Scania ставит на R-серию

Накануне первого официального показа новинки Scania все гадали: будет ли это полукапотник или появится очередное, пятое, поколение? Не угадал никто: концерн выпустил R-серию, которая представляет собой модернизацию последнего модельного ряда – эдакая "четверка с плюсом".

Накануне первого официального показа новинки Scania все гадали: будет ли это полукапотник или появится очередное, пятое, поколение? Не угадал никто: концерн выпустил R-серию, которая представляет собой модернизацию последнего модельного ряда – эдакая "четверка с плюсом".

Грузовики Scania R-серии

Нынешнее поколение грузовиков Scania выпускается без малого десять лет – с 1995 года. Срок достаточный для того, чтобы сделать ревизию и улучшить свой основной продукт. Тем паче, что все конкуренты "большой семерки" уже обновили собственных флагманов. Два года назад у Volvo появился FH третьего поколения, Renault выпустил Magnum второй генерации, DAF ввел в серию XF95, IVECO освоил Stralis, DaimlerChrysler – Mercedes-Benz Actros II. Старше всех только модель TG-A, которую MAN производит с конца 2000 года. Как говорится, сам Бог велел Scania блеснуть новинкой.

На предварительный показ пригласили транспортных журналистов со всей Европы. Премьерное шоу состоялось в Стокгольме, а тест-драйв – на полигоне компании в Сёдертелье и его окрестностях. "Слепые" повороты большой кривизны, затяжные подъемы и опасные спуски вперемешку с узкими городскими улочками и светофорными Stop&Go – что еще нужно для того, чтобы почувствовать новинку в деле?!

По словам представителей компании, в конструкцию 4-й серии внесено около 2 600 изменений. Но речь не идет о глубокой модернизации: двигатели и коробки передач остались прежними, каркас кабин тот же, и в целом 35% деталей перешли к R-серии в наследство от прежней модели. И все-таки это уже не четвертая серия в прежнем понимании. Штатные эксперты провели за рулем прототипа новинки 3 млн км тестов. Кроме того, начиная с 2002 года изо дня в день 200 водителей разных транспортных компаний намотали на 50 автомобилях по дорогам 14 стран 4 млн км. Такова преамбула к появлению Scania R-серии. Количество потраченных денег не афишируется, хотя догадаться о порядке цифр профессионалам несложно. Что же в итоге сделано?

Прежде всего, бросается в глаза мощная облицовка радиатора. Отныне она не окрашивается в цвет кабины, а имеет благородный темно-серый оттенок. Боковые дефлекторы стали на 15% эффективнее – они отсекают больше воздуха для обдува и очищения боковин. Вопреки предположениям, дизайн экстерьера выполнен не специалистами итальянского ателье Bertone, а силами шведских стилистов, причем не сторонними, а своими собственными. Есть и перемены, не заметные сразу. Например, лобовое стекло теперь не устанавливается в резиновый уплотнитель, а вклеивается. Ведущие в кабину ступеньки не закрываются дополнительным элементом, а имеют открытую структуру. Передние фары разделены на блоки ближнего/дальнего света, причем "галогенки" уступили место ксенону. Новый блок головной светотехники устанавливается только на заказ, т. е. за дополнительную плату, при этом сохранилась взаимозаменяемость с прежним. Передний бампер со встроенной противоподкатной защитой (система FUPS) из соображений практичности не окрашен, к тому же его нижний срез стал над уровнем дороги чуть выше.

Естественно, изменилось и заводское обозначение моделей машин. Вместо старой длинной кодировки появилась новая, короткая и простая для понимания. Первая цифра заводской маркировки прежде означала тип кабины над двигателем в коротком (Р), удлиненном (R) исполнениях или с капотной компоновкой (Т). Цифровыми индексами 94, 114, 124 и 164 обозначался рабочий объем двигателя в литрах (первые две цифры) и принадлежность к 4-й серии (последняя цифра). Буквами D, L, G и C кодировалось назначение: для коротких развозных поездок, региональных и международных перевозок, работы на дорогах с плохим покрытием и в тяжелых условиях эксплуатации. Вторая буква означала тягач (А) или шасси (В). Следующая цифра указывала на мощность мотора в лошадиных силах, а приставка вроде Topline – на тип кабины. Получалось информативно, но очень длинно, например, R124LA420 Topline. Теперь маркировка проще простого: скажем, R470 означает удлиненную кабину с двигателем мощностью 470 "лошадок".

В кабине новаторство куда заметнее. Рабочее место водителя четко обособлено в стиле "да здравствует эгоизм!". Новое рулевое колесо, новый щиток приборов, новые переключатели – всего этого только слепой не заметит. На рулевой колонке появился удобный механизм регулировки угла наклона, а на сердцевину самой "баранки" вынесены клавиши управления круиз-контролем, автомагнитолой и бортовым компьютером. Последний имеет офисные приложения, навигационные программы и средства обработки данных об автомобиле. Улучшен дизайн и форма сидений водителя и сменщика. В кабине установлен новый автоматический климат-контроль. Нижняя спальная полка размерами 2 000х800 мм получила матрац высотой 125 мм. Изменена вторая спальная полка. Ее передислоцировали из средней части кабины в тыльную и снабдили сдвижной лесенкой. Выигрыш в компоновке дался непросто: при ширине 600 мм она позволяет лежать под потолком практически лишая сменщика возможности сгибать колени и ворочаться в свое удовольствие. Зато над головой водителя появилось свободное пространство.

Грузовики Scania R-серии
Грузовики Scania R-серии

Фронтальная часть над лобовым стеклом нашпигована закрытыми боксами и открытыми полочками. Здесь предусмотрено место для "микроволновки", холодильника с морозильной камерой и розетки для включения различных электроприборов. Ровного пола не получилось: высота моторного тоннеля в средней части кабины составляет 145 мм. С одной стороны, не очень удобно. С другой – вода и грязь не разносятся по всему периметру кабины. Под нижней спальной полкой появились вместительные отделения для личных вещей, правда, пользоваться ими удобно только на стоянке. А вот в движении проще обращаться с выдвижными ящиками, установленными под креслом.

Кабины R-серии легче кабин 4-й серии на 30-40 кг. Изменения в них и задней пневмоподвеске позволили снизить массу автомобиля на 270 кг. Кстати, с момента появления 4-й серии инженерам удалось постепенно снизить массу тягача примерно на 400 кг. Если добавить сюда трехпроцентную экономию топлива за счет улучшенной аэродинамики, становится понятно, что шведские специалисты корпели над проектом R-серии совершенно не зря. Усовершенствованная пневмоподвеска позволяет водителю регулировать высоту шасси с полных 210 мм до 85 мм вниз, причем это можно делать как из кабины, так и находясь снаружи.

Из семи вариантов двигателей для R-серии особой гордостью компании является новый 12-литровый агрегат мощностью 420 л.с., отвечающий нормам Евро-4. Его уровень выброса вредных веществ на 30% меньше, чем у предшественника того же рабочего объема, правда, установка на автомобили Scania начнется только с сентября текущего года. В линейке моторов Евро-3 произошла рокировка: взамен 480-сильной версии появилась 16-литровая 500-сильная V8. Она заняла промежуточное положение между 6-цилиндровой модификацией с отдачей в 470 л.с. и V-образной топ-"восьмеркой" мощностью в 580 л.с. У последней прирост "силенок" составил 20 "лошадок", а пик максимального крутящего момента поднялся еще на 100 Нм (теперь он составляет 2 700 Нм).

Список инноваций продолжают запасное колесо уменьшенной массы, облегченная четырехточечная задняя пневмоподвеска, ABS очередного поколения, новый электронный контроллер дисковых тормозов, EBS с автоматическим распределением тормозных сил между тягачом и полуприцепом. Рама толщиной 7 мм стала на 90 кг легче рамы предшественника, сохранив при этом такую же прочность, как и при толщине 8 мм. Словом, список изменений внушителен. Как же они сказались на эффективности R-серии? Специалисты подсчитали, что при годовом пробеге в 150 тыс. км, стоимости дизтоплива 73 евроцента за литр и среднем расходе 35 л/100 км экономия за год составит 1 000 евро на один автомобиль. Об этом читайте в следующем номере журнала. А пока – дополнительная информация.

Российский дебют Scania R-серии состоится в конце мая. Стоимость автомобиля пока неизвестна, но шведы говорят, что новая модель будет дороже старой в аналогичной комплектации в самой Швеции примерно на 5-8 процентов. Сколько "набросят" на зарубежных рынках, сказать сложно. Но при такой надбавке судьбу R-серии в России предсказать нетрудно: большинство наших транспортников, скорее всего, предпочтет брать проверенный Griffin. Тягачи R-серии станут привлекательными для российских перевозчиков года через три, когда в страну начнут ввозить первые такие автомобили категории "сэконд-хэнд". Впрочем, все еще может измениться.

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings
Мы обрабатываем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности