«Турбоклассика» и другие забытые экспериментальные Lada

61162 3 29
Поделиться: 0 23 0 4 0 2

По меркам автомобильного мира, АВТОВАЗ считается относительно молодой компанией, ведь первая Lada сошла с конвейера волжского автозавода в 1970 году. Казалось бы, при столь юном возрасте история марки должна быть известна до мельчайших подробностей. Однако, к радости автомобильных "археологов", хватает в ней и малоизвестных страниц, а также необычных машин, о которых большинство отечественных автомобилистов даже не подозревает.

Фейслифтинг ВАЗовской «классики» от Porsche

Наверняка многие поклонники автомобилей ВАЗ, особенно переднеприводного семейства «Самара», наслышаны об активном участии немецкой компании Porsche в разработке первой переднеприводной модели завода — 2108. Но, мало кто знает, что еще в 1976 году по заказу советской стороны специалисты Porsche занимались проектом комплексного обновления заднеприводной «классики» — моделей 2103/2106.

На фото: салон ВАЗ-Porsche 2103 Прототип


Инженеры и дизайнеры из города Цуффенхаузен существенно преобразили внешний облик и салон популярного седана из Тольятти. Дизайн машины получился по-немецки лаконичным и функциональным — без привычного тогдашнему советскому автомобилисту хромированного декора: место тяжелых стальных бамперов и решетки радиатора заняли легкие и практичные пластиковые детали.

Обзорность попытались улучшить за счет установки крупного зеркала заднего вида новой формы, правда, почему-то только с водительской стороны. Что касается технической «начинки», то здесь ограничились лишь несколько иными настройками подвески и мотора. Также была оптимизирована шумоизоляция, улучшена коррозионная защита кузова и его аэродинамические характеристики.

Гораздо больше усовершенствований предлагалось для салона машины: абсолютно новое торпедо, удобный эргономичный руль — схожий с тем, что устанавливался на спортивные модели Porsche 924 и 911, модерновый щиток приборов. В силу разных причин, на ВАЗе отказались от предложенного немцами рестайлинга, отдав предпочтение собственным разработкам: уже в 1979 году с конвейера начала сходить «пятерка» ВАЗ-2105.


На фото: ВАЗ 2103


Заряженный ВАЗ-2107 с турбонаддувом

Не секрет, что в 70-80-х годах прошлого века продукция АВТОВАЗа активно экспортировалась по всему миру, в том числе и в развитые капиталистические страны Западной Европы. Местные дилеры советских машин не только занимались продажами серийной продукции, но и частенько проявляли «самодеятельность» в виде установки различных опций и модных аксессуаров — стильных литых дисков, спортивных рулей малого диаметра, анатомических сидений с развитой боковой поддержкой, люков…

Некоторые дистрибьюторы шли еще дальше и решались на глубокий технический тюнинг. Так, силами финской компании Konela-Auto Ltd., которая была импортером ВАЗ в этой скандинавской стране, в середине 80-х годов небольшим тиражом была выпущена «горячая» модификация тольяттинской «семерки» — Konela Lada 2107 Turbo.

Стандартный 1,5-литровый карбюраторный мотор машины укомплектовали турбонагнетателем, в результате чего его мощность увеличилась с 75 до 110 л.с. При этом максимальная скорость возросла до заветных 180 км/ч — очень неплохой показатель по тем временам. Внешне такая модель выделялась эффектным аэродинамическим обвесом по периметру кузова, спойлером на крышке багажника и оригинальными легкосплавными колесами с импортными шинами размерностью 170/70 R13.


На фото: Konela Lada 2107 Turbo


Первые ВАЗы с коробкой-автомат

Еще один яркий пример интересных доработок ВАЗовских машин зарубежными дилерами — заднеприводная «классика» с автоматической коробкой передач. Такие машины в небольших количествах строились в Нидерландах и Бельгии по заказу местных дилерских центров Lada.

В трансмиссии использовался 3-ступенчатый «автомат» General Motors 3L30 (индекс- TH180) французского производства. Аналогичная коробка передач в свое время устанавливалась на многие зарубежные автомобили в 70-80х годах, например — Fiat 131, Opel Ascona, Peugeot 604, Rover Vitesse и даже Jaguar XJS. Эта АКПП опционно предлагалась в Европе практически для всех моделей заднеприводного семейства ВАЗ — от 2101 до 2107. Подобные модификации советских седанов получали приставку Automatic к названию.


На фото: Экспортная версия ВАЗ 2107 для рынка Финляндии


Электромобиль ВАЗ-2801: на 30 лет опережая Tesla

Сейчас в мире наблюдается очередной всплеск интереса к теме электромобилей, спровоцированный амбициозной американской компанией Tesla, чья модель Model S стала первым по-настоящему массовым автомобилем с нулевыми выбросами в атмосферу. Однако мало кто знает, но еще в начале 80-х годов прошлого века АВТОВАЗ разработал и выпустил опытно-промышленную партию практически серийных фургонов ВАЗ-2801 на электротяге.

Самый первый испытательный прототип с индексом 2102Э появился еще раньше — в 1976 году. Уже спустя 3 года государственная комиссия одобрила перспективную разработку экологически чистой модели и рекомендовала авто к постановке в производство. В период с 1980 по 1981 годы в Тольятти было собрано 47 экземпляров электромобиля 2801 с никель-цинковыми аккумуляторными батареями.

Электродвигатель машины имел мощность 25 кВт (35 л.с.) и позволял развивать скорость до 87 км/ч. При этом запас хода составлял 130 км — очень приличный показатель даже для современных электромобилей от именитых зарубежных брендов.


На фото: ВАЗ-2801


Фургон мог перевозить в закрытом кузове до 320 кг груза. Несколько машин осталось в Тольятти — для внутризаводских целей, а остальные были переданы на службу в различные предприятия народного хозяйства СССР. По результатам эксплуатации был выявлен ряд недостатков: отсутствие необходимого количества станций для подзарядки, большой вес аккумуляторов, высокая цена оборудования и бортовой электроники, малый запас хода на фоне аналогов с ДВС. В общем, с тех пор мало что поменялось.

Впрочем, тогда бензин стоил гораздо дешевле, чем сейчас, поэтому проект решили отложить «на полку», хотя специалисты АВТОВАЗа и продолжили исследовательские работы в данном направлении, создав позже еще целый ряд интересных экспериментальных моделей на электротяге.

Lada Gorbi — бурные фантазии Луиджи Колани на тему «Нивы»

Луиджи Колани — знаковое имя в мире автомобильного дизайна. Эпатажный немец не раз будоражил общественность своими смелыми и футуристичными концепт-карами, построенными на базе самых разных машин, вплоть до грузовиков. Также Колани считается одним из основателей биодизайна — округлых аэродинамических форм, пик популярности которых пришелся на середину 90-х.


На фото: Colani Lada Gorbi



Одна из малоизвестных работ немца — необычный прототип Lada Gorbi 1987 года постройки, в основе которого лежат модифицированные агрегаты ВАЗовской «Нивы». Компоновка машины существенно изменилась: из переднемоторного авто стало среднемоторным, причем со всеми управляемыми колесами! Машина внешне напоминает багги — специальные гоночные конструкции для езды по песчаным дюнам.

Проходимости способствует не только высокий клиренс, но и огромные колеса и форсированный двигатель, мощность которого довели до 200 л.с. Экстравагантный облик экстерьера прототипа — классика жанра от Колани. Салон необычного внедорожника стал двухместным, со специфической полулежачей посадкой, как на породистых спорткарах. Надо ли говорить, что дальше концепта дело просто не могло пойти?

Пляжный кабриолет «Нива» от Deutsche Lada

Вновь вернемся к теме оригинальных «дилерских» вариаций на тему ВАЗовских моделей, которые продавались на Западе. Всем известно, что наиболее успешным экспортным продуктом Волжского автозавода была и остается «Нива», ныне продающаяся как Lada 4×4. Многие западные фирмы подвергали отечественный внедорожник оригинальным доработкам. Остановимся на одной из наиболее эффектных. Речь идет об открытом кабриолете Lada Niva Cabrio, построенном мастерами ателье GWS по заказу немецкого импортера ВАЗ — компании Deutsche Lada Automobil GmbH.




Привычная «Нива» лишилась крыши, но получила мощный каркас из металлических труб — для придания жесткости несущему кузову и безопасности ездоков. Была существенно переработана задняя часть автомобиля: появилась новая крышка багажника и пластиковый бампер с интегрированными фонарями от ВАЗ-21013. Передний бампер — тоже из пластика, со встроенными противотуманками. Благодаря расширителям крыльев в облик машины гармонично вписались литые диски ATS с широкой резиной.

Доработки коснулись и салона: спортивные кресла с велюровой отделкой, удобный итальянский руль Raid, современная аудиосистема. После такого тюнинга «Нива» превратилась в крутой пляжный внедорожник, рассчитанный на молодежную аудиторию. Правда, ценник «кусался» — почти в 2 раза дороже стандартной модели 2121, поэтому свет увидело лишь несколько экземпляров такого полноприводного кабриолета.

«Наташа», или открытая версия ВАЗ-2108

Помимо «Нив» без крыши, было построено приличное количество кабриолетов и на базе легендарной ВАЗ-2108 (экспортное название — Lada Samara). Подобные открытые версии «восьмерки» продавались не только в Европе, а даже в Канаде и Австралии! Сперва переделками занимались небольшие фирмы, создававшие достаточно «сырые» в плане дизайна и техники конструкции, однако перспективную идею заметили представители АО Scaldia-Volga — крупнейшего импортера советских автомобилей в странах Бенилюкса, которые решили наладить относительно массовое производство 2108 с кузовом кабриолет.


На фото: Lada Samara Natasha



Внешностью машины занимался штатный ВАЗовский дизайнер Владимир Ярцев. Официальная премьера новинки состоялась на Брюссельском автосалоне 1990 года, где стильный автомобиль произвел фурор, став гвоздем экспозиции. Производство машины осуществлялось в цехах бельгийской фирмы EBS, которая как раз специализировалась на постройке различных кабриолетов.

Для оригинальной открытой машины даже придумали звучное имя — Natasha, хотя на некоторых рынках (например, в Германии) авто именовалось просто как Lada Samara Cabrio. С ноября 1990 по декабрь 1995 года было собрано 456 подобных кабриолетов. Естественно, Samara с мягким верхом стоила дороже базового 3-дверного хэтчбека. Так, во Франции стандартный кабриолет с мотором 1,1 обходился покупателям в 79800 франков, против 53700 франков за хэтчбек в аналогичном исполнении. 2108 был одним из наиболее доступных кабриолетов на европейском рынке: ближайший конкурент — Peugeot 205 Cabrio — оценивался в те времена в 91400 франков!

ВАЗ-2108 Тарга

На самом АВТОВАЗе также интересовались открытыми машинами и в 1988-м году даже построили прототип 2108 с экзотическим для советского человека кузовом типа тарга — со съемными панелями крыши над передними сидениями. По сравнению с классическим кабриолетом, такая конструкция сохраняла приемлемую жесткость кузова без существенных доработок и утяжеления и обеспечивала отличный уровень безопасности.


На фото: ВАЗ 2108 «Тарга» Прототип



Дизайн автомобиля разработал Владислав Иванович Пашко. Привычный облик «восьмерки» изменился и стал трехобъемным — с отдельным багажным отсеком. На дверях появилась стойка-усилитель. Салон отличался укороченным задним рядом сидений: по сути это была схема «2+2». К сожалению, суровые перестроечные времена не позволили довести интересный проект до постановки на конвейер.


Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.

Организаторы конкурса:

Если Вы хотите участвовать в следующем Конкурсе,
укажите Ваш email здесь.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 23 0 4 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

А у нас периодически появлялась 99-я с кузовом 2-дверный седан. То ли белая, то ли около того...

И Natacha была. И праворульные. В 90-е чего только не встретишь))

Сергей Шабалин

Жаль что таргу не пустили в серию-была бы сейчас любимицей молодежи. Кстати, самодельные купе из 99ой потрясающе выглядят. Еще читал, что двигателисты разработали проект компактного v6, встающего под капот девятки. Это была бы бомба!

Евгений

Класс! Езжу на ВАЗЕ и люблю прочитать про него!

Главная новость
Новости / Новинки
Разошёлся «на ура»: Troller выпустит дополнительную партию T4 Bold

Принадлежащая концерну Ford бразильская компания Troller намерена произвести дополнительную партию внедорожников T4 в спецверсии Bold.

6929 1 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Реальность или самообман: тюнинг автозвука за пять минут

Случайно обнаруженные энтузиастом-любителем автозвука скрытые функции жидкости, известной под названием «реставратор покрышек», позволяют радикально улучшить звучание недорогой автоакустики, взбодрить пожилые динамики,…

1057 0 0
Статьи / Интервью
Где ты, российский Илон Маск? Развитие проекта уникального сити-кара Mirrow

В апреле 2017 года молодая российская компания Mirrowcars представила посадочный макет сити-кара и два варианта дизайна кузова. Какие шаги будут предприняты в 2017-м? Когда появятся готовые авто? Мы продолжаем следить за…

963 4 3
Статьи / Технологии
Автосалон в Шанхае или чему европейцам стоит поучиться

Пять-семь лет назад журналистская братия откровенно крутила носами, когда речь заходила о Шанхайском автосалоне. Далеко, да и что там путного увидишь. Так, междусобойчик для представителей азиатских рынков – не более…

3720 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: превосходный «автомат» и худший двигатель Тойоты

Может, этому автомобилю ещё и очень далеко до звания легенды, но он очень к этому статусу стремится. У него целая армия поклонников, миллионы проданных экземпляров и хорошая репутация настоящего японского автомобиля. В…

2636 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota RAV 4 XA20 с пробегом: кузов цел только снаружи, а подшипники боятся оффроуда

Скажу сразу: популярность этой модели для меня остаётся загадкой. Я не очень люблю «серые» машины и точно знаю, что в свое время были более универсальные, более драйверские и более проходимые кроссоверы. Почему именно…

5667 1 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mitsubishi Lancer IX с пробегом: моторы с аппетитом и АКПП, которая не ломается

В первой части нашего обзора мы уже выяснили, что если вас не пугает тесный скучный салон, то Lancer IX с большой долей вероятности может стать для вас тем самым японским «вечным автомобилем»: проблем с кузовом, ходовой…

4766 8 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ходячий замок: тест-драйв Toyota Land Cruiser 200 Executive Black

Некоторые вещи в нашем мире бушующем на удивление стабильны и неизменны… Полнолуние, рассветы, приливы, утренний туман у подножия Фудзи и, конечно же, Land Cruiser, вечный символ престижа и успеха.

23133 0 20
Редкие авто
Вермахт на дровах: тест-драйв газгенного Ford G398TS

Многие из вас с первого взгляда узнают грузовики, воевавшие в рядах советской армии против гитлеровских войск. В первую очередь – ЗиС-5 и ГАЗ-АА («полуторку»). Вспомнят и ленд-лизовские Studebaker US6, Willys MB, может,…

15234 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Роскошь передвижения: тест-драйв Geely Emgrand GT

У меня нет никакой предвзятости к китайским автомобилям. Даже, было дело, раздумывал над приобретением продукции из Поднебесной. Поэтому на встречу с Джили ехал безо всякого скепсиса, с искренним интересом и желанием…

13278 9 6
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

59871 8 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

51253 7 3
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

22410 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

53758 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

27565 3 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

16557 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
Прохлада в Самаре: заводской кондиционер для ВАЗ-2108, и почему его никто не видел

Сегодня кондиционер стал привычным, если не сказать неотъемлемым, элементом практически любого современного автомобиля, включая и отечественные Лады. Незаводские системы микроклимата появились на "десятках" еще в…

46432 11 44
Статьи / История
Два в одном: первые советские активные автопоезда

С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой…

28228 7 0
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

22578 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?