Мотоджимхана: спорт, который однажды может спасти на дороге

 Свой первый выезд в город на мотоцикле помню очень хорошо.  Категория А открыта три дня назад, первый железный конь – малокубатурный, но, конечно же, вызывающий у меня бурю восторга – стоит на парковке. Под вечер, едва дождавшись окончания часа пик, доезжаю до него на четырех колесах. В приступе отчаянной храбрости облачаюсь в экипировку, попутно совершая несколько звонков своим более опытным друзьям – мол, давайте прокатимся. Выруливаем на главную дорогу колонной. Отлично, троллейбус, отлично, круговое движение. Сквозь ветер и шлем слышу голос кого-то из моих "мотонянек": "На джимхану ее, срочно!".
 

К этому моменту я уже знала, что такое "джимхана" – это вовсе не автомобильное шоу Кена Блока, как вы могли бы подумать. Я знала, что раз в неделю большая пустая парковка за одним из торговых комплексов на Пулковском шоссе прямо-таки взрывается от рокота двухколесной техники всех мастей. Сюда приезжают обладатели самых разных мотоциклов: тут и дорожная классика, и сверкающие хромом круизеры, и яркие спортбайки, и даже эндуро. На асфальте появляются конусы; территория делится на трассы разного уровня сложности – для новичков, для тренированных любителей и, наконец, для самых опытных – для тех, кто участвует в соревнованиях или, как минимум, легко закладывает мотоцикл до чиркающей по асфальту подножки.

Изначально слово «джимхана» появилось в Британии и было связано с конными играми. Потом оно стало обозначать вид автоспорта, получивший распространение в Японии, Америке, Англии. Соревнование заключалось в прохождении трассы за минимальное время с максимальной скоростью, при этом участники обходили препятствия – конусы и автомобильные покрышки, выполняя сложные элементы с разворотами. Водитель должен разгоняться, тормозить и маневрировать с наименьшим количеством ошибок.


Вполне логично, что вслед за автомобильной появилась и мотоджимхана. Суть та же: скоростное маневрирование на площадке среди искусственных препятствий. Мотоджимхана возникла в Японии в 70-е годы прошлого века. Она позиционировалась как вид спорта, который не требует не только доработки мотоцикла, но даже и специального трека. То есть, попробовать себя в этой дисциплине может любой желающий обладатель двухколесной техники.

В СССР была такая разновидность мотоспорта, как фигурное вождение – она появилась в 80-е годы. А мотоджимхана в том виде, в каком она существует во всем мире, пришла к нам лишь несколько лет назад благодаря петербургским активистам.


Пекутко - копия.jpg

Сергей Пекутко

руководитель мотошколы, мотоинструктор, основатель мотоджимханы в России

Началось все с японцев, это всех завораживало. В Петербурге мы начали тренироваться зимой 2009-2010-го, проводили турниры в крытых помещениях. Летом перебрались на открытые площадки, а в 2013-м решили привезти мотоджимхану в Москву. Потом начали подключаться регионы. Все благодаря инициативности отдельных мотоциклистов, безо всякой поддержки от мотоциклетной федерации или спорткомитетов. Просто напрямую договаривались с владельцами площадок и тренировались там два-три раза в неделю по два часа. Опыт решили применить ввиду очень слабых навыков у мотоциклистов, ввиду высокой аварийности из-за простейших ситуаций на дороге: не успел остановиться и не смог объехать. Все эти моменты мотоджимхана великолепно тренирует. А начиная с прошлого года стали развивать и спортивную составляющую, соревнование на время. Это способствует развитию навыков, так как без цели образуется застой.


За Петербургом подключилась Москва, за ней – Челябинск, Екатеринбург, Барнаул, Псков, Великий Новгород, Воронеж… Вслед за открытыми тренировками начали организовывать и первые соревнования, где немедленно появились яркие лидеры – те, кого не зазорно было отправить и на чемпионат Европы по мотоджимхане. Надо сказать, россияне и там выступили весьма достойно.




Для стороннего наблюдателя тренировка по мотоджимхане – это, конечно, очень зрелищно, хотя и кажется, что десятки мотоциклов, объезжающих по заданной траектории конусы, движутся в хаотичном порядке. Создается впечатление, что новичку крайне сложно немедленно не устроить там свалку. На самом деле, всем участникам помогает инструктор в яркой жилетке, который постоянно находится на площадке и время от времени дает полезные советы, выдергивая кого-нибудь из потока. Например, если у человека напряжены руки, то это первый признак ошибочного управления мотоциклом.

Движение по заданным траекториям обычно осуществляется на первой-второй передаче; скорости умеренные. Новички, оказавшиеся на трассе в первый раз, обычно забывают про гироскопический эффект и прочую занимательную физику, касающуюся одноколейного транспорта, а потому боятся слишком сильно закладывать мотоцикл и препятствия объезжают медленнее, держась от них подальше – чтобы не особенно наклонять своего железного коня. Со временем траектория становится все более "эффективной": времени на прохождение трассы тратится меньше, а угол наклона увеличивается.




Из обязательных требований – только наличие экипировки, по крайней мере, шлема; также нужно защитить колени, локти и кисти рук. Что немаловажно, проект некоммерческий, то есть сами тренировки бесплатные, хотя при желании участники могут отблагодарить организаторов и помочь, таким образом, развитию этого направления.


Павлов - копия.jpg

Алексей Павлов

один из петербургских активистов мотоджимханы, призер чемпионата России

Любой желающий может приехать и попробовать себя на этой трассе. Можно потренировать повороты, наклоны – то, что, в принципе, трудно отработать в городе, но что может пригодиться, когда нужно объехать машину или люк, развернуться в узком месте. Есть тренировки с более "фанатским" уклоном, где мы учимся ездить еще лучше, готовимся к чемпионату. Например, почти ежедневно собираемся на развязке Шафировского и Индустриального проспектов, чтобы тренировать отдельные элементы и отрабатывать навыки: быстрее проехать, развернуться в более узком месте, развернуться так, чтобы не потерять скорость.


После первой же тренировки на меня снизошло просветление. Я стала куда увереннее передвигаться по городу, аккуратная езда по междурядью в глухой пробке перестала казаться чем-то сверхсложным и, разумеется, в том сезоне я старалась не пропускать ни одного занятия, тем более, что на площадке всегда можно было увидеть массу знакомых еще по мотошколе лиц.




Разновидностей мотоспорта сегодня существует немало. Кому-то по душе мотокросс и эндуро, кто-то любит стантрайдинг и мотофристайл, некоторым нравятся шоссейно-кольцевые гонки или супермото… Мотоджимхана же, имеющая статус любительского спорта, примечательна тем, что заниматься ею может обладатель абсолютно любого мотоцикла. Не нужно как-то специально дорабатывать свой аппарат – разве только дуги безопасности не помешают, так как от падений на тренировочной трассе не застрахован никто, даже опытные участники. Еще один важный момент: мотоджимхана – одна из немногих дисциплин, которая объединяет зрелищность мастерства с непрерывным оттачиванием практических навыков, которые пригодятся не только на площадке. Этот вид спорта позволяет гораздо безопаснее передвигаться в городском потоке.


Пекутко - копия.jpg

Сергей Пекутко

Практическая польза колоссальная. В основном все мотоциклисты ездят по прямой, тормозить толком не умеют. А если увлечься джимханой как спортом, то каждый поворот и торможение у тебя будут экстренными, и далее на дороге ты чувствуешь себя как рыба в воде. Я обычно называю это «соответствовать среде». То есть, мотоциклист должен, как и машины, уметь быстро тормозить и резко поворачивать. Тогда ездить в нашей среде будешь долго и счастливо. Наши же мотоциклисты грешат тем, что умеют только быстро разгоняться…


Павлов - копия.jpg

Алексей Павлов

Меня несколько раз очень выручали навыки, полученные на тренировках. Например, водитель едет, болтает по телефону и вдруг видит, что левый ряд свободен и решает резко перестроиться туда без поворотника, не видя меня. Мне хватает навыков оттормозиться без блокировки колес – это мы тоже отрабатываем. Вот ты объезжаешь конус, стоящий на площадке, и все равно приходится контролировать, где находится препятствие, следить за всеми объектами на трассе, наблюдать, где другие мотоциклисты. В дальнейшем это помогает внимательнее отслеживать ситуацию на дороге: кто собирается ехать, кто где находится, кто куда может перестроиться. Сманеврировать вовремя, вовремя и грамотно повернуть тоже помогает.


Строго говоря, многим автомобилистам тоже потренироваться не мешало бы: лучше чувствовать габариты, правильно вести себя в случае заноса, уметь грамотно тормозить… Другой вопрос, что в городе, где скорости умеренные, большая часть аварий для водителя автомобиля заканчивается разве что помятым кузовом. А вот для мотоциклиста – в лучшем случае серьезными травмами.




Правило военного летчика, гласящее, что все кругом хотят тебя сбить, актуально и для мотоциклистов, но не из-за классовой ненависти, конечно, а просто потому, что водители упорно забывают о существовании двухколесного транспорта на дорогах общего пользования. Многие ДТП – как под копирку, и, например, почти четверть из них – это левый поворот или разворот, когда водитель или не заметил мотоцикл на встречке, или решил, что успеет проскочить до него. Коль скоро мотоцикл примерно в семнадцать раз опаснее автомобиля – будь готов думать и за себя, и за того парня. И регулярные тренировки – как раз то, что может здорово в этом помочь.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
14.07.2015 20:12
Нина Веселова


14.07.2015 20:13
Нина Веселова

познавательная статья


14.07.2015 20:13
Нина Веселова

познавательная статья


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings