Немецкая автошкола: как воспитывают ответственных водителей

Социальные ролики с инвалидами, обсуждения спорных вопросов, обучение онлайн и постоянные тесты. Вот так, непривычно для нас, выглядит автошкола в Германии, где, кстати, можно учиться и на русском.

Добрый день, меня зовут Рината, я автомобильный журналист и у меня нет водительского удостоверения! Нет, я не катаюсь на машине без прав. У меня вообще нет машины. "Как же так?" — спросите вы меня, и я сразу пойму, что вы не из автоспорта.

Потому как среди моих коллег, конечно не тех, кто занимаются тест-драйвами, а именно автоспортивных журналистов не иметь водительского удостоверения лет до 30 дело, в принципе, обычное. Ну вы же не удивляетесь, если фэшн-обозреватель не рисует эскизы и не кроит одежду, а корреспондентка на чемпионате мира по боксу не молотит грушу в свободное от работы время. А рассказывать, как Иванов обошел Сидорова на входе в поворот, необязательно с правами в кармане. Тут главное — любовь, но не об этом сейчас!

Так вот, бог знает, сколько бы еще я каталась на общественном транспорте и такси, если бы не переехала в Германию на ПМЖ.

Depositphotos_11469460_original.jpg

Фото: depositphotos.com


Тут без прав туго. Туго, даже если ты живешь в маленьком городке. Потому что маленький городок подразумевает под собой маленький центр города — Alt Stadt — и обширную жилую область вокруг него. То есть, чтобы вам из дома попасть, например в фитнесс-клуб, будьте готовы проехать на автобусе 15 минут, потом еще 25 на трамвае, затем еще 15 на автобусе и минут 10 пройтись пешком. Это я не утрирую — это реальная ситуация из моей жизни.

Но есть альтернатива: из дома до фитнесс-центра можно за 15 минут доехать на машине по автобану. В общем, права тут обязательны почти как среднее образование, и учиться идут обычно еще лет в 17, на летних каникулах, чтобы к совершеннолетию спокойно сеть за руль.


Depositphotos_18219423_original.jpg



Система обучения

Автошкол в Германии чуть ли не больше, чем булочных. И тем не менее все они "в сезон" до отказа забиты учениками. Особой разницы между школами нет ни в расценках, ни в пакетах предоставляемых услуг. Так что смело можно выбирать ту, что поближе к дому.

В немецкой автошколе вам не придется постоянно ходить на лекции. Но и на то, что вам все доходчиво и подробно объяснят, тоже особенно не рассчитываете. По сути, обучаться теории вы будете самостоятельно. На лекциях вы обязательно должны присутствовать 12 раз, в любом порядке, с любой группой. И после того как в журнале посещений 12 раз появится ваша подпись и результаты пробных тестов будут достаточно хорошие, преподаватель предложит вам подавать заявку на сдачу теоретического экзамена.

Но обо всем этом я узнала уже в процессе обучения. И это было не совсем то, на что я рассчитывала. Вообще-то я люблю учиться, особенно здесь, в Германии. В языковую школу в свое время я каждый день ходила как на праздник. В отличие от наших школ здесь свое мнение иметь желательно и даже обязательно. Обучение похоже на некую дискуссию преподавателя с учениками. А не подчиняется принципу "я говорю, а вы все молчите и записывайте".

Так что, заключив контракт на обучение с автошколой, я, сияя как медный таз, и с тетрадкой подмышкой пораньше пришла на первое теоретическое занятие. Ну, думаю, сейчас поговорим "за жизнь" об автомобилях и правилах, запишем пару важностей, потренируемся и разойдемся по домам…

Но реальность оказалась совсем не такой, как я ожидала. В комнатке уже сидело полно народу, хотя до начала занятия было еще минут 15. Все они что-то сосредоточено строчили на листочках. Мне тоже предложили взять тест. "Что еще за тест? Я ведь еще ничего не знаю! Ну, может, какой-нибудь определяющий тест для всех, кто в первый раз", — утешила себя я. Но нет, это были самые настоящие экзаменационные тесты, каждый вопросов на 30.

Моему внутреннему возмущению не было предела: "Как же так?! Вы же еще ничего не объяснили. Откуда же мне знать формулу расчета тормозного пути в экстренной ситуации?". В общем, пришлось играть в угадайку. Какие-то вопросы давались легко, какие-то — не очень. И почти все приходилось перечитывать по два-три раза, чтобы понять заковыристую формулировку официозного языка. Тем обиднее было наблюдать, как другие щелкают вопросы как орешки, успевая заполнять по 2-3 билета за время, когда я расправлялась с одним-единственным.


Depositphotos_27651185_original.jpg



В итоге выяснилось, что так начинается каждый урок. Примерно через 40 минут преподаватель собирает все сделанные тесты, проверяет их и в оставшиеся полчаса разбирает с классом те вопросы, в ответах на которые наиболее часто встречаются ошибки. Справедливости ради надо упомянуть, что в самом конце занятия минут 10-15 дается новая тема. Обычно это пара видеопримеров и самый краткий их разбор.

Вся основная работа происходит дома, перед компьютером. Ученик получает доступ к тем самым тестам онлайн и методом проб и ошибок добивается прогресса в обучении.

Самые неленивые могут за дополнительные 20 евро заказать книгу с теорией и изучить матчасть прежде, чем заполнять бесконечные тесты.

Чему учат?

На что нельзя не обратить внимание русскому человеку в немецкой автошколе, так это на приоритеты в обучении. Сразу стало понятно, почему водители так непривычно для нас спокойно пропускают пешеходов не только на пешеходном переходе, но и практически в любом другом месте проезжей части. Почему родители не боятся отпускать своих чад на велосипедах и самокатах ехать до школы и обратно самостоятельно. А еще — почему дорожной полиции просто так на улице не встретишь. Так вот… Пешеход имеет приоритет. Всегда. И это самое первое правило, о котором узнает будущий водитель.

Это называется "Defensives Fahren", дословно "оборонительное вождение", в противовес "наступательному". Чем ты сильнее, тем больше ответственности должен на себя брать. Велосипедисты несут ответственность за безопасность пешеходов. Это велосипедист должен ехать так, чтобы не помешать и, не дай бог, не столкнуться с тем, кто идет пешком. А водитель автомобиля обязан передвигаться таким образом, чтобы не задеть и не напугать велосипедиста, мотоциклиста или пешехода. Да, пугать тоже нельзя: то есть сигналить, проезжать мимо слишком быстро и ближе, чем на расстоянии полутора метров. И этому уделено немало внимания в экзаменационных тестах.


Depositphotos_15348389_original.jpg


Велосипедисты, кстати, тоже сдают на "велосипедные" права и так же, как и автомобилисты, в случае нарушения ПДД, бывают оштрафованы. Например, за движение не по той стороне улицы.

Мне кажется, некоторые сейчас возмутились: "Ага, дай волю этим пешеходам! Они совсем обнаглеют! Полезут под колеса. И вообще, дай проехать, у меня дела!". Уверяю вас, никто специально под колеса не лезет и права не качает. Тут работает правило: ты уважаешь меня, и я уважаю тебя.

А еще очень мотивирует исправно работающая система наказаний. У нас в России это скорее "не пойман, не вор". Да, я нарушаю, но вы меня сначала поймайте, а потом еще и не факт, что до штрафа дело дойдет. А даже если и дойдет, то заплачу — невеликие деньги. В Германии же с правами распрощаться на месяцок-другой, а то и насовсем — легко и просто, ну и материальная ответственность не маленькая. Это уж кого что больше мотивирует, главное — работает.

Кроме того, первые два года после получения удостоверения начинающий водитель находится на особом контроле, некоем испытательном сроке. В этот период нарушение ППД особенно чревато такими последствиями, как лишение прав, посещение семинаров по безопасному вождению или даже полным запретом когда-либо садиться за руль автомобиля.

Группы риска

Отдельное внимание в билетах уделено так называемым группам риска: детям, пожилым людям, инвалидам, а также новичкам за рулем в возрасте от 18 до 24 лет. Тебя заранее готовят к тому, что дети или пожилые пешеходы могут передумать переходить дорогу и повернуть обратно, что они не всегда в состоянии правильно оценить скорость автомобиля и так далее. К этому надо просто быть готовым и проявлять особую осторожность.


Depositphotos_50480137_original.jpg



В конце урока преподаватель включает проектор. Симпатичная юная блондинка красит губы перед зеркалом, она собирается на свидание к своему парню. Их совместная фотография стоит на туалетном столике. Она садится за руль, едет за город. Останавливаясь у обочины, выходит из машины с букетиком цветов и кладет их к памятнику своему любимому. Камера дает общий план, и мы видим, что юная блондинка — без ноги, стоит на протезе.

Жестко. Жалко. Неприятно смотреть. В классе повисает пауза. Но есть шанс, что такие социальные ролики останутся в памяти и заставят лишний раз подумать, прежде чем выжать педаль газа в пол.

По статистике, самой большой процент ДТП в Германии совершается водителями 18-24 лет, затем этот показатель снижается. Чем старше водитель, тем меньше аварий. Вплоть до 60 лет, когда стрелка снова понемногу начинает ползти вверх. Поэтому в автошколе молодых водителей предупреждают: да, мы понимаем, вам хочется покрасоваться перед друзьями; да, мы знаем, вы ничего не боитесь; да, вы любите послушать музыку погромче. Но это чревато тем-то и тем-то.


Depositphotos_21801279_original.jpg


Есть экзаменационные вопросы из серии: "После дискотеки новый знакомый предлагает подвести вас до дома. Он утверждает, что выпил всего одно пиво и отлично управляется с автомобилем. Как вы поступите: а) сяду в машину; б) поеду, если кто-то из моих друзей тоже поедет; в) доберусь до дома на такси". Такие странные на первый взгляд тесты помогают думать головой, не только когда ты сам садишься за руль, но и оценивать любую другую ситуацию, когда речь заходит о передвижении в автомобиле.

На деле выходит, что теория вождения — это примерно 50% социальной ответственности и 50% правил дорожного движения. Такой подход, на мой взгляд, приносит гораздо больше пользы, нежели обычная зубрежка знаков и правил.

Что по деньгам?

Теоретический курс для управления автомобилем категории В обойдется вам примерно в 250 евро, плюс-минус в зависимости от школы. Академический час практики вождения с инструктором в городе — в 30-35 евро. За то же время вне населенного пункта, на автобане и в темное время суток придется выложить уже 50-55 евро. Добавьте к этому оплату присутствия на вашем экзамене приглашенной комиссии — 100 евро за теоретическую часть и столько же за практическую.

Кроме того, чтобы быть допущенным к экзамену, нужно предоставить справку от окулиста и сертификат о прохождении однодневного курса первой помощи. Тест на зрение стоит около 7 евро, если все в порядке, и 80 евро, если оказалось, что вам нужны очки. Цена за базовый курс первой помощи от 20 евро. Получать обе справки вы вольны, где душа пожелает. Автошкола этим не занимается.


Depositphotos_23231736_original.jpg



Кстати, с российским водительским удостоверением в Германии можно легально управлять автомобилем сроком до трех месяцев, после чего необходимо пройти переаттестацию.

Моя история

Что до меня, то, честно признаться, я в бесконечных вопросах просто утонула. Я хорошо владею немецким и экзамен для поступления в местный университет сдала на отлично. Но сидеть в одиночку со словарем над вопросами о ПДД, да еще когда вопросам этим не видно ни конца ни края, оказалось выше моих сил.

Одна радость, что в интернациональной Германии учиться на права можно не только на немецком, но и на многих других европейских языках, в том числе и на русском. За дополнительные 75 евро вы получаете доступ в онлайн-класс с нужным вам языком. И вперед, все те же самые вопросы уже заботливо кем-то для вас переведены. Правда, качество перевода достойно отдельного разговора, но об этом уже в следующий раз!


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
19.03.2015 22:26
алекс павлович

Другая страна,другая культура,законы ,воспитание. Мы же россияне у нас все наше местное. Спасибо за обзор достаточно подробно и интересно. Хочется знать тарифы в каждом районе все же сами устанавливают или единые?

1

20.03.2015 12:05
Kristina

ездила по мюнхену на велосипеде. чрезвычайно приятно: никто не подгоняет, не гудит, не проносится рядом на скорости 120 км/ч. все относятся вежливо. страшно вообще не было. в питере на такой подвиг я не решусь.

1

20.03.2015 12:05
Kristina

ездила по мюнхену на велосипеде. чрезвычайно приятно: никто не подгоняет, не гудит, не проносится рядом на скорости 120 км/ч. все относятся вежливо. страшно вообще не было. в питере на такой подвиг я не решусь.

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings