Lada Baltic: Самара с финским акцентом

 Большинство импортеров Lada дорабатывали советскую Самару, адаптируя её к запросам более искушенных европейцев. Так или иначе, это была всего лишь модернизация автомобиля, выпущенного в СССР. 
 

Однако существовала разновидность "зубила", которая с полным основанием может считаться Евроcамарой. Ведь в отличие от остальных "дилерских" версий, Lada Samara Baltic с 1996 по 1998 г. производили на финском заводе Valmet Automotive. Там же, где много лет собирали Saab (в том числе и уникальные финские модификации) и другие автомобили, в том числе... Porsche Boxster.

Сборочная площадка располагалась городе с забавным для нашего уха названием Уусикаупунки. Из ВАЗовской продукции для сборки выбрали только одну модель пятидверный хэтчбек модели 21093 с впрысковым двигателем 2111, отвечавшим актуальным на тот момент нормам Евро 2. Финны основательно доработали машину, и предлагали ее европейским потребителям в двух основных комплектациях.

Базовая версия L визуально отличалась от обычной "девятки" мелочами колпаками и молдингами. Однако более наметанный взгляд мог сразу понять, что кузов окрашен не на АвтоВАЗе, ведь качество нанесения ЛКП было просто безукоризненным! Отлично защищенный от коррозии кузов отличался и некоторыми другими мелочами например, в эстетических соображениях сварные швы в соединении крыши и заднего крыла были просто упразднены.


"Люксовая" модификация GL заметно отличалась от "исходника" даже снаружи. Угловатые формы "зубила" несколько смягчили простыми приёмами, установив округлые бамперы в модном в середине девяностых годов стиле "биодизайн".


lada_samara_baltic_6.jpg
lada_samara_baltic_5.jpg


Экстерьер также облагородили другой решеткой радиатора, дефлектором на крыше, легкосплавными дисками и вставкой между задними фонарями (номер "переехал" на бампер). На некоторых экземплярах также стояли немецкие зеркала Hagus видимо, Deutsche Lada избавилась от своих складских остатков...


lada_samara_baltic_gl_1.jpg
lada_samara_baltic_2.jpg



В итоге Евросамара действительно стала выглядеть несколько современнее и свежее обычной "девятки", хотя вытянутая оптика и установленные на грубоватых уплотнителях стекла прозрачно намекали на солидный возраст "базы", которой к тому времени было уже более десяти лет.

Внутри та же смесь "европейского с советским": прямолинейную "низкую" панель приборов прикрыли декоративной накладкой с плавными очертаниями, да и дверные карты немножечко округлились в этом же духе.


lada_samara_baltic_gl_4.jpg
lada_samara_baltic_1.jpg



Сиденья Балтики также отличались от простых "стульчиков" Самары другая набивка и велюр добавили им и внешнего вида, и комфорта. Главная же деталь интерьера руль от Volkswagen с... подушкой безопасности! Да-да, именно Baltic была первой серийной моделью ВАЗа, оснащенной "эйрбегом". Потому что на дворе стоял 1996 год, и в Европе без этого элемента активной безопасности на рынок выходить было уже как-то зазорно.


lada_samara_baltic_gl_3.jpg


Покупатель мог выбрать один из пяти вариантов окраски кузова: светло-зеленый (312), тёмно-вишневый (114), изумрудно-бирюзовый (652), тёмно-серый (611) и фиолетово-синий (663) металлики. Чаще всего встречались зеленые, вишневые и синие Балтики.


d86599cs-960.jpg



Изначально заключенный трехлетний контракт между всеми партнерами (АвтоВАЗ, AVVA, Евро-Лада и Valmet Automotive) был рассчитан на производство 20 000 автомобилей в год, а финская сторона вложила в проект около 17 миллионов долларов, построив для Baltic отдельное сборочное производство. В реальности за два года существования проекта Евросамара удалось выпустить около 14 000 автомобилей, большинство из которых были проданы в Финляндии и Германии.

Немцы "полюбили" облагороженную "девятку" благодаря качественной отделке и сборке при доступной цене (15 000-17 000 DM). Именно поэтому Балтика даже стала победителем в конкурсе ADAC на звание самого дешевого в эксплуатации автомобиля в своём классе.


f86599cs-960.jpg



В начале двухтысячных не актуальные в Евросоюзе Евросамары ушли на пенсию, заодно сменив "место жительства" на историческую родину страны СНГ. Благодаря хорошей защите от коррозии почти двадцатилетние Балтики время от времени еще можно встретить в дорожном потоке и на сайтах по продаже автомобилей. Правда, многие владельцы 20-летних "старушек" европейского "происхождения" необоснованно "заламывают" цену, рассчитывая на обеспеченного ценителя "эксклюзивного" автомобиля с ладьей на решетке.

Комментарий экс-владельца


7fe28f0373c22c37bb3ce72fdeef7651-160x160-90.jpg

Андрей Чепелев

выпускающий редактор Kolesa.ru

Финская 21093 была в собственности нашей семьи в течение целого десятилетия, и я неплохо знаю эту машину. Первый хозяин купил ее в 1998-м в Финляндии, хотя был гражданином России он просто был в курсе значительных отличий в качестве. Когда он спустя год получил возможность эмигрировать в Германию по "еврейской" линии, автомобиль пришлось продать чтобы получить хорошее пособие, нельзя было демонстрировать достаток. Следующим счастливым обладателем стал мой дед.

Отличалась машина тканевыми вставками в дверных картах, упомянутыми колпаками, стеклоочистителями фар и наличием реле, которое включало ближний свет при запуске мотора, таковы были финские требования ПДД. Никаких молдингов и других внешних отличий не было, как не было и накладок на торпедо в машине была обычная "низкая панель", которая сбивала с толку и заставляла разного рода "автоэкспертов" при знакомстве с нашей машиной утверждать, что это никакая не Baltica, а самое обычное тольяттинское "зубило". И только предъявление ПТС со строчкой "Страна происхождения Финляндия" расставляло все по своим местам.

Дед пользовался машиной "по-дедовски" зимой хранил в гараже, а летом ездил на дачу, поэтому за восемь лет владения успел накатать всего-то 50 тысяч километров вдобавок к уже "набежавшим" 20 тысячам. После его смерти машина досталась мне, и я отъездил на ней еще полтора года и 15 тысяч. За это время машина действительно не приносила никаких серьезных проблем, и обслуживание ограничивалось плановой заменой расходников, что лишний раз подтверждает: ВАЗовские машины были неплохи по конструкции, и подводило их качество компонентов и сборки.

Причина продажи автомобиля была проста до неприличия он сгнил. Сгнили не только пороги, но и лонжероны с арками, что делало дальнейшую эксплуатацию просто опасной, а вложения 60-70 тысяч рублей (по тогдашним ценам) в 11-летнюю "девятку" выглядели не особенно перспективно. Увы, добротная финская окраска не спасла изначально некачественное российское железо, да и хранение по 9 месяцев в году в гараже без нормальной вентиляции сделало свое дело. Автомобиль ушел в руки кузовщика-слесаря, который вряд ли даже был в курсе, что такое Baltica.

Что интересно, несколько лет спустя судьба снова сведет меня с финским автопромом на сей раз с собранным там же, на Valmet Automotive редчайшим длиннобазным седаном Saab 900CD. Эта удивительная машина до сих пор у меня. Но это, как говорил один телеведущий, уже совсем другая история.


lada_samara_baltic_gl_2.jpg


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
4 комментария
08.11.2015 02:13
Евгений

Был сильно удивлен встретить огромное количество этих «балтийских» девяток в Карелии, большая часть которых на вид была в состоянии «не старше 5 лет».

1

09.11.2015 12:36
Андрей Чепелев

А где именно в Карелии? На севере, может? Просто в Петрозаводске я что-то не замечал их в большом количестве...


19.11.2015 13:48
Евгений

Скорее в западной, в районе Ладоги и к границе с Финляндией.

2

19.11.2015 13:49
Евгений

В Сортавале, наверное, одна из самых популярных Лад.

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы