Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

11692 1 0
В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой проходимости. Работы в этом направлении проводились в авральном режиме под лозунгом «Даешь Красной армии трехоску!».
 

Эта статья посвящена одной из таких машин — двухтонному грузовику ГАЗ-ААА, унифицированному с двухосной полуторкой ГАЗ-АА и рассчитанному на преимущественное применение в вооруженных силах СССР.

По привычке заказ на трехосные грузовики был отправлен американской компании Ford, но в ее программе такой машины не оказалось, а спешно собранные за океаном прототипы не выдерживали наших требований. В результате доработкой несущественно обновленной машины пришлось заниматься советским инженерам, за работой которых наблюдали представители Наркомата обороны, ОГПУ и НКВД.

Первый советский серийный трехосный грузовик ГАЗ-ААА раннего выпуска
Первый советский серийный трехосный грузовик ГАЗ-ААА раннего выпуска
ГАЗ-ААА на Советско-финляндской войне (из фондов Военного музея в Хельсинки)
ГАЗ-ААА на Советско-финляндской войне (из фондов Военного музея в Хельсинки)

Первые образцы 40-сильного грузовика ГАЗ-ААА с главными червячными передачами появились в конце 1934-го, а затем на организацию их выпуска ушел еще один год. В 1938-м модернизированный вариант получил мотор ГАЗ-М в 50 сил. В то же время был построен опытный усиленный образец ГАЗ-31 с 76-сильным двигателем для будущей замены ГАЗ-ААА.

Опытный грузовик ГАЗ-31 повышенной мощности со съемными гусеницами
Опытный грузовик ГАЗ-31 повышенной мощности со съемными гусеницами

В первые два года войны ГАЗ-ААА выпускали в упрощенных исполнениях, соответствовавших родственной модели ГАЗ-ММ, но летом 1943-го после сильных бомбардировок Горьковского автозавода их выпуск пришлось остановить в пользу сборки ленд-лизовской автотехники. В общей сложности было собрано свыше 37 тысяч грузовиков ГАЗ-ААА, в том числе во время войны — около 10 тысяч.

Грузовики ГАЗ-ААА военного образца с одной фарой и кабиной, обшитой вагонкой
Грузовики ГАЗ-ААА военного образца с одной фарой и кабиной, обшитой вагонкой

Военные исполнения грузовиков ГАЗ-ААА

Первоначалу автомобиль полностью отвечал требованиям военных по проходимости, надежности, простоте обслуживания, способности доставлять до 20 человек личного состава, буксировать полевые пушки и нести на себе более тяжелое оборудование и вооружение.

На параде бортовые грузовики с поперечными скамейками на 16 солдат
На параде бортовые грузовики с поперечными скамейками на 16 солдат
Перевозка в кузове ГАЗ-ААА полкового 120-мм миномета с боевым расчетом
Перевозка в кузове ГАЗ-ААА полкового 120-мм миномета с боевым расчетом
Машины ГАЗ-ААА с 76-мм пушками на военном параде в Москве 7 ноября 1941 года
Машины ГАЗ-ААА с 76-мм пушками на военном параде в Москве 7 ноября 1941 года

Между тем номенклатура специальных армейских версий на шасси ГАЗ-ААА существенно уступала полуторке, зато гамма созданных на нем бронеавтомобилей не имела равных ни в прошлом, ни в будущем.

Радиотехнические средства

В мирное время на ГАЗ-ААА устанавливали мобильный приемо-передающий радиоузел РУК и ламповые радиостанции 11АК, которые на первом этапе войны заменила дуплексная радиостанция РСБ-Ф с дальностью двухсторонней связи до 1,5 тысяч километров.

Мощная войсковая радиостанция РСБ-Ф в деревянном кузове Радиолокационная станция «Редут-40» в поворотном фургоне
Мощная войсковая радиостанция РСБ-Ф в деревянном кузове Радиолокационная станция «Редут-40» в поворотном фургоне

В начале 1940-х появилась особо секретная двухантенная радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» дальнего обнаружения (до 100 км), которая произвела переворот в технике ПВО. В ней применялась машина ГАЗ-ААА с четырьмя домкратами и полноповоротной приемной аппаратной, которая при помощи электропривода вращалась вокруг вертикальной оси, получая информацию от синхронно вращавшейся передающей кабины на базе ЗИС-6.

Автомастерские

Учитывая одинаковые с полуторкой размеры монтажной площади шасси на ГАЗ-ААА монтировали походные мастерские ПМ-3, а также более тяжелую типовую мастерскую ПМ-5-6 — летучку типа Б, разработанную для установки на ЗИС-5. Ее комплектовали увеличенными наборами инструментов и материалов, а некоторые версии размещались в специальных более вместительных и тяжелых кузовах с расчетами до семи человек. Во время войны на этой базе выпускалась мастерская ТРМ для ремонта бронетанковой техники в полевых условиях.

Танкоремонтная мастерская в кузове летучки типа Б с задним краном (из архива Н. Маркова)
Танкоремонтная мастерская в кузове летучки типа Б с задним краном (из архива Н. Маркова)

Автомобили службы горючего

Повышенная на полтонны полезная нагрузка ГАЗ-ААА позволила использовать его в качестве базы военных топливозаправочных машин с собственным насосным оборудованием. В 1938-м для Военно-воздушных сил СССР начался выпуск легкого бензозаправщика БЗ-38 с обтекаемой облицовкой цистерны вместимостью 1,5 тысячи литров и рабочих отсеков.

Первый аэродромный бензозаправщик БЗ-38 с задней кабиной управления
Первый аэродромный бензозаправщик БЗ-38 с задней кабиной управления

До войны для транспортировки и заправки горячим маслом авиационной техники применялся маслозаправщик МЗ-38 с системой подогрева. До окончания войны в Красной армии служил упрощенный бензозаправщик БЗ-38У с размещением заправочных рукавов непосредственно на цистерне.

Аэродромная и инженерная техника

К аэродромной технике на ГАЗ-ААА относился поздний 50-сильный вариант авиационного стартера АС-2, обеспечивавшего повышенный крутящий момент, необходимый при заводке более тяжелых винтовых самолетов. По комплектации он практически ничем не отличался от модели АС-1 на базе полуторки.

Аэродромный стартер АС-2 при механизированной заводке авиамотора
Аэродромный стартер АС-2 при механизированной заводке авиамотора

В годы войны на упрощенных трехосных машинах монтировали новую электростанцию АЭС-3 с генератором постоянного тока мощностью 15 киловатт, который обеспечивал подачу электроэнергии на 15 осветительных прожекторов и 16 точек для подключения электроприборов и инструмента полевых мастерских.

Электростанции АЭС-3 в бортовом кузове на шасси ГАЗ-ААА военного образца
Электростанции АЭС-3 в бортовом кузове на шасси ГАЗ-ААА военного образца

Машины химической службы

В середине 1930-х специально для установки на бортовом ГАЗ-ААА была разработана легкая автодегазационная машина АДМ-750, состоявшая из цистерны-бочки, двух жестяных моечных ванн, ручного насоса и рукавов с распылителями и брандспойтами. С 1940 года выпускалась санитарно-эпидемиологическая лаборатория для исследования и анализа степени зараженности местности.

Дегазационная машина АДМ-750 в кузове ГАЗ-ААА (из архива Н. Маркова) Испытания химической машины БХМ-1 для заражения местности (кинокадр)
Дегазационная машина АДМ-750 в кузове ГАЗ-ААА (из архива Н. Маркова) Испытания химической машины БХМ-1 для заражения местности (кинокадр)

В предвоенные годы в обстановке особой секретности проводились разработки специальной автотехники для заражения местности отравляющими веществами для предотвращения наступательных действий противника. Эта роль отводилась боевым химическим машинам (БХМ), представлявшим собой автоцистерны с насосным оборудованием, ёмкостями для отравляющих составов и системами их смешивания и разбрызгивания.

Одними из первых стали пробные образцы БХМ-1 на шасси ГАЗ-ААА с обычной или бронированной кабиной и цилиндрическими цистернами на 800 литров отравляющих жидкостей. Они были испытаны, но до применения их в боевых действиях дело не дошло.

Пулеметно-пушечное вооружение

В мирное время в бортовых кузовах грузовиков ГАЗ-ААА, как и ГАЗ-АА, без особых переделок устанавливался обширный набор легкого вооружения от одиночных до счетверенных пулеметов, а также пушек калибра 25 и 37 мм. Рядом с ними размещались ящики с боеприпасами и места для боевого расчета. К началу войны на вооружении РККА состояло свыше двух тысяч таких машин, но в реальных сражениях они оказались неэффективными.

1 / 4
Обычный грузовик ГАЗ-ААА со спаренным пулеметом на параде в Монголии
2 / 4
Автомобили со счетверенными пулеметами 4М Токарева на параде в Киеве
3 / 4
Зенитная пушка калибра 25 мм в кузове ГАЗ-ААА с откинутыми бортами
4 / 4
Самоходная артиллерийская установка СУ-12 на параде на Красной площади (кинокадр)

На полубронированном трехосном шасси монтировали самоходную артиллерийскую установку СУ-12 с полковой пушкой калибра 76,2 мм и лобовым бронещитом. Плохая маневренность и уязвимость этих систем заставили отказаться от их боевого применения.

Штабные и санитарные машины

Вместительный автобус ГАЗ-05-193 на базе ГАЗ-ААА, снабженный застекленным деревометаллическим кузовом с восемью рабочими местами, был наиболее распространенным штабным средством высшего командного звена Красной армии. Его комплектацию составляли центральный раскладной стол с двумя продольными диванами, шкафы и полки для документации и карт, средства проводной и радиосвязи, розетки для подключения к внешним источникам тока, калориферный отопитель и шторы на окнах.

Штабной автобус ГАЗ-05-193 высшего руководства РККА на шасси военного времени
Штабной автобус ГАЗ-05-193 высшего руководства РККА на шасси военного времени

Специальный санитарный автобус ГАЗ-05-194, унифицированный со штабным, отличался боковыми окнами с матовыми стеклами, изображениями красного креста, продольными скамьями в салоне и установкой двухъярусных носилок для перевозки до четырех лежачих раненых или 15 сидячих. Одна из таких машин служила передвижным рентгеновским кабинетом.

Довоенный вариант автобуса медицинской службы ГАЗ-05-194 (кинокадр)
Довоенный вариант автобуса медицинской службы ГАЗ-05-194 (кинокадр)

На грузовиках ГАЗ-ААА монтировали также фронтовые звуковещательные и топографические станции, легкие перегрузочные краны, передвижные типографии и кинопередвижки.

Мобильная типография в бортовом кузове довоенного автомобиля ГАЗ-ААА
Мобильная типография в бортовом кузове довоенного автомобиля ГАЗ-ААА

Бронеавтомобили на шасси ГАЗ-ААА

Главным историческим предназначением автомобиля ГАЗ-ААА стало самое многочисленное и разношерстное семейство опытных и серийных бронемашин, полностью разработанных советскими инженерами и носивших гриф «Совершенно секретно». Подробно рассказать о них в одной статье невозможно, поэтому здесь представим лишь самые важные и оригинальные конструкции.

Первым советским бронеавтомобилем считается БА-6. Он являлся прежним вариантом БА-3 на шасси Ford-Timken, корпус которого с цилиндрической башней и 45-мм пушкой в 1935 году переставили на облегченное шасси ГАЗ-ААА с укороченным задним свесом и пулестойкими шинами. Опытный железнодорожный вариант снабжался металлическими бандажами с ребордами, надевавшимися на все колеса.

Первая советская бронемашина БА-6 во время Гражданской войны в Испании
Первая советская бронемашина БА-6 во время Гражданской войны в Испании
Замена стальных бандажей на опытном железнодорожном броневике БА-6
Замена стальных бандажей на опытном железнодорожном броневике БА-6

В 1936-м развитием шестой модели стал компактный 50-сильный вариант БА-6М с укороченной базой. От первой версии он отличался усиленным передним мостом с двумя гидроамортизаторами, укороченным радиатором и дополнительным топливным баком. На корпусе была смонтирована новая коническая башня с тем же вооружением.

Бронемашина БА-6М на 50-сильном шасси ГАЗ-ААА со съемными гусеницами
Бронемашина БА-6М на 50-сильном шасси ГАЗ-ААА со съемными гусеницами

Наиболее известный и распространенный пушечный бронеавтомобиль БА-10 был создан в 1937-м как последняя доработка машины БА-6М и принят на вооружение в начале следующего. Его основой являлось специальное усиленное и укороченное 50-сильное шасси ГАЗ-07 с экранированными узлами системы зажигания. Для повышения проходимости к броневику придавались съемные гусеницы Overall, размещенные на задних крыльях.

Специальное укороченное шасси ГАЗ-07 для бронеавтомобилей серии БА-10
Специальное укороченное шасси ГАЗ-07 для бронеавтомобилей серии БА-10
На параде в Киеве серийные бронемашины БА-10 на спецшасси ГАЗ-07 (фото Г. Угриновича)
На параде в Киеве серийные бронемашины БА-10 на спецшасси ГАЗ-07 (фото Г. Угриновича)

Железнодорожный вариант снабжался бандажами только на передних и задних колесах, а двускатные колеса среднего моста вывешивались при движении по рельсам.

Железнодорожная бронемашина БА-10 с подъемными колесами среднего моста
Железнодорожная бронемашина БА-10 с подъемными колесами среднего моста

В Первом воздухоплавательном дивизионе на шасси БА-10 с открытой задней частью корпуса была собрана полубронированная аэростатная лебедка с осветительным прожектором и запасным колесом на передней подножке.

Аэростатная лебедка в облегченном полубронированном корпусе с пулеметом
Аэростатная лебедка в облегченном полубронированном корпусе с пулеметом

В конце 1939 года появилась модернизированная бронемашина БА-10М серийного производства, сменившая модель БА-10. Ее отличиями являлись бронезащита пулемета и бензопроводов, два типа радиостанций и топливные баки в бронированных кожухах, вынесенных на крылья задних колес. К началу войны в РККА насчитывалось свыше 2,5 тысяч бронеавтомобилей этой серии.

На марше модернизированный бронеавтомобиль БА-10М с 45-мм пушкой
На марше модернизированный бронеавтомобиль БА-10М с 45-мм пушкой

Самой оригинальной бронемашиной стал экспериментальный плавающий  вариант ПБ-7 с несущим корпусом, построенный на Ижорском заводе осенью 1936 года и негласно признанный одной из наиболее передовых советских конструкций мирового уровня. Его основой являлась опытная ходовая часть ГАЗ-30 с 50-сильным мотором, трехлопастным водяным винтом и герметичным бронекорпусом с пулеметной башней.

Пулеметная бронированная амфибия ПБ-7 на специальном шасси ГАЗ-30
Пулеметная бронированная амфибия ПБ-7 на специальном шасси ГАЗ-30

До сих пор наиболее перспективным считается «бронированный мото-медицинский пункт для мехчастей РККА» или санитарная бронемашина БА-22, построенная в 1938-м на 40-сильной трехоске. Ее вместительный бронекорпус с внутренней высотой около трех метров служил для перевозки четырех раненых на подвесных носилках или 10–12 бойцов на продольных сиденьях. Потом, через много лет, в этой машине признали первый советский колесный бронетранспортер без вооружения.

Экспериментальная санитарная бронемашина БА-22 с задними распашными дверями
Экспериментальная санитарная бронемашина БА-22 с задними распашными дверями

Все бронеавтомобили участвовали в сражениях Великой Отечественной, в битве за Москву и в обороне Ленинграда. Их подавляющее большинство было уничтожено в первые же месяцы войны, но часть поврежденных машин оказалась в армиях противника, где их отремонтировали, переделали и вновь применяли в боях.

Трофейный бронеавтомобиль БА-10М из состава германского пехотного подразделения
Трофейный бронеавтомобиль БА-10М из состава германского пехотного подразделения

В Германии они поступали в основном в пехотные части и полицейские отряды для борьбы с партизанами. Бронемашины, оставшиеся в Финляндии, получив 85-сильный двигатель Ford, служили в вооруженных силах страны до начала 1950-х.

Переделанная в Финляндии бронемашина БА-10М с мотором Ford V8
Переделанная в Финляндии бронемашина БА-10М с мотором Ford V8

На заглавной фотографии — испытания опытного грузовика ГАЗ-31 с боковыми свободно вращавшимися запасными колесами

В статье использованы только аутентичные иллюстрации

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

Первый и до сих пор последний серийный трехосник ГАЗ

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Конкуренция с девяткой, французский дизайн и угроза ВАЗу: мифы и факты об ИЖ-2126

Судьба ижевского хэтчбека оказалась незавидной: ИЖ-2126 долго и нелегко рождался, но почти добравшись до заводского конвейера, вновь волею обстоятельств «завис» в виде предсерийного прототипа, готового к производству,…

2751 0 0
Статьи / Финвопрос
Что с DW Hower? Почему «людей распустили», а «дилеров до последнего держали в неведении»?

Стоит ли покупать автомобили марки DW Hower – на этот вопрос одного из читателей мы постарались найти ответ в максимально сжатые сроки: до нового года осталось чуть больше месяца и многие нацелились на покупку новой…

5913 8 0
Статьи / Интервью
Мэттью Юинг, Nissan: мы планируем нанять ещё больше российских инженеров

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге открыли новый офис NTCE-R – российского подразделения Nissan Technical Center Europe. Подобных технических офисов в Европе всего три: по одному в Англии и Испании, а теперь - ещё один…

571 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
SsangYong Actyon New с пробегом: АКП с обратной стороны Земли и цепь от УАЗа

Скажем честно: Actyon New – не самая популярная машина. И причина этого не в корейском происхождении или страшном дизайне, нет. Выглядит кроссовер вполне современно, а у “корейцев” уже давно есть большая армия…

7664 20 0
Выбор авто / Подержанные авто
SsangYong Actyon New с пробегом: коррозия всего и гирлянда неисправностей на приборке

Дешевый кроссовер с автоматом, который наполовину собран из деталей Мерседеса — это мечта, а не автомобиль. Во всяком случае, так думали те, кто покупал эту машину, оглядываясь на Actyon первого поколения. Но как…

14433 31 2
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Elantra XD с пробегом: под хруст гранат и стук клапанов

Elantra этого поколения получилась на редкость удачной. Настолько, что первая часть обзора, посвящённая кузову, салону, ходовой части и электрике этого автомобиля, даже кажется скучной. Что ж, вся надежда на моторы и…

2635 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

177545 5 8
Тест-драйвы / Одиночные
Шо, опять? Тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Сахару залили дожди, в Антарктиде проросли баклажаны, в заповеднике сдох здоровенный медведь: Ульяновский завод решил провести тест-драйв обновленного Патриота до того как сошедшие с заводского конвейера автомобили…

31285 23 2
Тест-драйвы / Одиночные
Акупунктура: тест-драйв обновленной Lada Granta

Медицинский факт: Гранту с "икс-фейсом" не узнают на улицах, задают вопрос "что за модель?". И всё же, несмотря на радикальный рестайлинг, внутри это по большей части "старая добрая Гранта" со всеми присущими ей…

28335 86 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

26855 5 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

18569 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

14922 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

38847 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

25637 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

12702 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

402185 6 192
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

37149 3 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

36402 5 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?