Тест-драйв ракетного тягача БАЗ-6402: тот, кто всегда в тени

Ну кто не знает ракетный комплекс С-400 «Триумф» – ЗРК нового поколения, принятый на вооружение в 2007 году и регулярно появляющийся на Параде Победы на Красной площади? А что еще за БАЗ-6402? Это многоосный военный тягач, который все видели, но никогда не замечали. Именно он и таскает на своем горбу ракеты С-400.

Суровое изделие Брянского автомобильного завода – классический седельный тягач: кабина, рама, сцепное устройство. Но на дорогах высматривать его смысла нет – гражданская версия 6402 в оборот не пошла.

Конструкция тягача по-военному проста: жирная стальная рама, 6 колес с независимой торсионной подвеской, закрытая кабина и ставший уже классикой дизельный двигатель ЯМЗ мощностью 400 л.с. Простота – залог надежности: никаких автоматических коробок и электронных примочек, элементы БАЗа работают честно и открыто – видно коробку, раздатку и подвеску.

«А защита?» – спросите вы. Скрывать или бронировать узлы тягача смысла нет: он привезет полуприцеп с С-400 в болото или глухой лес, ломая перед собой деревья. Установка отстреляется – и тягач благополучно уйдет обратно. Кстати, между собой военные называют машину просто БАЗ. Внезапно, да? А если он тянет за собой ракету то “Пушка”. Так вот, “Пушки” сегодня не будет. На свой вопрос, можно ли протестировать хотя бы с прицепом, получил отказ. Можно ненароком разнести все в округе, а приказы офицера вообще-то не обсуждают.

IMG_6353.jpg


Подойдём поближе: посмотрите сбоку – облик машины создан из перпендикулярных друг другу горизонтальных и вертикальных линий. Этот автомобиль незатейлив, как полено. Ага, вот топливные баки на 665 литров – такой объем даст прохватить по всем видам покрытий до 1000 километров при “смешном” расходе в 95 литров на сотню. Посмотреть мотор? Опять нельзя. Коробку? Так вот же она – ЯМЗ-239410.

Подвеска передней оси – торсионная и вся из себя независимая, а конструкция двух остальных – комбинированная: одноторсионная для нижних рычагов и рессорная для верхних рычагов, без амортизаторов. Далее: по бортам – две полноценные запаски, короба с воздушными фильтрами, ну и, конечно, обильно смазанное солидолом (чтоб не заржавело!) устройство для сцепки.



Что внутри?

В салоне – царство черного цвета из кожзама и жесткого пластика. Обстановка похожа на старую фуру. Пара бардачков, которые открываются и закрываются с усилием, радиостанция с правой стороны кабины намертво прикручена к металлическому каркасу…



Но эти кресла! Они самые удобные из всех, что есть в военных машинах, которые приходилось тестировать. Даже в суперсовременном Тайфун-К сидеть менее комфортно. Более того, они с подвеской и регулируются по высоте. В них так мягко, будто ты провалился на задний диван ВАЗовской семерки, если вы понимаете, о чем я. Правда, в ногах места нет, да и руль снова горизонтальный и удивительно тонкий.



А какой тут запах! Ностальгический аромат старой Волги, хотя машина принята на вооружение только в 2003 году. Закрываешь глаза, откидываешься в кресле, а открыв их, ожидаешь увидеть белый потолок, обитый перфорированным дерматином... Но нет – тут он черный.

Поехали!

Мотор запускается с ключа – не с тумблера или кнопки. Обдав пространство вокруг белым дымом, дизель “прокашлялся” и вышел на ровные обороты. От вибраций на холостых кабина ходит ходуном. На улице холодно, стекла замерзли… Ничего, печка тут под стать имиджу: при прогретом двигателе в кабине получился “ташкент” за 5 минут.




В коробке 9 ступеней: 4 повышенных, 4 пониженных и одна задняя. Прицепа нет, нагрузки никакой нет, так что стартанем с повышенной! Левая педаль мягкая, скорость “втыкается” без звона и хруста. Спокойно отпускаем педаль сцепления, добавляем газа и… начинаем жечь диск сцепления! В БАЗ-6402 один, но очень серьезный минус: слабое однодисковое сцепление – и это при снаряженной массе автомобиля в 15,4 тонны. При старте с повышенной передачи оно всегда «горит» – это в порядке вещей.




Дубль два, на этот раз – с пониженной. Тягач удивительно мягко начинает свой путь. Попробуем повернуть… Поворачиваю руль в каждую сторону на пол-оборота, но смены курса не происходит. У руля просто бесконечный люфт. О, показался поворот. Бесконечное число оборотов баранкой – и... ухожу на обочину. Совсем забыл, что передние колеса в полутора метрах за спиной!




Задний ход, обязательный гудок, выезжаем с обочины и, в этот раз уже проехав поворот, быстро кручу рулем, а после успешного входа в поворот столь же энергично "откручиваю" его обратно. Кстати, если в таком темпе работать руками, то получится развернуться в радиусе 13 метров. Залог успеха маневрирования на БАЗе – верно рассчитать траекторию поворота, без устали вращать "баранку" и не забывать про колеса, которые "где-то там".

Сержант делится своими впечатлениями: на ходу машина очень комфортная. И это правда! Торсионы поедают неровности: на скорости в 80 км/ч. тягач держит прямую. Гидроусиленные пневматические тормоза столь остры, что при торможении я встретился с лобовым стеклом.


IMG_6338.jpg



Точка запуска ракет, как мы уже выяснили, может находиться где-нибудь в чаще леса – на этот случай у БАЗа есть полный набор межколесных и межосевых блокировок. Правда, погонять тягач по бездорожью снова не разрешили – не положено. А приказы… ну вы уже поняли.


IMG_6333.jpg


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings