В краю гор и башен: экспедиционный тест-драйв Land Rover Discovery 5

2979 3 0
Двадцать вторая экспедиция проекта Land Rover «Открывая Россию» прошла по территории Северного Кавказа. Четыре дня ехали члены экспедиции на Land Rover Discovery пятого поколения, часть пути прошла по шоссе, часть — по гравийке и лёгкому бездорожью… Вот, собственно, и всё. Но какие это были четыре дня…

Восемь “дискарей”

На чём попало по горам ездить не получится. Но ваш покорный слуга по этому поводу не переживал: Land Rover Discovery для этого очень даже годится. Во всяком случае, на первый взгляд. Впрочем, и на второй тоже, хотя кое к чему придраться можно. Но об этом — позже и ниже, а пока посмотрим, где нам предстоит проверить свои нежные городские нервишки, а заодно турбодизели, коробки и тормоза “дискарей”.

Точка старта — Владикавказ. От Москвы до аэропорта этого прекрасного города — два с небольшим часа. Перед посадкой самолёт выполняет разворот. Те, кто сидит около иллюминаторов правого борта, восхищённо шепчут: “О, Эльбрус! Красота какая!” Да, красота. Только это Казбек. Что, в общем-то, тоже неплохо.

DSC_0840

На улице — плюс тридцать два. После сентябрьской ночи Питера, откуда я начинал путешествие, дневной Владикавказ — адская раскалённая сковорода, в которой вертятся души грешников. Но увидеть солнце — это уже здорово, а тут оно ещё и греет. Что ж, в Ленд Роверах есть климатические системы, так что как-нибудь устроим себе комфорт.

А вот, кстати, и они. Восемь серых красавцев с турбодизельными трёхлитровыми моторами Td6, 249 л.с., 600 Нм. Конечно же, с 8-ступенчатыми “автоматами”. А чего бы и не поездить!

DSC_0661

В каждой машине — три человека: двое журналистов и инструктор, который следит, чтобы эти деятели не поломали машину и не покалечились сами. Так как инструктор вынужден не спускать глаз с шаловливых ручек журналистов, он сидит на переднем пассажирском сиденье, а свободный от рулёжки журналист в это время валяется на заднем сиденье и трескает сухпаёк. В общем, жизнь удалась. Я уже приготовился расслабиться, отдохнуть, компенсировать себе неудачный отпуск 2017-го года. Но не тут то было. Есть такое слово — тайминг. В переводе на русский — соблюдение графика или расписания. А вот как раз график у нас оказался не просто плотным, а очень плотным, поэтому сразу в аэропорту приходится садиться за руль. Правда, на этот раз мне удалось сфилонить, и первым на водительское место сел мой коллега. Забегая вперёд отмечу, что мне с ним повезло: интересный собеседник и хороший водитель. Поэтому я пока смотрю по сторонам.

DSC_0569

В маленьком городе солнца

Из Владикавказа мы едем в Магас. Магас — столица Ингушетии, а Владикавказ — столица Северной Осетии — Алании. Куда деваться: в Ингушетии аэропорта нет. Но ехать долго не придётся, от границы с Осетией до Магаса — меньше километра.

1 / 2
2 / 2

Граница, блокпост. Первый за эти дни, но далеко не последний. Тут трасса оживлённая, машин много, да и пропускают почти не глядя. А вот дальше на эти блокпосты иногда смотреть нелегко. Остановка, опускаем окна, отдаём паспорта. Тишина, запах горячей пыльной земли. Стрекот какого-то насекомого разбавляется тихим лязгом карабина на ремне автомата пограничника. Проезжайте… Да, эта земля навидалась многого, натерпелась. Может, поэтому тут так рады тем, кто приезжает с добром?

DSC_0570

Странный город — Магас. Он с рождения был столицей, его специально для этого и строили. Небольшой, чистенький, но уже столичный. Строек вокруг много, и выглядят они нарядно. Целые кварталы строят как социальное жильё, достаточно быстро они обрастают необходимой инфраструктурой. Одним словом, глаз радуется. Даже название у города светлое, в переводе Магас означает «Город солнца».

Дальше, в аулах, была замечена ещё одна особенность местной архитектуры. Не важно, какой у тебя дом. Главное – большие ворота. Лучше – кованые. За ними может скрываться лачуга, сколоченная из поддонов фур, но ворота должны быть просто шикарными.

DSC_0664

Естественно, первая часть пути пролегает по шоссе. Я не буду рассказывать о том, как ведёт себя Discovery на ровном асфальте, об этом уже рассказывали, и не раз. Быстро, тихо, комфортно. Динамика — выше всяких похвал, так что ничего нового я не скажу. Вот в горах было интереснее, но немного терпения, дойдём и до них. А пока мы пылим (в буквальном смысле слова) к мемориалу памяти и славы. Единственное, что немного осложняло дорогу – поведение местных коров. То ли у них тут по девять жизней, как у кошек, то ли они чувствуют себя в Ингушетии ещё более святыми, чем в Индии. А может, Ленд Роверов никогда не видели. Но ведут они себя нагло, и дорогу им лучше уступать.

DSC_0648

Вход на территорию мемориала свободный, но вот оружие, как гласит табличка, пронести туда нельзя. У нас его нет, так что свободно проходим в ворота.

1 / 2
2 / 2

Не знаю, чем руководствовались создатели этого комплекса, но на небольшой в принципе территории они смогли показать всю историю Ингушетии с её вхождения в состав Российской империи в 1770 году.

DSC_0590

Вообще, ингуши — не совсем правильное название народа. Слово это появилось от названия селения Ангушт, а народ назывался галгаи. Но позже сложнопроизносимое “ангушты” изменили на ингуши, которое так и осталось за народом, постепенно вытеснив правильное галгаи.

Кстати, в комплексе есть памятники, посвящённые вхождению Ингушетии в состав России. Есть монумент, напоминающий об участии ингушских войск в Первой мировой войне. А вот памятник лейтенанту Уматгирею Барханоеву заслуживает более подробного описания.

DSC_0598

Помните кино про Брестскую крепость? По последнего его защитника? Так вот, им был уроженец этой республики Барханоев. И композиция производит неизгладимое впечатление: в фигуре выходящего на свет офицера есть и обречённость, и чудовищная сила, и подвиг, и трагедия. Стену делали с натуры: точно такая же была в крепости. Надписи с обратной её стороны художники тоже перенесли с Брестских стен. Вечная тебе память, лейтенант Барханоев.

1 / 2
2 / 2

Ещё одна трагическая страница истории ингушей — их депортация Сталиным в 1944 якобы за пособничество фашистам. Собственно, не стало всей Чечено-Ингушской АССР, а треть ингушей погибла в степях Казахстана. С выселением не тянули: пять минут на сборы — и в вагон. Что можно успеть собрать? Да ничего. Некоторых мужчин не было дома. Представьте: вернулся домой, а там — никого. Да не больно-то разбирались с теми, кто не успевал уехать с эшелоном. Пуля — и опоздавшего нет. Не гнать же новые вагоны для этих “контриков”…

Освобождённые ингушами земли поделили между грузинами и осетинами. Их Сталин любил.

В 1957 году ингуши стали потихоньку возвращаться домой, хотя полностью народ был реабилитирован только в 1991 году. Естественно, они были не слишком рады поселившимся тут осетинам (тоже не совсем добровольно), а осетины — ингушам, которых они тут уже не ждали. Что из этого вышло и выходит до сих пор, вы прекрасно знаете.

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

И нет ничего удивительного, что в Осетии есть и памятники Иосифу Виссарионовичу, и его портреты. А вот в Ингушетии их нет. Что ж, вполне логично.

Быстренько осмотрев другие памятники мемориала, посвящённые событиям новейшей истории, рассаживаемся по машинам. Впереди — Ассинское ущелье.

Храм нескольких религий

Так, пора пересесть за руль. Жаль, но в этом поколении нет фирменной фишки “дискаря” — приподнятого яруса задних сидений. Места — навалом, ноги можно вытянуть, а от сидишь низко, коленкам это не очень нравится. За рулём, конечно, удобнее.

DSC_0658

Немного проехав по гравийке, поднимаемся чуть выше в горы. И перед нами открывается небывалой красоты Ассинское ущелье. Здесь мы можем вдоволь полюбоваться Джейрахско-Ассинским музеем-заповедником. Жаль, что знаменитые ингушские башни видны только издали. Подробнее мы рассмотрим их чуть позже, на следующий день. А пока только любуемся древними строениями в лучах заходящего в горах солнца. И торопимся в храм Тхаба-Ерды.

DSC_0665

История храма довольно увлекательна. Построен он был ещё в восьмом веке, естественно, как языческий. Тут приносили жертвы, резали быков и творили другие обрядовые непотребства. Но со временем сюда стало проникать православие, храм немного изменился. На его фасаде появились барельефы святых, что само по себе тоже довольно странно. Сегодня Тхаба-Ерды, конечно же, не работает как храм. Да и нет там ничего, кроме частично перестроенных стен и остатков перекрытий. Но внутри до сих пор можно увидеть и чашу для жертвоприношений, и некоторые другие практически вечные предметы культа, собранные энтузиастами. Будете в тех краях — зайдите, посмотрите. Нам там долго ходить было нельзя: солнце всё ниже, а нам ещё надо успеть к замку Вовнушки.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Сейчас на замок этот родовой башенный комплекс семьи Оздоевых не похож. А ведь когда-то две башни, стоящие на крутых склонах и скалах вблизи реки Гулой-Хи, соединял даже подвесной мост. Любой нормальный человек спросит: а зачем строить башни и замки там, куда не то что камни, лопату с песком тащить невозможно? Ответ очевиден: от хорошей в жизни в горы лезут только альпинисты и туристы. А ингушам (как и осетинам, и кабардинцам, и многим другим) надо было как-то противостоять нашествию татаро-монголов. На равнинах жить было невозможно, приходилось уходить в горы.

DSC_0699

На вершинах башен всегда можно было развести огонь, предупреждающий о приближении врага. И будьте уверены: где-то рядом есть ещё башни, на которых ваш огонь (днём — дым) обязательно заметят. А вот часть башен действительно незаметна: строили их из тех же камней, из которых состоят породы скал. Башни из такого стройматериала просто не могут быть заметными.

DSC_0698

Первый день закончили в сумерках. И только утром смогли хорошо разглядеть гостиницу курорта «Армхи», в которую въехали накануне. Находится она в живописном Джейрахском ущелье, и без машины сюда добраться, видимо, просто невозможно. Но побывать здесь стоит. Как минимум — чтобы покататься на лыжах (правда, только зимой), а самое главное — оценить местный колорит сервиса.

DSC_0702

И дело не в растяжке над дорогой, которая доходчиво разъясняет приезжим, что чума XXI века — это не скучный СПИД или ВИЧ, а терроризм. И не в рисунке на стене, где ингушский парень ваяет граффити, а девушка делает селфи, а в отношении местного народа к отдыху.

1 / 2
2 / 2

Где WiFi? — вопрошаем мы на ресепшене.

Колоритный администратор, закончив рубиться в компьютерную игрушку, уверяет, что завтра всё сделают. Но журналисты — народ наглый, работящий и не спящий. Им надо сегодня.

DSC_0657

-Э, брат, зачем работать? Отдыхать надо! — убеждает сотрудник. И делает это так искренне, весело, радушно, что отказать нельзя. Чего-чего, а гостеприимства и доброжелательности тут выше крыши. И чёрт с ним, с этим вай-фаем! Нам тут всё же рады, и не заметить этого просто невозможно.

Всё, спать. Завтра — в горы.

DSC_0659

В башенном краю

Карабкаться вверх на Дискавери — сплошное удовольствие. Включаем пониженную передачу, и турбодизель без малейшего напряжения тащит машину к облакам.

DSC_0696

Так легко аисты приносят детей. Так играючи Моцарт одним пальцем исполнил бы “В траве сидел кузнечик”.

DSC_0741

Немалую роль сыграли и шины General Tire, которые не давали скользить ни вниз, ни вверх, ни, боже упаси, в сторону. Не скрою, на следующий день ещё были участки, где я непроизвольно про себя начинал быстро-быстро читать “Отче наш”, хотя сейчас, как ни силюсь, не могу вспомнить ни одного слова этой молитвы. Но достаточно быстро опасения прошли. Впрочем, о том, где во мне просыпался чрезвычайно набожный человек, я ещё расскажу. А пока вернёмся к нашим башням.

DSC_0736

Про человека, который не очень хорошо соображает и импульсивно действует, говорят, что он безбашенный. Совсем другой оттенок это слово имеет в Ингушетии и Осетии.

Башенный комплекс Эрзи. Откуда здесь столько башен? Зачем они?

1 / 2
2 / 2

Строить башни — древняя традиция. Любая уважающая себя семья должна была иметь родовую башню. Но постройка — дело дорогое. Во-первых, надо найти достаточное количество камней, что сделать очень непросто, а во-вторых — рассчитаться со строителем. Работа мастера ценилась очень высоко. Говорят, некоторые заказчики предпочитали убить мастера, чем заплатить ему за строительство. Но это — исключение. Башня — дело чести.

С камнями было так тяжело, что хороший камень мог стать желанным подарком и на свадьбу, и на новоселье.

DSC_0727

Построить нужно было ровно за один год. Не уложился в срок — позор. Придётся недостроенную башню разобрать и всё начинать сначала. И всё равно осадочек останется.

Строили башни безо всяких сложных инструментов, практически “на глаз”. Снизу длина стены — около пяти метров, сверху — около трёх. Высота — метров двадцать-двадцать пять. Клали эти башни изнутри, снаружи мастер не работал.

DSC_0713

Вход делали на втором этаже. Во-первых, чтобы незваные гости не шарахались, а во-вторых, на первом всё равно был склад продуктов. Чуть выше держали домашний скот, ещё выше жили люди. Для чего?

Конечно, чтобы сохранить свою жизнь. Ведь кроме татаро-монголов легко было начать кровную вражду с соседями. Украл скотину или девку из другого тейпа — всё, кровная вражда. Ну, с девкой ещё можно было договориться, это часто делали по обоюдному согласию. А вот скотину никто не спрашивал. И тогда надо было отсидеться в башне. Долго там не протянешь: площадь всё же небольшая, но дождаться помощи можно. А на всякий случай в стенах делали окна-бойницы, скошенные к наружной части: так сложнее попасть в того, кто внутри.

DSC_0722

Со временем военное значение башни утратили: при желании их можно было уничтожить из пушек. Но жилые башни всё равно ещё строили.

Некоторые башни выглядят немного кривыми. И это неспроста: их восстанавливали современные строители. Те башни, которые рука современного мастера не трогала, до сих пор стоят идеально ровно.

На спуске к перевалу (мы собираемся ехать в Кармадонское ущелье) наконец-то пригодился Hill Descent Control и система All-Terrain Progress Control. Эти системы позволяют выставить необходимую скорость (хоть два километра в час) и сосредоточиться на руле даже на очень крутых спусках. Но тут пока можно ехать быстрее.

DSC_0747

Впереди нас ждёт печально известное Кармадонское ущелье. Вообще-то, правильно его называть Геналдонским, но известно оно стало под первым именем. Именно здесь таким же солнечным вечером 20 сентября 2002 года произошла страшная трагедия, повлёкшая гибель более 120 человек. Среди них был и Сергей Бодров-младший со своей съёмочной группой.

О том, почему никто не мог спастись, и почему бесполезно было кого-то искать после трагедии, читайте в продолжении нашего отчёта об экспедиции “Открывая Россию” на Кавказ.

DSC_0646

Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
dmitriyy 12

Дорого очень дорого

Поехать на Кавказ? )))
Не так уж и дорого!)))

Тоже надеюсь в скором времени сяду в своего Дискаря и двину таким маршрутом ! КРАСОТА!

Жаль, что не всю палитру цветов показали, и мало видов достопримечательностей. Но выглядит дискач, конечно, сказка.

Новые статьи Смотреть все
Гаджеты / Видеорегистраторы
От создателей плееров: тест регистраторов Ritmix AVR-830G и AVR-675

Компанию Ritmix в нашей стране знают и помнят отлично – она стояла у истоков «цифровизации» музыки, сделав MP3-плеер по-настоящему массовым и доступным гаджетом задолго до эпохи распространения «айподов» и смартфонов.…

66 0 2
Статьи / Популярные вопросы
Какие изменения в ПДД принес чемпионат мира по футболу

В России стартовал чемпионат мира по футболу, который, как ни странно, принес изменения не только в спортивную жизнь страны, но даже в правила дорожного движения. Что изменилось, на что стоит обратить внимание, и…

96 0 2
Статьи / История
Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами

В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей компоновкой, конструкцией и внешним видом, появилась необычная и ныне абсолютно забытая промежуточная категория двухколесных…

690 3 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2153 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: коррозия под капотом и быстрая смерть ксенона

Удалось ли во втором поколении изжить вечно гремящую подвеску? Можно ли встретить заметную коррозию на машинах возрастом в 7-8 лет? Что может подойти от родственных Peugeot и Citroen? Разбираемся, стоит ли брать…

1538 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ремнём по конусу: покупаем Nissan X-Trail II с пробегом за 800 тысяч

X-Trail – тот случай, когда маркетологи не зря едят свой хлеб. Это их безусловная победа. Ну когда еще практически одинаковую в техническом плане машину можно продавать и как городской кроссовер в случае с Кашкаем, и как…

18184 22 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20163 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14236 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12052 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71524 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15794 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13075 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51807 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9158 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7247 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

365964 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246423 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

112995 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?