Почему Toyota ушла из мирового ралли и с чем она туда возвращается

 Toyota не только производитель утилитарных и просторных машин, ценящихся по всему миру, но еще и бывшая звезда ралли 90-х. Вспоминаем, из-за чего японцам пришлось покинуть WRC и на какой машине поедут их пилоты в 2017-м.
 

Скандал, грандиозный скандал!

А потом был 1995 год, ознаменовавшийся для Toyota грандиознейшим скандалом и закончившийся годовой дисквалификацией заводской команды. Все началось с того, что в 1994 году Toyota Motorsport Gmbh (TMG) выпустила новую машину Toyota Celica GT Four ST205.

ST205 еще в серийном варианте оснащалась большими колесами (в стандарте — 16 дюймов) и впрыском воды в двигатель для дополнительного охлаждения и увеличения мощности. Внешне машина отличалась задним антикрылом и дизайном передней части — место двух убирающихся фар заняли четыре неубирающиеся.

Но в целом автомобиль оказался не очень удачным. Длинный кузов с большими свесами спереди и сзади — такая архитектура изжила себя. Для победы в чемпионате нужно было коренным образом менять концепцию, иначе команда становилась попросту неконкурентоспособной. Более того, именно ST205 стала причиной скандала, опозорившего команду.

toyota16_.jpg


Все произошло во время испанского этапа, ралли Каталунья 1995 года. Во время одного из осмотров специалисты FIA обнаружили запрещенные изменения системы турбонаддува. Размер ограничителей-рестикторов оказался больше разрешенного. Плюс к этому была установлена система пружинных устройств, которые скрывали эти изменения от технической комиссии.


toyota17_.jpg


Увеличенный диаметр рестикторов давал преимущество в мощности и являлся грубейшим нарушением технического регламента. Это привело к аннулированию всех результатов, показанных в сезоне и годовой дисквалификации заводской команды. Впрочем, экипажи Toyota все-таки выступили на некоторых оставшихся этапах WRC в качестве "частников". Это позволило TMG провести обкатку некоторых частей, которые планировалось использовать в машине следующего поколения — Toyota Corolla WRC.

Второе пришествие

В 1997 году срок дисквалификации закончился, и Toyota снова пришла в WRC заводской командой. На сей раз боевой машиной стала Toyota Corolla WRC — совершенно новый автомобиль, построенный на базе не выпускавшейся серийно машины.




Corolla WRC получилась очень маленькой. С разрешения FIA Toyota использовала в нем проверенный временем турбированный двигатель от Celica GT Four, модифицированный в соответствии с правилами категории WRC. Развитие трансмиссии поначалу было довольно консервативным, однако к 1999 году команда перешла к использованию активных систем. Тогда же появилась и абсолютно новая модель двигателя.

Пилотами команды стали проверенные временем гонщики Карлос "Эль Матадор" Сайнц и Дидье Ориоль. В итоге в 1998 году Toyota занимает второе место в зачете автопроизводителей. А в 1999-м команда становится трехкратным чемпионом мира среди автопроизводителей. Казалось бы, вот он, успех! Однако в этом же году было объявлено об уходе из WRC в связи с началом программы выступлений в Формуле-1.

Забегая вперед, скажем, что "королевские гонки" оказались японцам не по зубам. В самый успешный сезон 2005 года заводская команда набрала 88 очков и заняла 4-е место в Кубке конструкторов. Прочных альянсов с другими командами также не сложилось: Jordan (позже перекупленный сначала Midland F1, а затем Spyker F1) успехов не добился, а трехлетний контракт с Williams закончился расторжением в 2009-м.




Вдобавок ко всему в 2008-м на олдтаймер-гонке в ЮАР разбился 70-летний основатель команды Уве Андерссон. Он ушел на пенсию еще в 2003-м, но оставался консультантом, и потеря была знаковой. Сезон Формулы-1 2010 года начался уже без Тойоты. Вложив в команду более 4 млрд долларов, японцы поняли, что в трудных экономических условиях от неудачного имиджевого проекта лучше отказаться.

18 лет спустя...

А теперь мы вернемся к тому, с чего начали еще в прошлой публикации. Итак, 29 января 2015 года. Офис Toyota Motors Corporation. Президент корпорации Акио Тойода рассказывает о спортивных программах Toyota на ближайшее будущее. И среди прочего озвучивает то, чего очень долго ждали поклонники ралли. Toyota возвращается в WRC в 2017 году.

Реализацией WRC-программы Toyota снова будет заниматься то же самое спортивное подразделение Toyota Mototrsport GmbH (TMG). А машиной, с которой японский автопроизводитель намерен вернуться в Чемпионат мира по ралли, станет Toyota Yaris WRC.




Yaris WRC создан на базе серийной модели Toyota Yaris. Но, как водится, общей у раллийной и "гражданской" машины является лишь форма кузова. Вся "начинка", естественно, соответствует требованиям современного мирового ралли. В Yaris WRC установлен 1.6-литровый турбированный двигатель, у машины полный привод, спортивная подвеска... Автомобиль активно тестируется с весны 2014 года. Всю работу проводят опытные тест-пилоты TMG Стефан Сарразин, Себастьен Линдхольм и молодой пилот Эрик Камилли.

"В ходе моего визита на ралли Финляндия в прошлом году очень много людей задавали мне один и тот же вопрос: "Когда Toyota вернется в WRC?", — сказал на пресс-конференции Тойода-сан. — Они вспоминали богатую историю Toyota в WRC, и я был очень удивлен и благодарен за то, что так много народа помнит о нас. Последний раз мы выступали в WRC в 1999 году. Поэтому я не хочу говорить о возвращении. Мы начинаем снова на пустом месте. И нам нужно тщательно подготовить и команду, и машины".


toyota21.jpg



Учитывая богатую раллийную историю и большой опыт побед в WRC, можно надеяться на то, что "третье пришествие" Toyota будет удачным. Тем более что у нас перед глазами есть яркий пример такого возвращения в виде заводской команды Hyundai. Так что ждем 2017 года и надеемся, что легендарная марка снова будет показывать всем, как надо выступать в мировом ралли!


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings