Автотур выходного дня: Сольцы – город игрушек и пирожных

4644 0 7
Поделиться: 0 6 0 1 0 0

Считается, что есть города и местности, для осмотра которых половины дня хватит с лихвой. Действительно, "основное" пара-тройка памятников архитектуры, красивые пейзажи, местный музей – в маленьких городках можно обойти за пару часов, если довелось сделать паузу в долгом пути.

Специально, как правило, в такие городки тоже не поедешь, хотя бы потому, что отечественные инфраструктура и сервис не часто балуют путешественника в провинции как удобными гостиницами, так и элементарной возможностью расплатиться кредитной картой за пределами сетевых магазинов, найти кафе с wi-fi или хотя бы обнаружить… общественный туалет. Пожалуй, к таким городкам по праву можно отнести Сольцы в Новгородской области.

На берегу реки Шелонь

И навещая такой городок из раза в раз, очень сожалеешь о нем: мог бы в силу удобного расположения и уникальной истории быть вполне туристическим местом, откуда жалко было бы уезжать и через месяц.


Но зато, попадая в него сейчас, столичный житель чувствует себя чуть ли не первопроходцем. Стоит заметить, что еще лет пять назад при одном упоминании названия Сольцы опытные дальнобойщики в ужасе крестились (сейчас ситуация, к счастью, изменилась). Но обо всем по порядку.

Сольцы находятся фактически между Новгородом и Псковом, на берегу реки Шелонь. Гостя встречает памятный знак: первое упоминание о Сольцах относится к 1390 году. В Новгородской летописи говорится: «В лето 1390 ходили новгородцы с князем Семёном Ольгердовичем… и стали в Сольце…». Здесь было много соляных источников (они кое-где сохранились и сейчас), и добыча соли, как и в Старой Руссе, была источником благосостояния города. Издревле здесь шла дорога, в итоге развивался колесный и тележный промысел. С недавним ремонтом трассы, похоже, канула в вечность старинная традиция – по легенде, уже в позднейшее время здесь терял колесо и Петр Первый…



Окрестности Сольцов известны по очень драматическому событию: здесь в 1471 году московский царь Иван III разбил войска Новгородской республики. А потом его внук Иван IV Грозный даже освободил тележников и колесников от податей, повелев им делать колеса и лафеты для пушек. В память о Шелонской битве местный музей проводит ежегодную конференцию с привлечением российских и иностранных историков и краеведов.

Музей находится в бывшем доме купцов Красиковых. Так называемой купеческой застройкой XIX века город богат, и это создает особую атмосферу. В музее много расскажут об истории города, не только о древней. Двадцатый век обрушился на город всей своей мощью. Коллективизация, затем война… В нескольких километрах от Сольцов, близ села Сосновки, стоит памятный камень, напоминающий о судьбе убитых гитлеровцами солецких евреев, составлявших значительную часть городского населения.



В конце ХХ века захирела и местная промышленность. В свое время завод «Эллипс» расположили на месте бывшего санатория, где на базе местных минеральных вод неплохо лечили людей. Теперь ни завода, ни санатория. А не так давно расформирован дававший много рабочих мест здешний авиаполк, и любителям всего военного осталось бродить по останкам бывшего городка.

Приходили в упадок и архитектурные памятники (всего их насчитывается 55). Однако сейчас очень эффектно смотрятся и Ильинский храм XIX века, и отремонтированные здания на центральной улице. Дома купцов Ардаматских, Полякова, Багровых интересны по архитектуре. Для развлечений и спорта есть сельский парк «Горки», где проходят различные праздники. Есть охотничьи и рыболовные угодья в окрестностях – все не перечислить. Есть надежда, что доведут до конца восстановление усадьбы Васильчиковых в Выбитях (это примерно в 1 км от Сольцов).




Солецкие «фишки»

Есть две вещи, которые можно встретить только в Сольцах и больше нигде. Это местные игрушки и местные пирожные.

Солецкую глиняную игрушку можно купить в музее, а также на различных ярмарках в Новгороде. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды. Еще есть знаменитая игрушка – Мишка-варяжек. Варягом в древности называли не только воина, но и купца, пускающегося в порой опасные пути с товаром или за товаром. В лапах у Мишки посох, за спиной короб – с солью, разумеется. Эти свистульки-игрушки разительно отличаются вкусом, изяществом и энергетикой от массового сувенирного ширпотреба, продающегося повсюду под видом «народных промыслов».




В Сольцах, как и везде на Новгородчине, не останешься голодным. Но не рекомендуем заходить в претендующие на «крутость» кафе и бары (в некоторых, как и в большинстве солецких домов, нет туалетов). Кстати, о туалетах. Бетонное строение есть на железнодорожном вокзале, удаленном от города. Есть на рынке у автостанции, но там довольно страшно. В рабочий день в поисках «удобств» имеет смысл зайти в районную администрацию или в местную столовую (кормят там недорого и довольно вкусно). Но если вы уже решили «туалетную» проблему, то вам в местечко под названием «Чайная».

Можно, кстати, не пить там растворимый кофе и чай из пакетика, а просто взять с собой в коробочках «картошки» и «птифуры», «муравейники» и «ежиков» – ассортимент солецких пирожных не перечислить. Они стоят от 15 до 25 рублей за штуку, делают их на отличном сливочном масле и прочих качественных компонентах – от муки до естественных фруктово-овощных красителей все в них прекрасно.

Солецкая фабрика выпускает и более долгосрочную «кондитерку» – пряники, печенье, хворост, но именно пирожные могли бы стать местным брендом. Возможно, когда-нибудь и станут. Кто раз по пути случайно завернул в «Чайную» и попробовал пирожное, тот, проезжая Сольцы, обязательно будет останавливаться и покупать их. И пусть вас не смутит «совковый» антураж заведения, хотя конечно, в этом купеческом особнячке хотелось бы видеть что-то стильное.




На здешнем рынке часто бывает свежая, только что выловленная рыба из озера Ильмень, а также, если повезет, можно наткнуться на отличные мягкие сыры, которые делают «местные» крестьяне. Местные в кавычках потому, что многими землями владеют здесь семьи выходцев с Кавказа: под Сольцами они держат коров, коз, растят овощи. Часто привозят сюда еду и ширпотреб белорусы – здесь идут все питерские поезда на Беларусь. Приезжают белорусские торговцы и по трассе – через тот же Псков.

Как доехать?

Остановиться в самих Сольцах почти что негде. Наличествующие в не очень близких окрестностях гостевые дома являются «вещью в себе», наобум туда поехать не рискнешь, даже зная адрес. А подробностей о том, что вас будет ждать (в частности о соотношении цена-качество), не узнать, даже если дозвонишься по телефону и вас согласятся принять. Но для мобильных людей, бывавших не раз в Пскове или Новгороде, приятным разнообразием будет, остановившись там, на день скататься в Сольцы, побывать в музее, купить пирожных, побродить вокруг храма 1824 года и постоять на повидавших немало битв шелонских берегах, заехать в Выбити.

Можно также приехать сюда из Порхова (где с ночлегом попроще) – с тех пор, как отремонтировали дорогу, это займет максимум полчаса. Трасса извилистая, идет по деревням, где на удивление мало руин и свалок, преобладают нарядные домики с палисадниками. Перед самыми Сольцами (если ехать со стороны Пскова или Порхова) путешественника ждет коварное препятствие – железнодорожный переезд, который здесь скорее похож на высокий трамплин. В личном рейтинге автора этот переезд – один из лидеров в списке самых коварных засад. Снижать скорость на нем строго обязательно.




Если же вы решили начать свои выходные именно с Сольцов, то из Петербурга вы можете доехать по Киевскому шоссе М-20/Е-95 до Лужской объездной дороги. Навигатор обычно показывает левый поворот на Дзержинского – Медведь и далее по дороге вдоль реки Луги и границы Ленинградской и Новгородской областей. Однако эта дорога находится не в самом лучшем состоянии. Лучше доехать до Феофиловой Пустыни и повернуть налево по указателю на Новгород по Р-52. В обоих вариантах на Сольцы надо будет повернуть за Медведем направо по указателю на А-116. Можно также доехать по М-10 (а.д. «Россия») до Великого Новгорода и приехать в Сольцы через Шимск (в Шимске – правый поворот). И тем, и другим путем можно доехать из Питера за 4-5 часов. От Пскова езды около часа, от Новгорода – и того меньше. Москвичам однозначно удобнее ехать через Великий Новгород.

Года три назад (с этого мы начали свой рассказ) трасса А-116/Р-56, проходящая через центр Сольцов, на протяжении от Шимска до границы Псковской области являла собой полный кошмар. Даже передвигаясь со скоростью 20-40 километров в час, приходилось ехать то по центру, объезжая огромные ямы в асфальте, то по обочинам (если они были). В самом городе средняя скорость была тогда 5 километров в час, и все равно во внесезонье, когда центральная улица представляла собой кашу из глыб льда, снега, грязи и бетона, залитых грязной водой, часто случались аварии и менее крупные поломки. А уж любоваться собором или особнячками и вовсе не хотелось. Сейчас дорога приведена в относительный порядок (хотя местами она успела снова подразбиться, но прежних масштабов разрушения еще не достигли).


Читайте также:



Понравилась статья? 0 6 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Авто и бизнес
Chevrolet Malibu нового поколения начали собирать в Узбекистане

Производство «четырехдверки» Chevy последней генерации налажено в Ташкенте на предприятии GM Uzbekistan.

6991 0 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики,…

2599 0 0
Статьи / Интервью
Где ты, российский Илон Маск? Развитие проекта уникального сити-кара Mirrow

В апреле 2017 года молодая российская компания Mirrowcars представила посадочный макет сити-кара и два варианта дизайна кузова. Какие шаги будут предприняты в 2017-м? Когда появятся готовые авто? Мы продолжаем следить за…

1022 4 3
Статьи / Технологии
Автосалон в Шанхае или чему европейцам стоит поучиться

Пять-семь лет назад журналистская братия откровенно крутила носами, когда речь заходила о Шанхайском автосалоне. Далеко, да и что там путного увидишь. Так, междусобойчик для представителей азиатских рынков – не более…

3965 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: превосходный «автомат» и худший двигатель Тойоты

Может, этому автомобилю ещё и очень далеко до звания легенды, но он очень к этому статусу стремится. У него целая армия поклонников, миллионы проданных экземпляров и хорошая репутация настоящего японского автомобиля. В…

2822 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: кузов цел только снаружи, а подшипники боятся оффроуда

Скажу сразу: популярность этой модели для меня остаётся загадкой. Я не очень люблю «серые» машины и точно знаю, что в свое время были более универсальные, более драйверские и более проходимые кроссоверы. Почему именно…

5925 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: моторы с аппетитом и АКПП, которая не ломается

В первой части нашего обзора мы уже выяснили, что если вас не пугает тесный скучный салон, то Lancer IX с большой долей вероятности может стать для вас тем самым японским «вечным автомобилем»: проблем с кузовом, ходовой…

4810 8 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

23154 0 20
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

15261 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

13298 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

59904 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

51276 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

22451 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

53767 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

27574 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

16575 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

46460 11 44
Статьи / История
Два в одном: первые советские активные автопоезда

С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой…

28254 7 0
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

22596 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?