В гармонии с природой: как газовый КАМАЗ покорил африканское ралли

Финишировать на Розовом озере Дакара – мечта любого раллийного спортсмена. Это всегда борьба стихии и людей, из которой не каждому суждено выйти победителем. Для спортивной команды «КАМАЗ-мастер» африканский марафон всегда был одним из главных экзаменов сезона, на котором российские грузовики проходят настоящую проверку на прочность.

В этом году покорять пустыни Африки от команды «КАМАЗ-мастер» вновь отправились экипажи Антона Шибалова и Сергея Куприянова. Спортивный грузовик последнего вызывает особый интерес благодаря гибридному двигателю, работающему на природном газе. Редакция портала «Колеса.ру» изучила технологические аспекты экомобиля подробнее.

1. Сердце газового монстра

Спортивный болид оборудован газодизельным двигателем, работающим на смеси дизтоплива и компримированного (сжатого) природного газа. Казалось бы, все просто, и никого этим не удивишь! Но рискнуть перевести «детище» советского автопрома – дизельный двигатель Тутаевского моторного завода – на природный газ, чтобы поставить его на спортивный (!) грузовик могли только настоящие энтузиасты и профессионалы своего дела – инженеры команды «КАМАЗ-мастер». Полученный результат превзошел все ожидания – с добавлением природного газа «тутаевец» зарычал еще сильнее!

1.png


2. Топливо


2b.png


Уникальная особенность автомобиля – потребляемое им топливо. Топливная смесь состоит на 70% из дизеля и на 30% из природного газа, подаваемого во впускной коллектор. Использование природного газа помогает выжать из мотора большее количество «лошадей», поскольку улучшается сгораемость топлива. Мотор лучше работает на низких оборотах, что особенно важно при экстремальных условиях африканского бездорожья.

По словам Сергея Куприянова, пилота газового КАМАЗа, «природный газ обеспечивает автомобилю конкурентные преимущества при прохождении спецучастков с тяжелым вязким песком, это одна из ключевых составляющих, необходимых для хорошего результата».

Природный газ является экономичным топливом – он в три раза дешевле бензина и дизеля. По словам Владимира Чагина, руководителя спортивной команды "КАМАЗ-мастер", газовый грузовик по топливным затратам на 15% дешевле дизельного аналога.

Природный газ – топливо высочайших экологических стандартов Евро-5 и Евро-6. Выброс токсичных веществ в окружающую среду при его использовании существенно снижается. К тому же, по классификации МЧС России, природный газ отнесен к 4-му классу и является самым безопасным моторным топливом.

3. ГБО


3.png


Газобаллонное оборудование – еще одна деталь, делающая спортивный грузовик исключительным инженерным творением. По сравнению с дизельным аналогом, запас хода у газового КАМАЗа на 500 (!) километров больше. Когда природный газ заканчивается, мотор автоматически переводится на дизельный режим.

К ралли Africa Eco Race – 2016 газотопливную систему модернизировали: обновили систему хранения и подачи природного газа, установили специальную кассету с четырьмя металло-пластиковыми баллонами и аппаратуру дозирования поступления природного газа. Безопасность установки обеспечена дополнительными механизмами: установлена специальная защита в виде укрепления крепежа баллонов, дополнительные кронштейны для их поддержки во время сильной вибрации, кроме того автомобиль оборудован автоматической системой пожаротушения.


4. Ходовая часть


4.png



На газовом КАМАЗе разрешенный ход подвески строго ограничен величиной 300 мм. Чтобы при фактически укороченном ходе обеспечить прежнюю энергоемкость и сохранить комфорт экипажа на том же уровне, к Africa Eco Race – 2016 были подобраны новые характеристики рессор и изменены диапазоны регулировки амортизаторов.

Раллийный КАМАЗ «обут» в высокопрофильные внедорожные шины размером 20 дюймов. Его алюминиевые колесные диски имеют систему регулирования давления. На каждом колесе установлены амортизаторы и стропы, работающие как ограничитель хода подвески на отбой. На передней и задней оси стоят отключаемые гидроцилиндры-опоры для стабилизатора поперечной устойчивости. Пилот может отключать оба стабилизатора на ходу, используя подрулевые «лопасти».

5. Кабина


5.png



В кабине наблюдается чёткое зонирование рабочего места каждого из членов экипажа – пилота, механика и штурмана. Кабина экипажа оборудована тремя спортивными сидениями с 5-точечными ремнями безопасности. Шлем каждого из членов экипажа подключается к разъёму внутренней связи на потолке. Здесь также находятся трубки подачи питьевой воды и обдувающие экипаж авиационные вентиляторы с резиновыми лопастями.

Напротив мест штурмана и механика находится приборная панель с многочисленными датчиками, цифровыми и стрелочными указателями, переключателями, мониторами и средствами связи с организаторами гонки. В её центральной части расположены все навигационные приборы. На протяжении гонки у механика есть возможность наблюдать за тем, что показывают установленные в машине четыре видеокамеры. Одна из них направлена на правый борт грузовика, две камеры внутри и одна смотрит назад, за автомобиль.

6. ПАГЗ


Pagz.png


Газовый КАМАЗ – пожалуй, единственный спортивный болид, вместе с которым в Африку отправляют передвижной автогазозаправщик (ПАГЗ), который обеспечивает заправку грузовика природным газом. На африканском марафоне экипаж ПАГЗа наравне со спортсменами преодолевает каждый день сотни километров по пыльному бездорожью под ярким палящим солнцем.

7. Техническая поддержка


6.png



Технические специалисты «КАМАЗ-мастера» творят чудеса. Каждый раз они удивляют своих конкурентов, реанимируя за одну ночь казавшиеся безнадежно сломанными машины. На Africa Eco Race – 2016 газовый КАМАЗ, преодолевая песчаные ловушки на предпоследнем зачётном этапе, повредил сцепление. Команда доехала до финиша на одной передаче. Болельщики замерли в ожидании: сможет ли экипаж выйти на старт следующего этапа? И вот, газовый КАМАЗ на старте, готовый к последнему рывку. В этот день он финишировал первым, доказав, что несмотря на полученный накануне 12-часовой штраф и утрату «серебра» в грузовом зачёте, дух «синей армады» только крепчает от неудач.

8. Экипаж


7.png



Инженерное чудо – газовый КАМАЗ – мог стать самым заурядным участником раллийных гонок, не окажись он в руках настоящих борцов за победу: пилота Сергея Куприянова, штурмана Александра Куприянова, механика Анатолия Танина.

В составе команды «КАМАЗ-мастер» единственный пилот, для которого автоспорт не профессия, – Сергей Куприянов совмещает должность пресс-секретаря председателя правления ПАО «Газпром» с любимым увлечением – автоспортом. Механик Анатолий Танин, самый опытный член экипажа, успешно справляется с любыми трудностями и следит за техническим состоянием газового КАМАЗа. Штурман Александр Куприянов уже несколько лет отвечает за навигацию в гонках.


9. Команда


2cMWN-W0TZc.jpg


Уникальность команды «КАМАЗ-мастер» состоит в том, что она единственная среди элиты международных ралли сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики под маркой КАМАЗ и выступает на них в соревнованиях.

Газовый КАМАЗ находится в непрерывном процессе модернизации. В течение года команда «КАМАЗ-мастер» занимается устранением всех дефектов, замеченных во время гонок. Нововведения тестируются в ходе соревнований – чемпионатов России и тестовых выездов, а затем внедряются для участия в главном ралли-марафоне – Africa Eco Race.

Очередной африканский марафон для газового КАМАЗа позади. Как итог – экипаж награжден специальным призом в категории автомобилей с гибридным двигателем, а самое главное – получен бесценный опыт, который нарабатывается экипажами только на практике. А применяется в нашей обычной жизни! Вперед к новым победам!


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
08.02.2016 10:20
денис

Молодцы парни. Бойцы и фанаты своего дело. Вот только одно непонятно-камаз свой, установка силовая своя,всё здорво,но чего же в качестве заправщика использовался Merc Actros .Как бы весь патриотизм нивелируется). Значит есть дорогая,технологичная,штучная игрушка,над которой трудятся 10ки спецов и есть простая рабочая лошадка актрос,которая ,как говориться в тексте,прошла тот же маршрут(хотя видимо не в таком темпе),но явно с меньшим количеством внимания и ухода. По логике вещей,для престижа и заправшиком должен быть камаз.А то как-то всё однобоко выходит.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings