Богемские моторы: автопром Чехословакии первой половины ХХ века

                 В рамках цикла публикаций об автомобильной промышленности стран соцлагеря мы уже подробно рассмотрели чешский автопром послевоенного периода, вспомнив о том, что машиностроение этой небольшой страны имело богатую историю и в начале ХХ века. Теперь пришло время рассказать о нем более подробно – ведь он весьма интересен, поскольку речь здесь пойдет не только о хорошо известных в наше время марках вроде Шкоды и Татры, историю которых мы освещали в первой части. В те времена в Чешском королевстве существовал добрый десяток уже давно забытых сегодня марок, заслуживающих отдельного разговора. Ведь тогда (как, впрочем, и в наше время) чехи выпускали автомобили, которые по уровню конструкции и качеству изготовления ничем не уступали немецким, итальянским или французским, а по оригинальности технических решений иногда даже превосходили их.
 

Паромобиль Йозефа Божека

Пражский часовщик и механик Йозеф Божек был первым, кто создал самодвижущийся экипаж на территории современной Чехии. В 1815 году он представил плод свей десятилетней работы – паромобиль, который считается одним из первых паромобилей в мире после экипажей француза Кюньо и англичанина Тревитика.

Божек эксплуатировал своё творение несколько лет, после чего использовал паровой двигатель уже отдельно от самого транспортного средства. В дальнейшем богемский конструктор занимался пароходами и железнодорожным транспортом, а также получил известность в качестве часового мастера.

model_01.jpg
bozek.jpg


Prazska tovarna automobilu Velox

Благодаря деятельности предприятия Velox Прага была первым городом в Австро-Венгрии, в которой работала организованная служба такси, чего на тот момент не было даже в столице империи – Вене. Первый автомобиль был построен в 1906 году – это была машина собственной конструкции, но в качестве ориентира чехи выбрали французские авто того времени. За четыре года было построено около сотни автомобилей, половина из которых числилась в гараже-таксопарке. В основном это были машины модели 10HP с литровым одноцилиндровым двигателем, развивавшим 10 л. с.


Velox_1907.JPG



RAF

В 1907 году при участии небезызвестного по истории марки Tatra барона Теодора фон Либига в городе Райхенберг (сейчас – Либерец) на севере Богемии была основана автомобильная фабрика RAF. Годом позже на пражской выставке новый производитель представил две модели – двух- и четырехцилиндровую. Удивительно, но уже тогда был показан автомобиль вагонной компоновки для перевозки пассажиров с двигателем, расположенным под водителем – по сути, предтеча всех современных микроавтобусов.

В 1909-м RAF начал выпуск «легковушки» Н10 и грузовика FW25. Оба автомобиля отличались большим рабочим объемом двигателя – 5,3 и 3,0 литра соответственно, а год спустя началось производство мощных и дорогих автомобилей моделей 14/18 и 18/22. В это время богемская фабрика закупает несколько лицензий у немцев и англичан на автомобили и двигатели бесклапанной конструкции.

Несмотря на предпринятые меры, у предприятия возникли финансовые затруднения, итогом которых стала потеря независимости – конкуренты из Laurin&Klement попросту выкупили Райхенбергскую фабрику, но, выпустив около 100 автомобилей уже под маркой L&K, вскоре закрыли завод полностью.



Wikov

В 1922 году на машиностроительном заводе Wichterle a Kovarik a.s. (Wikov) начался выпуск автомобилей этой марки. За 13 лет предприятие произвело около 800 экземпляров почти десятка моделей легковых и грузовых автомобилей.

Компания «Франтишка Вихтерле» из города Простейов в центральной Моравии была основана еще в 1878 году и занималась выпуском инструментов и сельскохозяйственной техники. После объединения с предприятием «Коваржика» в 1918 году возник большой механический завод «Вихтерле-Коваржика» (сокращенно «Wikov»). Перемены совпали со значительными геополитическими изменениями в самой стране: после того, как Чехословакия обрела независимость, партнеры по инициативе «Коваржика» решили заняться выпуском автомобилей, причем не собственной разработки, а по лицензии, приобретенной у итальянского производителя Ansaldo.


wikovjpg.jpg

Wikov 4/18 1924 года



Некоторых автомобилей Wikov было сделано всего по четыре-пять экземпляров, а наиболее массовыми оказались модели 7/28 (280 шт.), 40 (330 шт.) и полуторатонные грузовики (450 автомобилей). Интересная особенность большинства машин этой марки – небольшая масса кузова и верхнеклапанный двигатель, что позволило конструкторам создать и спортивную модификацию, максимальная мощность которой достигала 140 км/ч! Автомобили Wikov 7/28 1500 Sport не без успеха принимали участие в нескольких чехословацких гонках и ралли-рейдах тридцатых годов.


Wikov_7-28_Sport.jpg

Wikov 7/28 Sport


Две модели-антипода Wikov – крупный шестиоконный лимузин Wikov 70 с 3,5-литровым двигателем мощностью 70 л. с. и малолитражный микромобиль Baby с хребтовой рамой были выпущены всего в нескольких экземплярах, поскольку в Европе назревала предвоенная ситуация, а во многих странах уже свирепствовал экономический кризис.


wikov_70_02.jpg
wikov-baby.jpg

Wikov 70 и Wikov Baby


Компания выпускала «легковушки» до 1937 года, а грузовики – до 1940-го. В 2004 году предприятию Agrostroj Prostеjov вернули «историческое» название – Wikov. Интересно, что компания существует и сегодня, являясь мощным машиностроительным предприятием – традиционным изготовителем зубчатых колес и механических редукторов.


Wikov 40-35 (1).jpg
Wikov 35-40.jpg

Реклама автомобилей Wikov середины тридцатых годов


Ceskoslovenska Zbrojovka Brno

В начале двадцатых годов ХХ века чешский инженер Бржетислав Новотный построил два прототипа автомобилей Novo и Omega. Главная идея Новотного – создание простого и доступного «народного» автомобиля бюджетной ценовой категории. Проект привлек внимание руководства предприятия Ceskoslovenska Zbrojovka Brno – ведущего производителя стрелкового оружия в Европе.


Zbrojovka_Disk.jpg

Zbrojovka Disk



CZ Brno инвестировало средства для запуска автомобиля в серийное производство. Машина с двухтактным четырехцилиндровым двигателем и цепным приводом на задние колеса получила название Disk – видимо, вследствие необычной трехдисковой схемы сцепления. Однако из-за «сырой» конструкции Z Disk выпускали всего год, собрав в итоге меньше сотни экземпляров.

Следующая модель Z-18 конструкции Франтишека Макерлы отличалась от первенца радикально. Новое шасси, двухтактный двухцилиндровый мотор, гамма кузовов и модификаций – Z-18 был довольно удачным автомобилем, благодаря чему за пять лет Zbrojovka Brno выпустила около 2 500 родстеров, ландо, лимузинов и пикапов этого семейства.


Zbrojovka_Brno_Z18_side.jpg

Z-18



В связи с переходом Макерлы на Шкоду конструктором следующей модели Z-9 стал чешский инженер Соучек. Потяжелевшая машина была более прожорливой и менее динамичной, что и определило куда более низкий спрос на Z-9 в сравнении с предшественницей.


Classic_Show_Brno.jpg

Пикап марки CZ Brno


В начале тридцатых годов Соучек создаёт гоночный автомобиль Z-14 с прекрасными заявленными характеристиками, которые так и не были подтверждены на деле. После нескольких неудач руководство завода попрощалось с Соучеком, а создание следующей модели Z-4 доверили Борживою Одстрчилу, успевшему поработать на Викове.


Zbrojovka_Brno_Z4.jpg


Изучив последние тенденции в мировом автомобилестроении, Одстрчил остановился на переднем расположении силового агрегата и приводе на передние (!) колеса. Двухтактный мотор на модели Z-4 сочетался с такими прогрессивными решениями, как независимые подвески колес и реечное рулевое управление. Удачная машина стала пользоваться популярностью сразу же после начала серийного производства.


Z4.JPG

Z-4


Модель Z-5 Express относилась к более высокому классу автомобилей и получила четырехцилиндровый (но по-прежнему двухтактный!) мотор мощностью 40 л. с. Еще одна интересная особенность машины – гидравлические тормоза. Шасси Z-5 можно было заказать и с оригинальным кузовом от ателье Sodomka.


Zbrojovka_Brno_Z4_V.jpg
Zbrojovka_Brno_Z5_Express.jpg


Модель Z-6 выпустили на замену «четверке». Переднеприводная машина с аэродинамичным кузовом получила имя собственное – Гурвинек.

Вторая мировая война внесла свои коррективы: автомобильное отделение CZ Brno прекращает свою деятельность в связи с военными заказами, а предприятие выпускает оружие для вермахта вплоть до 1944 года, пока его не уничтожили бомбардировками союзников. В послевоенный период завод восстановили, но производством автомобилей он больше никогда не занимался.


Gurvinek.jpg

Z-6 Гурвинек


Walter

Фирма Йозефа Вальтера, как и Лаурин с Клементом, начинала свою деятельность с ремонта и сборки велосипедов, после чего перешла к производству мотоциклов и даже трициклов. Рост масштабов производства потребовал реорганизации предприятия в акционерное общество Walter a.s., а также строительства нового завода, на котором и началось производство автомобилей – сначала модели W-I, а затем более крупной и мощной W-II. Машины Вальтера не были выдающимися в техническом плане, но вполне соответствовали запросам среднего покупателя. Увы, Первая мировая война внесла свои коррективы в производственную деятельность компании. Затем, уже в Чехословакии, предприятие было реорганизовано в общество Akciova tovarna automobilu Josef Walter a spol., которое выпускало несколько модернизированные автомобили довоенных моделей под индексами WZ и WIZI.


FotorCreated.jpg


В двадцатые годы автомобили Walter совершенствуются, а их мощность растёт. Шестицилиндровая модель объемом 2,9 литра становится «стандартной», а люксовая версия Super 6 получает мотор объемом 3,3 литра.


walter_royal.jpg

Walter Royal


«Чешский Роллс-Ройс» – модель Royal – появляется в 1931 году. Королевская машина была оснащена под стать: V-образный 12-цилиндровый (!) двигатель объемом 5,9 литра развивал 120 л. с. и работал в паре с полуавтоматической четырехступенчатой трансмиссией. Увы, ситуация на рынке резко изменилась, причем не в лучшую сторону, поэтому дорогие и малосерийные Вальтеры пользовались слабым спросом. Для выхода из ситуации предприятие приобрело у итальянцев лицензию на Fiat 514, который получил название Walter Bijou. Следующая модель Junior также была лицензионной и представляла собой копию Fiat 508 Balila.


walter-lord-cabriolet-sodomka---1935.jpg
walter-princ-cabrio-sodomka-1936.jpg

Кабриолеты Walter выглядели очень элегантно и современно


walter-regent-cabrio-sodomka---1935.jpg

Walter с кузовом от ателье Sodomka


walter_motor.jpg

Двигатель Walter-6B


walter-bijou-reklama-unor-1932.jpg

Walter Bijou


Кроме того, предприятие Вальтера приобрело лицензию и на автомобиль более высокого класса – Fiat 522. Одновременно с закупкой лицензий и выпуском Фиатов под своей маркой Walter модернизирует собственную модель Super 6, которая после "рестайлинга" получает название Regent. Но ближе к концу тридцатых годов предприятию становится не до производства машин, и оно полностью переключается на выпуск авиадвигателей, изготовив в общей сложности около 5 500 автомобилей. В послевоенный период на Вальтере выпускали шасси для автомобилей Aero Minor 2, но уже в 1951 года фирма окончательно перевернула автомобильную страницу своей истории.


walter-regent-limuzina-1935.jpg

Walter Regent


Automobilka Gatter-Zakupy

В 1928 году Виллибальд Гаттер в небольшом городе Закупы сконструировал и изготовил четырехместный открытый автомобиль, а в 1930-м он запускает предприятие Willi Gatter – vyroba automobilu Zakupy, основной деятельностью которого и должен был стать выпуск таких машинок.

Автомобильчик получился крайне примитивным и весил всего 200-340 кг в зависимости от типа используемого мотора. Тем не менее, у Виллибальда были большие планы на производство маленьких машинок. На заводе площадью 300 квадратных метров шесть человек должны были выпускать автомобили с двумя типами деревянных кузовов (двух- и четырехместным), которые затем продавались по цене ниже, чем стоил мотоцикл Jawa 500. Увы, предприятие просуществовало три года, после чего фирма закрылась.


Gatterjpg.jpg
gatter2.jpg


JAWA

После того, как оружейных дел мастер Франтишек Янечек успешно реализовал проект по выпуску лицензионных мотоциклов Wanderer под маркой Jawa, он решил освоить и производство автомобиля по той же схеме. Для этого в 1934 году Янечек приобрел лицензию на производство DKW F2 Meisterklasse 701, который выпускался в Квасинах под названием Jawa 700.


jawa_700_4.jpg

Реклама Jawa 700


Специально для гонок «1 000 миль» на базе модели 700 был создан спортивный автомобиль Jawa 750 Coupe, который в безостановочной гонке протяженностью 1 600 км смог победить в классе до 750 см³.


Jawa 750 Coupe


К концу тридцатых годов конструкторы Jawa поднялись до уровня разработки собственного автомобиля, а не производства лицензионного. Jawa Minor с 615-кубовым мотором предлагалась с разными вариантами кузовов (седан, родстер и кабриолет) и стоила примерно полторы годовые зарплаты чешского служащего. В довоенной Чехословакии Jawa Minor была одним из наиболее популярных автомобилей, а после Второй мировой войны её выпускали до 1947 года.

Еще в военный период конструкторы Jawa втайне от оккупационных властей разработали будущий Minor II, который выпускался до 1951 года, но... под маркой Aero. Из-за решения руководства страны Jawa после войны должна была стать исключительно мотоциклетным производителем, а готовую конструкцию отдали главному конкуренту, который входил в государственный концерн Letecke zavody. Интересно, что шасси и силовой агрегат для «Аэроявы» выпускались на Вальтере, а кузова – на предприятии Letov в Высочанах.


jawa.jpg
jawa_minor.jpg
JAWA_600_38.jpg

Jawa Minor


Несмотря на планы заводчан по выпуску Jawa Minor III, предприятию в принудительном порядке пришлось прекратить автомобильную тему, что положило конец не только автомобилям Jawa, но и маркам Walter и Aero. В 1951 году лицензию на Minor II продали в Польшу, где её модернизировали и начали выпускать как FSO Syrena.


aero_minor_ii_1.jpeg


Aero

В конце двадцатых годов для того, чтобы спасти авиационное предприятие Aero от финансового краха, на нём наладили выпуск сверхдешевого автомобиля конструкции уволенного с CZ Brno Бржетислава Новотного. Чуть ранее конструктор пытался самостоятельно запустить автомобиль в производство под названием ENKA.

Упрощенный до предела автомобильчик модели 500 с одноцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 10 л. с. мог разгоняться до 75 км/ч. Конструкция была не простой, а даже примитивной – к примеру, роль стартера выполнял рычаг с тросовым приводом, а механические тормоза были предусмотрены только на задней оси.


12.jpg

Первые модели Aero были максимально простыми в техническом плане


Со временем машины Aero становились все мощнее, а модель Aero 1000 даже смогла блеснуть на ралли Монте-Карло, заняв третье место. Кроме того, в рекламных целях на автомобилях Aero даже был совершен пробег Прага-Париж-Брест-Прага-Гамбург-Прага протяженностью почти 4 000 километров, а также несколько поездок в Африку.

Позднее один из сотрудников завода создаёт свой концепт «народного автомобиля» с приводом на передние колеса, но конструктор фирмы Новотный воспринял эту идею в штыки и даже уволился в знак протеста. Тем не менее, автомобиль с двухтактным двигателем и современной внешностью не только довели до ума, но и запустили в производство. До 1939 года было изготовлено около 1 000 переднеприводных Aero, а с 1946 по 1949 годы – еще примерно 6 500 автомобилей.


aero_50_roadster_1.jpg
aero_30_roadster_2.jpg

Aero 30 Roadster


В предвоенный период на шасси Aero выпускались автомобили с кузовами от сторонних ателье – например, самого известного в Чехословакии предприятия Йозефа Содомки. Увы, в социалистической Чехословакии автомобилям с маркой Aero места не нашлось: после национализации предприятия в 1947 году было принято решение полностью вернуться на производство авиационной продукции.

Sodomka

Йозеф Содомка из Богемии в 1895 году основал мастерскую по ремонту и производству конных экипажей – карет и телег. К середине двадцатых годов спрос на продукцию снизился практически до нуля, а предприятие Carrosserie Sodomka оказалось на грани банкротства.


Sodomka_logo.jpg


aero_50_dynamik_by_sodomka_2.jpg

Шасси могло быть как отечественным – например, от автомобиля Aero 50 (на фото), так и зарубежного производства


Поскольку производство автомобилей набирало обороты, Йозеф Содомка-младший договорился о производстве кузовов для Laurin&Klement. В то время это была распространенная практика – производители автомобилей часто заказывали кузова в специализированных ателье для своих «особенных» версий автомобилей. Перепрофилированное предприятие быстро «нашло» свою технологию и всерьез занялось изготовлением кузовов под заказ, причем не только для чехословацких производителей, но и для остальных европейских марок. В тридцатые годы Содомка одним из первых начал выпускать аэродинамичные кузова, которые отличались также элегантностью линий и высоким качеством изготовления. В числе заказчиков ателье Содомки – не только «свои» (Skoda, Tatra, Walter, Aero, JAWA, Praga), но и такие автомобильные гранды, как Bugatti, Ford, Chevrolet, La Salle, Lancia, Renault, Rolls-Roycе и Studebaker.


tatra_t52_cabriolet_by_sodomka_1.jpg

Ателье Sodomka получило известность благодаря аэродинамичному стилю кузовов. Однако Содомка делал и автомобили с более традиционной внешностью – например, как эта Tatra T52


В тридцатые годы Carrosserie Sodomka становится крупнейшим автомобильным предприятием Чехии. Содомка также осваивает производство автобусов на автомобильных шасси, но тут начинается Вторая мировая... Ателье продолжает работу, но уже на благо Вермахта и союзников Германии – Венгрии, Хорватии и Румынии.


Кузова Содомки по дизайну явно опережали своё время


После войны фабрика была полностью национализирована и решением правительства переименована в Karosa, ставшую главным производителем автобусов в социалистической Чехословакии.


Sodomka (1).jpg


Как видно, перипетии первой половины ХХ века больно били по автомобильным производителям Чехии. Первая мировая, экономический кризис тридцатых годов, Вторая мировая… Неудивительно, что пережить непростое время смогли далеко не все чехословацкие производители, автомобили которых сейчас можно встретить разве что в музеях и частных коллекциях.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
3 комментария
23.04.2016 18:09
Муравьев Константин

"Йозеф Содомка из Богемии в 1986 году" - скорее всего он основал его не в 1986 году, а в 1886. Исправьте пожалуйста, а так - как всегда интересно.


23.04.2016 19:15
Алексей Кокорин

Спасибо, Константин, опечатку в дате поправили. Ну а что касается сайта и комментариев - не за горами большие нововведения, и там по части комментариев и аккаунтов вопросов быть не должно. Так что скоро все будет хорошо! :)


23.04.2016 18:14
Муравьев Константин

И уже редакторам сайта, или кто там на высоке - я кучу раз пытался написать комментарий, который расположен выше - я как положено зашел, почитал несколько статей, зашел прочитать эту, нашел опечатку, и решил написать в комментариях чтобы ее исправили, но не смог ее отправить! "Комментарий отправляется" - светилось всего около секунды, я так пробовал несколько раз, решил зайти на другую статью, и написать там, что не могу отправить комментарий, но высветилось, что надо войти. Пожалуйста, сделайте так, чтобы можно было не заходить каждые десять минут в свой аккаунт.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы