Свой путь

Теперь Артем Степанов и Илона Накутис стабильно и неплохо финишируют, а характерные "всхлипы" турбины "косвортовского" мотора – непохожий на других "голос" машины – болельщики уже узнают издалека. Такого автомобиля в российских ралли больше нет.

Артём Степанов и Илона Накутис

Этот экипаж еще не становился победителем крупных соревнований. Пожалуй, за время своих выступлений они лишь раз стали "ньюсмейкерами" – вдребезги разбив красивый автомобиль уже на втором спецучастке своего дебютного ралли "Сестрорецк-2000".

Теперь Артем Степанов и Илона Накутис стабильно и неплохо финишируют, а характерные "всхлипы" турбины "косвортовского" мотора – непохожий на других "голос" машины – болельщики уже узнают издалека. Такого автомобиля в российских ралли больше нет.

Но не редкая машина и не результаты подтолкнули нас к встрече. "Колёса" не раз обращались к теме "путь в гонки". Все большее число людей может позволить себе интересное хобби – автоспорт. Но все так же тяжело объяснять на выставках мальчишкам: как же стать автогонщиком? Трудный это вопрос…

Артем мечтал стать гонщиком давно. Прежние работы, хотя и были связаны с машинами, не давали возможности реализовать мечту. Лишь нынешняя работа – неделя в Питере, неделя в финском Коувола – позволила сделать самый важный шаг – купить спортивный автомобиль… Вскоре ему удалось заманить в экипаж опытного штурмана. А потом случилось маленькое чудо: получив на редкость "вкусное" предложение – работать на крупнейшую в стране команду "Итера", Илона не бросила молодого пилота. Так и совмещала – выезды на Чемпионат Европы, тесты и тренировки на суперавтомобилях WRC и участие в "клубных гонках".

Вряд ли их путь применим ко всем. Но согласитесь, интересно говорить с людьми, которые добиваются поставленных целей. Не забудьте, что это выступления на свои деньги, которые очень даже любят счет. И которые сначала надо заработать. Во всем мире это и называется любительским, "клубным" автоспортом. Именно такие спортсмены и составляют абсолютное большинство. Возможно, в словах Артема и Илоны для кого-то и прозвучит ответ на тот самый, трудный вопрос.

Артем: Началось все… с газетной статьи. Прочитал я об известном питерском гонщике Викторе Балакане и его команде, взял да и заявился к Виктору. Мол, хочу стать гонщиком. Естественно, никакого места гонщика для меня не нашлось, а вот механиком стать предложили. Меня это не устраивало, зато привлекло брата, Константина, и именно он был "делегирован" на эту работу. А я продолжал собирать информацию (в том числе и через него), обрел знакомства – в общем, заочно входил в мир гонок.

Первый спортивный автомобиль, Opel Manta, мы с братом собрали из двух машин буквально на коленках, на открытой стоянке. Увы, уже в начале первого же ралли, любительского "Профи-Клуба", машина сломалась, причем настолько серьезно, что восстанавливать ее смысла не было. Следующая BMW оказалась еще более невезучей. Мы подготовили ее для кольцевых гонок, а правила возьми и изменись! Нельзя стало на таких ездить. Пока копил деньги на что-нибудь поудачнее, решил подучиться. Поехал в столицу, к Эрнесту Цыганкову, а он предложил не тратиться на поездки и обратиться в питерский филиал его Центра Высшего Водительского Мастерства – к Андрею Герасенкову. Там я и познакомился с Илоной…

Команда Motor Racing Fans
Автомобиль команды Motor Racing Fans - Ford Sierra Cosworth 4x4
Команда Motor Racing Fans

Вскоре Артем напрямую предложил ей: "Илона Юрьевна, я бы хотел, чтобы Вы со мной поехали штурманом!" Немного посмеявшись, Илона согласилась попробовать, но поставила условия: сначала тренировки. Первая совместная гонка была любительской и принесла "бронзу" в своем зачете.

Удалось заработать еще немного. В команде Алексея Подгорного John Alex Team тогда шло обновление техники, и Артем выкупил Ford Sierra Cosworth.

Артем: Вообще-то, я увлекался большими американскими автомобилями, ездил на Chevrolet Caprice Classic с мотором объемом 5.7 литра. Но стал заниматься спортом – и ездить "тихо и мягко" стало скучно. Тогда с Подгорным было у нас тесное сотрудничество, он купил "Сьерру" и ездил, а я изучал машину, ее историю и особенности подготовки. Вообще-то, мне нравится задний привод. Даже в Москву к братьям Больших ездил – облазил всю их BMW. Но когда выпала возможность выкупить хорошо знакомый полноприводник – предпочел именно его.

В подготовке я избрал свой подход. В раллийных "Фордах" у нас вообще мало кто разбирается, кроме механиков, когда-то работавших в команде Газпрома, а сейчас в "Итере". В России большинство пытается "наворачивать" эти машины или, наоборот, бросаются в другую крайность – заказывают детали здесь. В итоге все это или "не едет", или ненадежно. А у нас – минимум изменений: валы, чип-тюнинг, немного в подвеске. Стояли бы задние сиденья и рестриктор поменьше – был бы автомобиль "серийной" группы N. Хотя машина и мощная, но особенно дорогих деталей в ней нет, многое можно в любом магазине купить и быстро поменять. Так что запас запчастей имеем. В этом отношении спортивная иномарка выходит не особо и дороже "восьмерки" подготовленной, а результаты можно "везти" куда лучшие. Сэкономленное же тратить на то, чтобы покупать то, что действительно нужно и лучшего качества.

К "Форду" появился интерес, когда я узнал, как популярен он в мировом спорте. А раз выбор сделан, то и пытаемся теперь доказать, что на нем можно тягаться с "японцами". При том, что те много дороже и лично для меня по деньгам недостижимы. "Объезжать" "японцев" стало своеобразной "идеей фикс".

Илона: На сегодняшний день машина соответствует Артему в техническом уровне. Он может ехать быстро, но не ломать автомобиль, ведя гонку в "комфортном" для себя ритме.

"Колёса": Ты работаешь в Финляндии, стране, где ралли – национальный вид спорта. Это помогает?

Артем: Да. В первую очередь, наличием нужных связей. Общаемся со многими западными спецами по Ford. И в Коувола автоспорт развит. К примеру, мы ездили на тестовый полигон с разными типами дорог, взяли финского механика, тот поработал с настройками, дал рекомендации.

"Колёса": А есть ли у тебя "гуру", авторитеты, которым ты доверяешь и к чьим рекомендациям прислушиваешься?

Артем: В спортивной езде – да. Общался с Алексеем Лядухиным, у него была одна из первых гоночных школ. Потом с Цыганковым, учился у Герасенкова. А позже – консультации у Валерия Павловича Филимонова, одного из лучших тренеров в России, который работает с очень ограниченным кругом пилотов, в основном сильнейшими. После первой тренировки с ним я вышел из машины и смог сказать только одно: "Я думал, хоть что-то уже знаю, оказывается, еще нет!"

"Колёса": Илона, у тебя огромный опыт. Наверняка часто возникали "сумасшедшие с горящими глазами", предлагавшие поехать. Чем оказался интересен именно Артем?

Илона: Отсутствием "звездности" и переоценки сил. Первый вопрос, который я ему задала: "Как будем вести запись стенограммы – по-твоему или правильно?" Он ответил: "Правильно!" Поначалу он, естественно, не понимал, как пишется настоящая стенограмма. Но воспринимал, думал, хотел учиться. Он идет абсолютно правильным путем развития, который я рекомендовала бы всем. Для ралли мало того, что ты когда-то управлял даже быстрой и мощной машиной. Обучаться надо с азов. Артем начал обращаться к профессионалам за информацией, которая позволила ему превзойти многие ожидания. Он не терял время на то, чтобы учиться на своих ошибках. А после нынешнего сезона я уже могу сказать, что он – индивидуальность, у него есть свой стиль, характер. Сейчас уже нужны просто какие-то корректировки.

И, конечно, есть врожденные способности. На первых тренировках вылеты с трассы были. И он реагировал на них абсолютно правильно! Не пускает ситуацию на самотек, старается выходить из нее. И я для себя как-то решила, что мать двоих детей вполне может довериться такому пилоту.

"Колёса": Твоя работа с "Итерой" началась, когда ты уже ездили с Артемом. Работать в топ-команде – редкая удача, да и оплачивается это соответственно. Но требует много сил и времени. Как и почему ты все-таки осталась с Артемом?

Илона: "Итера" позволяет мне работать с ним. Я нашла необходимые слова, чтобы объяснить, почему я не хотела бы его бросать. С ним очень интересно работать. И потом надо быть реалистом. Профессиональный спорт достаточно переменчив. Сегодня ты востребован, а завтра уже нет. И наш экипаж – это единственное, что сейчас постоянно.

Учусь и сама. Когда-то – у легендарных Филимонова, Штыкова, Больших. И сейчас есть супервозможность – поработать с Потаповым, Васиным, Лесниковым! Перекладывать их методы "слепо" нельзя – у каждого свой стиль, но какие-то отдельные моменты нужно применять. После этого сезона у Артема появились более сложные вопросы, но и я могу ответить на них уже тоже совершенно на ином уровне. И наша стенограмма – растущий, живой организм.

"Колёса": Правда ли, что для тех, кто только начинает ездить за свои деньги, при ограниченном бюджете, вложения в опытного (и достаточно дорогостоящего) штурмана окупаются организацией работы, а возможно, и сохраненным автомобилем?

Илона: Безусловно! Штурман – это никоим образом не любой, кто научился более-менее читать стенограмму. Быть штурманом – это огромный труд, постоянная работа с пилотом, механиками, болельщиками. Психологическая работа. Зная особенности пилота, оградить его порой от нежелательных эмоций… Люди, которые делают первые шаги в автоспорте, редко могут нанять координаторов и менеджеров. И помимо "основной" работы, штурман является и таковыми, и еще пресс-службой в едином лице. Помимо того, что он садится в автомобиль и контролирует просто все. Ведь только на последней нашей гонке я сказала: "Вот теперь я тебе начала полностью верить". Я как бы "отпускаю" ситуацию управления им в момент пилотирования, начинаю заниматься только своей, штурманской работой, и мне становится немного легче. Ну а организация, "пресс-служба", поиск спонсоров – все равно на мне.

"Колёса": Артем, речь зашла о спонсорах, о деньгах. Хотят прийти в спорт многие, но реально могут далеко не все. На каком уровне ты бы рекомендовал начинать заниматься ралли, а без каких условий это невозможно, на твой взгляд?

Артем: Есть условия, которые необходимы обязательно. Необходимо помещение, где должен храниться и ремонтироваться автомобиль, должны быть люди, которые будут его обслуживать. Есть те, кто сами себе строят автомобиль, но в одиночку толком ничего добиться нельзя. Ездить можно на любой машине, даже минимально подготовленной, если есть стремление и желание. А остальное – оно растет как ком, как-то само собой прилепляется.

"Колёса": Помимо желания, должны быть и средства. Гараж, механики – это аренда, зарплата. Какой, на твой взгляд, должен быть доход, чтобы можно было позволить себе начать заниматься автоспортом, пусть даже на простейшей машине?

Артем: У меня ведь тоже не было никаких возможностей поначалу, вообще ничего не было. Но было огромное желание. Ну а в цифрах…2-3 тысячи в месяц, мне кажется, уже вполне дают возможность заниматься автоспортом на свои деньги.

Потеряю эту работу – и у меня не будет уже никаких гонок. Я держусь за нее, приходится считаться с теми условиями, которые она диктует. Пока что не было возможности, к примеру, участвовать в удаленных от Питера гонках. Зато мы уже рассматриваем участие в финских ралли. Если с новыми правилами Чемпионата и Кубка России наш зачетный класс придет в упадок – значит, будем ездить в Финляндии. Там можно по-настоящему прочувствовать, что такое движение автомобиля на высокой скорости. Мне, вообще-то, очень нравится асфальт, а гравийную гонку я впервые проехал в этом сезоне. Понравилось, но на гравии еще нужно очень много тренироваться и учиться, просто так на нем быстро не поедешь.

"Колёса": Ты ездишь на свои деньги. Есть ли внутреннее осознание того, что это достаточно дорогая "игрушка", и ее ремонт стоит достаточно больших денег?

Артем: Это порой приходит после гонки. Если, к примеру, прикончил колесо, разбил диск – начинаются переживания, что "попал" на 300-400 долларов. Но перед спецучастком таких мыслей нет. В гонке они просто будут тебе мешать. Если думать о деньгах постоянно – можно вообще не участвовать… На гонке нужно думать только о гонке.

Порой сдерживает другое. Когда я в первый раз поехал, думал: поеду побыстрее, смогу. И мы упали на крышу, машину завязали в узел. Это был большой урок. Когда я увидел лица моих механиков, моих братьев, которые встретили нас после той крыши… Я больше не хочу разбивать автомобиль – больше не хочу видеть такие лица… Поэтому еду быстро, но предельно аккуратно.

"Колёса": Каково твое мнение о подходах к ралли, существующих сейчас в наших любительских командах?

Артем: Есть две главные категории: те, кто ездит с деньгами, и те, кто без денег. Каждый развивается по-своему, и это интересно наблюдать. Некоторые едут "на свои", другие ищут спонсоров. Кто-то ездит на почти неподготовленных машинах. У кого-то возможности позволяют иметь очень хороший автомобиль. Мы находимся где-то в середине.

Естественно, развиваются все, но те, кто начинает думать серьезно, приглашают профессионалов, которые могут грамотно научить, как все должно происходить и почему. Те же, кто верит, что только "за деньги", за счет дорогого автомобиля можно выиграть – у тех ничего не получается, и это заметно.

Но все-таки большинство из тех, кто ездит на дорогих автомобилях, в жизни уже вполне состоятельны. И стремятся теперь, в первую очередь, доказать сами себе, что они что-то могут в спорте. И постепенно переходят в ранг более спортсменов, чем просто любителей, "бизнес-класса" – в том, первоначальном, понимании.

"Колёса": А какие цели перед собой ставишь ты – ведь пришел ты в спорт достаточно поздно? Или это просто езда в свое удовольствие, как получится?

Артем: Конечно, то, чем я занимаюсь, приносит мне огромное удовольствие. Но в каждом удовольствии должен быть какой-то результат. Конечно, стать чемпионом бы хотелось, но, в первую очередь, хочу достичь высоких результатов в собственном понимании, в понимании себя в гонке. Я хочу заниматься этим профессионально, хочу этим жить. Если честно, предложили бы стать профессионалом, пригласили в команду, сказали: ты будешь жить в этой команде, ездить и заниматься только этим всегда, я бы наверное пошел бы и стал ездить…

"Колёса": Знаете ли вы, что среди поклонников автомобилей Ford Sierra, уже возникает идея о создании вашего фан-клуба как владельцев единственной "Сьерры", экзотического для нашего спорта автомобиля?

Илона: Этот год у нас был достаточно плодотворный, мы рады, что у нас появились поклонники, которые специально приезжают посмотреть на наш автомобиль, переживают за нас, ждут на трассе, узнают "по голосу". Мы рады будем видеть и слышать наших фанов – надеюсь, теперь их можно так назвать – и даже постараемся подготовить небольшую программку, которая поможет им создать фан-клуб. У нас ведь и команда-то называется Motor Racing Fans…

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings