Море - матросам, кризис - обывателям, нефтепереработчикам - свердоходы

Падение мировых цен на углеводороды, вызванные спадом в экономике наиболее развитых стран — в первую очередь, в США, пролились на самые крупные нефтеперерабатывающие компании неожиданным "золотым дождем". Проигнорировав требования ФАС снизить розничные цены на автомобильное топливо, производители "горючки", которым принадлежит большинство АЗС Москвы, не спешат менять на заправках ценники в сторону понижения.

В конце прошлого года глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил, что цены на бензин в России должны быть снижены и в среднем составлять около 19 руб. за литр. Как объяснили в ФАС, в стоимости топлива 60% занимают налоги и прочие отчисления, которые идут в госказну.

Но, даже если не касаться налогов, на российских АЗС творится беспредел. Раньше власти ссылались на высокие мировые цены на нефть, которые за последние полгода упали на 72%, теперь же говорят о временном лаге, из-за которого цены на бензин якобы снижаются очень медленно.

Между тем, оптовые цены на бензин уже упали настолько, что автозаправки сейчас, в условиях экономического кризиса, "гребут прибыль лопатой". По данным портала "Нефтегаз.ру", средняя оптовая цена тонны АИ-92 на 12 января 2009 года в России составила 10 342 руб., пишет Newsru со ссылкой на "Московский комсомолец". "МК" выяснил, что в ряде российских регионов отпускные цены с нефтеперерабатывающих заводов на бензин этой марки уже упали ниже и этого уровня.

Так, например, один из НПЗ предлагает 92-й бензин по цене 8 700 руб. за тонну. В Москве, правда, та же тонна стоит дороже — 12 500 руб. Но средняя розничная цена на АЗС столицы на АИ-92 все еще превышает 20 руб. за литр. В то же время в Новосибирске, например, литр такого же бензина на заправках стоит 16,9 руб.

В одной только Москве сейчас насчитывается не меньше 4 млн частных автомобилей, каждый из которых потребляет в среднем в день около 9 л бензина. Получается, что столичные автомобилисты сжигают ежесуточно приблизительно 36 млн литров бензина. Каждый из них приносит владельцам автозаправок от 8 до 10 рублей дохода.

Одна из причин сложившейся ситуации, как пишет "МК", в том, что значительная часть АЗС в России принадлежит так называемым вертикально интегрированным компаниям, то есть нефтяным гигантам, которые объединяют в себе весь производственно-торговый цикл: от добычи нефти и ее переработки до розничной торговли. Сейчас же, когда нефть в мире стоит дешево, именно эти компании ставят условия коммерческого сотрудничества независимым сетям АЗС, компенсируя таким образом свои убытки внешней торговли на внутреннем рынке.

Правда, и сами владельцы независимых АЗС не сопротивляются этому, ведь сверхдоходы перепадают и к ним в карман.

Ситуация с ценами на бензин не изменится, так как для ограничения беспредела государство не устанавливает никаких барьеров — ни рыночных, ни административных, считает издание.

А ведь властям, чтобы навести порядок в этом секторе рынка, надо принять всего лишь один закон, который установит прогрессивную шкалу налогообложения при превышении определенного уровня рентабельности и будет отбирать у диктующих розничные цены монополистов 90 или 95% сверхдоходов, полученных от завышения цены.

Однако гораздо более вероятно, что скоро государство станет рассказывать про "справедливую цену" на топливо в стране, где стоимость бензина уже выше, чем в государствах-импортерах. А если еще и нефть вновь подорожает, то напомнит про "встроенность в систему глобальной мировой экономики", чобы обосновать очередное повышение цен.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings