Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

64422 5 24
Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени была попыткой автомобильной компании ответить на запросы аудитории. А у нас… У нас очень часто рождение машины было результатом сложившихся случайностей. Оно зависело в том числе и от того, работал ли тот или иной инженер на конкретной должности конкретного завода. С этим связано и немало конфузов, скажем, ГАЗ-21 «Волга» появилась на свет благодаря Андрею Липгарту, но не потому, что он работал на конкретной должности конкретного завода, а потому, что он уже там не работал, причём, сам того не желая…
 
Фото-2
А.А. Липгарт и его любимая машина Победа.

Андрея Александровича Липгарта начал трудовой путь в 20-х годах в столичном автомоторном институте НАМИ. Но когда в Нижнем Новгороде затеяли строительство завода-гиганта, рассчитанного на выпуск 100 тысяч автомобилей в год, Липгарт сам попросился туда, смело отказавшись от московской прописки. С 1933 года – он уже главный конструктор ГАЗа, именно с этого времени биография Андрея Александровича начинает обрастать легендами. Липгарт основал мощную конструкторскую школу, набирая людей исключительно с оглядкой на их деловые качества. В самые суровые сталинские времена Липгарт приглашал на инженерные должности людей с «подозрительным» социальным происхождением, «сомнительными» политическими взглядами, даже иностранцев, которым запросто поручал задания, считавшиеся стратегически важными для обороны страны. События конца 30-х не обошли стороной завод —  немело его руководителей оказались в тюрьме или получили расстрельные приговоры, но коллектив Конструкторско-экспериментального отдела КЭО все «чистки» миновали. За великолепную работу конструкторам ГАЗа, казалось, прощали всё. Инженеры, воспитанные Липгартом, в дальнейшем сыграют важную роль в судьбе всех советских автозаводов, а некоторые станут главными конструкторами на других предприятиях или руководителями отрасли.

Фото-3
А.А. Липгарт

Коварный Крещук

Мы не будем подробно останавливаться на вехах трудового пути Липгарта – основные «остановки» широко известны – это и М-1, знаменитая «Эмка» и принципиально новый для советского двигателестроения мотор ГАЗ-11 (конечно же, спроектированный не без оглядки на западные аналоги), и военные джипы ГАЗ-64 и ГАЗ-67 ничем, кроме типа кузова, не повторявшие американский Willys, и гоночный ГЛ-1, на котором испытатель КЭО Аркадий Николаев поставил всесоюзный рекорд скорости 161 км/ч, и, конечно, «Победу»… А сколько полезного он сделал для «военки» — во многом благодаря этим разработкам Липгарт и его подчинённые пять раз получали Сталинскую премию…

1 / 9
«Эмка» ГАЗ-М1
2 / 9
«Эмка» ГАЗ-М1
3 / 9
ГАЗ-61
4 / 9
ГАЗ-67
5 / 9
ГЛ-1
6 / 9
ГАЗ-51
7 / 9
ГАЗ-63
8 / 9
ГАЗ-М20 Победа
9 / 9
ЗИМ (ГАЗ-12)

Короче говоря, гром разразился совершенно неожиданно: в декабре 1951 года Липгарта сняли с должности главного конструктора ГАЗа и отправили работать в Миасс на «отстающий» завод УралЗИС, с войны строивший примитивные грузовики ЗИС-5 с деревянной кабиной. Эта кадровая перестановка сопровождалась скандалом. ГАЗ получил приказ освоить амфибию военного назначения – «малый автомобиль водоплавающий» МАВ. Из НАМИ в Горький прислали документацию на машину с индексом 011 на агрегатах устаревшего и приговорённого к скорому снятию с производства ГАЗ-67Б. Это была уже готовая разработка.

Фото-13
НАМИ-011, он же ГАЗ-011

А вот в КЭО горьковского завода готовили альтернативный проект – такую же по параметрам и назначению машину ГАЗ-46 на агрегатах перспективного ГАЗ-69. Над ним еще предстояло поработать, но игра стоила свеч. Заказчик в погонах, пусть и на год-два позднее, но получал более современный автомобиль, при этом ГАЗ был избавлен от необходимости сохранять ненужное производство узлов ГАЗ-67 и тратить силы на освоение заведомо устаревшей конструкции.

1 / 2
ГАЗ-46
2 / 2
ГАЗ-46

С таким подходом не согласился Витольд Альбертович Крещук, ведущий конструктор, отвечавший за постановку ГАЗ-011 на газовский конвейер. Он написал несколько писем – в Минавтопром, Совет министров и в Кремль на имя Сталина, и из-за предъявленных Крещуком обвинений оборвалась такая блистательная горьковская карьера Липгарта. Эту историю все очевидцы оценивают однозначно: Крещук среди конструкторов ГАЗа стал «персоной нон грата», много лет считался «очень плохим человеком». Крещука «в хвост и в гриву» не раз «разносил», пожалуй, самый компетентный автомобильный историк в нашей стране Евгений Игнатьевич Прочко, профессиональный конструктор внедорожных автомобилей. Прочко с железными аргументами в руках обвинял Крещука в низкой компетентности и инженерном непрофессионализме, тем более, что предложенный Крещуком взамен ГАЗ-011 и ГАЗ-46 собственный проект амфибии МАВ модели ГАЗ-48 оказался откровенно неудачным, что полностью подтвердили испытания опытного образца этой машины.

Фото-16
ГАЗ-011 и ГАЗ-46

Крещука жёстко ругал в своих дневниках главный конструктор МЗМА Александр Фёдорович Андронов. У него была серьёзная причина. Когда МЗМА осваивал аэродромный пусковой агрегат АПА-7, поступил аналогичный донос в руководящие инстанции со стороны одного из конструкторов ОГК против Андронова и главного инженера завода В.Н. Полякова, будущего министра автомобильной промышленности СССР. Репрессий в отношении Полякова и Андронова не последовало, но они потратили изрядно нервов, отстаивая свою правоту.

Обратная сторона медали.

Однако у каждой медали есть оборотная сторона. Попробуем трезво оценить, к каким последствиям для советского автомобилестроения привели письма Крещука и последовавшая затем отставка Липгарта. Так ли всё однозначно? Ну, во-первых, по счастью, не случилось самого страшного: Липгарт с поста главного конструктора ГАЗа попал не в лагерь на Колыму, а всего лишь с сильным понижением в должности поехал на другой автозавод. Коллега Липгарта Л.В. Косткин, тоже снятый с должности, по тому же «сигналу» опять же, был не арестован, а отправлен на МАЗ, в Минск. Проработав несколько лет на УралАЗе, Липгарт вернулся в Москву, где ещё много лет занимал руководящие должности в НАМИ, занимался конструкторской деятельностью, курировал работы на нескольких заводах, участвовал в заседаниях коллегии Министерства автомобильной промышленности СССР, решая, какие машины нужны, а какие нет. Считать ли такое развитие событий трагедией? Думаю, что нет!

Мы могли остаться без «Волги»

Какими последствиями отставка Андрея Александровича обернулась для ГАЗа? Последняя машина, сконструированная при Липгарте – ГАЗ-69 — уже без него пошла в массовое производство, была передана Ульяновскому автозаводу и прожила счастливую жизнь на конвейере, сыграв видную роль в истории страны и став базой для первого поколения «Буханки» УАЗ-450.

Фото-17
ГАЗ-69

А главное, уже без Липгарта во всю мощь развернулись работы над легковым автомобилем нового поколения М-21. Первые чертежи компоновки и макеты будущей наследницы «Победы» появились ещё при нем. Они напоминали уменьшенный в размерах ЗИМ и заурядные иномарки начала 50-х. Новый главный конструктор ГАЗа Николай Иванович Борисов, до того – главный конструктор МЗМА, уступивший эту должность А.Ф. Андронову, предоставил возможность ведущим конструкторам М-21 Владимиру Сергеевичу Соловьёву и Александру Михайловичу Невзорову, а также ведущему художнику-конструктору внешней формы кузова Льву Михайловичу Еремееву сделать такой автомобиль, какой они сочтут нужным. Результат их усилий – знакомая нам всем «Волга» ГАЗ-21.

Фото-18
Попытка сделать М-21, как уменьшенный ЗИМ

Появилась бы такая машина, останься Липгарт главным конструктором ГАЗа? Е.И. Прочко рассказывал, что лично видел и слышал, как сев после работы в служебную «Волгу», Липгарт начинал рассказывать попутчикам, какая это «безобразная», «неграмотно сконструированная» машина. Он вспоминал, какая прекрасная была «Победа» и объяснял, какое «чудище» «Волгу» сделали на ГАЗе без него.

Фото-19
«Волга» ГАЗ-21

В 1955-м на Коллегии Минавтопрома, обсуждавшей двигатель «Москвич-406», Липгарт раздражённо заявил, что «его обманули, сконструировав “Волгу”». Нам пока не удалось обосновать мотивацию Липгарта, понять и обнаружить в документах его претензии к конструкции «Волги», но картина вырисовывается простая. Если бы не письма Крещука и снятие Липгарта с поста главного конструктора ГАЗа, семейства знаменитой «Волги» ГАЗ-21 не существовало бы в природе, по крайней мере, в хорошо знакомом нам виде.

Скромная рабочая лошадка.

Впрочем, вполне возможно в словах Андрея Александровича, в его суждениях о «Волге» была обида, ведь конструктором он был первоклассным и, конечно, тяжело переживал переезд в Миасс. Но и на новом месте он подтвердил свою высокую квалификацию. Давайте вспомним фильм «Джентльмены удачи», а в нём – цементовоз, сидя в цистерне которого главные герои совершают побег из лагеря. Это «УралЗИС-355М», который появился как раз благодаря Липгарту. Сразу после войны ведущие автозаводы выпустили новые грузовики ЗИС-150 и ГАЗ-51, а «УралЗИС» продолжал изготавливать старый ЗИС-5, причем в упрощенном варианте военного времени с деревянной кабиной.

Фото-20
Послевоенный ЗИС-5 производства «УралЗИСа»

В 1949 году конструкторы завода построили и передали на испытания в НАМИ образцы нового грузовика. Когда Липгарт приехал из Горького в Миасс, ему показали чертежи машины. Бегло осмотрев их, Липгарт тут же пошел смотреть «живой» автомобиль, обмерил его рулеткой и в тот же день «набросал» черновой эскиз доработанной компоновки, позволившей при тех же размерах увеличить вместимость бортовой платформы. Затем Андрей Александрович подробно объяснил уральским коллегам, как следует переработать двигатель и шасси. Пользуясь оставшимися связями на ГАЗе, он добился передачи в Миасс оснастки на кабину ГАЗ-51 с деревянными дверцами, которую в Горьком как раз собирались заменить новой цельнометаллической кабиной ГАЗ-51А. Наконец, Липгарт «пробил» в министерстве принципиальное решение о замене ЗИС-5 новой машиной «УралЗИС-355М». На время с 1958-го по 1965-й этот грузовик стал основной моделью уральского завода: ежегодно выпускалось от 22 до 29 тысяч таких машин.

Фото-21
«УралЗИС-355М»

Да, «Урал-355М», не блистал новизной конструкции. Но получилась отличная «рабочая лошадь» для провинциальной России, Сибири, целинных земель Северного Казахстана. Машина отличалась надёжным, долговечным двигателем, терпевшим масло и бензин низкого качества, но при этом потреблявшим настолько мало бензина, насколько это возможно. У неё было простейшее «неубиваемое» шасси, а «добытую» Липгартом кабину удалось оснастить самым тёплым среди тогдашних советских грузовиков отопителем, радовавшим шофёров в лютые морозы. Наконец, у «Урал-355М» вышло выгодное соотношение собственной массы и грузоподъёмности. Производство «неэстетичной», но дешёвой, надёжной и практичной машины оборвалось только потому, что «УралАЗ» перепрофилировали на трехосные грузовики военного назначения.

Фото-22
«УралЗИС-355М»

Итак, «подлый донос» В.А. Крещука и отставка А.А. Липгарта подарили стране два удачных и популярных автомобиля – легковушку и грузовик. Сам Крещук был изгнан с ГАЗа на должность главного конструктора Львовского велосипедного завода. Вскоре там развернулся выпуск мопедов, а через несколько лет появилась и популярная и «Верховина». В одном из наших будущих материалов мы расскажем, имел ли к этому отношение коварный конструктор Крещук и был ли он на самом деле бездарным и слабым инженером.

Поделиться: 0 24 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Липгард, говоря современным языком, несомненно высокопрофессиональный менеджер-управленец и его работа главным конструктором заслуживает всяческих похвал. Но... в статье очень интересный и хороший акцент - ему бы грузовиками заниматься))
Что касается "Победы". Дизайн авто с понтонным кузовом (без крыльев) и пологой кормовой частью для улучшения аэродинамики придумал в 1933 году австрийский дизайнер Пауль Ярай, чехи выпустили на его основе Татру-77. Наш дизайнер Валентин Бродский использовал эту самую перспективную в то время идею для эскиза будущей "Победы" в 1938 году. В целом наш автомобиль получился самобытный, но при окончательном формировании дизайна передка и носа конструктор Юрий Долматовский явно смотрел на американский Nash Ambassador 1942 года. А от немецкого "Опель Капитана" ГАЗ М-20 получил общую конструкцию передней подвески и некоторые элементы установки мотора и днища.
С "Волгой" ГАЗ-21 в плане заимствования всё гораздо хуже. Её дизайн практически полностью скопировали с американских Фордов трёх модельных линий в кузове 1952 года. Две машины первой линии "Майнлайн" даже купили и привезли в 1954 году в Москву для изучения оборудования, прежде всего - автоматической коробки передач, которой хотели оснастить (и поначалу оснастили) "Волги". Но для своего времени ГАЗ-21 получился добротной и, что немаловажно, красивой машиной - именно благодаря гармоничному дизайну "Волга" заняла отдельную нишу среди отечественных ретро-автомобилей и их фанатов. Так что чем не понравилась эта красавица Липгарду - загадка, неужели банальная зависть, что её сделали без него...

Sergeyiones

Ну насчёт "полностью скопированного дизайна" не стоит судить так уверенно. Дизайн автомобиля - всегда производное матчасти самого автомобиля и матчасти автозавода - прежде всего штамповой оснастки. "Внешне похожих" машин всегда было много. А поставь Волгу рядом с тем же Фордом - выяснится, что это совершенно разные машины, и кузова отштампованы и сварены по-разному. К тому же Форд, если мне не изменяет память, рамный и шестицилиндровый. А иномарки-аналоги у нас закупали всегда, и в реальности все "копирование" сводилось к каким-нибудь дверным петлям или включателю сигнала, причём, копировали это у самых неожиданных аналогов.
Да, если обсуждать внешность 21-й Волги, она шла в русле моды середины 50-х! Но и вышла достаточно самобытной. Хуже другое. С 1958 по 1970 именно матчасть машины и ее салон не поменялись совсем. Зато как эффектно внешне - два рестайлинга, а машина та же. За время, пока ГАЗ штамповал 21-ю, на Москвиче поменяли всё - мотор, коробку, задний мост, переднюю подвеску, педальный узел - другая стала машина! А потом оперативно заменили его на новый 408-й и на закуску сделали новый 412-й движок. К началу 70-х 21-я воспринималась просто, как "старая Волга" - настолько вышла из моды.
А в плане техники - грузовики ГАЗу всегда удавались лучше. Но взгляды Липгарта мне было бы самому интересно узнать, как всегда интересно посмотреть на автомобиль глазами конструктора.

Дизайн во всех случаях - это художественное конструирование, где ключевое слово "художественное". Это набор основных элементов формы и расположение этих элементов в соответствии с законами гармонии и композиции. Поставить ГАЗ-21 с тем же Фордом "Майнлайн"? Давайте поставим, вот редкий снимок Форда "Майнлайн" с московскими номерами из числа тех машин, которые привезли в Москву и с которых копировали дизайн ГАЗ-21:

Найдите в композиции элементов хотя бы пару отличий от ГАЗ-21 первых серий... Скопировано всё: все линии наклонов и закруглений, весь передок вплоть до изгибов бампера, двери, лобовик, капот, арки колёс - всё, кроме верхней части задних фонарей.
"В реальности все "копирование" сводилось к каким-нибудь дверным петлям"... Улыбнуло)) Ваши слова да нашим инженерам в уши)) Вот как раз с копированием дверных петель у советских авто как-то не ладилось - поэтому дверью приходилось часто хлопать с размаху, чтобы она закрылась, петли проседали, дверь быстро вело в ходе эксплуатации, дверные замки тоже копировались очень плохо. А вот внешний дизайн шёл на ура - и ЗИС-110, и ГАЗ-13 и много чего ещё. Но надо отдать должное вкусу наших конструкторов - копировался дизайн лучший для своего времени и всегда добавлялось что-то своё, хоть чуть-чуть. В отличие от тех же китайцев, которые в 1990-е и в начале нулевых копировали иностранные авто внешне вообще один к одному.
Касаясь конструкции ГАЗ-21 и Москвича. При том, что Москвич многое поменял, пока "Волгу" штамповали как есть, вроде бы и так, но... при этом Москвич так и остался тем, что называется русской народной поговоркой "на безрыбье и рак рыба" - машинка, которая глохнет в любой глубокой луже, простите. Хуже Москвича был только "Запор". В отличие от добротной и просторной "Волги", которая, конечно, устарела морально и физически к концу 1970-х, но в СССР мой дядя продал ГАЗ-21 в 1976 году знакомому за 15 тысяч полновесных советских рублей, купил себе новую ГАЗ-24, очередь подошла. В то же время "Москвичи" продавались без очереди (на юге, по крайней мере) за, если мне не изменяет память, 7000 - 8000 советских рублей, вдвое дешевле не нового ГАЗ-21. Таковы были реалии того времени.

s a arbuzov

"банальная зависть, что её сделали без него" - Да, вполне вероятно, это профессиональная ревность. Между тем тем, всякий человек, мало-мальски погруженный в тему "Победы" знает, что поводов для критики там было хоть отбавляй. "По вопросу о качестве автомобиля Победа" - это одна из самых популярных тем на обсуждении Коллегии Минавтопрома первых послевоенных лет, так что, вполне вероятно, Андрею Александровичу, действительно делать бы грузовики. Кроме того, отъезд Липгарта из Москвы - тоже факт, требующий внимательного рассмотрения. В общем, будем изучать...

С радостью и грустью увидел в тексте статьи имя Е.И.Прочко. С радостью - потому, что приятно, что жива память о человеке, которого я полагаю своим учителем в инженерии (карьеру конструктора я начинал в КБ, которым он руководил в начале 80-х), а с грустью - потому, что в декабре будет уже 10 лет, как он ушел. Сугубо субъективно - немного в моей жизни доводилось встречать людей, в которых столь щедро сочетались инженерный талант, литературные способности и обыкновенная человеческая порядочность. Помню, как лет 35 тому назад я только что не бился головой о кульман, еле сдерживаясь, чтобы откровенно не заржать в полный голос. Поводом прозвучала фраза Е.И. в беседе с ведущим конструктором машины, для которой наше КБ делало гидроагрегат: - У Вас ОМТС-овские представления о конструировании. В устах интеллигентнейшего Евгения Игнатьевича это прозвучало как соответствующая ситуации многоэтажная элоквенция старого боцмана...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Новое наказание для пьяных и сбежавших виновников смертельных ДТП: что изменится с 28 июня

С 28 июня вступает в силу Федеральный закон № 146 от 17.06.2019 года, ужесточающий ответственность для нетрезвых виновников ДТП с погибшими и пострадавшими, а также тех, кто после совершения такого ДТП скрылся с места…

295 0 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Suzuki SX4 или Mitsubishi ASX?

Сотни тысяч российских автомобилистов ежегодно приобретают компактные кроссоверы, отдавая им предпочтение благодаря удачному сочетанию цены, габаритов, практичности и оснащения. Не так давно мы предлагали вам парочку…

1376 2 11
Статьи / Практика
Турбонаддув из вентилятора и фейк-сигнализация: 5 самых бесполезных автогаджетов с AliExpress

Китайские интернет-магазины предлагают достаточно много полезных аксессуаров для автомобиля, но не меньше там и откровенного хлама, способного вызвать разве что обильную фрустрацию. Вот пятерка самых нелепых и…

1956 3 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

1160 1 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: труднодоступный генератор и ломкий пластик снаружи и внутри

Эта Фиеста предлагалась по цене, сопоставимой, а иногда и более высокой, чем просили за куда более крупный и практичный Фокус, поэтому машин в России продано немного. И все же в пятом поколении Фиеста остается наиболее…

1109 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Subaru Tribeca с пробегом: фаркоп как фактор риска и типичные сложности оппозитов

По части качества железа Трибека не разочаровывает – как в плане кузова, так и в плане ходовой части. Салон также оставляет в целом положительные эмоции. Вот с электрикой машине повезло меньше: есть целый ряд типичных…

2966 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

79108 30 1
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

50027 31 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

39217 25 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

36768 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

24509 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6920 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

60783 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16653 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

15649 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

110187 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

77578 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

57509 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?