Газуй пока молодой: тест-драйв Fiat Fiorino Natural Power c ГБО

С малышом Фьорино мы познакомились на тест-драйве линейки коммерческих машин Fiat Professional под Турином, где главными героями были премьерные пикап Fullback и вэн Talento. Каблучок тоже недавно обновился, но остался в тени «старших братьев». А ведь среди выставленных для тестов машин была и крайне любопытная, с заводским газовым оборудованием. Атмосферный 1,4, 70 лошадиных сил, да еще и на метане... Умереть со скуки можно! Или нет?

Поскольку модель в России известна чуть более чем никак, стоит сказать пару слов по истории. Fiat Fiorino – маленький каблучок, в своем первом поколении 1977 года созданный на базе Fiat 127. Второе поколение вышло в 1988-м на базе бразильской версии Fiat Uno: до 2000-го оно продавалось в Европе, а после – вплоть до 2013-го – в Южной Америке.

Современный Fiorino появился в 2008 году и стал подлинно мировым автомобилем. Судите сами: платформу Fiat создавал до сращения с Крайслером, в сотрудничестве с General Motors – впоследствии на ней «вырастут» Corsa D, Meriva B, Alfa Romeo MiTo, Jeep Renegade и еще множество других. Сам каблучок Fiorino делали уже совместно с французским концерном PSA, поэтому у него есть «братья-близнецы» Peugeot Bipper и Citroen Nemo. Ну а производство налажено вообще в Турции, на заводе Tofas.

IMGP0005

Внешне различить малышей можно только по логотипам да некоторым мелким деталям. Но моторная линейка немного разная – в частности, только у «итальянца» имеется газовая версия. И неспроста.

Дело в том, что Италия – это европейский лидер по газификации автотранспорта. Голубым топливом они увлеклись еще в 70-е, но поначалу интерес к нему у простых смертных был невелик. Первый толчок дали автопроизводители (в первую очередь – Fiat, но не только он), которые в 80-е и 90-е годы стали пополнять моторные линейки двигателями на природном газе. Тогда же начали развивать сеть заправок.

IMGP0061

В 2008-м, в разгар кризиса и одновременно с выходом нового Fiorino (Совпадение? Не думаю!), государство понизило акциз на газ и стало выдавать субсидии покупателям машин с ГБО, что вызвало бурный рост продаж. Несмотря на то, что в 2010-м раздавать деньги перестали, к 2015-му доля газовых машин в итальянском парке составила более 15%, а сеть АЗС насчитывает 1 060 станций. В России, для сравнения, их 270.

***

В общем, побывать в Италии и не прокатиться на таком характерном местном автомобильчике — это было выше моих сил. Слабая паспортная отдача не смутила: ездил же я когда-то на 70-сильной «девятке» и ничего, не сломался.

Главное, чем обзавелся Фьорино в ходе последнего рестайлинга, помимо обновленного бампера — небольшой экранчик мультимедийной системы с навигацией. Хотя и выглядит эта штука несерьезно, но качество изображения вполне сносное и время отклика адекватное. Не раздражает. Правда, навигатор едва заметно «тупит», ведя по маршруту. Ты уже повернул, а он вроде как остается за углом еще с секунду.

IMGP0017

Интерьер приятный — передняя панель скомпонована, пожалуй, даже интереснее, чем в более старшем Talento. Пластмасса вся жесткая, плюс между дверной картой и стеклом недвусмысленно намекает на утилитарный характер машины полоса кузовного металла. Зато кресло можно поднять так высоко, что с ростом 175 см уже едва видно приборы, несмотря на задранный до предела руль. Вроде и маленькая машинка, но со всеми преимуществами микроавтобуса — для маневрирования в стесненных условиях она идеальна.

Двигатель
1.4 л / 70 л.с.

Но если с железками в салоне смириться можно быстро и непринужденно (есть в этом даже что-то колоритное, ностальгическое), то со слабой, практически отсутствующей шумоизоляцией арок — уже сложнее. Вроде и асфальт достаточно приличный, не щербатый, да и скорость невелика, а в салоне уже устойчивый гул. Вдвойне обидно, учитывая, что моторный щит изолирован как следует, а подвеска прекрасно справляется с неровностями.

Ну ладно, это было предсказуемо, а как ведет себя газовый мотор? Он дает гораздо больше, чем от него ожидаешь. Особенно когда садишься во Fiorino после Talento с флегматичным «реношным» дизелем 1,6. Там вроде и 125 наддувных дизельных сил, а едет будто бы на 90 атмосферных. Малыш Фьорино из другого теста: никакого турбо-допинга нет, и газовая диета еще никогда не способствовала бодрости духа... Но каблучок едет! Если основательно пришпорить его — то даже немножко прыгает.

IMGP0077

Моторчик высокооборотистый — пиковый момент достигается при 3 000 об/мин, а максимальная мощность — при 6 000. А держать его в тонусе помогают суперкороткие передачи. Трогаться можно смело со второй, а европейские городские 50 км/ч прекрасно удерживаются на четвертой. Жаль, что коробка всего пятиступенчатая — на трассе явно не помешала бы шестая, с таким-то характером. С другой стороны — где малыш Фьорино, а где трасса?

Это машина «ближнего боя», которая создана бегать по адресам в пределах муниципалитета. Возить почту в три-четыре горных деревни, где большие передаточные числа будут выручать на подъемах. Развозить молоко и хлеб по магазинам в старинном городке тысяч на 30 жителей, где высокая посадка добавит уверенности в похожих на коридоры улицах, а подвеска легко переварит брусчатку XIII века.

Черт возьми, да я уже завидую водителям Фьорино! В конце концов, и музыка тут не самая плохая (в пикапе Fiat Fullback хуже, проверено), и если достанет дорожный гудеж, можно просто включить радио погромче, а то и флешку воткнуть или смартфон с музыкой, благо разъемы — вот они, в прямой досягаемости.

Напоследок притормозил у кукурузного поля, решил изучить компоновку ГБО. Баллон висит на днище, пол в грузовом отсеке при этом остается ровным. И что характерно — на холостом ходу то и дело срабатывает вентилятор. Газ сильнее греет мотор, чем бензин, так что охлаждение ему нужно соответствующее — любители поставить газовое оборудование в гараже про это почему-то забывают и искренне удивляются прогоревшим клапанам и закоксовавшимся кольцам — подробно о проблемах нештатного ГБО мы писали отдельно.

У Фьорино с ГБО, как видите, повышенная температура скомпенсирована грамотным охлаждением, а флегматичный характер — подходящей коробкой передач. Все это делает малыша не просто похожим на дизельный, а даже лучше дизельного. Ведь современные эко-дизели обычно совсем грустнеют на высоких оборотах, а этот продолжает веселый разгон. Газу, газу! В прямом смысле слова.

IMGP0068

Расход на 100 км
5,5 литров

И про экономию не забудем, иначе к чему это все? Расход по компьютеру, несмотря на активное педалирование, составил 5,5 литра… то есть, простите, килограмм метана на 100 км (теоретический расход по паспорту – вообще 4,4 кг). При этом газ в Италии стоит дешевле солярки с бензином: по данным на сентябрь 2016 года, в среднем около 0,9 евро за килограмм против 1,6 евро за литр бензина и 1,3 евро за литр солярки.

Если честно, то при таких раскладах я даже удивлен, что доля газовых машин в Италии – всего 15%. Учитывая такую экономию, динамику и невысокую в сравнении с дизелями стоимость обслуживания «железа», в сторону моторов на тяжелом топливе, будь я итальянцем, даже смотреть бы не стал.

01-1

***

Традиционно для тест-драйвов не представленных в России машин, помечтаем об условиях появления такой модели у нас. Пожалуй, шансы близки к нулевым. Маленькие каблучки у нас использовать негде: отдаленных сел хватает, но плотность населения крайне маленькая, а уровень жизни в глубокой провинции столь низок и дороги столь плохи, что в качестве транспорта остается использовать только 10–20-летние «буханки».

IMGP0085

Что же до газового топлива, то одних стараний «Газпром газомоторное топливо» мало: государство должно инвестировать в сеть заправочных станций и давать налоговые льготы покупателям и производителям, выпускающим машины с заводским ГБО. Если, конечно, страна и вправду заинтересована в газификации автотранспорта.

Матчасть

юрасов.jpg
Дмитрий Юрасов обозреватель Kolesa.ru
Каблучок по имени Fiorino присутствует в модельном ряду «Фиата» с 1977 года, но только в нынешнем третьем поколении он получил оригинальный кузов со сдвижными задними дверьми вместо утилитарной «надстройки» в задней части. Разработка велась в рамках консорциума SEVEL совместно специалистами Fiat, Peugeot, Citroen и турецкого предприятия Tofas в Бурсе, где автомобиль и выпускается под названиями Citroen Nemo, Peugeot Bipper и Fiat Fiorino/Qubo (последнее — наименование пассажирской версии для некоторых рынков). Усилия разработчиков были вознаграждены титулом International Van of the Year 2008. Однако платформа Fiorino — плод совсем другого романа, с концерном General Motors. Хронологически каблучок стал третьей моделью, созданной на глобальной «тележке» SCCS (Small Common Components and Systems), вслед за Fiat Grande Punto (2005 г.) и Opel Corsa (2006 г.). Кстати, эта же платформа, только в длиннобазной версии (LWB), чуть позже легла и в основу другой коммерческой модели, Fiat Doblo, которая, в отличие от Fiorino, получила-таки «опелевского» двойника в лице модели Combo. При различных геометрических параметрах, массе и грузоподъемности все родственники имеют одинаковое шасси: впереди — McPherson, сзади — балка с продольными рычагами на пружинах, рулевое управление — с гидроусилителем. Коль скоро зашла речь о грузоподъемности, отметим, что в этом плане наш «газовый» вариант подкачал. Соответствующее оборудование вкупе с баллоном дало привес в 90 кг, между тем как допустимая полная масса не изменилась, равно как и настройки подвески, — следовательно, в пределе придется либо поклажи взять почти на центнер меньше, либо пожертвовать как минимум одним пассажиром. Это если сравнивать с таким же двигателем 350А1 семейства FIRE, но чисто бензиновым — довольно старомодным восьмиклапанным атмосферником с чугунным блоком, алюминиевой головкой и цепью привода ГРМ. Особых технических изысков здесь ожидать не приходится с учетом того, что данное семейство, хоть и с регулярными модернизациями, держится на конвейере с 1985 года. Помимо этого агрегата, Fiorino комплектуется более свежим 1,3-литровым турбодизелем серии Multijet с рампой Common Rail и электромагнитными форсунками в двух вариантах форсировки по давлению наддува. Если для «солярочных» версий в качестве альтернативы «механике» предусмотрена шестиступенчатая роботизированная трансмиссия, то бензиновый мотор, хоть с газом, хоть без, агрегатируется исключительно с ручной «пятиступкой» С510. Базовый бензиновый двигатель, также 1,4-литровый, но производства PSA Peugeot-Citroen, исключен из линейки Fiorino после рестайлинга.

Опрос
Вы бы купили машину на газу, если бы было заводское ГБО, много заправок и налоговые льготы?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
09.10.2016 20:02
Игорь Калашников

Фиорино второй год помогает в работе. Сладкая цаца, а не машинка. Радует глаз всем, завистникам и друзьям. А ведь с характером итальяшка, с турбинкой... Педальку в пол с повтором и улетел от светофора...


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings