Автотур выходного дня: Сольцы – город игрушек и пирожных

4664 0 7
Поделиться: 0 6 0 1 0 0

Считается, что есть города и местности, для осмотра которых половины дня хватит с лихвой. Действительно, "основное" пара-тройка памятников архитектуры, красивые пейзажи, местный музей – в маленьких городках можно обойти за пару часов, если довелось сделать паузу в долгом пути.

Специально, как правило, в такие городки тоже не поедешь, хотя бы потому, что отечественные инфраструктура и сервис не часто балуют путешественника в провинции как удобными гостиницами, так и элементарной возможностью расплатиться кредитной картой за пределами сетевых магазинов, найти кафе с wi-fi или хотя бы обнаружить… общественный туалет. Пожалуй, к таким городкам по праву можно отнести Сольцы в Новгородской области.

На берегу реки Шелонь

И навещая такой городок из раза в раз, очень сожалеешь о нем: мог бы в силу удобного расположения и уникальной истории быть вполне туристическим местом, откуда жалко было бы уезжать и через месяц.


Но зато, попадая в него сейчас, столичный житель чувствует себя чуть ли не первопроходцем. Стоит заметить, что еще лет пять назад при одном упоминании названия Сольцы опытные дальнобойщики в ужасе крестились (сейчас ситуация, к счастью, изменилась). Но обо всем по порядку.

Сольцы находятся фактически между Новгородом и Псковом, на берегу реки Шелонь. Гостя встречает памятный знак: первое упоминание о Сольцах относится к 1390 году. В Новгородской летописи говорится: «В лето 1390 ходили новгородцы с князем Семёном Ольгердовичем… и стали в Сольце…». Здесь было много соляных источников (они кое-где сохранились и сейчас), и добыча соли, как и в Старой Руссе, была источником благосостояния города. Издревле здесь шла дорога, в итоге развивался колесный и тележный промысел. С недавним ремонтом трассы, похоже, канула в вечность старинная традиция – по легенде, уже в позднейшее время здесь терял колесо и Петр Первый…



Окрестности Сольцов известны по очень драматическому событию: здесь в 1471 году московский царь Иван III разбил войска Новгородской республики. А потом его внук Иван IV Грозный даже освободил тележников и колесников от податей, повелев им делать колеса и лафеты для пушек. В память о Шелонской битве местный музей проводит ежегодную конференцию с привлечением российских и иностранных историков и краеведов.

Музей находится в бывшем доме купцов Красиковых. Так называемой купеческой застройкой XIX века город богат, и это создает особую атмосферу. В музее много расскажут об истории города, не только о древней. Двадцатый век обрушился на город всей своей мощью. Коллективизация, затем война… В нескольких километрах от Сольцов, близ села Сосновки, стоит памятный камень, напоминающий о судьбе убитых гитлеровцами солецких евреев, составлявших значительную часть городского населения.



В конце ХХ века захирела и местная промышленность. В свое время завод «Эллипс» расположили на месте бывшего санатория, где на базе местных минеральных вод неплохо лечили людей. Теперь ни завода, ни санатория. А не так давно расформирован дававший много рабочих мест здешний авиаполк, и любителям всего военного осталось бродить по останкам бывшего городка.

Приходили в упадок и архитектурные памятники (всего их насчитывается 55). Однако сейчас очень эффектно смотрятся и Ильинский храм XIX века, и отремонтированные здания на центральной улице. Дома купцов Ардаматских, Полякова, Багровых интересны по архитектуре. Для развлечений и спорта есть сельский парк «Горки», где проходят различные праздники. Есть охотничьи и рыболовные угодья в окрестностях – все не перечислить. Есть надежда, что доведут до конца восстановление усадьбы Васильчиковых в Выбитях (это примерно в 1 км от Сольцов).




Солецкие «фишки»

Есть две вещи, которые можно встретить только в Сольцах и больше нигде. Это местные игрушки и местные пирожные.

Солецкую глиняную игрушку можно купить в музее, а также на различных ярмарках в Новгороде. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды. Еще есть знаменитая игрушка – Мишка-варяжек. Варягом в древности называли не только воина, но и купца, пускающегося в порой опасные пути с товаром или за товаром. В лапах у Мишки посох, за спиной короб – с солью, разумеется. Эти свистульки-игрушки разительно отличаются вкусом, изяществом и энергетикой от массового сувенирного ширпотреба, продающегося повсюду под видом «народных промыслов».




В Сольцах, как и везде на Новгородчине, не останешься голодным. Но не рекомендуем заходить в претендующие на «крутость» кафе и бары (в некоторых, как и в большинстве солецких домов, нет туалетов). Кстати, о туалетах. Бетонное строение есть на железнодорожном вокзале, удаленном от города. Есть на рынке у автостанции, но там довольно страшно. В рабочий день в поисках «удобств» имеет смысл зайти в районную администрацию или в местную столовую (кормят там недорого и довольно вкусно). Но если вы уже решили «туалетную» проблему, то вам в местечко под названием «Чайная».

Можно, кстати, не пить там растворимый кофе и чай из пакетика, а просто взять с собой в коробочках «картошки» и «птифуры», «муравейники» и «ежиков» – ассортимент солецких пирожных не перечислить. Они стоят от 15 до 25 рублей за штуку, делают их на отличном сливочном масле и прочих качественных компонентах – от муки до естественных фруктово-овощных красителей все в них прекрасно.

Солецкая фабрика выпускает и более долгосрочную «кондитерку» – пряники, печенье, хворост, но именно пирожные могли бы стать местным брендом. Возможно, когда-нибудь и станут. Кто раз по пути случайно завернул в «Чайную» и попробовал пирожное, тот, проезжая Сольцы, обязательно будет останавливаться и покупать их. И пусть вас не смутит «совковый» антураж заведения, хотя конечно, в этом купеческом особнячке хотелось бы видеть что-то стильное.




На здешнем рынке часто бывает свежая, только что выловленная рыба из озера Ильмень, а также, если повезет, можно наткнуться на отличные мягкие сыры, которые делают «местные» крестьяне. Местные в кавычках потому, что многими землями владеют здесь семьи выходцев с Кавказа: под Сольцами они держат коров, коз, растят овощи. Часто привозят сюда еду и ширпотреб белорусы – здесь идут все питерские поезда на Беларусь. Приезжают белорусские торговцы и по трассе – через тот же Псков.

Как доехать?

Остановиться в самих Сольцах почти что негде. Наличествующие в не очень близких окрестностях гостевые дома являются «вещью в себе», наобум туда поехать не рискнешь, даже зная адрес. А подробностей о том, что вас будет ждать (в частности о соотношении цена-качество), не узнать, даже если дозвонишься по телефону и вас согласятся принять. Но для мобильных людей, бывавших не раз в Пскове или Новгороде, приятным разнообразием будет, остановившись там, на день скататься в Сольцы, побывать в музее, купить пирожных, побродить вокруг храма 1824 года и постоять на повидавших немало битв шелонских берегах, заехать в Выбити.

Можно также приехать сюда из Порхова (где с ночлегом попроще) – с тех пор, как отремонтировали дорогу, это займет максимум полчаса. Трасса извилистая, идет по деревням, где на удивление мало руин и свалок, преобладают нарядные домики с палисадниками. Перед самыми Сольцами (если ехать со стороны Пскова или Порхова) путешественника ждет коварное препятствие – железнодорожный переезд, который здесь скорее похож на высокий трамплин. В личном рейтинге автора этот переезд – один из лидеров в списке самых коварных засад. Снижать скорость на нем строго обязательно.




Если же вы решили начать свои выходные именно с Сольцов, то из Петербурга вы можете доехать по Киевскому шоссе М-20/Е-95 до Лужской объездной дороги. Навигатор обычно показывает левый поворот на Дзержинского – Медведь и далее по дороге вдоль реки Луги и границы Ленинградской и Новгородской областей. Однако эта дорога находится не в самом лучшем состоянии. Лучше доехать до Феофиловой Пустыни и повернуть налево по указателю на Новгород по Р-52. В обоих вариантах на Сольцы надо будет повернуть за Медведем направо по указателю на А-116. Можно также доехать по М-10 (а.д. «Россия») до Великого Новгорода и приехать в Сольцы через Шимск (в Шимске – правый поворот). И тем, и другим путем можно доехать из Питера за 4-5 часов. От Пскова езды около часа, от Новгорода – и того меньше. Москвичам однозначно удобнее ехать через Великий Новгород.

Года три назад (с этого мы начали свой рассказ) трасса А-116/Р-56, проходящая через центр Сольцов, на протяжении от Шимска до границы Псковской области являла собой полный кошмар. Даже передвигаясь со скоростью 20-40 километров в час, приходилось ехать то по центру, объезжая огромные ямы в асфальте, то по обочинам (если они были). В самом городе средняя скорость была тогда 5 километров в час, и все равно во внесезонье, когда центральная улица представляла собой кашу из глыб льда, снега, грязи и бетона, залитых грязной водой, часто случались аварии и менее крупные поломки. А уж любоваться собором или особнячками и вовсе не хотелось. Сейчас дорога приведена в относительный порядок (хотя местами она успела снова подразбиться, но прежних масштабов разрушения еще не достигли).


Читайте также:



Понравилась статья? 0 6 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
АВТОВАЗ представил серийный универсал Lada Vesta и его кросс-версию

Продажи «сарая» Lada Vesta стартуют в России во второй половине текущего года.

11452 20 10
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Выпьешь – не заведёшь: что такое алкозамок, и победит ли он пьянство за рулём

Сразу несколько операторов столичного каршеринга заявили об установке алкозамков на свои автомобили. Это явно даёт понять, что проблема с нетрезвыми водителями на прокатных автомобилях весьма значительна. Изучаем…

337 2 0
Статьи / Популярные вопросы
Штампованные, литые, кованые, сборные: какие бывают колёсные диски, и в чём отличия

Мы уже рассмотрели параметры выбора колесного диска, выделив все основные показатели, которые нужно учесть при приобретении. Однако вопрос выбора типа диска заслуживает чуть более пристального внимания: сегодня мы…

2429 2 0
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

13674 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: не очень надёжные МКПП и выносливые моторчики

Интерес к маленьким машинкам у нас в России, под стать машинкам, маленький. А зря. Есть среди них очень интересные экземпляры, которые вполне способны и пакеты с покупками перевезти, и даже в соседний город свозить. И…

1742 4 4
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: удивительно крепкий кузов и «скрипучие» тормоза

Маленькие машины в России не очень любят. Исключений не много, к ним, пожалуй, можно отнести только Skoda Fabia, VW Polo и Opel Corsa, с натяжкой – Peugeot 206 и. Остальные «малыши» встречаются в минимальных количествах,…

2524 18 2
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Sportage II с пробегом: лучший двигатель XXI века и болезнь правого ШРУСа

Можно ли купить корейский кроссовер, например, Kia Sportage II, и быть счастливым? Мы уже начали разбираться в этом вопросе в первой части нашего обзора. И в целом ничего совсем уж страшного в этом автомобиле пока не…

12485 7 1
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

31427 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

30266 10 22
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

17921 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

68833 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

55389 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

27123 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

58453 3 32
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

22997 2 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

18931 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

109776 4 3
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

22703 5 0
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

13674 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?