Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

17135 1 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили перестройка и переход к рыночной экономике. С «Оплотом» произошла совершенно другая история: он имел вполне разумную практичную конструкцию, был принят на вооружение, но… в серию так и не пошел и остался «на обочине». И было это не в «лихие 90-е», а в разгар брежневской эпохи. Почему так случилось? Давайте разбираться.

Какими бы совершенными и эффективными военными машинами ни были легендарные минские МАЗ-543, которым мы посвятили шесть предыдущих статей, время неотступно следовало за ними, доказывая необходимость их модернизации и постепенного перехода на еще более мощные колесные ракетоносцы.

Кроме них, уже давно срочной замены требовали быстро состарившиеся курганские тягачи МАЗ-537. В 1970-е годы важная миссия замены сразу обоих семейств была доверена обширному третьему поколению четырехосных военных автомобилей «Оплот» для перспективного использования в качестве носителей мощных систем вооружения будущего.

Статьи / Военная техника
МАЗ курганского «разлива»: первые военные тягачи КЗКТ

На заглавном фото — 525-сильный седельный тягач МАЗ-537Г. Свою деятельность завод начинал со сборки 535-й серии, а в 1964 году переключился на более мощные седельные машины МАЗ-537, ставшие основной продукцией КЗКТ и со...

32540 0 1

Проектирование автомобилей секретного семейства «Оплот» (8х8) начиналось в 1970 году в СКБ-1 под руководством Бориса Львовича Шапошника. Вполне естественно, что их конструктивной основой стали серийные машины МАЗ-543, но в отличие от них здесь приоритет перешел от одиночных шасси к седельным и балластным тягачам, способным буксировать более тяжелые прицепные и полуприцепные войсковые системы.

Главным достоинством всех членов поколения «Оплот» являлся новый 650-сильный дизельный двигатель Д12АН-650 V12 с турбонаддувом производства завода «Барнаултрансмаш». Второй новинкой стала гидромеханическая трансмиссия с четырехпозиционной коробкой передач с электрогидравлическим управлением, сменившей прежнюю трехступенчатую конструкцию. Остальные агрегаты соответствовали серии МАЗ-543, но были доработаны и усилены, а некоторые заимствовали у шестиосного ракетного шасси МАЗ-547А. Все автомобили были приспособлены к эксплуатации в экстремальных климатических условиях и преодолению горных перевалов на высоте до трех километров.

От прежних семейств большинству машин «Оплот» досталась «длинная» колесная база в 7,7 метров, но на новых короткобазных тягачах с неравномерным расположением мостов ее сократили до 6,5 метров. Каждая модель имела индивидуальные эксплуатационные качества, весовые и размерные параметры.

Седельный тягач МАЗ-74103 с полуприцепной топливной цистерной (фото Max Chern)

Седельный тягач МАЗ-74103 с полуприцепной топливной цистерной

Установка залпового огня «Смерч» на 650-сильном шасси семейства «Оплот» (фото автора)

Установка залпового огня «Смерч» на 650-сильном шасси семейства «Оплот» (фото автора)

Первые шесть базовых прототипов семейства «Оплот» были собраны в 1973–1974 годах и в течение двух лет проходили заводские и государственные испытания в 21 НИИИ. Их результаты оказались положительными, и все варианты были рекомендованы к производству и принятию на вооружение. А затем началась круговерть неразрешимых технических, организационных и производственных проблем, которые в конце концов привели к прекращению работ по теме «Оплот» и остановке мелкосерийной сборки ряда версий.

Автомобили семейства «Оплот»

МАЗ-7911 «Оплот-А» – первый базовый 20-тонный автомобиль-тягач с двумя передними стеклопластиковыми кабинами и высокобортной грузовой платформой соответствовал серийной 525-сильной модели МАЗ-543 и служил для монтажа военных кузовов и специальных надстроек. Прототип был построен в 1973 году и в течение шести лет выпускался мелкими партиями по заказам.

Бортовой автомобиль МАЗ-7911 «Оплот-А» с прицепом МАЗ-8950

Бортовой автомобиль МАЗ-7911 «Оплот-А» с прицепом МАЗ-8950

МАЗ-79111 «Оплот-В» – второе базовое шасси грузоподъемностью 23 тонны с одной левой кабиной, соответствовавшее модели МАЗ-543М. Его главной конструктивной особенностью являлась усиленная задняя балансирная подвеска с тремя продольными торсионами на каждое колесо. Первый образец появился в 1974-м и до середины 1980-х в единичных образцах изготовлялся под монтаж перспективных и особо мощных систем вооружения.

Опытная машина «Смерч» на шасси МАЗ-79111 «Оплот-В» (из архива СКБ-1 МАЗ)

Опытная машина «Смерч» на шасси МАЗ-79111 «Оплот-В» (из архива СКБ-1 МАЗ)

В начале 1980-х годов это шасси предполагалось сделать мобильной базой перспективной системы залпового огня «Смерч». В процессе ее проектирования на доработанном шасси МАЗ-79111 с четырьмя межколесными гидравлическими опорами смонтировали оборудование прототипов 12-зарядной самоходной пусковой установки (СПУ) калибра 300 мм. Несколько таких систем после испытаний поступили в опытную эксплуатацию, но затем их базой стало шасси МАЗ-543М.

Пусковая установка 9А52 «Смерч» на шасси с четырьмя гидроопорами (фото автора)

Пусковая установка 9А52 «Смерч» на шасси с четырьмя гидроопорами (фото автора)

Боевая установка «Смерч» с 12 гладкоствольными направляющими (фото автора)

Боевая установка «Смерч» с 12 гладкоствольными направляющими (фото автора)

Для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) комплекса «Смерч» планировалось использование укороченного шасси МАЗ-79112, к которому разработали низкобортную цельнометаллическую платформу и перегрузочный гидрокран. Впоследствии ее место занял серийный МАЗ-543А.

Шасси МАЗ-79112 для транспортно-заряжающей машины комплекса «Смерч»

Шасси МАЗ-79112 для транспортно-заряжающей машины комплекса «Смерч»

На основе МАЗ-79111 был создан также уникальный секретный комплекс РК-55 «Рельеф», оснащенный автономной СПУ с шестью крылатыми ракетами с раскрывавшимися после старта крыльями. В то время негласно он являлся одной из наиболее совершенных, эффективных и перспективных высокомобильных советских ракетных систем. Два пробных образца собрали в 1984 году, и после испытаний комплекс сразу же приняли на вооружение. В дальнейшем было собрано шесть комплектов системы «Рельеф» с ТЗМ и машинами боевого управления, но осенью 1988-го по Договору о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД) все они были уничтожены.

original-25-__html_3035c484 original-25-__html_m55a71de8 original-25-__html_m68775ae6

Пусковая установка комплекса «Рельеф» с крылатыми ракетами на шасси МАЗ-79111 (из архивов СКБ-1 МАЗ и автора)

К самым необычным боевым средствам на автомобиле МАЗ-79111 относился единственный образец бронированной СПУ берегового комплекса «Редут», который тогда базировался на более легком шасси БАЗ-135МБ. Его пусковая установка с крылатыми ракетами помещалась внутри вместительного сварного бронекорпуса с открывавшейся крышей и боковыми люками в скосах с откидными крышками, передняя часть которого защищала моторный отсек и двухместную кабину.

Опытная бронированная береговая установка «Редут» на шасси МАЗ-79111

Опытная бронированная береговая установка «Редут» на шасси МАЗ-79111

МАЗ-7311 «Оплот-П» – балластный тягач для буксировки прицепных систем массой до 75 тонн, лишенный системы регулирования давления воздуха в шинах. Прототип появился в 1973-м и потом выпускался мелкими партиями. Дополнительно к двум основным передним кабинам тягач снабжался третьей кабинкой для членов боевого расчета буксируемой техники, расположенной с правой стороны машины. Для подтягивания и погрузки на прицеп тяжелых грузов за моторным отсеком помещалась лебедка от модели МАЗ-537Г. На короткой низкобортной грузовой платформе с нишами для пропуска лебедочного троса перевозили 16 тонн балласта.

Балластный тягач МАЗ-7311 «Оплот-П» с танком Т-10М на прицепе ЧМЗАП-5212А

Балластный тягач МАЗ-7311 «Оплот-П» с танком Т-10М на прицепе ЧМЗАП-5212А

МАЗ-7410-9988 «Оплот-Б» – опытный активный автопоезд высокой проходимости с колесной формулой 12х12 для транспортировки крупногабаритного оборудования войск ПВО и доставки крупных партий горючего. Единственный прототип был собран в 1975 году. В его состав входили седельный тягач МАЗ-7410 (8х8) с дополнительным гидронасосом и активный двухосный низкорамный полуприцеп МАЗ-9988 с гидростатической системой привода четырех односкатных ведущих колес, служивший для монтажа спецоборудования массой до 30 тонн.

Опытный 30-тонный активный автопоезд МАЗ-7410-9988 «Оплот-Б»

Опытный 30-тонный активный автопоезд МАЗ-7410-9988 «Оплот-Б»

Кроме него, автомобиль мог работать со вторым унифицированным двухосным полуприцепом-шасси МАЗ-9989, предназначенным для установки «легкой» аэродромной топливозаправочной цистерны ТЗ-30 вместимостью 30 тысяч литров с кабиной управления и насосной станцией с приводом от автономного двигателя.

Испытания седельного тягача МАЗ-7410 с активным полуприцепом-шасси МАЗ-9989

Испытания седельного тягача МАЗ-7410 с активным полуприцепом-шасси МАЗ-9989

МАЗ-7410 с топливозаправщиком ТЗ-30 на шасси активного полуприцепа МАЗ-9989

МАЗ-7410 с топливозаправщиком ТЗ-30 на шасси активного полуприцепа МАЗ-9989

Проблематичность дальнейшего развития семейства «Оплот» привела к прекращению работ по этому автопоезду. Его заменил менее мощный тягач МАЗ-74106, работавший с прежним вариантом активного полуприцепа.

МАЗ-74101 «Оплот-Т» – «нормальный» седельный тягач для буксировки всех видов войсковых низкорамных полуприцепов полной массой до 70 тонн в составе автопоездов, весивших свыше 93 тонн. Два опытных автомобиля появились в 1973–1974 годах, и после испытаний их собирали мелкими сериями до конца 1980-х. Конструктивно тягач был унифицирован с балластным вариантом МАЗ-7311 без подкачки шин и также комплектовался лебедкой и тремя кабинами общей вместимостью 5–6 человек – двумя передними основными и третьей для боевого расчета. Опытный вариант МАЗ-74102 снабжался только одной левой передней кабиной.

МАЗ-74101 «Оплот-Т» с кабиной боевого расчета и полуприцепом МАЗ-796

МАЗ-74101 «Оплот-Т» с кабиной боевого расчета и полуприцепом МАЗ-796

Тягач МАЗ-74101 с третьей кабиной и войсковым полуприцепом МАЗ-5247Г

Тягач МАЗ-74101 с третьей кабиной и войсковым полуприцепом МАЗ-5247Г

Одной из наиболее важных операций, которую выполняли тягачи МАЗ-74101, являлась буксировка средних полуприцепных аэродромных топливных цистерн ТЗ-60 вместимостью 60 тысяч литров для заправки крупных летательных аппаратов стратегической авиации ВВС СССР. Их базой являлся специальный низкорамный трехосный полуприцеп ЧМЗАП-8685 с шестью парами небольших колес на балансирной подвеске.

Тягач МАЗ-74101 с полуприцепной топливозаправочной цистерной ТЗ-60

Тягач МАЗ-74101 с полуприцепной топливозаправочной цистерной ТЗ-60

До начала 2000-х эти тягачи применялись в Российской армии, где буксировали новые тяжелые войсковые полуприцепы.

МАЗ-74101 с полуприцепом ЧМЗАП-9990 в Рязанском военном музее (фото П. Букатина)

МАЗ-74101 с полуприцепом ЧМЗАП-9990 в Рязанском военном музее (фото П. Букатина)

МАЗ-74103 – усиленный вариант седельного тягача МАЗ-74101 с тормозом-замедлителем и увеличенной нагрузкой на сцепное устройство. Десять таких автомобилей были собраны в 1980-е годы для работы в горной местности в составе автопоездов с полуприцепными топливозаправочными цистернами вместимостью 60 и 90 тысяч литров для заправки крупных военных самолетов.

Усиленный седельный тягач МАЗ-74103 без лебедки и третьей кабины (фото М. Чега)

Усиленный седельный тягач МАЗ-74103 без лебедки и третьей кабины

МАЗ-74103 с полуприцепным топливозаправщиком ТЗ-60 (фото М. Чега)

МАЗ-74103 с полуприцепным топливозаправщиком ТЗ-60 (фото М. Чега)

Этот автомобиль завершил короткую эпопею смелых и изнурительных попыток создания нового семейства «Оплот». Как же могло случиться, что в мощнейшем советском военно-промышленном комплексе произошла столь позорная и катастрофическая осечка? Для ответа на этот вопрос вернемся в 1976 год.

Статьи / Военная техника
Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543

Стандартизованные кузова-фургоны В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные...

3375 0 0

Тогда мелкосерийный выпуск седельных тягачей «Оплот» оптимистично планировали развернуть на Курганском заводе колесных тягачей (КЗКТ), а новых одиночных шасси – в Минске. Весьма странно, но в то время никто не озадачился вопросом, что КЗКТ со множеством собственных организационных, производственных и кадровых проблем совершенно не готов к развертыванию нового серьезного производства.

В результате, занимаясь долгой и нудной модернизацией 537-го семейства и не получив от государства финансовой поддержки, он просто проигнорировал выпуск «Оплота». В Минске столкнулись с другой проблемой – отказом управлений снабжения Советской армии и заводов-изготовителей спецнадстроек от перехода на новые виды шасси, что повлекло бы за собой необходимость переделки предыдущих конструкций, уже смонтированных на автомобилях МАЗ-543.

Третьей общей для обоих предприятий причиной стали трудности с выпуском новых двигателей в Барнауле. В результате сложилась уникальная патовая ситуация: принятие «Оплота» на вооружение в 1978 году совпало с провалом его серийного производства.

Несмотря на это, в Минске работы по новым седельным тягачам инициативно продолжались до середины 1980-х. В общей сложности на МАЗе собрали 629 опытных машин «Оплот».

Продолжателем заложенных в это семейство идей стал малоизвестный седельный тягач МАЗ-74106 с активным полуприцепом, который формально не входил в серию «Оплот», но по многим критериям был близок к ней. Он родился в самый сложный момент истории минского СКБ-1, которое выполняло заказ Министерства обороны на создание активного автопоезда для транспортировки крупногабаритных радиолокационных средств новой зенитной системы С-300. Остроту этой задаче придало неожиданное решение о прекращении работ по семейству «Оплот», в которое уже входил опытный автопоезд, составленный из 650-сильного тягача МАЗ-7410 и активного полуприцепа МАЗ-9988.

Испытания прототипа активного 525-сильного автопоезда МАЗ-74106-9988

Испытания прототипа активного 525-сильного автопоезда МАЗ-74106-9988

Для его срочной замены в 1976 году был построен и испытан тягач МАЗ-74106, работавший с тем же полуприцепом. Автомобиль конструктивно представлял собой сложную комбинацию из шасси МАЗ-7410 с 525-сильным дизелем и усиленной системой охлаждения, узлами трансмиссии и ходовой части от МАЗ-543 и МАЗ-7410 и блоком регулирования давления в шинах от 543-й серии.

Радиолокатор 64Н6Е комплекса С-300ПМУ-1 на автопоезде МАЗ-74106-9988 (из архива автора)

Радиолокатор 64Н6Е комплекса С-300ПМУ-1 на автопоезде МАЗ-74106-9988 (из архива автора)

Автопоезд с мощным радиолокатором 64Н6Е2 комплекса С-300ПМУ-2 (из архива автора)

Автопоезд с мощным радиолокатором 64Н6Е2 комплекса С-300ПМУ-2 (из архива автора)

Через два года новый автопоезд МАЗ-74106-9988 (12х12) поступил на вооружение и затем находился в мелкосерийном производстве до середины 1990-х. На нем монтировали крупногабаритные радиолокаторы с вращавшимися антенными постами для кругового поиска, обнаружения и сопровождения воздушных целей, входившие в состав первых комплексов С-300.

Параллельно с серийным выпуском четырехосных автомобилей МАЗ-543 Минский автозавод впервые в мире стал разработчиком и изготовителем уникальных секретных шести- и семиосных шасси для несения стратегических ракетных комплексов – предшественников хорошо известных ныне межконтинентальных восьмиосных мобильных систем «Тополь-М». Им мы посвятим следующие статьи.

Автор выражает искреннюю благодарность за предоставленные материалы полковнику Андрею Анатольевичу Колтукову.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

Редут впечатляет)

Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Обновлённая Lada 4×4 Urban: какой она может быть

Тольяттинский внедорожник в этом году отмечает своё 40-летие, а на прошлой неделе появилась информация о возможном обновлении модели в версии…

914 7 1
спецпроект Колеса.ру - ЛАДАВЕСТА100
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Хочу всё знать: что такое компьютерная диагностика, и как её проводят

Многие из автомобилистов знают, что компьютерная диагностика позволяет узнать некоторые параметры работы двигателя, выяснить, что с ним не так, а иногда даже – подкорректировать работу мотора. В целом, всё так и есть. И…

1089 4 4
Статьи / Тесты
Селёдка, сигара и бочка: тест на знание марки Audi

Длинная вереница новогодних праздников могла выбить из колеи даже самых стойких и крепких автомобилистов. Поэтому сегодня мы объявляем всеобщую интеллектуальную мобилизацию: пришла пора проверить вас на знание одной из…

2282 5 6
Статьи / История
Пурга, ночевки и туман: как водили колонны грузовиков на Крайнем Севере в 1960-е

Леденящими душу подробностями о тонкостях эксплуатации техники в 1950-е годы при минус 50 °С мы щекотали ваши нервы в прошлый раз. Сегодня продолжаем тему рассказом о том, каково было водителям Крайнего Севера на их…

21313 6 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Практика
Ведро с медом, ведро с дегтем: тест-драйв и ремонт Volkswagen Multivan T5

Т5 уже давно присутствует на нашем рынке, но в разряд янгтаймеров ему попадать пока ещё очень рано. И всё же мы решили провести его тест-драйв, а заодно рассказать, с чем придется столкнуться при покупке бэушного…

11048 4 1
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 156 с пробегом: проблемы «робота» Selespeed, и какой мотор реже ломается

В первой части обзора подержанной Альфы 156 мы уже выяснили, что кузов ведет себя очень странно, и ржавеет в северном климате неприлично быстро, а подвеска требует регулярного обновления дорогущих рычагов. Перейдем же к…

1684 12 1
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 156 с пробегом: как быстро сгнивает кузов, и сколько стоит подвеска

«156-я Альфа» – типичная машина из категории «мечтают тысячи, покупают единицы». Большинство отпугивают слухи о том, что итальянские машины невероятно быстро гниют, ужасно ломучи, а с их ремонтом под силу справиться…

4241 23 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Новые авто
Лишь бы не сыпался: тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Судьба может быть не только иронична, но еще и язвительна. Например, сообщить о грядущем тесте обновленного УАЗ Патриот, пока ты не вылез из кресла не менее обновленного Toyota Land Cruiser Prado. Попкорн не понадобится…

46023 24 24
Редкие авто
Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С

Пока весь мир строил дороги, междугородние трассы, автобаны и хайвеи, в СССР разрабатывали первый в мире полноприводный автобус. С тех пор прошло уже более тридцати лет, дороги лучше почти не стали, а автобус-вездеход до…

31375 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Продолжение следует: тест-драйв Lada Xray 1,8 литра с «механикой»

Xray находится в стадии бурного роста – конструкторы ведут тонкую настройку буквально каждый день, по чуть-чуть улучшая конструкцию. Сегодня отличный повод оценить результаты – у нас на тесте новая «драйверская» версия…

40758 13 19
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Как узнать, что пора менять масло? Тест карманного маслоанализатора

По поводу периодичности замены масла в двигателе единого мнения нет. Одни придерживаются стандартного регламента «раз в 15 тысяч», другие перестраховываются и меняют чаще, третьи вообще «забивают» и проводят ТО как…

39625 5 0
Статьи / История
Чистая механика и цифровые технологии: автомобильные девайсы из СССР

Очередная партия ретро-гаджетов автомобильного назначения, собранная нами по гаражным полкам и пыльным сараям, не на шутку впечатлила: местами — неординарностью замысла, местами — глубиной конструкторской проработки. Но…

34051 5 0
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

19267 11 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

23601 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

11272 9 7
Статьи / Военная техника
Теперь бронированный: возрождение американского Humvee

Главный легкий армейский автомобиль США под названием HMMWV (он же Humvee), надолго пережил своего гражданского «родственника» Hummer. В 90-е казалось, что машина себя исчерпала: в условиях реальных боевых действий в…

4909 3 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Квадратная резина и крошащийся чугун: как ездили при –50 °С в 50-е годы

Вас замучила целая прорва зимних проблем – холодное сиденье, иней на стеклах, чуть живой стартер и задубевшие амортизаторы? Вы посмотрите на зиму другими глазами, узнав, каково приходилось шоферам на Крайнем Севере в…

80784 4 42
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

23601 3 0
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

19267 11 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?