Заново рожденный: Ford Falcon из оригинальной трилогии «Безумный Макс»

В 1979 году в мировой прокат вышел фильм, навсегда изменивший отношение общественности к такому жанру, как «роуд-муви» (англ. «дорожное путешествие»). Отныне картины такого рода больше не являлись философским путешествием героя без начала и конца. Теперь это был агрессивный, зрелищный аттракцион, наполненный ревом двигателей и человеческой яростью. Киноолимп после 79-го разжился парой новых имен, а такие словосочетания, как «Interceptor», «Ford Falcon» и «Основной Силовой Патруль» прочно вошли в лексикон людей увлекающихся и со временем стали нарицательными. Да и много чего еще спровоцировал первый показ фильма «Безумный Макс»…

Многие здравомыслящие люди, которым ранее не удалось познакомиться с этой лентой, сейчас наверняка посчитают ее наивной и даже глупой. Но для меня и еще тысяч других подростков, выросших на обмене подпольных видеокассет, этот фильм является культовым. «Безумного Макса» стоит посмотреть хотя бы из уважения к режиссеру, Джорджу Миллеру: его работа не только попала в Книгу рекордов Гиннесса по наивысшему соотношению прибыли и бюджета, но и открыло миру талант Мела Гибсона. Кроме того, запоминающимся фильм делает Ford Falcon – персонаж с мощнейшей харизмой в истории шоу-каров. Но что же американская тачка делала в такой дали от дома? Давайте выясним.

Полет «Сокола»

Ford Falcon в период «полового» созревания. С этого малыша начался долгий и трудный процесс взросления. На шасси этой модели до 1966 собирался даже пикап Ranchero.


Практически все важные события в автомобильной промышленности (да и в мире в целом) начинаются с кризиса. Эта история не была исключением. В 1957-58 гг. закрытие Суэцкого канала, арабское нефтяное эмбарго и война в Алжире повлекли за собой рост цен на энергоносители. Первое поколение европейских малолитражек вдруг стало актуальным, как никогда. Их высокая популярность не только на внутренних, но и на внешних рынках вынудило «Большую Тройку» Америки на ответные меры.

Так, генеральный директор Ford Motor Company, Роберт Стрендж Макнамара (Robert Strange McNamara) поставил перед инженерным отделом задачу: в кратчайшие сроки подготовить проект компактного и экономичного авто. Его автором стал Харли Копп (Harley Copp), предложивший модель Ford Falcon. Оная поступила на конвейер 2 сентября 1959 года.

«Соколом» автомобиль, вероятно, назвали из-за его «небольших» по американским меркам размеров – всего-то 4,6 метра в длину! Конечно же, внутри такой машины по-прежнему свободно размещались шестеро человек. А вот шестицилиндровый двигатель объемом 2,4 литра выдавал лишь 90 л. с. и агрегатировался с трехступенчатой «механикой» (опционально двухступенчатым «автоматом»). При этом Falcon расходовал на 100 км всего 7,8 литра топлива – для своего времени показывая весьма неплохие результаты.


А вот эти ребята уже посерьезнее! Правда, живут они намного дальше от своей alma mater! И не просто живут, а участвуют в серьезных австралийских гонках. К примеру, одним из ярчайших достижений GT 351 стало «серебро» в межконтинентальном ралли Лондон-Сидней (1968 г.).



Продажи новой модели Ford превзошли самые смелые ожидания разработчиков: пробная партия двух- и четырехдверных седанов в размере 97 000 авто была распродана за один уик-энд! В своем классе это был самый коммерчески успешный автомобиль американского автопрома – ни American Motors, ни тем более Chrysler не могли его превзойти. Вскоре Falcon выпускался уже в кузовах трех- и пятидверных универсалов, двухдверных хардтопов, кабриолетов, пикапов и даже микроавтобусов. В 1963 году было реализовано более миллиона «Соколов» первой генерации.

Изгнание и забвение

Чуть позже, 9 марта 1964 года, с конвейера сошла никому еще не известная модель «1964 ½», построенная на базе Ford Falcon. Это было первое и самое известное детище амбициозного топ-менеджера Лидо Якокки, в будущем вице-президента FMC. Уже через полтора месяца о новом автомобиле узнала вся Америка. Так появился (барабанная дробь) тот самый Mustang, который не так давно разменял свой пятый десяток. Его премьера стала одной из самых удачных в истории автомобилестроения.

Однако столь ошеломительное рождение одной модели непременно влечет угасание и гибель другой. После премьеры Mustang «малолитражка» Falcon была обречена. Продажи этого автомобиля стали падать так же стремительно, как «жеребец» с полосками на капоте выбивался в фавориты. «Сокола» не спасали ни новый двигатель V8 объемом 4,8 литра, ни обновленный дизайн. Казалось, даже сам производитель со временем утратил к Falcon интерес, предоставив ему возможность умирать в одиночестве.




Последнее поколение «Соколов», стилизованных под Mustang, увидело свет в 1966. А спустя четыре года автомобиль перестал выпускаться. Основной причиной стали ужесточения по безопасности со стороны американского правительства, хотя руководство FMC и без того стремилось избавить концерн от многочисленного балласта.

И все же это был не конец в истории данного авто, а лишь переход на другой уровень. Пусть в Северной Америке на Ford Falcon и поставили крест, зато на других рынках эта модель словно переживала второе рождение. Аргентина, Новая Зеландия и Австралия в большом количестве выпускала «Соколов», адаптированных для местного климата и дорожных условий. Наибольшую популярность на австралийском рынке обрел Falcon третьего поколения, выпускавшийся с 1972-го. Каждая модификация этого авто имела двухбуквенный индекс, соответствующий мощности двигателя.

Дорога – значит жизнь

Главным отличием Австралии, или Южного континента, от остального цивилизованного мира является ее географическое положение. Многие вещи можно увидеть под совершенно иным углом, находясь на обочине, а кое-что доступно для понимания лишь с такого ракурса. Практически все знаменитые австралийцы отличаются от остальных людей своим особым, нередко странным способом мышления.


Трилогия «Безумный Макс». Постеры


К примеру, Джордж Миллер, выросший в Австралии, с юных лет увлекался киносъемкой, хотя получил образование врача и какое-то время проработал в неотложке. Кроме того, он горазд был погонять на байке, что по случаю делал каждый второй австралиец. Молодежь вообще исповедовала культ дороги – двумя колесами юнцы обзаводились при первой возможности и часто даже до совершеннолетия не доживали. Миллеру не раз приходилось вытаскивать «разобранных» по частям байкеров с того света. Но смертность среди них все равно была высокой, за что «железных коней» прозвали «донорциклами».


Я понял, что мы живем в культуре дорожного убийства. Культуры огнестрельного оружия в Австралии почти нет, но к тому времени, как мне исполнилось двадцать, куча моих знакомых уже погибла в автокатастрофах. Какой только жути я не наблюдал в неотложке…. И это на меня повлияло, долго не давало покоя. В каком-то смысле это даже стало частью меня.

Джордж Миллер, режиссер


Культовый «Перехватчик» Макса Рокатански в полном боекомплекте: с полицейской сиреной, оптическими жалюзи, особой выхлопной системой, сдвоенным топливным баком и мощной турбиной.



Так идея будущего фильма понемногу стала вырисовываться в сознании Джорджа. Когда материала накопилось достаточно, он принялся писать сценарий. Много, очень много размышлений и личных переживаний молодой врач вложил в свою работу.

«Люди пойдут практически на все, чтобы транспорт продолжал ездить, и ни одно государство даже не подумает тратить огромные деньги на создание альтернативной энергетической инфраструктуры, пока не будет слишком поздно…», – писал он в своем дневнике. Отсюда и родилась идея постапокалиптического фона для «Безумного Макса».


Зарисовки, статьи и кадры со съемок «Безумного Макса».


Мир, придуманный режиссером, был до крайности прост и до ужаса неприятен, так как представлял собой выжженную ядерными взрывами пустошь. Единственным местом, где еще теплилось жизнь, была дорога. Вдоль бесчисленных магистралей селились люди, образовывая колонии и даже восстанавливая города. Однако ресурсы там были крайне скудны, и чтобы добывать себе пропитание, людям приходилось много путешествовать. И выигрывал в этой гонке тот, у кого машина была быстрее, надежнее, мощнее. Потому бензин на Дороге являлся основной ценностью, валютой и смыслом жизни. Все остальное не имело значения…

Изнанка «Безумного Макса»

Вот на таком безрадостном полотне и происходят события фильма. Его сюжет не слишком богат на метафоры: главный герой, Макс Рокатански, является офицером в рядах Главного Силового Патруля – единственного уцелевшего оплота порядка. Там, где заканчивается его влияние, безраздельно хозяйничают моторизированные бандитские кланы. Час от часу они проверяют Патруль на прочность, надеясь выкрасть их главную ценность – супермощные Перехватчики. Один из таких налетов заканчивается смертью преступника, Ночного Ездока, за которого байкеры жестоко мстят, сперва уничтожив напарника Макса, а затем и его семью. После этого единственной целью Рокатански становится охота на убийц. Все остальное: аварии, погони, драки и растерзанные тела на дорогах – не более, чем фон нового жестокого мира.


Хью Кийс-Бирн, сыгравший шизанутого вожака байкеров Пальцереза, на момент съемок фильма был самым известным актером в его составе. Он согласился сниматься только при условии, что роли членов банды сыграют его друзья-актеры. Денег на авиабилеты у Миллера не было, и он прислал им байки (больше дюжины Kawasaki KZ-1000, Honda CB750 и Honda CB900). Когда компания добралась из Сиднея в Мельбурн, виртуальная банда Пальцереза выглядела вполне реальной…



Кстати, Мелу Гибсону, ставшему лицом фильма, главная роль досталась не сразу, даже случайно: вместе со своим другом он пришел на пробы, рассчитывая сыграть одного из разукрашенных фриков массовки. Накануне Гибсон здорово огреб в пьяной драке, из-за чего лицо актера представляло собой один заплывший синяк. Ему посоветовали прийти попозже, когда все заживет. Мел так и сделал. На кастинге фактурная внешность парня говорила сама за себя. Вскоре Гибсон уже примерял на себя образ Макса Рокатански.

На съемках будущей голливудской звезде тоже жилось нелегко, ведь он играл копа, а их в Австралии очень не любят. Актеры, сыгравшие психованных байкеров, не просто вжились в образ – практически каждый из этих парней состоял в собственной банде и не хотел замараться знакомством с «бронзовым» (местное обозначение полицейского). Гибсон не раз находил в гримерке записки с угрозами, а во время батальных сцен даже выдержал пару-тройку всамделишных поединков.


«Я Ночной Ездок, и я никогда не возвращаюсь! Я машина самоубийства со впрыском топлива!» Да уж, качественно «самоубился»…


Но главной опасностью все же было не это. Зрелищность «Безумного Макса» в первую очередь основана на футуристических декорациях и автомобильных трюках, исполнять которые на австралийских магистралях было чистейшим фатализмом. В первый же день съемок каскадер Грант Пейдж вез на мотоцикле исполнительницу главной женской роли Рози Бэйли, и внезапно навстречу им, ни на кого не обращая внимания, выехала 16-колесная фура. Пейдж среагировал инстинктивно, опрокинув мотоцикл набок. Так, скользя по асфальту, они прошли под грузовиком, и хотя оба остались живы, получили переломы ног. Бэйли отправили в больницу, а роль жены Макса исполнила ее дублерша, Джоанн Сэмюэл. Зато героический каскадер восстановился очень быстро и даже успел поучаствовать в съемках. На его совести не один умопомрачительный трюк в картине.


Безумный Макс и его напарник: «Модификация V8! Правда, от V8 в ней ничего не осталось! Только кузов, и то со спецпокрытием. Ты только представь себе: 600 лошадиных сил! Это шум, превратившийся в музыку, это гадкий утенок, превратившийся в лебедя!!!»


Едешь каждый день на площадку и думаешь: «Ну как, сегодня отправимся на тот свет или поживем еще?». И тут даже не трюки имелись в виду…

Тим Бернс, исполнитель Джонни-Боя, бандита


Не просто реквизит

Изюминкой и полноценными персонажами антиутопии стали «Interceptor» (англ. «Перехватчик») – тюнингованный Ford Falcon XB 1973 года выпуска и «Pursuit Special» (англ. «Специальный Преследователь») – «авторская» версия ограниченной серии GT 351 той же модели. Оба автомобиля очень скоро обрели всенародную любовь и продолжили свое киношное существование во второй части фильма, «Безумный Макс: Воин Дорог».

Внешний вид «Перехватчика» был позаимствован из полицейского транспорта Мельбурна. Главным отличием его ходовой части был двигатель Cleveland V8 объемом 5,8 литра (260 л. с.), агрегатированный с четырехступенчатой «механикой». Эти автомобили и в кино являлись основой офицерских сил. Их использовали для масштабных сцен погони и финальной аварии.


50.jpg


А вот «Специальный Преследователь» подвергся более существенным изменениям. Чтобы придать автомобилю устрашающий вид пустынного хищника, дизайнеры съемочной группы постарались «надергать» как можно больше эффектных деталей из различных авто. Львиная доля стилевых «фишек», включая большие колесные арки, была взята от хэтчбека Opel Monza, который разработал австралийский дизайнер Питер Аркадипейн. Также автомобиль получил ряд Zoomies – блестящих выхлопных трубок, что применяются в болидах для драг-рейсинга. Оттуда же ему достались широкие колеса Sunraysias и спойлер на крыше.

Интерьер авто также был изменен: вместо ряда задних сидений были установлены дополнительные баки для топлива. Но главной и самой «цепкой» для глаза особенностью «Преследователя» стала турбина Weiand 6-71, утопленная в капот. Официально она являлась нерабочей и была поставлена лишь для эффекта. Зато техники съемочной группы клянутся, что установили в Falcon XB GT специальный нагнетатель, увеличивающий мощность двигателя с 260 до 600 л. с.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings