Наверняка многие уже позабыли, что на заре автомобилестроения именно гонки были основной рекламной компанией производителей. Если новая модель заявлялась для участия в соревновании, доезжала до финиша, а главное – занимала призовое место, то это автоматически гарантировало машине коммерческий успех, а марке – признание.
Вряд ли кто-то будет спорить, что с последним у компании Mazda всё в порядке. Особенно в России. А вот поддержать свой имидж никогда не помешает. Именно поэтому организованная гоночная серия представляет собой моно-чемпионат самой спортивной модели — Mazda MX-5. То есть соревнование подразумевает не победу над соперниками других марок, а, по сути, гонку на выносливость. Прежде всего, серийной техники.
Гоночная серия Mazda состоит из двух отдельных чемпионатов: Mazda Sport Cup и Mazda Ice Race. Первый, более масштабный, проводится с весны по осень. Он состоит из нескольких отборочных туров, в которых принимают участие журналисты, розничные и корпоративные клиенты компании. В итоге в финал выходит по одной команде из каждой группы, которые и борются за звание чемпионов. — В 2012 году портал Kolesa.ru также принмал в нём участие. |
В зимнем чемпионате Mazda Ice Race участвуют только автожурналисты, в том числе и зарубежные. В нынешнем сезоне с россиянами боролись команды из Украины и Турции. А сама гонка проходила на льду Верх-Исетского пруда под Екатеринбургом. Два дня работы автомобилей в предельных возможностях на 30-градусном морозе – вот уж где реальная проверка выносливости не только автомобилей, но и людей.
Кстати, слово «команда» так часто повторяется неспроста. Дело в том, что личные результаты имеют значение только в первый отборочный день гонки, когда акулы пера соревнуются друг с другом за выход в основную часть соревнования. В финале же учитывается именно командное время. И главная задача каждого участника не столько показать хороший результат, сколько не ошибиться… Ледяная трасса и задний привод – гремучая смесь.
Считаете себя опытным водителем? Стаж за рулём пошёл на второй-третий десяток лет? Есть даже автоспортивная подготовка и опыт участия в кольцевых асфальтовых гонках? Забываться не стоит! Реальность показала, что лёд не прощает ошибок даже профессионалам…
|
Вообще количество адреналина, который вырабатывается на зимней гонке Mazda Ice Race не идёт ни в какое сравнение с летним этапом. Из-за сверхжёсткой подвески поверхность трека ощущается стиральной доской: машину трясет от каждой попавшей под колеса льдинки. MX-5 Aori каждую секунду даже на прямом участке готова вырваться из-под контроля – лишнее усилие на акселератор, лишние полметра на торможение, лишние полградуса в отклонении руля, и всё…
На скоростях за 100 км/ч даже глазом моргнуть не успеешь, как окажешься в ледяном бруствере и гонка будет проиграна. А ведь нужно ещё показать хорошее время, не столкнуться с соперниками и не пропустить время обязательного заезда на питлейн для смены пилота. Так что после десятиминутной сессии из машины выходишь насквозь мокрый и с бешено колотящимся сердцем.
Даже трудно представить, во сколько обходится российскому представительству Mazda содержание собственного гоночного чемпионата. За один день в той или иной степени пострадали все шесть Mazda MX-5 Aori. Однако только одна машина выбыла из соревнования из-за пробитого радиатора. Остальные визуально отделались в основном раскрошенными бамперами и оторванными защитными пыльниками.
Подозреваю, что полная диагностика выявит куда больше повреждений. Но факт на лицо: после двух дней жесточайшей эксплуатации на уральском морозе ни двигатель, ни коробка передач MX-5 ни разу даже не намекнули на неисправность. |
После финального 100-минутного заезда все три призовых места достались командам из России. Больше всего не повезло украинским журналистам, которые лидировали всю гонку: буквально на последнем этапе один из пилотов допустил роковую ошибку, которая привела к вылету с трассы. Пока машину вытаскивал safety-car все шансы занять если не первое, то хотя бы призовое место растаяли. А вот гости из Турции за результатом особо не гнались, получая удовольствие от самого процесса.
Mazda Ice Race, как и весь гоночный чемпионат Mazda — явление для России уникальное. Пока Олег Меньшиков и семейство Газмановых с экрана телевизора восхищается рекламируемыми автомобилями, Мазда без лишнего пафоса в живую даёт возможность в экстримальных для машин условиях насладится невероятными эмоциями и впрыснутым в кровь эндорфином. Реклама? Безусловно. Но очень эффектная, а главное — абсолютно реальная!
Что представляет собой Mazda MX-5 Aori
Mazda MX-5 сам по себе — автомобиль для искушённого водителя, а не просто летняя прогулочная «игрушка». Высокооборотистый 160-сильный двигатель, задний привод с самоблокирующимся дифференциалом, хорошая развесовка по осям, настроенные подвеска и рулевое управление. Эта машина не для «ухода в точку» со светофора, а для того, чтобы эффектно поглощать повороты на грани возможностей покрышек.
Но специалистам Mazda Sport Academy и этого показалось мало. MX-5 Aori – не просто ярко расклеенная версия родстера с каркасом безопасности. Это профессионально подготовленный автомобиль для трека, в котором многое перетряхнули.
Главный акцент, конечно, на безопасность пилота. Мощнейшая «клетка» каркаса защищает водителя со всех сторон, даже в случае опрокидывания автомобиля. На месте и специальная система пожаротушения в случае подкапотного возгорания. Но всё это было установлено уже после того, как из машины выкинули всё, что смогли выкинуть.
Борьба с лишним весом – ещё одна задача создателей. Полностью демонтирована складная жёсткая крыша со всеми механизмами и отделкой багажника. От салона осталась только передняя панель – даже дверные ручки тряпичные. В итоге удалось скинуть порядка 120 килограммов.
В Mazda MX-5 Aori установлен спортивный руль с нескользящей обивкой и гоночные ковши Sparco, которые буквально стискивают тело от бедёр до плеч – не пошевелиться! В таких условиях быстро пристегнуться четырехточечными ремнями трудно – нужна помощь извне.
Штатная регулировка руля – только по углу наклона, кресла – только в продольном направлении. Однако в ходе гонки большего и не нужно – в таких крепких объятиях с машиной буквально сливаешься в единое целое.
Быстро протиснуться в шлеме в пространство между рейками каркаса, чтобы занять место пилота – испытание, требующее сноровки. Вылезти обратно ещё сложнее. |
Третий этап работ над Aori – перенастройка ездовых характеристик. На автомобиле установлена подвеска Bilstein, специально адаптированная для кольцевых гонок. И без того небольшой клиренс уменьшен для снижения центра тяжести. Штатная тормозная система получила специальную термостойкую жидкость в контуре и усиленные механизмы Brembo.
Кроме того, в машине деактивированы системы ABS и ESP, а для усиления контроля над машиной на ледяной трассе все автомобили были обуты в «боевую» раллийную зимнюю резину Michelin MNA00 с длиной шипа 1.6 мм. Двигатель и коробка передач оставлены в неприкосновенности. Общие затраты на подготовку одной машины превышают триста тысяч рублей.
C учётом всех вышеописанных изменений Mazda MX-5 Aori превратилась в натянутый нерв. Чуткий, жёсткий, бескомпромиссный, но невероятно послушный. Такой, на котором хочется ездить... не переставая.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться