Честность под вопросом: изобретательные механики и серые пятна в регламенте автогонок

 В прошлой статье мы начали рассказ о попытках гоночных команд заработать призовые места, воспользовавшись серыми пятнами в регламенте или же просто нарушив его в надежде, что обман останется вне поля зрения судей. Одни в итоге нарывались на штрафы и дисквалификации, в то время как другие вполне успешно действовали по принципу «что не запрещено, то разрешено» и добивались результатов, которые с точки зрения буквы закона было невозможно оспорить. Так или иначе, гайки в сводах правил с течением времени закручивались все туже, а жажда команд победить малой кровью, несмотря на различные санкции, никуда не исчезла.
 

Свинцом по конкурентам. Часть 2

На сегодняшний день регламент NASCAR считается одним из строжайших во многом благодаря бесконечным попыткам его обойти. Так, например, в семидесятых автомобили участников проходили процедуру взвешивания только перед стартом, что предоставляло широчайший простор для различного рода жуликов от автоспорта.

D_Waltrip_3.jpg

На фото: Даррелл Уолтрип



Так Даррелл Уолтрип не стал выдумывать каких-либо чрезмерно хитрых схем и просто заполнил часть труб каркаса безопасности своего болида мелкой картечью. После старта при помощи тросика в кабине открывался потайной лючок, и свинцовые шарики задорно рассыпались по треку. Оставалось только довести облегченный Mercury Cyclone до финиша без всякой опаски быть наказанным.

И все бы хорошо, но однажды механики команды Уолтрипа с особым тщанием помыли его автомобиль. Часть воды попала внутрь каркаса, картечь слиплась и наотрез отказалась высыпаться. По неблагоприятному для гонщика стечению обстоятельств, балласт начал покидать болид как раз тогда, когда тот нажал газ в пол, стартуя после пит-стопа. После того, как дробь посыпалась под ноги членам других команд и обслуживающему персоналу, лазейку в регламенте оперативно прикрыли.

Позже, в 1976-м, Уолтрип был пойман на использовании закиси азота. В итоге схлопотал дисквалификацию, на что в интервью журналистам сказал напрямую: «Если ты играешь строго по правилам, ты идиот. Если ты схитрил и не попался, ты герой. Если попался, то ты в заднице. Решайте сами, к какой из этих категорий меня отнести». Ну что ж, спасибо за честность, Даррелл.




Грандиозный скандал вокруг Toyota

Перенесемся из Америки в Европу на 20 лет вперед, в чемпионат мира по ралли. В 1995 году заводская команда Toyota Team Europe лидировала в командном зачете. В том же году в FIA решили, что скорости в группе А необходимо урезать по соображениям безопасности. Но ведь нельзя просто взять и попросить гонщиков ехать в полпедали! В регламенте появился новый пункт. Решение было предельно простым: ограничить количество поступаемой топливно-воздушной смеси в цилиндры посредством обязательной для всех шайбы-рестриктора, устанавливаемой перед холодной частью турбины.

Перед каждым заездом все болиды подвергались процедуре строжайшего контроля, в которую в обязательном порядке входила проверка наличия рестриктора. На испанском этапе WRC в двигателе Celica ST-205 техническая комиссия обнаружила запрещенные изменения системы турбонаддува. Все дело в том, что при помощи специального инструмента перед стартом механики смещали 34-миллиметровую шайбу, что увеличивало на четверть объем поступающего в двигатель воздуха, а, соответственно, вело к прибавке мощности. Механизм был спроектирован предельно хитроумно, так как не имея необходимых приспособлений, изменить положение рестриктора было практически невозможно, а после демонтажа турбины для осмотра пружинный механизм возвращал шайбу в штатное положение.

То, что обман был столь искусно замаскирован, комиссия признала отягчающим обстоятельством, и результаты сезона 1995 года были аннулированы. До кучи ТТЕ лишили права участия в чемпионате в следующем году. Позже экс-президент FIA Макс Мосли скажет: «Это было одним из самых гениальных и сложных устройств, что я видел за последние 30 лет в автоспорте». Однако восторги главы FIA вряд ли утешили боссов Toyota, и после этого инцидента в команде полетели головы. Это был позор, прогремевший на весь мир.


3bee2e74f361ef730e5da84f1a50ff2c-995x0-90.jpg



И снова NASCAR

Пожалуй, NASCAR – безоговорочный лидер по количеству попыток грязной игры за всю историю автоспорта. И если на заре самой популярной гоночной серии в Штатах дело ограничивалось примитивными схемами с балластом или установкой деревянного каркаса безопасности, покрашенного под металл, то в наши дни скандалы гремят вокруг топливных присадок и миллиметров, способных повлиять на аэродинамику. Технологии не стоят на месте, и большинство уловок обнаружить сходу порой просто не представляется возможным.

Так, например, Майкла Уолтрипа схватили за пятую точку после того, как в топливных линиях двигателя его Toyota был обнаружен странный гель, а причиной повышенного внимания комиссии, в свою очередь, стал не менее странный запах выхлопа, который случайно учуял один из инспекторов, прогуливаясь по боксам после квалификации.

Поиграться с аэродинамикой команды любили во все времена и во всех автоспортивных дисциплинах. Однако регламент в NASCAR настолько строг, что простора для творчества практически нет. Кто-то получал дисквалификацию за «неправильный» угол атаки заднего антикрыла, кого-то заворачивали с колесными арками недопустимых форм, а Джимми Джонсон чудом избежал огромного штрафа за то, что его Chevrolet был оборудован механизмом, приоткрывающим заднее стекло на ¾ дюйма. Казалось бы, копейки, но на скорости в 200 миль даже миллиметры способны сыграть решающую роль. На болиде Мэтта Кенсета в колесных арках имелись отверстия, которые обеспечивали отток воздуха из-под днища. Формально это не противоречило аэродинамическим нормам, но вскоре все же попало под запрет.




В ранние годы были популярны всяческие попытки модификации шин. В частности, обработка резины различными составами для повышения мягкости. Сейчас единственный поставщик Goodyear завозит шины перед квалификацией, и у команды практически не остается возможности маневра на этом поле. Плюс ко всему любые слухи и подозрения влекут за собой тщательную и неминуемую техническую экспертизу.

Что в итоге?

Правила созданы, чтобы их нарушать. Не бывает каких-то особенных честных команд. Дыры в регламентах будут всегда использоваться для создания конкурентного преимущества, другое дело, что выехать на «авось не заметят» с каждым сезоном будет все сложнее.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings