Процент бездорожья

Современный внедорожник можно назвать машиной универсальной, так как даже автомобиль одной и той же модели каждый владелец использует по-своему. Кто-то постоянно штурмует terra incognita, кто-то передвигается и по шоссе и по проселкам, кто-то в основном ездит по городу, лишь изредка покидая асфальт. Таким образом, для каждого автомобилиста более удобным является свой вид шин, оптимально подходящий для конкретных условий эксплуатации конкретной машины.

Современный внедорожник можно назвать машиной универсальной, так как даже автомобиль одной и той же модели каждый владелец использует по-своему. Кто-то постоянно штурмует terra incognita, кто-то передвигается и по шоссе и по проселкам, кто-то в основном ездит по городу, лишь изредка покидая асфальт. Таким образом, для каждого автомобилиста более удобным является свой вид шин, оптимально подходящий для конкретных условий эксплуатации конкретной машины. Производители, само собой, об этом прекрасно знают и, как говорится, принимают соответствующие меры.
  Интересно, что шины с повышенной проходимостью появились еще до самих внедорожников: уже в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века на военные и предназначенные для сельской местности грузовики стали ставить специальные "зубастые" покрышки. И на маломощных, и на тяжелых машинах тех лет такие шины вполне оправдывали свое назначение, а с применением полного привода и появлением всевозможных вездеходов прочно вошли в автомобильный мир и остаются неотъемлемой принадлежностью езды по бездорожью.  Главным признаком шин повышенной проходимости, или как их еще называют, "100-процентного бездорожья", является весьма характерный рисунок протектора, спутать который с другими, пожалуй, невозможно. Его главная особенность – крупные высокие ламели (выступающие части профиля), не соединенные между собой и при этом находящиеся друг от друга на достаточно большом расстоянии: до половины ширины самих ламелей, а в некоторых моделях даже больше. Таким образом, рабочая поверхность шины оказывается покрыта своеобразными грунтозацепами, которые глубоко входят в грязь, песок или снег, обеспечивая хорошее сцепление с покрытием. При этом геометрия (форма и расположение относительно друг друга) ламелей выбирается так, чтобы кроме сцепных свойств в продольном направлении, отвечающих за прямолинейное движение, шина обеспечивала бы и надежное сцепление в поперечном, давая уверенность при маневрировании на бездорожье в различных условиях, например при выходе из глубокой колеи или при движении вдоль по склону. Кроме того, для сохранения этих свойств шина должна хорошо самоочищаться и при выходе из грязи, снега выбрасывать их из ламелей. И, наконец, имеет свои особенности сама конструкция этих покрышек – разрабатывалась соответственно назначению. Покрышки "100-процентного бездорожья" – всегда полнопрофильные шины с увеличенной прочностью, рабочая поверхность и боковины у них делаются усиленными для противостояния ударам острых камней, проколам и прочим возможным механическим повреждениям в условиях экстремального бездорожья.
  Однако при всех своих выдающихся способностях "покорять природу" при выезде на асфальтовое шоссе "бездорожные" шины оказываются явно "не в своей тарелке". Не предназначенные для шоссейных скоростей, они довольно плохо держат дорогу при высоко- скоростном маневрировании, мало противодействуя скольжению и заносам, имеют больший тормозной путь. Шумные и тяжелые, эти покрышки проигрывают в комфорте и топливной экономичности. Поэтому те, кто по роду занятий или месту проживания не сталкивается все время с глубоким бездорожьем, если и приобретают такие шины, то в качестве второго комплекта, который хранится в гараже или загородном доме и надевается во время выездов на природу. Единственным исключением среди автовладельцев являются поклонники стиля "милитари". Даже те из них, кто нечасто выбирается из города, тем не менее выбирают именно бездорожные покрышки: их "зубастый", жесткий и агрессивный, бескомпромиссный внешний вид действительно наилучшим образом соответствует этому стилю. Но что если все-таки требуется некоторая приспособленность к шоссе, например, для тех, кто много ездит по сельской местности, чередуя асфальт, грунтовки и раскисшие проселки? Для них производители "проходимых" шин предлагают своеобразные смягченные варианты, такие как "80% – бездорожье/20% – дорога". Отличием этих шин является более мелкий рисунок протектора: меньшие размеры ламелей, расстояние между ними и глубина отрицательного профиля. Такие шины, конечно, несколько теряют в своих бездорожных свойствах, однако вместе с тем приобретают нужные для многих шоссейные характеристики: лучшую управляемость, комфортность и экономичность на дорогах с твердым покрытием. В самом деле, в наше цивилизованное время совсем уж диких мест остается все меньше и меньше, по асфальту (какому уж есть) все равно придется ездить, и, естественно, хотелось бы, чтоб эта езда проходила покомфортнее. Развивая данное направление и стремясь одновременно "повернуться лицом и к городу и к деревне", производители решают этот вопрос, создавая универсальные шины, позиционируемые еще как "50% – бездорожье/50% – дорога". Рисунок протектора таких покрышек вобрал в себя элементы и признаки обоих типов: о бездорожных свойствах говорят сохранившиеся раздельные "шашечные" ламели, а о шоссейных качествах – появившиеся здесь различные мелкие канавки, хорошо работающие на твердых дорожных покрытиях. Эта разновидность шин заслуженно завоевала популярность среди владельцев внедорожников во всем мире: позволяя чувствовать себя уверенно и комфортно на асфальте (если, конечно, не гнаться за очень высокой скоростью). Такие покрышки не подведут и когда свернешь с трассы на дорогу к даче, вполне надежно справляясь с различным "мягким" бездорожьем.
  Продолжая двигаться в сторону цивилизации и больших городов, производители предлагают и своеобразные, еще более "шоссейно-усиленные", варианты шин, у которых пропорции оказываются зеркальными "смягченному бездорожному": "20% – бездорожье/80% – дорога". Соответствующий вид здесь приобретает и рисунок протектора: ламели становятся еще мельче, группируясь в продольном направлении, отчего образуются характерные продольные дорожки отрицательного профиля и появляются специфические многочисленные поперечные канавки. В целом протектор приобретает практически шоссейный вид, от бездорожного остаются разве что сохранившиеся еще стоящие по краям угловые ламели-зацепы (впрочем, уже в значительно менее выраженном виде), чуть большие размеры самих ламелей и чуть большая же глубина отрицательного профиля. По конструкции эти шины также создаются очень близкими к шоссейным, не получая специальных бездорожных усилений, которые увеличивают массу, разве что толщина рабочей поверхности может быть сделана немного большей. Естественно, такая покрышка в своих "бездорожных" характеристиках много теряет, однако приобретает в характеристиках шоссейных, давая высокий уровень комфорта при езде по асфальту и уверенности при скоростном маневрировании.И это для многих оказывается решающим аргументом при выборе. Наконец, на внедорожник можно ставить и на 100-процентно шоссейные шины. Такие модели есть в ассортименте у любого производителя. Среди позиций, предлагаемых владельцам машин 4х4, встречаются и варианты с индексом скорости до 270 км/ч, не редкость также и низкопрофильные шины. Современные внедорожники уже давно не являются "машиной-утилитер", и существует целое множество моделей, представляющих собой построенный на этой концепции спортивный скоростной или представительский автомобиль. И очень многие обладатели подобных машин большую часть времени ездят либо по городу, либо по асфальтированным трассам, а если уж случится покинуть твердую дорогу, то ехать приходится там, где худо-бедно пробираются и обыкновенные шоссейные седаны. Поэтому и выбор шин оказывается вполне определенным. Тем более что колеса – деталь легко заменяемая, и всегда можно держать еще один комплект, подходящий под нужный процент бездорожья.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings