Страна, победившая пробки: как живется автомобилисту в Японии

40465 3 39

Все знают, что в Японии у машин руль в бардачке и все ездят по левой стороне дороги. А еще ходят слухи, что в Токио жуткие пробки, сложные развязки, вместо зеленого сигнала светофора – синий, а туристу нельзя брать машину напрокат. Сейчас разберемся на личном опыте, что из этого правда, а что – вымысел.

В Стране восходящего солнца я провела около месяца. За это время успела воспользоваться практически всеми разновидностями транспорта, который там существует, немного привыкнуть к жизни японского автомобилиста и в который раз удивиться трудностям перевода, которые настолько правдоподобно описаны в одноименном фильме с Биллом Мюрреем в главной роли.

Не затеряться в транспортном клубке

Схемой токийского метро можно смело пугать любого москвича. На первый взгляд разобраться в этом хитросплетении цветных ниточек просто невозможно – особенно после десятичасового перелета. Плюс ко всему, при всей своей внешней прогрессивности японцы довольно слабо говорят по-английски, так что спрашивать дорогу особо не у кого. Это ничего: пара дней блужданий и мучений – и ты понимаешь, что на самом деле система общественного транспорта организована на удивление логично.


Так, в столице есть, собственно, метрополитен, а есть сеть электричек. И то, и другое нанесено схематично на одну карту, оттого и выглядит так ужасающе. Вместе две этих системы отлично охватывают все районы города; между станциями едва ли больше 15 минут неторопливого пешего хода. При этом в городе несколько компаний, и каждая обслуживает определенные ветки, поэтому платить приходится не только за саму поездку, но и за переход с линии на линию.

Зато внутри вагонов – белоснежный пластик, холодок кондиционеров, плазменные экраны и мягкие сиденья. А еще бегущая строка с названиями станций. И да, это не шутка, тут действительно имеются специально обученные люди, которые утрамбовывают пассажиров в поезда в часы пик. За поездки расплачиваешься карточкой под названием «Пасмо» – на нее через автомат зачисляется определенная сумма денег, которую можно потратить не только на проезд, но и на жвачку и газировку в ближайшем киоске.



Некоторые электрички функционируют без машиниста. Например, линия монорельса, ведущая на намывные острова в район Одайбы, совершенно автономна. В одном месте поезд даже делает разворот на 360 градусов, чтобы набрать высоту, и для туристов поездка на таком транспорте может быть даже интереснее, чем посещение расположенного там же, в Одайбе, музея старых автомобилей.

О добрых полицейских

Не сказать, что дорожной полиции тут много. Между населенными пунктами никаких стационарных постов нет и в помине, а в самом городе полицейские чаще выдают справки и помогают найти дорогу. Интересно, что служители закона здесь используют все возможные разновидности транспорта: и велосипеды, и мотоциклы, и автомобили.

На двухколесной технике ездят виртуозно – а как еще может быть в стране, откуда родом мотоджимхана? Районы города патрулируют преимущественно по вечерам. Кстати, среди пойманных нарушителей немало и тех, кто ездит на обыкновенных велосипедах, ибо к последним здесь много требований. В частности, каждое транспортное средство должно быть зарегистрировано и иметь не только номера, наклеенные на раму, но и некое подобие техпаспорта. Более того, у велосипедов должна быть работающая фара!

Сэкономить на передвижениях по стране

Про Японию говорят, что жить здесь дорого. Как по мне, то цены на продукты, отели и транспорт в городской черте вполне сопоставимы с московскими. К ощутимым тратам стоит приготовиться, отправляясь в более-менее удаленные уголки страны. Так, междугородние электрички, особенно скоростные, стоят несколько тысяч рублей в пересчете на наши деньги. Зато никогда не опаздывают и приходят всегда минута в минуту.

Самые быстрые японские поезда именуются шинкансенами. Имеют приплюснутую переднюю часть, напоминающую утиный клюв, и разгоняются более чем до 270 км/ч. Так что от Токио до, например, древней столицы Киото можно домчать за два часа, только заплатить за это придется уже порядка 18 000 рублей. Для сравнения, тот же самый путь на ночном автобусе обойдется в 4-5 тысяч, с учетом нынешних колебаний на валютном рынке.

А еще можно приобрести так называемый JR pass – это проездной только для иностранцев сроком на 7, 14 или 21 дней, позволяющий совершать неограниченное количество поездок на поездах. Продается он только за рубежом – можно купить, например, в той турфирме, что будет заниматься вашей визой, а в турфирму вы обратитесь в любом случае, ибо самостоятельное получение японской визы – это если не утопия, то чрезвычайно утомительная процедура, которая, увы, не позволит вам сэкономить ни рубля.

Жизнь в городском потоке

Токио – одна из крупнейших агломераций мира, а пробок тут я практически не видела – разве что чуть затрудненное движение на лепестках эстакад. Это достигается за счет хитроумных систем развязок и многоуровневых дорог. Конечно, городской ландшафт немного страдает, но для безмятежного любования природными красотами у японцев есть совсем другие места.

Качество асфальта и разметка, как вы понимаете, идеальные. В центре перекрестков для поворота направо (аналогичен нашему повороту налево) рисуют специальную стоп-линию с направляющими. В итоге никакой «свалки», никто никому не мешает, а упорядоченность движения не может не восхищать – особенно когда смотришь сверху, с высоты 10-го этажа.




***

Штрафы тут очень ощутимые, а за кое-какие правонарушения можно запросто получить тюремный срок. Может, поэтому правил никто не нарушает, а может, дело в менталитете. Водят аккуратно, дистанцию сохраняют в три-четыре машины длиной. Светофоры стоят через каждые 100-200 метров. Любопытно, что привычный нам зеленый сигнал здесь раньше был синим, и кое-где он таким и остался.

Бесплатных парковок тут нет в принципе, равно как нет и традиции ставить автомобили вдоль тротуара – в ряд или ёлочкой. Нет, на больших проспектах – отдельные «кармашки», отмеченные специальной разметкой, и тут же стоит паркомат. Надо заметить, местные жители – мастера ювелирной парковки, вы сами в этом убедитесь. И территория страны не такая большая, и о месте, где будет стоять автомобиль, приходится задумываться задолго до его приобретения.

Как и у нас, «зеленые» водители, недавно получившие права, клеят на стекло особый знак. Символичный, как и все японское, он напоминает молодой росток. Пожилые водители, чей возраст более 75 лет, также обозначают свои транспортные средства, но если прежде их знак напоминал осенний лист, то потом по этическим соображениям «жухлый» символ сменили на четырехлистник.

***

Местный автопарк выглядит довольно забавно. Во-первых, надо ли говорить, что представлен он преимущественно Тойотами и Хондами – автомобильный патриотизм развит в Японии как нигде, и, конечно, в большинстве своем это модели, незнакомые даже тем российским водителям, кто живет далеко на восток за хребтом Урала.

Европейские марки – BMW, Citroen, да еще и с левым рулем – это, скорее, попытка выделиться из толпы и подчеркнуть свои статус и индивидуальность.

Старых машин почти нет, исключение составляют раритеты, которые специально холят и лелеют. Много малокубатурных автомобилей, но немало и минивэнов. Среднестатистическая машина, мчащаяся по проспекту Токио, отличается высокой посадкой, едва заметным намеком на клиренс и практически полным отсутствием капота, из-за чего автомобили напоминают буханки хлеба или маленькие серванты. А все потому, что транспортный налог тут, помимо ряда других параметров, зависит и от длины автомобиля – стало быть, к чему ненужные сантиметры?




***

Самое забавное явление на японских улицах – это регулировщики и люди, работающие временными дорожными знаками. Первые приветливыми знаками рук в белоснежных перчатках приглашают тебя идти по «зебре», когда тебе, в общем-то, и так уже загорелся зеленый, и ты ступил на проезжую часть. Жестикулируют отчаянно, еще и улыбаясь при этом во все 32 зуба. Вторые просто безучастно держат дорожный знак. Их может быть несколько, стоящих друг за другом. Чаще всего они предупреждают о ремонте. Пусть это и выглядит несколько странно, зато, согласитесь, отменный способ борьбы с безработицей!



А в исторических районах старого Токио вроде той же Асакусы можно встретить самый необычный транспорт. Это даже не велорикши – это мускулистые молодые люди, которые катят коляски с туристами… вручную, фактически на собственной натренированной спине. Сложно представить, какую физическую нагрузку им приходится испытывать ежедневно, но без дела они обычно не сидят.




Аренда авто и адаптация к левостороннему движению

На путешественнических форумах нередко пишут, что процесс аренды автомобиля в Японии сопряжен с определенными сложностями. К тому же когда я озаботилась этим вопросом, оказалось, что как раз настал один из местных непостижимых праздников, и по этому случаю во всех крупных международных прокатных конторах все машины оказались разобраны.

В конце концов неподалеку от моего отеля обнаружилась небольшая фирма, сотрудники которой были готовы предоставить на несколько дней Toyota Probox по гуманной цене. Разумеется, в этой компании тоже никто толком по-английски не говорил – объяснять, какое количество дней нам нужно, пришлось буквально на пальцах. В какой-то момент мой приятель даже перешел от отчаяния на испанский, но в итоге, надо заметить, все поняли друг друга.

К слову, Япония стала первой страной, где пришлось предъявлять международное водительское удостоверение. Даже в Египте, тоже подписавшем только Женевскую конвенцию и устанавливающим, стало быть, аналогичные правила, вполне можно было обойтись национальными российскими. Впрочем, надо ли лишний раз говорить о том, что соответствующую корочку полезно иметь, отправляясь в любую страну?

***

К левостороннему движению все привыкают по-разному: кто-то моментально перестраивается, другие мешкают, совершая непривычные правый или левый поворот. Это может стать неудобством; в остальном же качество японских дорог вполне приемлемо. О ремонтных работах предупреждают заранее и такими яркими и многочисленными световыми табло и знаками, что не заметить просто невозможно. На крутых серпантинах в горах иногда ставят круглые зеркала, чтобы лучше было видно встречку. На загородных трассах таблички с указанием расстояния до следующего города подсвечены дополнительно.

Проезд по скоростной трассе стоит в среднем ощутимо дороже, чем по европейским платным дорогам, но это окупается сэкономленным временем, ибо плотная застройка, сопровождаемая безумным количеством светофоров, не заканчивается даже в нескольких десятках километров от «большого» Токио.




А потом городские ландшафты резко сменяются природой, а дороги пустеют. Чем дальше от Токио, тем меньше населенные пункты. Когда въезжаешь в район вулканической активности, начинаешь чувствовать характерный сернистый запах, а если припарковаться и прогуляться по обочинам, то видишь светло-зеленые фумаролы, откуда выходит горячий пар. Атмосфера в удаленных от столицы городах куда более аутентичная, дорожное движение спокойное, да и особых проблем с парковкой не наблюдается.

***

Здесь можно было бы еще рассказать о японских достопримечательностях, но я не поддамся этому искушению – эта статья все же об автомобильных обычаях и нравах. А про удивительную природу и архитектуру – как-нибудь в другой раз.

Как видите, Япония – вполне подходящая для путешествия на любом виде транспорте страна. Местами непонятная, не перестающая удивлять ни на минуту, не самая привычная для нашего менталитета. Ощущение, что находишься на другой планете, преследует здесь куда чаще, чем даже в каких-нибудь африканских дебрях, да и добираться сюда долго. Но хотя бы раз это точно стоит сделать.


Читайте также:



Поделиться: 7 23 0 2 0 7

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Забавна предвзятость автора) Когда пишет про Ельцина, между строк сквозит: ничего конкретно предъявить не могу, но он во всем виноват. А самодурство Лужкова описывает с теплотой: АЗЛК отдал проходимцу и угробил, но ведь старался мужик!)

но не забывай, что у нас не хотят люди жить около развязок. Я думаю можно настроить 3-х, 4-ех уровневые дороги по всему городу и будешь из около 5-6 этажа смотреть на дорогу. + у нас много исторических построек, поэтому пошли путем создания платных парковок, чтобы уменьшить число желающих поехать на авто. В Японии и это думаю есть)

Иван Иванов

"Токио – одна из крупнейших агломераций мира, а пробок тут я практически не видела – разве что чуть затрудненное движение на лепестках эстакад. Это достигается за счет хитроумных систем развязок и многоуровневых дорог. "

И тут сам собой напрашивается вывод, как у нас дороги прокладывают с московскими многочасовыми пробками.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами

В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей компоновкой, конструкцией и внешним видом, появилась необычная и ныне абсолютно забытая промежуточная категория двухколесных…

259 0 2
Статьи / Финвопрос
Говорят, цены на бензин растут только в России, а везде падают. Правда ли это?

Рост цен на бензин в России – процесс довольно постоянный, и нынешний шаг вверх, к отметке в 45 рублей – очередной и вполне ожидаемый. А как обстоят дела с ценами на бензин в других странах? Может, где-то они не растут?…

15463 1 10
Статьи / История
Синьор Kozel: как и почему в Италии тюнинговали УАЗы

Тюнинг советских автомобилей иностранными импортёрами – явление привычное и закономерное. Ведь чтобы заинтересовать и привлечь избалованного западного покупателя, нужно было "завернуть" доступную по цене машину…

19525 7 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2076 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: коррозия под капотом и быстрая смерть ксенона

Удалось ли во втором поколении изжить вечно гремящую подвеску? Можно ли встретить заметную коррозию на машинах возрастом в 7-8 лет? Что может подойти от родственных Peugeot и Citroen? Разбираемся, стоит ли брать…

1505 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ремнём по конусу: покупаем Nissan X-Trail II с пробегом за 800 тысяч

X-Trail – тот случай, когда маркетологи не зря едят свой хлеб. Это их безусловная победа. Ну когда еще практически одинаковую в техническом плане машину можно продавать и как городской кроссовер в случае с Кашкаем, и как…

17752 22 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20109 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14201 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12030 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71486 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15757 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13051 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51744 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9139 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7222 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

365719 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246329 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

112934 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?