На ралли с огорода: тюнинг Москвич-2140

Создание автомобиля выходного дня из пожилых и не очень Жигулей – тема сегодня весьма актуальная. Из них ваяют и интересные стенс-проекты, и околостоковые варианты с радикальным занижением, и вполне конкурентоспособные дрифт-корчи. Но что, если в твоей семье испокон веков были только Москвичи?

 

А ведь так оно и было: в семье Максима всегда присутствовали исключительно Москвичи. Сначала 2140 Люкс, который купили новым с завода, потом новенький 2141… Неудивительно, что когда встал вопрос о первой собственной машине, Максим тоже выбрал Москвич.

Замысел

Изначальным планом было восстановление Москвича в классическом ретро-стиле – хром, сток и никакого тюнинга. Однако жизнь подарила другое решение: работа в автосервисе свела Максима с коллегой, который в конце 70-х участвовал в ралли на Москвичах. В результате и сценарий использования, и, соответственно, замысел постройки машины сменились кардинально. Решено: раллийному проекту – быть!

IMG_0901
IMG_0878
IMG_0914

Снаружи

После первичного восстановления кузова дальнейшие доработки были довольно нехитрыми, что логично для такого проекта. Качественная перекраска подарила автомобилю ухоженную внешность, а черный капот – намек на спортивный уклон в эксплуатации. Все внешние элементы, впрочем, остались на своих местах: несмотря на то, что многие спортсмены удаляют с автомобилей бамперы, молдинги и другие «лишние» детали, Максим их сохранил. Содрогание у любителей каноничного стока, пожалуй, могут вызвать лишь зеркала заднего вида – но поскольку здесь на первом месте стояла функциональность, неудобные штатные «лопухи» пали ее жертвой.

Следующим этапом стало преображение колес и кузова. Из штатных дисков путем вваривания расширительной полосы сделали на заказ так называемые «разварки». С ними Москвич стал выглядеть интереснее, а чтобы они не слишком выделялись своей шириной, на арки были добавлены пластиковые накладки от Нивы.

IMG_0891
IMG_0933
IMG_0887

Внутри

Преображение внутреннего убранства тоже было продиктовано новым предназначением автомобиля. Москвич постепенно все больше становился болидом для спорта, нежели машиной для города. Смысл в полноценном комфортном салоне отпал, и Макс по возможности снял все, что оказалось лишним. Взамен стандартного водительского кресла он установил сиденье UNP, пару которому составил спортивный руль. Аккумулятор и силовые провода были заменены на вариант от Volvo XC90, а сама АКБ перенесена на место заднего сиденья.

KC2A0394
KC2A0391

Техника

В непростом деле преображения автомобиля помогал тот самый друг Алексей, в прошлом механик ралли-рейдовой команды. Первым этапом, прямо как в JDM-тематике, стал своп: под капот поставили 1,7-литровый мотор УЗАМ от Москвича-2141 (который по паспорту располагает 86 л. с.), так как старый был изрядно изношен. Двигатель встал без проблем – необходимо было лишь поменять опоры, поддон и маховик с подшипником первичного вала в нем.

КПП оставили родную: вариант от 2141 не подошел бы из-за переднего привода. К вазовским агрегатам решили по возможности не обращаться, чтобы сохранить аутентичность. Максим вообще старается использовать в своем проекте максимум деталей именно от Москвича. Например, ему удалось приобрести оригинальную блокировку заднего моста – настоящая удача! Такой узел – большая редкость, так как с завода на 2140 не ставился, их производством занимались спортсмены заводской команды АЗЛК и ИЖ. Вместе с блокировкой Максу отдали еще кучу деталей, которыми он загрузил всю машину. Среди них такие крайне полезные, как редукторы в запас (меняя их, можно менять передаточное число на зиму и лето), полуоси (их часто рвет), подушки ДВС (их тоже, бывает, срывает), диски (на которые будет надета зимняя резина) и прочее.

KC2A0374_1

Система зажигания сейчас – бесконтактная, с сухой катушкой зажигания и самодельным трамблером: корпус родной, а внутренности (все же) от ВАЗ-2108. В трамблере убрана оригинальная контактная группа, вместо нее поставили датчик Холла со «шторкой», оставив при этом родные центробежный и вакуумный распределители зажигания.

KC2A0372

Расход топлива:
15-17 л на 100 км

Вместо стандартного карбюратора используется самостоятельно доработанный Солекс-21083. Системы подсоса, экономайзера и эконостата (экономии топлива) убраны, установлены увеличенные жиклеры, все воздушные каналы отполированы. Это позволило, во-первых, несколько снизить сопротивление на впуске, а, во-вторых, изменить диффузоры: большие диффузоры увеличены на 22/24 мм (расточены вручную сверлами), малые удлинены при помощи втулок на 4 см. Сделано это ради повышения качества смеси, и результат есть: динамика заметно улучшилась. Правда, параллельно с этим ожидаемо увеличился расход: 15-17 литров 92-го бензина на 100 километров вместо 8-9 литров. Ну и режим езды на соревнованиях, конечно, тоже влияет на эти показатели.

IMG_0904

Тормоза потребовали усиления, поэтому главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель тормозов были заменены на агрегаты от Москвича Святогор. В подвеске прописались амортизаторы Плаза Спорт и укороченные пружины от Волги спереди, сзади – усиленные рессоры, а все сайлентблоки были заменены на полиуретановые.

Опыт владения

Приобретен Москвич был еще в студенческие годы: стипендионные накопления в объеме 9 000 рублей позволили купить 2140 – да, сразу именно тот, что вы видите сейчас на фотографиях. Бедолага гнил в огороде в Московской области, и его состояние прямо соответствовало его цене: в подвеске и рулевом управлении не оказалось ни одного целого шарнирного соединения, кардан буквально отваливался, в полу багажника зияли дыры, бамперы были помяты, фары разбиты, а в салоне разве что картошка не росла. Тем не менее, стоковый 1,5-литровый мотор был еще жив, и 68 лошадиных сил передвигались своим ходом.

Максим начал с ремонта кузова: залатал дыры и восстановил полиролью лакокрасочное покрытие. Ну а затем, тщательно отмыв салон, перешел к ремонту непосредственно самой техники. Запчасти искал по объявлениям и на рынке, а еще пришлось весьма кстати все, что осталось в гараже после продажи дедушкиного 2140 Люкс (эти модели отличались только оптикой, бамперами и салоном). В наличии оказались шаровые опоры, сайлентблоки передних рычагов, втулки рессор, передние фары, патрубки системы охлаждения, сменные вкладыши рулевого управления и крестовины кардана. Оказалось, что в ремонте Москвича ожидаемо нет ничего сложного. Например, рулевую трапецию при износе можно не менять, а разобрать и заменить пластиковые вкладыши. Их, правда, хватает всего на сезон, но пока у Максима есть запас.

Москвич-2140
Краткие технические характеристики
Двигатель:
От Москвича-2141
Электроника:
Приборы ВАЗ-2106
Трансмиссия:
Самоблокирующийся дифференциал заднего моста
Тормоза:
От Москвич Святогор
Подвеска
Амортизаторы Плаза Спорт, усиленные рессоры и полиуретановые сайлентблоки

При этом бюджет проекта на данный момент составляет всего 60 000 рублей, включая саму покупку Москвича и все внесенные доработки и ремонт (расходники на ТО не включены). Автомобиль стал весьма недорогим образцом доработки и инструментом совершенствования собственных навыков.

Эксплуатация

Максим начал свое участие в соревнованиях в 2014 году с любительских ралли третьей категории. Попутно периодически ездил в спринтах. Было весело, но поначалу во многом непонятно: как читать дорожную книгу, куда ехать… Максим старался чаще тренироваться на площадках зимой, летом мчался по лесным дорожкам и постепенно перешел к призовым местам.

IMG_0936

Опыт тренировок показал, что Москвич-2140 – машина крепкая и выносливая. Сначала Макс сталкивался с техническими проблемами во время соревнований, но ровно до тех пор, пока не стал читать литературу по ремонту и настройке. Так он выяснил причины поломок и узнал, как их избежать. Некоторые способы предотвращения проблем столь же просты, сколь и сам автомобиль. Например, трамблер на автомобиле расположен очень низко, и если ходом войти в глубокую лужу, может пропасть искра. Обработка корпуса и крышки трамблера смазкой WD-40, а также одетая поверх резиновая медицинская перчатка вполне помогают предотвратить эту проблему при поездках в ненастную погоду.

Планы

Пожалуй, Москвич уже достиг своего максимума при условии сохранения малого бюджета и не слишком глобальных доработок. Потому на данный момент у Максима есть все, чтобы продолжать делать то, чем он занимается: море эмоций от езды и желание и дальше совершенствовать свой автомобиль.

IMG_0920

Список доработок:

ДВИГАТЕЛЬ

  • Двигатель от Москвича-2141
  • Карбюратор Солекс-21083 – расточенный и полированный
  • Система зажигания: корпус родной, внутренности от ВАЗ-2108
  • Радиатор, патрубки от ВАЗ-2108
  • Аккумулятор перенесен в салон
  • АКБ и силовые провода от Volvo XC90

ЭЛЕКТРОНИКА

  • Приборы ВАЗ-2106

ТРАНСМИССИЯ

  • Самоблокирующийся дифференциал заднего моста

ТОРМОЗА

  • Тормоза от Москвич Святогор
  • Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель тормозов от Москвич Святогор

ПОДВЕСКА

  • Спереди амортизаторы Плаза Спорт, укороченные пружины от Волги, полиуретановые сайлентблоки
  • Сзади усиленные рессоры и полиуретановые сайлентблоки

ИНТЕРЬЕР

  • Салон облегчен
  • Заднее сиденье убрано
  • Спортивный ковш UNP
  • Руль MOMO Replica

ЭКСТЕРЬЕР

  • Накладки арок от Нивы
  • Покраска кузова
  • Зеркала заднего вида ВАЗ-2115

ДИСКИ И ШИНЫ

  • Колеса разварены на 2 дюйма
  • Шины Bridgestone WT-17

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
15.12.2016 20:59
Андрей

"Например, ему удалось приобрести оригинальную блокировку заднего моста – настоящая удача! Такой узел – большая редкость, так как с завода на 2140 не ставился" Были небольшие партии так называемых "сельских" Москвичей 21406 с этой опцией (если имеется в виду блокировка дифференциала). Об этом еще в первой половине 80-ых писал "За рулём".

10

16.12.2016 15:12
Андрей Чепелев

Автор публикации в первой половине 80-х только готовилась к поступлению в ясли, поэтому За Рулем не читала :) Как, видимо, и владелец автомобиля. Но спасибо за уточнение!

2

17.12.2016 11:19
Семён Смирнов

Радует, что не стал владелец делать из конкретного 40-го полноценного "раллиста"!)


10.01.2017 00:54
Георгий

Почему нет видео? очень хотелось бы увидеть динамику агрегата!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings