Автотур выходного дня: Сольцы – город игрушек и пирожных

4702 0 7
Поделиться: 0 6 0 1 0 0

Считается, что есть города и местности, для осмотра которых половины дня хватит с лихвой. Действительно, "основное" пара-тройка памятников архитектуры, красивые пейзажи, местный музей – в маленьких городках можно обойти за пару часов, если довелось сделать паузу в долгом пути.

Специально, как правило, в такие городки тоже не поедешь, хотя бы потому, что отечественные инфраструктура и сервис не часто балуют путешественника в провинции как удобными гостиницами, так и элементарной возможностью расплатиться кредитной картой за пределами сетевых магазинов, найти кафе с wi-fi или хотя бы обнаружить… общественный туалет. Пожалуй, к таким городкам по праву можно отнести Сольцы в Новгородской области.

На берегу реки Шелонь

И навещая такой городок из раза в раз, очень сожалеешь о нем: мог бы в силу удобного расположения и уникальной истории быть вполне туристическим местом, откуда жалко было бы уезжать и через месяц.


Но зато, попадая в него сейчас, столичный житель чувствует себя чуть ли не первопроходцем. Стоит заметить, что еще лет пять назад при одном упоминании названия Сольцы опытные дальнобойщики в ужасе крестились (сейчас ситуация, к счастью, изменилась). Но обо всем по порядку.

Сольцы находятся фактически между Новгородом и Псковом, на берегу реки Шелонь. Гостя встречает памятный знак: первое упоминание о Сольцах относится к 1390 году. В Новгородской летописи говорится: «В лето 1390 ходили новгородцы с князем Семёном Ольгердовичем… и стали в Сольце…». Здесь было много соляных источников (они кое-где сохранились и сейчас), и добыча соли, как и в Старой Руссе, была источником благосостояния города. Издревле здесь шла дорога, в итоге развивался колесный и тележный промысел. С недавним ремонтом трассы, похоже, канула в вечность старинная традиция – по легенде, уже в позднейшее время здесь терял колесо и Петр Первый…



Окрестности Сольцов известны по очень драматическому событию: здесь в 1471 году московский царь Иван III разбил войска Новгородской республики. А потом его внук Иван IV Грозный даже освободил тележников и колесников от податей, повелев им делать колеса и лафеты для пушек. В память о Шелонской битве местный музей проводит ежегодную конференцию с привлечением российских и иностранных историков и краеведов.

Музей находится в бывшем доме купцов Красиковых. Так называемой купеческой застройкой XIX века город богат, и это создает особую атмосферу. В музее много расскажут об истории города, не только о древней. Двадцатый век обрушился на город всей своей мощью. Коллективизация, затем война… В нескольких километрах от Сольцов, близ села Сосновки, стоит памятный камень, напоминающий о судьбе убитых гитлеровцами солецких евреев, составлявших значительную часть городского населения.



В конце ХХ века захирела и местная промышленность. В свое время завод «Эллипс» расположили на месте бывшего санатория, где на базе местных минеральных вод неплохо лечили людей. Теперь ни завода, ни санатория. А не так давно расформирован дававший много рабочих мест здешний авиаполк, и любителям всего военного осталось бродить по останкам бывшего городка.

Приходили в упадок и архитектурные памятники (всего их насчитывается 55). Однако сейчас очень эффектно смотрятся и Ильинский храм XIX века, и отремонтированные здания на центральной улице. Дома купцов Ардаматских, Полякова, Багровых интересны по архитектуре. Для развлечений и спорта есть сельский парк «Горки», где проходят различные праздники. Есть охотничьи и рыболовные угодья в окрестностях – все не перечислить. Есть надежда, что доведут до конца восстановление усадьбы Васильчиковых в Выбитях (это примерно в 1 км от Сольцов).




Солецкие «фишки»

Есть две вещи, которые можно встретить только в Сольцах и больше нигде. Это местные игрушки и местные пирожные.

Солецкую глиняную игрушку можно купить в музее, а также на различных ярмарках в Новгороде. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды. Еще есть знаменитая игрушка – Мишка-варяжек. Варягом в древности называли не только воина, но и купца, пускающегося в порой опасные пути с товаром или за товаром. В лапах у Мишки посох, за спиной короб – с солью, разумеется. Эти свистульки-игрушки разительно отличаются вкусом, изяществом и энергетикой от массового сувенирного ширпотреба, продающегося повсюду под видом «народных промыслов».




В Сольцах, как и везде на Новгородчине, не останешься голодным. Но не рекомендуем заходить в претендующие на «крутость» кафе и бары (в некоторых, как и в большинстве солецких домов, нет туалетов). Кстати, о туалетах. Бетонное строение есть на железнодорожном вокзале, удаленном от города. Есть на рынке у автостанции, но там довольно страшно. В рабочий день в поисках «удобств» имеет смысл зайти в районную администрацию или в местную столовую (кормят там недорого и довольно вкусно). Но если вы уже решили «туалетную» проблему, то вам в местечко под названием «Чайная».

Можно, кстати, не пить там растворимый кофе и чай из пакетика, а просто взять с собой в коробочках «картошки» и «птифуры», «муравейники» и «ежиков» – ассортимент солецких пирожных не перечислить. Они стоят от 15 до 25 рублей за штуку, делают их на отличном сливочном масле и прочих качественных компонентах – от муки до естественных фруктово-овощных красителей все в них прекрасно.

Солецкая фабрика выпускает и более долгосрочную «кондитерку» – пряники, печенье, хворост, но именно пирожные могли бы стать местным брендом. Возможно, когда-нибудь и станут. Кто раз по пути случайно завернул в «Чайную» и попробовал пирожное, тот, проезжая Сольцы, обязательно будет останавливаться и покупать их. И пусть вас не смутит «совковый» антураж заведения, хотя конечно, в этом купеческом особнячке хотелось бы видеть что-то стильное.




На здешнем рынке часто бывает свежая, только что выловленная рыба из озера Ильмень, а также, если повезет, можно наткнуться на отличные мягкие сыры, которые делают «местные» крестьяне. Местные в кавычках потому, что многими землями владеют здесь семьи выходцев с Кавказа: под Сольцами они держат коров, коз, растят овощи. Часто привозят сюда еду и ширпотреб белорусы – здесь идут все питерские поезда на Беларусь. Приезжают белорусские торговцы и по трассе – через тот же Псков.

Как доехать?

Остановиться в самих Сольцах почти что негде. Наличествующие в не очень близких окрестностях гостевые дома являются «вещью в себе», наобум туда поехать не рискнешь, даже зная адрес. А подробностей о том, что вас будет ждать (в частности о соотношении цена-качество), не узнать, даже если дозвонишься по телефону и вас согласятся принять. Но для мобильных людей, бывавших не раз в Пскове или Новгороде, приятным разнообразием будет, остановившись там, на день скататься в Сольцы, побывать в музее, купить пирожных, побродить вокруг храма 1824 года и постоять на повидавших немало битв шелонских берегах, заехать в Выбити.

Можно также приехать сюда из Порхова (где с ночлегом попроще) – с тех пор, как отремонтировали дорогу, это займет максимум полчаса. Трасса извилистая, идет по деревням, где на удивление мало руин и свалок, преобладают нарядные домики с палисадниками. Перед самыми Сольцами (если ехать со стороны Пскова или Порхова) путешественника ждет коварное препятствие – железнодорожный переезд, который здесь скорее похож на высокий трамплин. В личном рейтинге автора этот переезд – один из лидеров в списке самых коварных засад. Снижать скорость на нем строго обязательно.




Если же вы решили начать свои выходные именно с Сольцов, то из Петербурга вы можете доехать по Киевскому шоссе М-20/Е-95 до Лужской объездной дороги. Навигатор обычно показывает левый поворот на Дзержинского – Медведь и далее по дороге вдоль реки Луги и границы Ленинградской и Новгородской областей. Однако эта дорога находится не в самом лучшем состоянии. Лучше доехать до Феофиловой Пустыни и повернуть налево по указателю на Новгород по Р-52. В обоих вариантах на Сольцы надо будет повернуть за Медведем направо по указателю на А-116. Можно также доехать по М-10 (а.д. «Россия») до Великого Новгорода и приехать в Сольцы через Шимск (в Шимске – правый поворот). И тем, и другим путем можно доехать из Питера за 4-5 часов. От Пскова езды около часа, от Новгорода – и того меньше. Москвичам однозначно удобнее ехать через Великий Новгород.

Года три назад (с этого мы начали свой рассказ) трасса А-116/Р-56, проходящая через центр Сольцов, на протяжении от Шимска до границы Псковской области являла собой полный кошмар. Даже передвигаясь со скоростью 20-40 километров в час, приходилось ехать то по центру, объезжая огромные ямы в асфальте, то по обочинам (если они были). В самом городе средняя скорость была тогда 5 километров в час, и все равно во внесезонье, когда центральная улица представляла собой кашу из глыб льда, снега, грязи и бетона, залитых грязной водой, часто случались аварии и менее крупные поломки. А уж любоваться собором или особнячками и вовсе не хотелось. Сейчас дорога приведена в относительный порядок (хотя местами она успела снова подразбиться, но прежних масштабов разрушения еще не достигли).


Читайте также:



Понравилась статья? 0 6 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Audi A7 Sportback представлен официально

Модель нового поколения представляет новый язык дизайна марки, с частично позаимствованными у серии концептов Prologue решениями.

2520 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

2224 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

5467 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

21462 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

1186 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

1735 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

8024 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

17044 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14394 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

12040 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8365 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9294 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3364 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25149 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13356 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20476 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115707 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32647 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29639 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?