Удлиненная база и пневмоподвеска: тест-драйв Granta Primа и Niva Legend Primа

Удлиненная колесная база и пневмоподвеска – это особенности, которые мы привыкли видеть у дорогих представительских машин. Но, как оказывается, в сегменте коммерческой техники такое тоже не редкость. Ничего премиального в сегодняшних тестовых автомобилях нет. Но поездить на Гранте с рессорной подвеской и на Ниве с пневмобаллонами тоже доводится не каждый день. Откуда они появились и что умеют?

О сути

Три главных вопроса, возникающих при виде этих автомобилей, звучат так: откуда это всё взялось, насколько это безопасно и сколько эти чудеса техники стоят? На первый вопрос я отвечать не буду: в ходе недавнего тест-драйва Lada Largus Prima я уже рассказывал о заводе «Промтех» в Нижнем Новгороде, где строят такие машины. Суть осталась прежней: оставляют переднюю часть серийной машины (в нашем случае – Гранты и Нивы), изменяют заднюю часть и устанавливают надстройку (которую выпускают на том же предприятии). В итоге получаются вот такие симпатичные фургоны, а также изотермы, рефрижераторы, хлебовозки и многое другое. Впрочем, специально для ленивых я кое-что напомню чуть ниже. Давайте сразу перейдём к машинам.

Размер имеет значение

Если смотреть машинам «в лицо», ничего странного заметить не получится. Нива как Нива, Гранта как Гранта. А вот со всех других ракурсов становится понятно: что-то с ними не то. 

Начнём с самого очевидного: обе машины стали длиннее, поскольку у них выросли колёсные базы. Выросли одинаково и довольно внушительно – на 500 мм. И теперь база обоих автомобилей составляет 3050 мм. 

Сразу же возникает вопрос: а как изменилась безопасность этих машин? На него у «Промтеха» есть свой ответ: это внимательный подход к вопросам безопасности, который заодно позволяет и увеличить грузоподъёмность базовых автомобилей. В чём он заключается?

Основной его принцип – это распределение нагрузок по всему автомобилю, от кабины до шасси и самого фургона. Если, например, у ВИСа есть отдельная полурама, приваренная к кабине Лады, то у автомобилей «Промтеха» имеются новые лонжероны-вставки, связывающие сохранившиеся лонжероны несущего кузова под кабиной с задней частью автомобилей. Кроме того, сами фургоны имеют прочный алюминиевый каркас, который в случае с нашими «европромками» обшит композитным материалом с экструдированным пенополистиролом толщиной 25 мм. И этот каркас связан ещё и с кабиной посредством двух мощных кронштейнов, установленных на крыше кабины и спрятанных под обтекатели. В итоге получается прочная и целостностная конструкция, обеспечивающая безопасность в случае ДТП. 

Ну а что тут насчёт грузоподъёмности? Полная масса у обоих автомобилей составляет 2160 кг, но грузоподъёмность у них разная. У Гранты с этим фургоном она составляет 900 кг, у Нивы – 750 кг. Конечно же, грузоподъёмность зависит от типа надстройки: чем она тяжелее, тем меньше груза можно в ней перевезти (что логично с точки зрения грузоподъёмности шасси). Например, бортовая и тентовая версии Гранты смогут увезти 950 кг, Нива – 800 кг. Рефрижераторы возьмут по 850 и 700 кг соответственно – там часть грузоподъёмности заберёт сама установка, да и толщина стен фургона у «рефа» больше – 50 мм вместо 25 мм у «евпропромок».

Ну и если речь зашла о наших «европромках», то добавим ещё несколько полезных цифр. Объём фургона – 7 кубов, размеры – 2510х1680х1560 мм. Для тех, кому привычнее измерять площадь в европаллетах, сформулируем так: их можно загрузить в количестве четырёх штук.

Итак, вернёмся к машинам. Фургоны у них одинаковые, но кроме физических размеров у них есть ещё одна характеристика – погрузочная высота. И вот тут Гранта выглядит более человеколюбивой: у неё высота погрузки 790 мм, а у Нивы – все 900. Что поделать: ради полного привода приходится жертвовать удобством загрузки.

Интересен и такой вопрос: каким образом удалось так значительно поднять грузоподъёмность относительно исходных легковых шасси? О, это интересно! Особенно в случае с Грантой.

Как вы знаете, задняя подвеска Гранты – с полузависимой балкой, на пружинах и амортизаторах. Балка-то у неё осталась, а вот пружин больше нет – вместо них стоят рессоры и пневмобаллоны. То есть, теперь тут типично грузовая подвеска. Рессорная Гранта – это что-то новое. Интересно, как она поведёт себя на дороге?

Задняя подвеска Niva Legend Primа точно такая же, за исключением одной детали – ведущего заднего моста вместо балки Гранты. И на ней тоже стоят и рессоры вместо пружин, и пневмобаллоны. Давление в них на обеих машинах можно менять в зависимости от загрузки в диапазоне от 1 до 6 бар. Ну а передние подвески у обоих автомобилей остались заводскими. Не изменились и моторы с коробками – их на «Промтехе» не трогают. Так что давайте откроем двери машин и поищем, что изменилось внутри.

«А я маленький – ниже стремени… »

В общем-то, и Гранта, и Нива – автомобили хорошо знакомые. Нива даже слишком хорошо знакома (это небольшая добрая ирония). Плохого про них говорить не хочется, так что перейду к хорошему.

Хорошее – это в первую очередь то, что машины всё-таки не совсем «пустые», и хотя бы минимум комфорта в них есть. Например, здесь имеются электростеклоподъёмники, электрозеркала и даже кондиционеры. Ездить можно если и не в роскоши (да и зачем она нужна коммерческой машине?), то хотя бы в относительном комфорте. Это главное.

Салон Lada Granta Primа

Вторая общая черта – это некоторая теснота, обусловленная тем, что спинки сидений нельзя откинуть назад так, как того хотелось бы: мешает стенка фургона. И это действительно неудобно. Во всяком случае мне с ростом 180 см и весом 90 кг. Не скажу, что пришлось страдать, но привыкать однозначно необходимо. Впрочем, один из моих коллег с субтильной фигурой запрыгнул в кабину, напевая «а я маленький – ниже стремени… », довольно улыбнулся и поехал кататься по Дмитровскому полигону счастливым. Я ему позавидовал.

Салон Lada Niva Legend Primа

Третье – это такой своеобразный пульт управления пневмоподвеской позади сидений. Можно проверить давление по манометру, можно подкачать баллоны насосом. Схема кажется примитивной, но всё гениальное просто обязано быть простым. А ещё – практичным и надёжным.

В Гранте особенно радует наличие автомата. Это всё тот же Jatco JF414E – надёжный, четырёхступенчатый и немного задумчивый агрегат. Мотор – ВАЗ-21126, 1,6 л, 16-клапанный, мощностью 98 л.с.

О связке мотора и коробки говорить не буду – тут ничего не изменилось. Для бюджетного автомобиля B-класса ощущения вполне на уровне: коробка работает адекватно (хотя любителям современных автоматов на 6-8 ступеней она и покажется устаревшей и несколько грубоватой), мотор на больших оборотах немного визжит, но тянет нормально. В крайнем случае коробка всегда готова переключиться вниз, что добавляет в салон шума двигателя, а стрелке спидометра – возможности карабкаться ко всё более серьёзным числам.

Двигатель Lada Granta Prima

Удивительно, но задняя рессорная подвеска не ухудшила управляемость. Да, пустой фургончик немного жестковат, но на дороге стоит вполне уверенно. Возможно, своё слово сказала база Она длиннее заводской на добрых полметра – с такой длиной Гранта не смогла прыгать и козлить даже на рессорах.

Так как эти машины ещё предсерийные, то не откажу себе в удовольствии заочно одобрить то, что сделал «Промтех» с Грантой. Получился вполне достойный вариант лёгкой коммерческой машины. А вот Niva Legend Primа… Тут не всё так однозначно.

В салоне Нива осталась Нивой. Но «Легендой». То есть, олдскульные рычаги трансмиссии тут сочетаются с кнопкой кондиционера, смешные и куцые салонные ручки открывания дверей – с формованной обшивкой потолка с современной подсветкой и так далее. Оксюморон на колёсах. Но, может, в этом и заключается великая сермяжная правда Нивы? Может, ей и надо быть такой? 

На ходу Niva Legend Primа тоже вызывает некоторое раздвоение чувств. Первое чувство – это, конечно, лёгкая ностальгия: за рулём Нивы я последний раз сидел больше 10 лет назад. И тут вдруг резко оказался в прошлом, будто провёл ностальгический тест-драйв. Однако ностальгия – это то приятное чувство, которое больше связано с прошлым, а у нас тут – будущее. Поэтому отвлечёмся на другое чувство, которое в печатном виде звучит как «я обескуражен». 

Двигатель Lada Niva Legend Prima

На Legend мне ездить не приходилось, и на полигоне я был немного удивлён почти всем: и звуком мотора, и воем коробки и раздатки, и очень странному рулю с ГУРом, который выглядит как привет из далёкого прошлого, но крутится неожиданно легко. При этом про какую-то его остроту говорить не приходится – он просто крутится. Машина за ним просто поворачивает. Реакция? Обратная связь? Побойтесь бога. Эргономика тоже не высоте: рычаг КП стоит далеко, подрулевые переключатели неудобные. Для леса, конечно, самое то: обзор хороший, проходимость есть, понижайка... Но в крупном городе на этой машине ездить будет сложно. Возможно, сильные стороны машины можно было бы ощутить на бездорожье, но здесь тоже не обойдется без ложечки дегтя: ведь геометрическая проходимость с увеличением колесной базы немного ухудшилась.

Одним словом, назвать Niva Legend современной машиной я не могу. Оно и понятно: рестайлинг ВАЗ-2121 1977 года выпуска не может быть современным. Особенно это заметно на затяжном подъёме, который Гранта Прима взяла почти сходу. А 83-сильный мотор Нивы (ВАЗ-21214, 1,7 л) еле вытащил пустую машину на третьей передаче, и если не раскручивать мотор до визга перед началом подъёма, то приходится переходить на вторую передачу. Как будет ехать эта машина с 750-килограммовым грузом, большой риторический вопрос.

Впрочем, у машины есть и множество положительных сторон.

Во-первых, в пределах дорог самым лучшим образом проявила себя длинная база. Там, где обычная Нива (особенно трёхдверка) прыгала бы задним мостом, Niva Legend Primа проезжает ровно и стабильно. Под нагрузкой, думается, будет ещё лучше. Во-вторых, эта машина показалась неожиданно манёвренной (причём руль большого диаметра никак не мешал крутить его на пятачках). Ну и в-третьих, в некоторых условиях эта машина будет почти незаменимой.

К сожалению, у нас есть ещё много сёл и деревень, к которым нельзя подъехать по асфальту. А свои маленькие магазинчики есть и там, и возить в них товар на такой Ниве было бы очень и очень удобно. В крайнем случае, эту машину можно отремонтировать проволокой и молотком, а запчасти на Ниву продают на каждом углу. Поэтому несмотря на некоторые недостатки машины (которые можно списать на специфику области применения Нивы), есть чувство, что получилась гипотетически востребованная коммерческая машина. Во всяком случае, я не смог вспомнить, чем её сегодня можно было бы заменить.

Кстати, возможность бюджетно и быстро обслуживать или отремонтировать автомобиль сейчас стоит многого. Особенно в сегменте грузовых перевозок. Поэтому использование в качестве шасси Гранты или Нивы – очень удачный (и одновременно единственно возможный) ход. Да и обслуживать эти машины можно у дилеров ВАЗа: на этот счёт у «Промтеха» с тольяттинским предприятием есть договор. 

Остался только один вопрос: сколько эти машины стоят? Тут есть хорошие новости: они дешевле, чем соответствующие машины с такой же грузоподъёмностью на базе Ларгуса. Предполагаемая стоимость Lada Granta Prima – от 1 600 000 руб., Niva Legend Prima – от 1 700 000 руб. Серийный выпуск начнётся уже скоро – в июле, так что занимаем очередь. Дешевле уже ничего не будет. И лучше, наверное, тоже.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
6 комментариев
10.06.2022 22:53
Niko

Очень странные и откровенно опасные машины, которым вряд ли стоит выезжать на дороги как и аналогичному Ларгусу. Гранту для доставки чего то легкого по городу я еще понять могу (за автомат жирнейший плюс тк подобного не предлагает никто да и раньше кроме робота на ФВ кэдди не предлагал) тк для города и нетяжелого груза она вполне норм, а с автоматом вообще топ, особенно если владелец частник.
Но остается вопрос (который автор почему то пропустил) в надежности и главное в запасе прочности тк машина изначально не рассчитана ни на коммерческую эксплуатацию, ни тем более на грузоперевозки +900 кг к собственной массе. Как на такую массу отреагирует подвеска? А главное тормоза? Сможет такая машина разогнаться, безопасно повернуть и остановиться где нибудь в конце спуска с горы (и желательно не об дерево)? Выдержат ли стандартные колодки рассчитанные совсем на другую массу и такие же элементы подвески? Выдержит ли трансмиссия? Выдержит ли кузов?
Я бы максимальную массу для этих поделок вообще ограничил до 300 кг. Больше уже откровенно небезопасно.
А нива это вообще странное недоразумение, которое мог придумать и сделать только больной на голову человек.
Хочу услышать хотя бы одну причину почему кто то должен купить маленькую, тесную, неудобную и абсолютно мертвую ниву вместо Уаз Профи 4х4 фургон который стоит РОВНО СТОЛЬКО ЖЕ, но при этом современнее, удобнее, мощнее, безопаснее и лучше.


14.06.2022 11:33
SuperMike

Очень странный комментарий. Если рассуждать, что машина не рассчитана на коммерческую эксплуатацию, то что тогда делают тысячи Грант в службе такси? А я даже сам и отвечу - возят пассажиров, причём успевая накрутить сотни тысяч. Переживаете за подвеску? Здесь сложно сказать, покажет только опыт эксплуатации. Но тот же Пежо Партнер (и все его клоны), создавался прежде всего как коммерческий продукт, но при этом имеет довольно слабую переднюю подвеску. Опасаетесь за тормоза? А вы пробовали эксплуатировать автомобиль с прицепом? Та же допмасса в 500кг на хвосте "толкает" и "тянет" вас, и ничего страшного не происходит (был опыт строительства дачи в 90-ые годы с еженедельными поездками на выходные с завозом стройматериалов, когда в обычной вазовской пятёрке сидели 4 взрослых человека, а сзади прицеп с 500кг цемента, причём часть дороги - это грунтовка с постоянными кочками и ямами). Выдержала и трансмиссия, и тормоза, и кузов, и подвеска.

А касаемо сравнения Нивы с Уаз Профи - дак только плюс, что вообще есть возможность выбора в таком узком сегменте полноприводных грузовичков. Но то, что Нива однозначно выигрывает в надежности и ржавеет не так быстро - это, возможно, для кого-то более весомые аргументы, чем эфимерные "современнее" , "лучше", "удобнее". Ну и "порожняком" скакать по сельским ухабам приятней будет на Ниве с "пневмой", чем на Уазе.


14.06.2022 19:49
Niko

Если рассуждать, что машина не рассчитана на коммерческую эксплуатацию, то что тогда делают тысячи Грант в службе такси? Не следует сравнивать такси и грузоперевозки. Такси это самая лайтовая жизнь которая только может быть у машины (сам работал в этой сфере): завелся утром и катаешься весь день, пробки только утром и вечером и бОльшую часть дня спокойная езда по пустым дорогам, в салоне обычно 1-2 пассажира. С пассажирами опять же не погоняешь. Короче говоря машина используется аккуратно, запусков двигателя минимум в тч и холодных, нагрузка небольшая.
А грузоперевозки это зачастую перегруз изначально не предназначенной для этого конструкции + водители наездки которых останавливает (и то не всегда) лишь хрупкость груза (опять же я знаком с этой сферой), вкручивание двигателя в звон и максимальная нагрузка + на каждой точке заглушить и завестись снова.
Но тот же Пежо Партнер (и все его клоны), создавался прежде всего как коммерческий продукт, но при этом имеет довольно слабую переднюю подвеску. Что то мне подсказывает, что у любого пежо запас прочности будет побольше чем у лады. А подвеска на нормальных дорогах и сыпаться не будет.

Выдержала и трансмиссия, и тормоза, и кузов, и подвеска.

А сколько вы так ездили и в каком темпе? Можно и на ГАЗели возить 3 тонны (и ведь возят!) и четверку гонять в хвост и в гриву, но вопрос как долго это продлится. В любом случае это насилие над машиной.
Повторюсь: эти машины рассчитаны на совсем другие нагрузки, а качество компонентов такое, что даже эти нагрузки могут привести к поломке.
Но то, что Нива однозначно выигрывает в надежности и ржавеет не так быстро - это, возможно, для кого-то более весомые аргументы

Это где же у нивы надежность и коррозийная стойкость то??? У газели некст в сравнении с уазом - да. У нивы - не уверен. Там разница если и есть, то мизерная. Тем более коммерческая техника обычно долго в любом случае не живет, особенно если за ней не следят с новья (например не делают сразу антикор).

Ну и "порожняком" скакать по сельским ухабам приятней будет на Ниве с "пневмой", чем на Уазе. Ага, согнувшись в три погибели с ногями в раскоряку и прямой спиной. Вот уж где кайф...


15.06.2022 09:02
SuperMike

Сложно с вами спорить, тем более после весомых аргументов "Такси-это самая лайтовая жизнь, которая только может быть у машины" и "Короче говоря машина используется аккуратно". Вы, видимо, на VIP тарифе ездили, ещё и на своей машине. К сожалению участь арендных машин немного другая, и её (эту участь) одинаково плохо переносят и Гранты и Весты-Поло-Солярисы. И если Гранты докатывают до диагноза "труп" ввиду ремонтов за копейки, то более престижные модели предпочитают скинуть через пару лет, пока они ещё в цене и не тянут весомый бюджет на обслуживание.
А грузоперевозки это зачастую перегруз - это больше применимо к межгороду. Остановите десяток бортовых городских Газелей и увидите в кузове пачку листов гипсокартона, профили, 4-хметровый кусок линолеума, профнастил, фанера, крупная бытовая техника. Изредка, да, ездят с полной нагрузкой (накидают по борта задвижек-фланцев), но чаще всего как раз загружены процентов на 40-60. Верю, что потерявший полдня на загрузках водитель пытается нагнать время и крутит мотор "до звона", но в более-менее крупном городе с кучей камер и плотными потоками машин это всё бессмысленно.
Пежо привёл в качестве примера, что даже запроектированная под коммерцию машина может иметь слабую подвеску, не пытаясь сравнить именно с Ладой. А касаемо запаса прочности сравниваемых вами марок - условная Веста и условный Пежо 408, полагаю, примерно одинаковы по этому показателю (хотя в объявлениях по французам фраза "контрактный двигатель" встречается довольно часто при смешных пробегах в районе 200к, на Вестах к этой отметке владельцы только начинают думать, что хорошо бы антифризик всё же заменить, т.к. ждут, когда побежит помпа, и вспоминают, что свечи вообще ещё не меняли).
Ржавый 3-хлетний УАЗ найти гораздо проще, чем Ниву. Может быть ситуация изменилась, но наблюдал во дворе лет 7 назад новый Патриот и Ниву. Дак белый Патриот на 3-ий год уже явно зацвёл, на Ниве такого не видел. Патриот был продан. Возможно сейчас УАЗы стали красить лучше, но не уверен. Ну и рассчитывать на короткую жизнь коммерческой техники я бы не стал - в нашем крупном городе довольно редко, но попадаются Газели с прямоугольными фарами (добивают их сборщики макулатуры и лома), а им уж далеко за двадцать. В провинции, полагаю, их больше.
В общем дискутировать можно долго, плюсы и минусы есть у любой техники, но категорично запрещать выезжать таким автомобилям на дорогу я бы не стал, поэтому и попытался привести свои аргументы. Рассудят нас потребители, кто своими трудовыми рублями проголосуют за ту или иную модель. А ребятам хочется пожелать успехов, т.к. искренне надеюсь, что в нашей стране постепенно произойдёт разворот от заполонивших всё "менеджеров, мерчендайзеров"с их "чё париться, усё за бугром купим" к квалифицированным инженерам, рабочим, грамотным управленцам.


15.06.2022 17:26
Niko

Вы, видимо, на VIP тарифе ездили, ещё и на своей машине. Нет, обычный эконом и машины разные были: поло, солярисы, фокусы, флюенсы, рапиды. Некоторые с пробегом 300+.
При том в продаже много бывших такси (чаще октавии) с пробегом и 400+.
В принципе если стараться специально, то убить можно что угодно, но если просто ездить по заказам, то обычно все повреждения это царапины на кузове и если машину нормально обслуживали (читай хотя бы не пропускали ТО), то проблем с ними нет. Но естественно многое зависит и от водителя и от парка, который владеет авто. Некоторые технику берегут, а некоторым плевать.

Остановите десяток бортовых городских Газелей и увидите в кузове пачку листов гипсокартона Тут индивидуально. Мой друг занимался грузоперевозками строго по СПб на своем пятитоннике и цены на заказы зачастую такие, что ему брать невыгодно, а ребята на газелях хватают только так. Три тонны загрузили и вперед.
Но все таки стоит признать, что перегруз на газелях это уже фактически норма.

Ржавый 3-хлетний УАЗ найти гораздо проще, чем Ниву.
Я не фанат уаза от слова совсем (ибо хлам), но нива еще хуже. Даже в тесте было написано, что она и пустая не едет. А груженая? Нива это не про тягу и не про груз. Это водитель + пассажир и все это на стандартной резине. Тогда она более менее имеет права на жизнь. Все остальное, увы, ей не под силу.
Ну и рассчитывать на короткую жизнь коммерческой техники я бы не стал

Тогда надо брать иномарку)))
Но в нынешней ситуации брать газель или уаз, антикорить сразу же и тщательно следить.
Просто при эксплуатации на убой с перегрузами газели долго не живут - они разваливаются раньше чем сгнивают. Опять же старых транзитов или мерседесов еще хватает (привет запас прочности), а газелей с квадратными фарами в Спб днем с огнем не найдешь.

В общем дискутировать можно долго, плюсы и минусы есть у любой техники, но категорично запрещать выезжать таким автомобилям на дорогу я бы не стал А я бы стал. Именно потому, что это небезопасно. А еще я бы запретил строить дома в 25+ этажей без инфраструктуры. Потребитель конечно любит их за стоимость, но не все измеряется деньгами. Все таки некоторые вещи должны контролироваться как тот же перегруз.


30.06.2022 17:54
Виктор77

А просто бортовую ниву ещё делают? Раньше вроде ВИС называли. Бортовую за дешман вместо квадрика я бы в деревню взял. Вообще нива это не автомобиль а спец техника.
И ещё вопрос, чем эти авто лучше Соболя (кроме автомата?.). Давно работаю в производственных компанияx не могу понять зачем покупать эти переделки. Всё же давно просто и понятно. Для небольшого груза ларгус фургон. Побольше с въездом в город Соболь, если в город не надо то Газель. Что мне эти авто дадут если я отойду от устоявшейся практики? Только пожалуйста не говорите про автомат. Если только в контексте что водителю на автомате можно меньше платить зп и за год он сэкономит столько-то % стоимости авто.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings