Светя другим, сгораю сам: обзор аварийной пиротехники для автомобиля

1750 2 4
Пиротехника в машине – это не обязательно ящик фейерверков в багажнике отправляющегося на вечеринку пиромана. Это еще и весьма полезный аксессуар для обеспечения безопасности в случае возникновения экстремальной ситуации. Мы изучили «огненные» средства спасения, которые, как принято считать, любому автовладельцу полезно возить с собой.
 

Нравы разных стран диктуют разные характерные заморочки, обеспечивающие, по мнению их разработчиков, безопасность в автомобиле. Например, не секрет, что американские автопроизводители сильно переживают за возможность открыть изнутри багажник, дабы случайно закрытый там человек смог самостоятельно выбраться на волю. А вот в Японии практикуют оснащение машин пиротехническими файерами, позволяющими подать сигнал бедствия в экстремальной ситуации.

В разговоре о пиротехнике возникает вопрос: а, собственно, почему именно файеры? Ведь автомобиль априори оснащен мощной батареей, от которой питается яркий головной свет, «аварийка» и громкий клаксон? Чего еще нужно? Ну, во-первых, аккумулятор как минимум может пострадать при аварии, и вы одним махом останетесь без всего вышеперечисленного. Во-вторых, и электрический свет, и клаксон слишком привычны для восприятия и часто не способны привлечь внимание окружающих в должной степени. Вспомните, как вышло в конце 90-х с сиренами охранных сигнализаций – они стали типичной частью звукового фона любого города, на них перестали обращать внимание, и угонщики могли чуть ли не днем спокойно ковыряться в проводке автомобиля под характерное «вау-вау», от которого, морщась, отворачивались прохожие.

А вот ярко светящий и дымящийся факел, зажатый в интенсивно размахивающей им руке, внимание по-прежнему привлекает, и делает это очень эффективно. Человек с файером гораздо быстрее, нежели без оного, остановит попутную машину, поезд (если вдруг заглох на переезде), просигнализирует спасателям на вертолете и даже сможет отпугнуть диких животных. Случаи-то, как гласит известный анекдот, всякие бывают…

002

Японский фальшфейер

Классический пример автомобильной сигнальной пиротехники – тот самый японский фальшфейер, знакомый многим российским владельцам «праворучек». Традиционно он располагается в большинстве японских авто под рулевой колонкой или в ногах водителя. 

Файер представляет собой корпус из тонкого и мягкого полиэтилена красного цвета, внутри которого располагается двухслойная пластиково-картонная трубка с зарядом горючего. Трубка с легким усилием извлекается из корпуса, после чего последний стыкуется с ней, образуя рукоятку. Зажигается сигнал, разумеется, без внешних источников огня – чирканьем фосфорной головки о встроенную в колпачок терку. Для незнакомых с «мунспиком», чьим шрифтом обильно усеян корпус, имеется инструкция в картинках.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Горящий файер предписывается держать горизонтально или под наклоном. Если поднять его вертикально, то при горении возможно падение на руку горящих частиц и искр.

1 / 2
2 / 2

Перед тем как зажечь фальшфейер, нужно, разумеется, покинуть салон автомобиля. Но при ДТП дверь может заклинить с уцелевшим стеклом, а механизм стеклоподъемника деформироваться и отказать. На этот случай в торце файера имеется массивный и острый стальной наконечник, защищенный легкосъемным колпачком – стеклобой.

008

Редко кто, обзаведясь подержанной «японкой», не пробовал зажечь из любопытства этот гаджет, и наверняка был приятно удивлен тем, что штатная пиротехника из машин Страны восходящего солнца с возрастом за полтора десятка лет зажигается стабильно с первого раза и горит столько, сколько положено новой. При этом официально гарантийный срок хранения файера – четыре года, и на корпусе крупным шрифтом написана дата производства и дата замены.

Европейский фальшфейер

«Курица — не птица, Польша – не заграница!» – так, кажется, говаривали в советское время… Тем не менее, будем считать условно европейским фальшфейер под брендом польской компании, выпущенный на китайском заводе. 

Устройство выполнено весьма солидно. Ярко-желтый, бросающийся в глаза корпус, который сложно потерять, является защитой от сырости и удлиняющей рукояткой — так же, как и у японского файера. Сам стержень пиротехнического состава находится в металлической трубке. На корпусе нарисована последовательность действий при использовании, а внутрь вложена подробная мультиязычная бумажная инструкция.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Воспламенение этого файера осуществляется не «по принципу спички», как у японского, а рывком шнура с кольцом, что более надежно в условиях мандража при экстремальной ситуации. Колпачок с воспламеняющей теркой в экстремальной ситуации можно уронить в густую траву на обочине трясущимися руками, а вот крупное и толстое кольцо, в которое пролезает любой палец, включая большой — более надежное и правильное решение.

012

Непросто  оказалось найти дату изготовления и срок годности этого фальшфейера. Её не было ни на корпусе, ни в русскоязычном описании в бумажном вкладыше, где приведены инструкции на нескольких языках… Почему-то только в украинском переводе (!) удалось обнаружить фразу «дата виготовлення – вересень 2015 року, срок сберiгання – 5 рокiв».

Гарантийный срок хранения – пять лет, стало быть.

Российский фальшфейер

Российская промышленность не производит специальных фальшфейеров для автомобилистов. Однако для перевозки в салоне в качестве аварийного средства безупречно подходит и ничем, по сути, не отличается от специально-автомобильных фальшфейер, предназначенный для комплектования маломерных судов и подачи сигналов бедствия на акваториях. Характерный пример – файер от челябинского ФГУП «Сигнал». 

В отличие от двух других файеров из нашего обзора, отечественный гаджет выполнен в корпусе из толстенного карболита. Этот тип пластика сегодня используется нечасто, хотя был очень распространен в прошлом. Особенность карболита – в его прочности и термостойкости. Судовой файер нереально раздавить или как-то повредить в салоне автомобиля, бардачке или багажнике, и он не расплавится и не потечет на руку. К тому же, в отличие от влагозащищенных японского и европейского файеров, российский реально полностью герметичен. Его крышка из толстого полиэтилена не деформируется и вкручивается в корпус через резиновое кольцо-прокладку. Этот файер реально можно бросить осенью в лесное болото, подобрать его весной и убедиться, что влага внутрь не попала. Он отвечает требованиям международной спасательной конвенции СОЛАС-74/96 и международному Кодексу спассредств LSA (Life Saving Appliance).

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Воспламенение файера для маломерных судов также осуществляется рывком шнура с кольцом. Правда, кольцо отечественные пиротехники поставили неудачное. На палец его надеть невозможно – худо-бедно пролезет лишь мизинец. Поэтому шнур придется дергать, просто зажав кольцо в кулаке, что не слишком удобно, и есть риск проскальзывания его в мокрых от стресса ладонях. Кольцо европейского файера в этом плане безупречно – нашим нужно было ставить аналогичное.

1 / 2
2 / 2

На корпусе есть инструкция, но не в картинках, а текстовая и плохо разборчивая ввиду мелкого шрифта.

018

Ну и главный минус отечественного файера – малое время горения. Светит он всего полминуты – вдвое менее продолжительно, чем «японцы» и «европейцы». Челябинский завод выпускает и его увеличенный вариант, в несколько раз более яркий и горящий минуту, но для легковой машины, где зачастую не так уж много лишнего места в салоне, он явно избыточен, поскольку больше классического японского файера по диаметру и длине раза в два.

Какой фальшфейер лучше для автомобилиста?

Любой фальшфейер, из изученных нами, доступен для приобретения. Покупать, хранить и использовать их можно свободно, без каких-либо лицензий и разрешений. Стоимость всех трех сопоставима и вполне гуманна – 200-300 рублей. 

019

Яркость огня всех файеров достаточна для эффективного привлечения внимания и днем, и ночью, хотя японский светит слабее европейского («польско-китайского») и отечественного и существенно меньше дымит. А вот по времени горения «японец» уходит в отрыв – он уверенно горит не менее 5 минут, тогда как «европеец» — минуту, ну а «челябинец» — около 30 секунд.

Что важнее – время горения или длительность? Вопрос, на самом деле, дискуссионный. Долго горящий фальшфейер позволяет уверенно подать сигнал, не заморачиваясь с расчетом времени и дальности в условиях стресса. При этом быстрогорящие производят больший визуальный эффект огня ночью и дыма днем, да и активация посредством выдергивания чеки гораздо более удобна, нежели терочное воспламенение. Но, наверное, все же «японец», да еще и с учетом наличия в нем стеклобоя — оптимальный вариант. Хотя иметь любой из этой троицы лучше, чем никакого. 

020

Что не надо использовать

Не стоит держать в автомобиле файеры, относящиеся к так называемой «бытовой пиротехнике» — в картонных корпусах с яркими праздничными принтами. Надежность их невысока, а при длительном хранении в салоне авто со значительными перепадами температуры и влажности – и подавно. И черт их знает, не полыхнут ли они в один прекрасный день самопроизвольно в салоне долго стоящей на июльском пекле машины.

Ну и совсем бесполезны в автомобиле разного рода ракетницы – от популярной стреляющей ручки «сигнал охотника» до армейских одноразовых ракет типа РОП, РСП, РБП и подобных, которые сегодня любой может приобрести свободно и без лицензии. Ракете, даже яркой, не удастся в должной мере привлечь внимание водителя машины, машиниста поезда или просто прохожих – они не воспринимают  небо как источник информации, и даже если случайно заметят огонек над головой, не свяжут его с сигналом об опасности или с призывом о помощи.

Поделиться: 0 4 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
И черт их знает, не полыхнут ли они в один прекрасный день самопроизвольно в салоне долго стоящей на июльском пекле машины.

Ну так и эти про которые сказано в статье тоже могут полыхнуть... Морячки пиротехнику хранят в специальных ящиках на всякий случай...

Пиротехника штука опасная..., тем более что в салоне авто до нее могут добраться дети... Да и в наше время мощных светодиодных фонарей смысла в этой пиротехнике в машине нет.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander?

Большой кроссовер – это очень практично. Такой автомобиль отлично подходит для семьи, дальних путешествий и даже для демонстрации собственного престижа. Мы как-то предлагали Вам сделать с помощью нашего теста выбор между…

208 0 0
Статьи / Интересно
Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели,…

8504 3 0
Статьи / Практика
Дело движется со скрипом: продолжаем ресурсный тест тормозных колодок

Чуть больше месяца назад мы начали эксперимент, способный вызвать шок и трепет у Джейми Хайнемана и Адама Сэвиджа (если вы ещё помните этих парней). Сегодня пришло время продолжить рассказ о том, что будет, если…

1915 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

1288 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

1728 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

2999 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

39882 6 0
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

25296 23 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14802 4 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26240 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

20991 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3913 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56848 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41036 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16471 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71362 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55057 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54295 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?