Обратите внимание – все эти отверстия в передней панели на «восьмерке» предусмотрены именно для системы кондиционирования! Фото: Евгений Карпунин

Обратите внимание – все эти отверстия в передней панели на «восьмерке» предусмотрены именно для системы кондиционирования! Фото: Евгений Карпунин

Made in Japan

Поскольку никакого опыта в разработке подобных систем у тольяттинских конструкторов не было, а кондиционер в автомобиле работает в очень неблагоприятных условиях и является высоконагруженным агрегатом, для разработки системы кондиционирования вазовцы обратились к фирме, специализирующейся на разработке и производстве подобных изделий. Это абсолютно нормальная практика – многие производители автомобилей заказывали инжиниринг и производство своих «климатиков» узкоспециализированным партнерам. В Тольятти остановились на японском концерне SANDEN – одном из крупнейших мировых разработчиков и производителей систем кондиционирования.

Практически все компоненты системы кондиционирования Лады несут на себе надпись SANDEN. Фото: Евгений Карпунин

Практически все компоненты системы кондиционирования Лады несут на себе надпись SANDEN. Фото: Евгений Карпунин

А если вспомнить, что, в отличие от европейских автомобилей, «японцы» массово оснащались спасительной кнопкой А/С еще с начала восьмидесятых годов, то в этом и вовсе нет ничего удивительного.

Комплект кондиционера для Лады Спутник. Фото: Евгений Карпунин

Комплект кондиционера для Лады Спутник. Фото: Евгений Карпунин

Разумеется, кондиционер в ВАЗ-2108 должен был сочетаться с самой обычной системой питания, то есть карбюратором Солекс, хотя в мире к тому времени уже отходили от традиционных «карбов» как минимум к электронному управлению и постепенно переходили на впрыск – сначала электромеханический, а затем и электронный.

Конечно, установка кондиционера потребовала некоторой доработки навесного оборудования – точнее, кронштейнов его установки – таким образом, чтобы включить в привод и компрессор.

Технологические отверстия и приливы под «кондейные» кронштейны предусмотрены на любом блоке ВАЗ-2108! Фото: Евгений Карпунин

Технологические отверстия и приливы под «кондейные» кронштейны предусмотрены на любом блоке ВАЗ-2108! Фото: Евгений Карпунин

Привод в сборе. Фото: Евгений Карпунин

Привод в сборе. Фото: Евгений Карпунин

Для этого были предусмотрены два отдельных кронштейна под компрессор и генератор, а шкив коленчатого вала увеличили в диаметре — это позволяло генератору и водяному насосу с учетом увеличившихся нагрузок работать на холостых оборотах более эффективно.

33 15
Привод принудительного управления холостым ходом при включении кондиционера. Фото: Евгений Карпунин

Корпус отопителя японского производства отличался наличием встроенного испарителя, оригинальным медным радиатором и металлическим краном, а на карбюраторе появился привод увеличения оборотов при включении кондиционера. Это в современном автомобиле ими заведует электронный блок управления двигателем, а на обычном карбюраторе приходилось ухищряться и устанавливать дополнительные системы с вакуумным приводом клапанов.

Слева – обычный корпус отопителя ВАЗ-2108 в сборе, справа – с испарителем и системой рециркуляции. Фото: Евгений Карпунин

Слева – обычный корпус отопителя ВАЗ-2108 в сборе, справа – с испарителем и системой рециркуляции. Фото: Евгений Карпунин

Корпус отопителя с кондиционером на ВАЗ-2108. Фото: Евгений Карпунин

Корпус отопителя с кондиционером на ВАЗ-2108. Фото: Евгений Карпунин

Испаритель. Фото: Евгений Карпунин

Испаритель. Фото: Евгений Карпунин

Металлический кран отопителя

В системе отопления и вентиляции появилась и возможность рециркуляции воздуха: специальный привод управлял шторкой воздухозаборника, обеспечивая забор воздуха снаружи или только изнутри в режиме рециркуляции. Для слива конденсата появились трубочки, которые вставлялись в кузовные отверстия в районе ног переднего пассажира.

Система рециркуляции салонного воздуха

Система рециркуляции салонного воздуха

Кнопка включения системы рециркуляции. Фото: Евгений Карпунин

Кнопка включения системы рециркуляции. Фото: Евгений Карпунин

Как видно, принципиально система кондиционирования для ВАЗ-2108 ничем не отличается от любой аналогичной. Имелись лишь незначительные особенности: конденсор был изготовлен в сборе с ресивером и вентилятором, а его размеры были точно просчитаны под относительно небольшое свободное пространство в моторном отсеке впереди основного радиатора. Последний, кстати, на ВАЗ-2108 с кондиционером отличался от обычного увеличенной размерностью.

Система кондиционирования в сборе на ВАЗ-2108. Как видно, все стоит «словно там и было». Фото: Евгений Карпунин

Система кондиционирования в сборе на ВАЗ-2108. Как видно, все стоит «словно там и было». Фото: Евгений Карпунин

Конденсор с ресивером и вентилятором объединен в единый монтажный блок. Фото: Евгений Карпунин

Конденсор с ресивером и вентилятором объединен в единый монтажный блок. Фото: Евгений Карпунин

Чтобы двигатель при работе кондиционера не перегревался, японцы предусмотрели в конструкции термопредохранитель, который в случае опасности перегрева мотора по сигналу специального датчика отключал муфту компрессора кондиционера.

Термопредохранитель встроен в верхний патрубок радиатора. Фото: Евгений Карпунин

Термопредохранитель встроен в верхний патрубок радиатора. Фото: Евгений Карпунин

Японцы спроектировали свою систему так, чтобы она идеально вписалась в готовую конструкцию Спутника. И надо отметить, компания SANDEN справилась со своей задачей на отлично

Проводка под кондиционер на моторном щите. Фото: Евгений Карпунин

Проводка под кондиционер на моторном щите. Фото: Евгений Карпунин

Смонтированная система. Фото: Евгений Карпунин

Смонтированная система. Фото: Евгений Карпунин

Конфигурация трубок полностью учитывает конструкцию кузова ВАЗ-2108. Фото: Евгений Карпунин

Конфигурация трубок полностью учитывает конструкцию кузова ВАЗ-2108. Фото: Евгений Карпунин

Двигатель ВАЗ-21083 с установленной системой кондиционирования SANDEN. Фото: Евгений Карпунин

Двигатель ВАЗ-21083 с установленной системой кондиционирования SANDEN. Фото: Евгений Карпунин

«Санденовский» комплект, к слову, не стоит путать с опциональным кондиционером Lada Baltic, которую выпускали с 1996 по 1998 годы в финском городе Уусикаупунки. Финны устанавливали на «Евросамару» сторонний комплект собственной разработки, который не имел с «японо-советским» вариантом ничего общего. Все элементы заводского «зубильного» кондиционера несли на себе гордую надпись Made in Japan, то есть, были выпущены в Японии.

Кондиционер Lada Baltic отличался от заводского

Кондиционер Lada Baltic отличался от заводского

В салоне Самара с кондиционером ничем не отличалась от обычной. Точнее, почти ничем: на консоли «низкой панели» появлялась дополнительная «крутилка» управления кондиционером и кнопка рециркуляции.

Кнопка включения системы рециркуляции и регулятор управления кондиционером. Фото: Евгений Карпунин

Кнопка включения системы рециркуляции и регулятор управления кондиционером. Фото: Евгений Карпунин

На так называемой «высокой» панели органы управления кондиционером врезали вот так. Фото: Евгений Карпунин

На так называемой «высокой» панели органы управления кондиционером врезали вот так. Фото: Евгений Карпунин

Самое забавное, что про назначение загадочной радиальной выштамповки не догадывались даже зубиловоды со стажем.

Обратите внимание на крайнюю правую заглушку на консоли и радиальную выштамповку справа от блока управления системой вентиляции. Все это было предусмотрено именно для кондиционера!

Обратите внимание на крайнюю правую заглушку на консоли и радиальную выштамповку справа от блока управления системой вентиляции. Все это было предусмотрено именно для кондиционера!

Действительно, наличие системы кондиционирования воздуха предусматривалось на «восьмерке» уже на уровне изготовления пластиковых деталей салона!

Как же работала подобная система на практике? Конечно, в силу её сложности со временем бывали отдельные «глюки» — например, начинались подергивания соленоидных клапанов в приводах управления оборотами двигателя, из-за чего плавал или заметно увеличивался холостой ход. Как и любая автомобильная система кондиционирования, «зубильная» требовала регулярного обслуживания – чистки, смазки, дозаправки. Однако с самой главной и непосредственной своей задачей – охлаждением салона – по свидетельству очевидцев, «кондей» справлялся вполне прилично. Динамические характеристики при этом, разумеется, ухудшались, но не фатально: с работающим кондиционером «пустая» машина разгонялась примерно так же, как полностью загруженная, но в обычном режиме.

lada_samara_sx_5-door_1

Однако не так и много покупателей бюджетного сегмента были готовы переплачивать за спасительную прохладу в Самаре примерно пятую часть от стоимости автомобиля

30 31 32
«Девятку» с кондиционером (экзотика!) тестировали различные европейские издания

На внутренний рынок автомобили, оснащенные кондиционером, не поставлялись, за вычетом редких «блатных» исключений. Удивительно, но в списке стран-импортёров Самар «со снежинкой» фигурируют не только такие, как средиземноморская Италия, но и… Объединенные Арабские Эмираты! Конечно, кондиционер пришелся по душе и покупателям Самар и в других государствах с жарким климатом вроде Израиля и Египта.

Шильдик с арабской вязью – эта Самара была предназначена для ОАЭ

Шильдик с арабской вязью – эта Самара была предназначена для ОАЭ

1 / 3
Кондиционер был такой же опцией, как и всевозможные накладки и обвесы
2 / 3
Кондиционер был такой же опцией, как и всевозможные накладки и обвесы
3 / 3
Кондиционер был такой же опцией, как и всевозможные накладки и обвесы
1 / 2
На «восьмерке» для Греции кондиционер был особенно уместен
2 / 2
На «восьмерке» для Греции кондиционер был особенно уместен

Японские комплекты небольшими партиями устанавливались на Самары до середины непростых девяностых годов. Тогда с одной стороны, наступило время, когда ВАЗу пришлось просто выживать, а стоимость японского комплекта с учетом постоянно падающего рубля получалась просто космической. С другой – на Западе к тому времени на «восьмерку» смотрели уже как на автомобиль из прошлого десятилетия, оживить интерес к которому не могли никакие накладки и кондиционеры.

В наше время подобный заводской кондиционер для Лады Самары является настоящим артефактом, ведь им были оснащены всего несколько сотен автомобилей, из которых до наших дней дожили считанные единицы. Один из комплектов приобрел, отреставрировал и установил на свою «восьмерку» с прозвищем ELECTRONICA уже знакомый нам Евгений Карпунин – к 32-летию с момента начала выпуска ВАЗ-2108 мы тестировали его автомобиль, который сам владелец называет Сафари.

1 / 4
Lada Samara Electronica. Фото: Евгений Карпунин
2 / 4
Lada Samara Electronica. Фото: Евгений Карпунин
3 / 4
Lada Samara Electronica. Фото: Евгений Карпунин
4 / 4
Lada Samara Electronica. Фото: Евгений Карпунин

В отличие от «ранне-стоковой» Сафари, на Электронике Женя придерживается противоположной концепции, смонтировав на свой ВАЗ-21083 1999 года практически полный набор редчайших «фишек» для карбюраторной Самары с высокой панелью. Ведь кроме кондиционера (точнее, до него), он установил систему микропроцессорного зажигания и «дигитальную» панель приборов. Сама же машина достойна отдельного разговора, а точнее – близкого знакомства в виде тест-драйва.

433103as-960

Поделиться: 0 42 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Это что гордость за таз что моглиб на спутнике ставить кондиционер? Во времена когда у нормальных машин уже было абс,кожа, климат, аирбег и тд.
Этот доисторический ваз отстает всегда на 20 лет. В топку этот кусок г...на. Этот журналюга пади на фокусе ездиет? В тазе никогда и не сидел.

О, дежурные вскукареки пошли. Давай, клоун внештатный, расскажи нам, у кого из одноклассников Самары в 80-х были "абс,кожа, климат, аирбег". Или ты опять с пропёрданой бэхой дядюшки Ашота сравниваешь?

polazhinets o

Ну зачем же так. Интересно же услышать про сакральное знание. :)))

polazhinets o

У каких машин гольф-класса в 1983 году были "абс,кожа, климат, аирбег и тд."?

P.S. На ВАЗ-2108 я ездил с 1999 по 2007 гг., на ВАЗ-2113 - с 2007 по настоящее время. Так что на да - не сидел ни разу. :))))

Олег, сейчас он или сольется ожидаемо или начнет мямлить про БНВ и Мирсадес.

polazhinets o

Проще сразу про кадиллак и RR писать :)))

Семён Смирнов

Ну учитывая, что в Советском Союзе лишь 25-30% населения проживало на территориях с летними условиями с апреля по октябрь, неудивительно, что кондеи на Спутниках массовым явлением не стали.

Святослав Тришин

а куда же ставили датчики непристегнутого ремня и Check Engine в низкой панели, если в бороде место заглушки занимала кнопка рециркуляции?

polazhinets o

Одну из клавиш (задние ПТФ) убирали.

polazhinets o

Непристегнутые ремни и чек пошли гораздо позже. Да и прямо чтобы на одной машине все одновременно сошлось - видимо, так не предусматривалось. :)))

Когда все сходилось в одной машине, от открывалась черная дыра и начиналась тепловая гибель Вселенной))) Поэтому существовал секретный циркуляр - все вместе не ставить)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
От потолка до пола: покупаем Audi Q7 l за 1,2 миллиона рублей

Уверен, что читатели ждали очередной эпический опус о попытке найти престарелый премиум по цене трехлетнего Соляриса. Например, Q7 за 700 тысяч. Признаюсь, изначально мы так и планировали – благо, на рынке достаточно…

653 1 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

25650 0 1
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

4399 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: беды от регламента и мотор, который умрёт первым

Компактный хэтчбек с задним приводом – это не только весело, но и престижно, потому что в этом формате нет ничего, кроме “единички” BMW. За небольшие в принципе деньги можно получить очень качественный кузов, хороший…

2608 5 4
Выбор авто / Подержанные авто
BMW 1 series I с пробегом: очень хороший кузов с капризной электрикой внутри

У этой машины альтернатив практически нет. Ну кто еще в здравом уме будет выпускать в двухтысячные заднеприводный автомобиль гольф-класса? И если очень хочется такую машину, то ничего, кроме “единички”, вам найти не…

2004 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC с пробегом: не такой уж страшный робот со всё таким же страшным мотором

Passat CC подойдёт не каждому. Да, он выглядит интереснее обычного Пассата, у него безрамочные двери и есть намёк на агрессию. Салон у него качественный, едет он тихо, а кузов ржавеет медленно. Об этом мы уже рассказали…

6080 21 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Размер не имеет значения: тест-драйв ЗАЗ 965А

Говорят, что в семье бывает два позора - беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах.…

29606 7 20
Тест-драйвы / Одиночные
Но они держатся: тест-драйв обновленного Mitsubishi Outlander

«Денег нет, но вы держитесь» - это и про Mitsubishi Motors тоже. Вот сумели вывести на рынок Eclipse Cross и запустить сборку в Калуге нового Pajero Sport — и слава богу, а пятым Pajero пока что и не пахнет, да и…

19311 3 2
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

18434 27 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

28951 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

16503 0 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор лучшего видеорегистратора до 10 000 руб по версии эксперта А. Шуба

Совсем недавно русский бренд AdvoCam представил новинку, которая, по мнению ведущего эксперта российского рынка видеорегистраторов Александра Шуба, вполне может претендовать не только на звание флагмана линейки, но и…

10261 10 8
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

40453 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

30657 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

13700 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

41077 5 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

39310 5 2
Статьи / История
Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Вазовские автомобили редко могли похвастать особой авангардностью конструкции, хотя и от мировых трендов старались не отставать. Определенные успехи тоже были – к примеру, ВАЗ-2101 получил верхневальный двигатель именно…

33578 1 10
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?