Суперкары в деталях: Bitter, или как сделать «ракету» из Опеля

Суперкаростроители из Германии постоянно используют в своих автомобилях двигатели именитых немецких брендов. Например, Isdera использовала двигатели Mercedes, Gumpert – Audi, Wiesmann – BMW. Хм, а почему бы не построить суперкар, взяв за основу что-то из модельного ряда Opel? Именно так и поступил наш сегодняшний герой.

1973 – основание фирмы Erich Bitter Automobil GmbH

В конце 60-х годов ХХ века немецкий спортсмен Эрих Биттер прославился своими победами сначала в велосипедных гонках, а затем и в немецкой автомобильной Интерсерии. Этот гонщик, хоть и не имел никакого инженерного или делового образования, сумел создать собственную марку суперкаров, ставшую известной в узких кругах автомобильных энтузиастов.

В начале 70-х он открывает небольшую мастерскую по изготовлению автомобильных аксессуаров, а впоследствии становится официальным дилером итальянских Abarth и Intermeccanica в Германии. Последние представляли собой довольно скоростные, но кустарно собранные суперкары с большим американским двигателем под капотом – рецепт, часто встречающийся на практике в Европе, особенно у итальянских и английских производителей. Пошел по этому пути и Эрих.

После многочисленных жалоб покупателей на качество проданных машин он задумал создать собственный спортивный автомобиль. По идее Биттера, новая машина должна была иметь притягательный дизайн кузова, созданный итальянскими дизайнерами, высококачественные детали и узлы от немецких автомобилей и, конечно же, большой двигатель V8, импортированный из США. Для создания машины он регистрирует собственную торговую марку и приступает к доведению своих идей до ума.

1973 – Bitter CD

bitter_cd_1.jpg


Первые прототипы машин, в основе которых использовались агрегаты от непроданных экземпляров Intermeccanica, вышли на немецкие дороги в 1970 году, а спустя три года испытаний на автосалоне во Франкфурте был представлен первый серийный автомобиль свежеиспеченной марки. Идея новинки принадлежит компании Опель, которая в 1969 году представила фантастический концепт-кар Opel CD, построенный на базе серийного седана Diplomat – в принципе, индекс CD и расшифровывается как Coupe Diplomat. Машина произвела на Франкфуртском автосалоне настоящий фурор, и совет директоров Опель всерьез рассматривал идею серийного выпуска подобного спортивного автомобиля, но… Директора General Motors, которому принадлежал Opel уже в те далекие годы, зарубили идею на корню, не позволив Опелю, ориентированному на семейные автомобили и машины для бизнесменов, построить собственный суперкар и ограничив его аппетиты только броским купе Opel GT.

Именно за эту идею ухватился Эрих Биттер, создавший машину, которая, как и прототип, имела индекс CD. Как можно догадаться, это было купе, построенное с применением узлов и агрегатов Opel Diplomat, но в основу шасси легла мощная стальная рама, на которую крепились панели кузова, нарисованного специалистами итальянского ателье Пьетро Фруа. При этом сам Bitter CD в профиль немного напоминал модель Maserati Ghibli с таким же длинным капотом и подъемными передними фарами.



Под капотом разместили американский двигатель V8 объемом 5,4 литра, которым поделился Chevrolet Camaro. Снабженный четырёхкамерным карбюратором Rochester, этот гигант развивал 229 л.с. и 427 Нм крутящего момента, который передавался на задний мост при помощи 3-ступенчатой автоматической коробки передач. С таким силовым агрегатом тяжелая машина успешно разгонялась с места до паспортной «сотни» за 9,5 секунд, а максимальная скорость при этом достигала 209 км/ч.

Не имея собственной площади для сборки автомобилей, Эрих Биттер подписал договор о сотрудничестве с кузовной фирмой Baur, известной своими кабриолетами на базе немецких автомобилей. Под слоганом «машина мечты» Bitter CD выпускался мелкими партиями до 1979 года, а всего было произведено 395 таких автомобилей.

1976 – Bitter Blazer


bitter_blazer_1.jpg


В 1976 году Эрих Биттер предпринимает попытку представить на европейском рынке американский внедорожник Chevrolet Blazer, который немного «облагородили» деталями от Opel Admiral В – например, от него были позаимствованы передняя и задняя оптика, а также решетка радиатора. Интерьер затянули в высококлассную кожу и добавили деревянные панели. В паре с 175-сильным карбюраторным V8 объемом аж 6,5 литров работала 3-ступенчатая АКПП, а по умолчанию автомобиль имел полный привод с подключаемым передним мостом. К сожалению, прожорливый «американец» не заинтересовал прагматичных европейцев, и Биттером была построена всего одна такая машина.

1981 – Bitter SC


Bitter_SC_Seitenansicht.jpg


В 1979 году компания Опель снимает с производства модель Diplomat, являвшуюся основной для CD, поэтому компания Эриха Биттера в спешном порядке начинает разработку автомобиля нового поколения. За основу было взято шасси Opel Senator, более компактного по сравнению с Дипломатом. Новорожденное купе оснащалось рядным 6-цилиндровым двигателем с впрыском топлива рабочим объемом три литра и механической пятиступенчатой трансмиссией, став легче и экономичнее своего предшественника. Доводка автомобиля заняла два года, а премьера машины, получившей название Bitter SC (Sports Coupe), состоялась на традиционном для марки автосалоне во Франкфурте.

К тому времени Baur оказался загружен заказами на кабриолеты, и места для сборки новых Биттеров у ателье просто не нашлось. Сначала Эрих обратился в итальянскую кузовостроительную фирму Maggiora, в которой собрали около 80 автомобилей. Детали кузова и рама отсылались в Италию, где монтировали подвеску и тормоза, а также собирали кожаный салон. После этого машина без силового агрегата отправлялась обратно в Германию, где в мастерской при конструкторском бюро в автомобиль устанавливали двигатель и коробку передач, полученные от Опеля. Но, в конце концов, такая затратная сборка была прекращена, в том числе и из-за проблем с качеством.


Bitter_SC_Sedan_sv.jpg


В 1983 году всё производство перенесли на завод Steyr-Daimler-Puch в австрийском Граце, известный, кстати, тем, что именно там собирают легендарные внедорожники Mercedes G-класса. Попутно на мощностях завода начинают производство модификаций с кузовами седан и кабриолет. Оснащенный трехлитровым двигателем Опель мощностью 180 л.с. автомобиль мог комплектоваться как механической, так и автоматической трансмиссией, при этом максимальная скорость версии в кузове купе с «механикой» достигала 215 км/ч, в то время как АКПП снижала этот показатель на 5 км/ч. Разница в секунду была и в разгоне: автомобиль с «механикой» резвее набирал скорость, в то время как более медлительный «автомат» достигал паспортной «сотни» за 9,5 секунд.

В 1984 году компания начинает ориентироваться на рынок Соединенных Штатов. Изначально в машинах использовали все тот же трехлитровый рядный двигатель, но более жесткие экологические стандарты «задушили» мотор до 150 л.с., при этом автомобиль не выдерживал конкуренции среди соперников. Нужно было что-то предпринимать, и Bitter обращается к немецкому тюнеру Mantzel – фирме, специализирующейся на тюнинге автомобилей марки Opel, чтобы улучшить динамические показатели своей машины.


SC06_Bitter_SC_Cabriolet.jpg


Двигатель, построенный Mantzel, использовал проверенный блок цилиндров от трехлитровой «шестерки», рабочий объем которой увеличили почти на литр при помощи новых, более крупных поршней и шатунов и коленвала с увеличенным ходом. Для нового двигателя пришлось заново создавать и головку блока цилиндров, а также настраивать механический впрыск топлива Bosch L-Jetronic для оптимального баланса между мощностью и экономичностью. Первые машины с новыми двигателями пришлось дорабатывать совместно с компанией Порше, которая помогла в настройке кислородных датчиков и создании каталитических нейтрализаторов в системе выпуска.

С новым двигателем, развивавшим 210 л.с. и 330 Нм крутящего момента, купе, оснащенное механической трансмиссией, разгонялось от нуля до 100 км/ч за 7,5 секунд, а максимальная скорость SC достигала 230 км/ч. Версия с автоматической трансмиссией теряла секунду в разгоне и около 10 км/ч в максимальной скорости. Всего за годы производства было выпущено 460 автомобилей с кузовом купе, 22 кабриолета и всего лишь 5 седанов Bitter SC.

1984 – Bitter Rallye GT


bitter_rallye_gt_1.jpg


Биттер начал задумываться о выпуске машины нового поколения, и выбор пал на купе Opel Manta. Оснащенный рядной «четверкой» мощностью в 125 л.с. автомобиль мог разгоняться до скорости в 185 км/ч. Биттер изменил переднюю и заднюю части машины, сконструировал крышу типа «тарга» с легкосъемными элементами и отделал салон кожей и деревом. В планах компании было начало мелкосерийной сборки спортивного автомобиля по цене 40 000 DM, однако его производство так и не было начато, поскольку не была обеспечена долгосрочная поставка деталей для модели с завода Опель. В итоге Rallye GT так и остался построенным в единственном экземпляре.

1988 – Bitter Type 3

Потерпев фиаско с моделью на базе Манты, Биттер решил вернуться к проверенным шасси среднеразмерных седанов Опель. Новая машина с кузовом кабриолет, получившая имя Type 3, была призвана стать преемником уже устаревшего SC и разрабатывалась в основном для американского рынка. В качестве основы взяли Opel Omega A, колесную базу которого сократили на 35 мм. От Омеги бралась панель днища, моторный щит и двери, а вот крылья, бамперы и капот с багажником производились самостоятельно. Мягкий складной верх поставлял Baur, а подъемной передней оптикой и круглыми задними фонарями поделился Chevrolet Corvette четвертого поколения.


autowp.ru_bitter_typ3_1.jpg


На первом прототипе использовался известный по модели SC 3,9-литровый двигатель мощностью 210 л.с., однако на последующих моделях применяли более экономичный рядный 6-цилиндровый мотор от того же Опеля Омега, который развивал 177 л.с. Установка мотора меньшего объема объяснялась конструкцией передней подвески типа «МакФерсон», которая, как и кузов, заимствовалась у Омеги. 3,9-литровый мотор от предыдущей модели имел большие габариты и массу и требовал пересчета кинематики подвески, а также доработки тормозной системы.

Изначально предполагалось продавать Bitter Type 3 в США через дилерскую сеть марки Isuzu, принадлежащей, как и Опель, General Motors, причем в планах концерна значилась цифра в 10 000 выпущенных автомобилей в год. В определенный момент рассматривалось предложение вообще продавать машину под маркой Isuzu, но этим планам не суждено было сбыться. Во-первых, Bitter со своими крошечными объемами производства просто физически не смог бы выпускать заданное количество автомобилей, а во-вторых и японцы не спешили вводить в свою производственную гамму кабриолет. В результате было выпущено всего пять прототипов, из которых до наших дней дожили четыре.

1991 – Bitter Tasco

Спустя три года после презентации Type 3 компания Биттер на очередном автосалоне во Франкфурте удивляет публику перспективным суперкаром, названным Tasco. Впервые в истории марки автомобиль получил среднемоторную компоновку, а его дизайн разработал Том Тьярда, ранее приложивший руку к автомобилям De Tomaso и Lancia. Финансовую поддержку проекту предоставили японские инвесторы, а техническое содействие в создании и доводке суперкара оказали в компании MGA Developments из Ковентри, разработавшей для этой модели алюминиевый монокок, к которому должны были крепиться внешние панели из композитных материалов.


13.jpg
Bitter_Tasco_3.jpg


В теории новичок должен был конкурировать с высокоскоростными моделями таких именитых марок, как Lamborghini или Ferrari, а под капотом – разместиться V-образная «восьмерка» из линейки моторов Chrysler, снабженная турбокомпрессором. Упоминался и известный многим гигантский V10 от Dodge Viper, но… модель дебютировала во Франкфурте только как макет с детально проработанным салоном, но без силового агрегата. Автомобиль не получил достойного продолжения, был построен в единственном экземпляре и в настоящее время экспонируется в Музее Транспорта города Ковентри.

1994 – Bitter Berlina

В середине 90-х дела у фирмы начали ухудшаться. Для создания новой машины и её выпуска нужны были деньги, которыми Эрих Биттер не обладал. Чтобы найти инвесторов, в 1994 году он направляется в Нью-Йорк вместе с прототипом новой модели, названной Berlina. Автомобиль был построен на удлиненной платформе Opel Omega, но в отличие от нее, имел стальную раму и внешние панели из стеклопластика. По заявлениям автора, такая конструкция была применена для снижения издержек на производство прототипа, а серийные машины использовали бы серийный несущий кузов Омеги.


ja6mzSVW0ikXFFrP5Yf3VQ.jpg


Под капотом разместили двигатель V6 мощностью 220 л.с., с которым была агрегатирована автоматическая трансмиссия. Прототип отличала клиновидная передняя часть с подъемными фарами, являющимися фирменной чертой автомобилей марки, при этом короткий капот плавно переходил в передний бампер с массивной решеткой радиатора. Сзади успешно разместили фонари, позаимствованные у Opel Calibra. Позднее автомобиль еще раз показали на Женевском автосалоне, но серийное производство так и не было начато из-за проблем с финансированием.

1997 – Bitter GT1

В 1997 году Эрих Биттер участвовал в гонках серии FIA GT1. Специально для этого был создан гоночный болид, названный Bitter GT1. Машина была построена на основе гоночного прототипа Lotus Elise GT1, но в отличие от оригинала имела 8-литровый двигатель V10, позаимствованный у гоночного Dodge Viper, и несколько иной внешний вид. Так, например, задняя часть была удлинена, чтобы улучшить устойчивость спорткара на высоких скоростях. В основе конструкции лежала алюминиевая трубчатая рама с интегрированным стальным каркасом безопасности, а внешние панели выполнили из стекло- и углепластика.


5 (1).jpg
0.jpg


Автомобиль принял участие в двух заездах – на английском Сильверстоуне и немецком Хоккенхаймринге, но в обоих потерпел фиаско и сошел с дистанции. После этого Эрих Биттер к гонкам не возвращался и в том же году вообще объявил свою компанию банкротом. Но на этом история марки не кончается.

2003 – Bitter CD II

К своему 70-летию Эрих Биттер делает себе и фанатам отличный подарок: сообщает о возрождении бренда Bitter. Параллельно компания отмечает 40-летний юбилей марки и своей первой модели CD. В итоге на Женевском автосалоне 2003 года состоялась премьера купе Bitter CD второго поколения. Двухдверка построена на базе модели Holden Monaro с нижневальным двигателем V8 Chevrolet LS2 рабочим объемом 6,2 литра, развивающим мощность 400 л.с. и крутящий момент 546 Нм, который передается на заднюю ось с помощью шестиступенчатой «механики» Tremec T-56 или четырёхступенчатой АКПП. От нуля до «сотни» он разгоняется за 6 секунд, а максимальная скорость достигает 290 км/ч.




Эрих Биттер слегка изменил переднюю часть своего детища, впервые отказавшись от поднимающихся фар. Впрочем, стоит отметить, что убирающиеся фары в поднятом виде представляют опасность для пешеходов при наезде, и поэтому по европейским требованиям по безопасности они просто запрещены для использования. В стандартное оснащение нового суперкара входили кондиционер, навигационная система, отделка салона кожей и деревом, электроприводы стекол и зеркал, а также непривычный для европейцев круиз-контроль. Предполагалось начать серийный выпуск автомобиля по цене 127 тысяч евро, но портфель заказов даже не был сформирован, и Эрих Биттер смог построить лишь две таких машины.

2007 – Bitter Vero

Но на этом неугомонный Эрих не остановился, и спустя еще четыре года на женевском автосалоне был представлен новый седан, получивший имя Vero (в переводе с эсперанто – Истина). Как и CD II, новая машина представляет собой австралийский Holden Caprice, прошедший курс доработок в фирме Bitter. Заднеприводный седан снабжен двигателем Chevrolet L98 объемом 6 литров, который развивает 378 л.с. и 535 Нм, а в паре с ним работает 6-ступенчатая АКПП. Для тех клиентов, которым этого показалось мало, был подготовлен форсированный вариант, развивающий 557 л.с. и доработанный с помощью комплекта австралийской фирмы Tom Walkinshaw Performance. Такой набор включал в себя механический нагнетатель и интеркулер, усиленные поршни, шатуны и коленвал, а также выпускную систему из нержавеющей стали и переработанную подвеску с уменьшенным клиренсом и более жесткими пружинами. Также появились и новые 20-дюймовые кованые легкосплавные диски уникального дизайна, созданные специально для этой модели.


autowp.ru_bitter_vero_5.jpg



Внешне от оригинала Vero отличается новыми передним и задним бамперами из армированного углепластиком композитного материала, а вот внутри отличий от «австралийца» побольше. Салон отделали кожей ручной выделки, полированным алюминием и ценными породами дерева, в стандартное оснащение входил круиз-контроль и аудиосистема Bose, включающая в себя навигацию, 6-дисковый CD-чейнджер и встроенный DVD-проигрыватель с мониторами в подголовниках для задних пассажиров. По заказу автомобиль оснащали люком с электроприводом и отделывали салонной замшей-алькантарой и углепластиком. Всего было выпущено 10 спортседанов Bitter Vero, а базовая цена составила 103 500 евро.

2010 – Bitter Insignia

Спустя три года после премьеры Vero, на традиционном для фирмы автосалоне во Франкфурте был представлен тюнингованный вариант седана Opel Insignia, а чуть позднее появился и вариант в кузове универсал под названием Bitter Insignia Tourer. От стандартного Опеля версия Биттер отличается новой решеткой радиатора, иными передним и задним бамперами, а также выпускной системой из нержавеющей стали с четырьмя патрубками сзади. Более широким доработкам подвергся салон: в отделке мастера использовали ценные породы дерева, кожу и замшу, а также полированный алюминий.


autowp.ru_bitter_insignia_1.jpg



В компании предпочли не раскрывать информацию, касающуюся технических характеристик новинки, но по данным некоторых экспертов, под капотом вполне может оказаться турбированная V-образная «шестерка» Ecotec объемом 2,8 литра и мощностью 260 л.с. В паре с ней работает 6-ступенчатый «автомат», распределяющий крутящий момент от двигателя на все колеса. Максимальная скорость Bitter Insignia, оснащенного такими силовым агрегатом, ограничена на отметке 250 км/ч, а разгон с места до «сотни» занимает не более 7 секунд. Согласно опубликованному прайсу, за доработанный седан в компании попросят около 65 000 евро, что, впрочем, на 19 000 дороже флагманской модификации Insignia OPC с 325-сильным турбомотором.

Производство автомобилей Bitter

Штаб-квартира Bitter находится в городе Швельм, Германия. Долгие годы у фирмы не было собственной производственной мощности, и автомобили Bitter собрались на заводах таких компаний, как немецкая Baur или Steyr-Puch в Граце. После переезда в Брауншвейг Биттер открыл небольшую мастерскую, где проводилась доработка. Ежегодно в компании производят не более 20 автомобилей, а чтобы получить заказанный Bitter, придется подождать почти полгода.


bitter-tabl.png



Интересные факты

Владельцами Bitter CD были такие известные в Германии люди, как консул ФРГ в Боливии Ханс Херман Вайер, футболисты Пауль Брайтнер, Удо Латтек, Эрих Риббек и Бернд Хёльценбайн, олимпийские чемпионы по горнолыжному спорту Рози Миттермайер и Бернард Русси, велогонщик Дитрих Турау, а также немецкие музыкальные исполнители Хайно и Айрин Шир, а среди владельцев Bitter SC были известные автомобильные гонщики Вальтер Рёрль и принц Леопольд Баварский, а также американский актер Майкл Нейдер.

Эмблема компании Bitter представляет собой стилизованную латинскую букву В, являющейся первой в фамилии автора.

В чем фишка автомобилей Bitter?

— Выпуск собственной линейки автомобилей, базирующихся, в основном, на агрегатах марки Opel.

— За многолетнюю историю марки было выпущено не более тысячи автомобилей, что делает их весьма редкими на дорогах.


history.png


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
27.10.2015 14:28
Ilya Sidorenkov

177-сильная рядная «четверка» мощностью в 125 л.с. - это как понимать?


28.10.2015 23:37
Алексей Кокорин

Понимать как опечатку. :) Спасибо, Илья, исправили!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings