Чем Таврия лучше Форда – сравниваем «наш» и иностранный малолитражный автопром 80-х

24373 8 7

80-е годы в отечественном автопроме ознаменовались настоящим бумом переднеприводных автомобилей, что было целиком в тренде мировой промышленности. СССР снова начал производить конкурентоспособные легковушки и продвигать их на зарубежных рынках, так что ВАЗы и ЗАЗы той поры сравнивали с иномарками не только мы – это могли сделать и заграничные покупатели.

 

ЗАЗ-1102 Таврия – Ford Fiesta

Новый переднеприводный Запорожец, как называли ЗАЗ-1102 в непрофильной советской прессе 80-х годов, стал для автолюбителей приятной неожиданностью. До этого потребители ассоциировали автомобильное Запорожье с двухдверными седанами сомнительного качества, но Таврия стала серьезным шагом вперед. Во-первых, ЗАЗ отказывался от непрактичного кузова тудор, переходя на производство машин с новым для себя типом кузова хэтчбек, стремительно набиравшим популярность во всем мире. Во-вторых, новинка получила современный двигатель жидкостного охлаждения, пятиступенчатую трансмиссию взамен четырехступенчатой, технологичную подвеску McPherson и другие улучшения. Сами инженеры ЗАЗа сравнивали свое детище с первой генерацией Ford Fiesta, да и в техническом задании от Министерства автомобильной промышленности рекомендовали посматривать на «немца». Конечно, к моменту старта производства ЗАЗ-1102 конкурент от Форда выпускался уже десяток лет, но большую часть этого времени готовая Таврия ожидала очереди у конвейера, точнее – денег для налаживания серийного производства.

На фото: ЗАЗ-1102 Таврия


Первый отечественный хэтчбек В-класса с популярным в начале 80-х клиновидным профилем встал на конвейер только в 1987 году. Собственно, причина была не только в нехватке средств, но и в проблемах с предприятиями-смежниками – поставщиками двигателей, стекол, светотехники. Автомобиль получился немного короче 968-го Запорожца, но места внутри стало значительно больше, да и практичности прибавилось. Появилась возможность трансформации салона, большая дверь багажника, более удобные и безопасные передние кресла с подголовниками, информативные приборы, четыре дефлектора обдува на торпедо.


На фото: Ford Fiesta


Ford Fiesta для своей компании был знаковой машиной, первой международной моделью с передним приводом. Одноклассник и конкурент Таврии построен по тем же канонам, но внешне выглядит менее стильным – его резко обрезанная мордочка плохо вяжется с покатыми линиями всего кузова. Как и Таврия, Фиеста существовала только в трехдверном варианте. В аскетичном салоне «немца» благодаря большим окнам создается ощущение большого пространства, хотя по факту машина внутри на 30 мм уже Таврии. Как и в ЗАЗ-1102, в Форде отсутствуют многие привычные опции, которые получали машины классом выше. Скромные багажные отсеки объемом 250 и 230 литров (у ЗАЗа и Ford, соответственно) можно увеличить, сложив заднее сиденье. «Фордик» не отличался особыми новациями, а советские инженеры пошли на интересный конструкторский ход, применив бездисковое колесо (решение запатентовано!). Это позволило снизить неподрессоренные массы и освободить багажник от «запаски», уложив ее под капотом, одев на одну из чашек передней подвески.

Под капотами обоих «хэтчей» поперечно размещались бензиновые моторы объемом 0,9-1,3 л. Многочисленные сравнительные испытания на полигоне НАМИ машин с 1,1-литровыми моторами показали, что отечественный хэтчбек потребляет на 0,2 литра бензина меньше «немца». Поэтому телереклама Таврии на иностранных языках о том, что до ближайшей АЗС можно добраться на бензине, слитом из зажигалки, кажется не такой уж фантастической. Лучшая экономичность ЗАЗ-1102 объясняется конструкцией ее двигателя и наличием в ее трансмиссии пятой передачи, которой у бесхитростной Fiesta не было.


На фото: ЗАЗ-1102 Таврия и Ford Fiesta



Подвески обеих машин конструктивно схожи: спереди – стойки «МакФерсон», сзади – независимая балка. Как отмечали водители-испытатели, подвеска Таврии более упругая и сбитая, машина увереннее себя чувствует на скорости. Ford Fiesta же, обутый в шины более высокого профиля и меньшего радиуса, больше приспособлен к брусчатке, к ровным дорогам без твердого покрытия… А вот наших родных дорог, полных ямок и стыков, не любят оба автомобиля, и особенно некомфортно в них приходится задним пассажирам.

Если бы производственникам удалось наладить выпуск Таврии в 1980 году, когда она уже была готова к массовому производству, то без сомнений автомобиль получил бы высокие оценки европейских потребителей. ЗАЗ-1102 был ничем не хуже, а во многом даже лучше иномарки, которая за первые несколько лет выпуска разлетелась по миру миллионным тиражом. Таврию, конечно, вывели на экспортные рынки, но поздно, и как морально устаревшая, большим спросом там она не пользовалась.

ВАЗ-1111 – Daihatsu Cuore

ВАЗ-1111 Ока – это первый и единственный серийный хэтчбек А-класса в СССР: он появился в 1987 году. Компактные городские автомобили как класс в Союзе появились еще в далекие 50-е, но они предназначались для людей с ограниченными возможностями, в розничную торговлю не поступали, да и вмещали всего двух пассажиров. Ока была тем шагом для молодой советской семьи со скромным заработком, который помог бы войти ей в элитный для СССР клуб автомобилистов.


На фото: ВАЗ-1111 «Ока»



Противопоставить Оке мы решили один из японских кей-каров, а именно Daihatsu Cuore. Тем более что с этим суперкомпактным авто наш ВАЗ-1111 сравнивали еще во времена ее молодости, да и внешне они очень похожи. Базовыми для конкурентов являются кузова типа трехдверный хэтчбек. Однако, существовали мелкие партии пикапов и развозных фургонов на базе обеих машин, а японские инженеры зашли еще дальше и выпускали пятидверный вариант для стран Юго-Восточной Азии.

Дизайн автомобилей можно назвать угловатым, но художники явно старались придать ему некоторой округлости, насколько это возможно, учитывая габариты, тип кузова обеих машин и стремление обеспечить максимальную вместимость. Массивные пластиковые неокрашенные бамперы «разбивают» целостный образ ВАЗа, «иномарка» же выглядит более собранной и единой. А вот дверные ручки на отечественной машинке выглядят более интересно. Во-первых, они уменьшают аэродинамическое сопротивление, а во-вторых, удешевляют модель – одним словом, удачное решение. На Дайхатсу вы обнаружите обычные ручки а-ля ВАЗ-2101. Интересно, что у хэтчбеков по-разному выполнены стеклоочистители их больших лобовых стекол: если «японца» снабдили классической схемой с двумя дворниками, то на Оке установлен один-единственный, как на некоторых Мерседесах.


На фото: Daihatsu Cuore



С кормы рядовой автолюбитель машины не отличит. Опознать Оку можно только по наличию такого полезного устройства, как задний стеклоочиститель, Дайхатсу в большинстве комплектаций приходится довольствоваться только омывателем стекла. В салоне у обеих машин все в духе времени: интерьеры оформлены твердым и звонким пластиком. Приборные щитки и торпедо довольно лаконичны, никаких вам навороченных опций и прочих излишеств. Несмотря на компактные габариты, передним седокам в салонах обоих конкурентов места будет предостаточно, а вот у задних пассажиров свободное пространство, особенно для ног, в дефиците. Багажники вместительными, конечно, не назовешь – 0,2 и 0,1 кубических метра у Оки и Daihatsu, соответственно. При необходимости этот скромный объем можно увеличить, сложив задний диванчик. Тогда, по воспоминаниям владельцев, в Оку помещался большой стандартный советский телевизор в фирменной упаковке.


На фото: Daihatsu Cuore и ВАЗ-1111 «Ока»



Под капотом машин в разное время устанавливались двигатели объемом от 0,65 до 1,0 литра (29-53 л.с.) у ВАЗа и от 0,55 до 0,9 л (34-44 л.с.) у Daihatsu Cuore. Все моторы у «японца» – трехцилиндровые, у Оки самые массовые моторы – двухцилиндровые. Это объясняется тем, что наша промышленность не успела сразу наладить производство 3-цилиндрового агрегата, и конструкторам пришлось взять половинку двигателя от ВАЗ-2108. Моторы обоих конкурентов оснащались двумя уравновешивающими валами, которые размещались в картере двигателя и снижали вибрации, характерные для двух- и трехцилиндровых агрегатов. У ВАЗ-1111 вместе с моторами трудятся четырех- или пятиступенчатая «механика», в линейке комплектаций «Дайхатсу» к таким же МКП добавляется двухдиапазонный «автомат». Расход топлива у машин почти одинаков, но у Оки в некоторых режимах он все же на 0,2-0,5 л/100 км больше.

Подвеска обеих машин чисто городская, простейшая конструктивно: спереди стойки «МакФерсон», сзади – балка. Испытания специалистов в НАМИ показали, что Ока на скорости ведет себя лучше «японки», меньше «плавает» по дороге. Дайхатсу же брала верх по звукоизоляции – работы мотора и шума колес в салоне почти не слышно.

Определенная популярность Оки в СССР показала, что такие машины имеют право на существование в нашей стране, и эксперимент с внедрением А-класса удался.


Читайте также:



Поделиться: 1 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Андрей Кобылинский

@Андрей Чепелев

Добавлю что на Экспорт Таврия уходила в ближнее так и дальнее зарубежье, и примечательно что экспортировалась она под маркой Lada Tavria. Экспортировались они как и в Южную Америку, Индию, Ближний восток, Северная Африка.

Так же Таврия собиралась в Богларии и Польше, последняя с ДВС*ом Фиатовским.

Игорь Пересыпкин

Всем привет!!! Не любитель встревать в разговоры, но не могу промолчать!!! Уж так получилось, что был "счастливым" владельцем и ЗАЗ-1102 Таврия и ФОРД-Фиеста. Это разные машины... хоть и наши (украинские) инженеры пытались скопировать Фиесту. И ничего путнего у них не получилось... Одна рулевая трапеция чего стоит... Намудрили наши так что разворот на Таврии сравним с КАМАЗОМ. При фронтальной аварии трепанация черепа на Т. почти неизбежна, а на Фиесте - всё предусмотрено... И ещё много чего по мелочи не в пользу ЗАЗа... Таврия была конкурентом Ф. на западе... - не смешите меня... Здравомыслящий чел всегда возьмёт лучше старый Ф-Ф чем "прогрессивный" ЗАЗ -Т.

Абсолютно согласен автор просто не знает о чем пишет статья " из потолка" . А вот с более компетентным Андреем Фадеевым согласен полностью. Посему автору просто позор, и дальше писать в мурзилку дети всему верят что написано. Просто обидно когда читателей кто то там считает далекими. И в таких случаях должны писаться статьи опровержения. Так мол и так сглупил не подумав искренне извинюсь. Прочтите автор хоть немного об истории автомобиля таврия, там все описано как ее копировали с Фиесты, как она не влезала на старый конвейер а новый устанавливать не хотели иначе ее и не было, к чему привело это как повлияло на ходовую и управляемость, и про злощасные диски тоже все указано каждый водитель таврили знает что нельзя хранить запаску под капотом иначе она при ДТП просто убивает водителя. До сих пор не могу понять зачем патентировань ересь. И про Фиесту автор расскажите какой это уникальный кузов, на те года, когда крышка багажника доходит в низ к полу что делает его удобным при погрузке вещей ведь в то время этого достичь было сложно. Думаю для Вашего саморазвития будет достаточно, и впредь пожалуйста подготавливайтесь перед тем как писать статью.

Андрей Фадеев

В общем-то если внимательно изучить историю то Таврия должна была быть копией Фиесты. Тогдашний министр курирующий нашу автопромышленность товарищ Поляков (между прочим в свое время стоявший у истоков АвтоВАЗа) просто таки требовал скопировать конструкцию Фиесты, не меняя ни одной детали. Но конструкторы подошли к делу творчески, плюс технологические требования не позволили скопировать конструкцию одной из самых удачных моделей немецкого Форда. И получилось то, что получилось. Архаичное рулевое управление вместо современной рейки, посредственная управляемость, дизайн а-ля "восьмерка", двигатель не отличавшийся надежностью и т.д и т.п. Но в условиях тотального дефицита машин и желанием советского человека стать автовладельцем на "Таврию" был спрос.

Сергей Шабалин

Восьмерка и гольф 2

Я дико извиняюсь, но...

Кто это написал???

Сравниваь Таврию и Фиесту, это как вообще??? Фиеста вышла в 76-м, о чём речь? О рестайлинговой машине?

Ока, которая являлась калькой с Куоре... Тут вообще без комментариев. Возьмите Куоре тех лет и Оку, сравните... Только внешне, а там уж само пойдёт.

Давайте до кучи сравним 41-й Москвич с Симкой...

Блджад, гнать таких авторов.

Андрей Чепелев

Окей, допустим, мы выгнали авторов. Ваше предложение по парам на 80-е годы?

Ну так сравните Таврию и Фиестой второго поколения и увидите, что никакого равенства и близко не было.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Какой автомобиль купить за 250 тысяч рублей: D-класс, минивэн и внедорожник

В прошлый раз мы обозначили бюджет покупки в 200 тысяч рублей и пошли логичным путем: выбрали за эти деньги машины посвежее, но поменьше, попроще и подешевле – не крупнее С-класса. Сегодня же мы попробуем выбрать что-то…

4740 2 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

3763 2 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

2717 6 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

717 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7584 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

6102 0 4
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47050 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35567 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17884 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30293 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23142 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5937 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59164 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43376 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15978 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74707 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56503 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52935 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?