Взгляд из кабины: когда пассажиры важнее чужих машин

7836 3 8

Если вы ездите на транспортном средстве стоимостью более 5 млн рублей, да еще и с водителем, то, видимо, ваша жизнь удалась. Хотя с другой стороны, таким способом передвигаются миллионы людей в нашем городе. Как можно догадаться, речь пойдет не о Rolls Royce Phantom и не о Mercedes S-klass. В этой статье я расскажу подробно о городских автобусах, их водителях и о том, как все это организовано.

За окном метет, легкий бриз с порывами до 20 м/с обдувает сразу со всех четырех сторон, снег в конце марта – типично питерский принцип погодообразования! Но день моей встречи с представителями компании, ответственной за движение общественного транспорта в Санкт-Петербурге, назначен уже давно.


Признаться, до сегодняшнего дня мне приходилось бывать в транспортном парке лишь однажды, когда я совершенно невероятным образом оказался в трамвайном депо, и тогда мне было совершенно не до интервью, так как я пытался найти выход и не попасть под металлические колеса подвижных составов, бешено движущихся вокруг. Но это совершенно другая история… Сегодня я хочу узнать подробнее о том, как организовано автобусное сообщение разных районов нашего города.

Итак, я отправляюсь на первое знакомство в повестке дня. В глубине офисного здания, в уютном кабинете меня встречает серьезный человек с добродушной улыбкой. Это операционный директор «Питеравто» Александр Паю, человек, который знает абсолютно все о том, как устроена жизнь автобусов в парке и за его пределами. И этими знаниями он со мной охотно поделился.

Парк автобусов

Начнем с того, что в парке представлены автобусы трех марок – ЛиАЗ, ПАЗ и Volkswagen. Еще до того, как автобус попадает в парк, да что там в парк, на конвейер, он проходит огромное число проверок. Начиная с показателей токсичности, которые должны удовлетворять номам «Евро-4» (для давно производящихся автобусов) и «Евро-5» (для новых разработок), заканчивая конструктивными особенностями поручней и шириной прохода между рядами кресел – все характеристики строго регламентированы и описаны в соответствующих ГОСТах и ТУ.



На стандартный вопрос «Почему в маршрутках мало места для коленей?» ответ весьма прост. Случается, что недобросовестные компании перевозчики самостоятельно вносят изменения в конструкцию автобусов, добавляя еще один-два ряда сидений. Такие «доработки» являются абсолютно незаконными, так как любой «апгрейд» общественного транспорта должен быть согласован и утвержден в ответственных госинстанциях, а работы должны производиться сертифицированными мастерами. В утвержденных ГОСТах расстояние от спинки до спинки регламентировано и должно составлять не менее 83 см.

Жизнь автобусов

Завод-изготовитель рекомендует проводить ТО каждые 20 тыс. км, однако в связи со сложными условиями эксплуатации, компанией-перевозчиком этот срок было решено сократить до 16 тыс. км. А весь парк обновляется полностью каждые 5 лет. Технический осмотр и ремонт транспорта проводятся на территории парка, для чего тут оборудован специальный ремонтный цех, в котором работают сертифицированные мастера. А для того, чтобы не приходилось долго ждать необходимые детали, парк имеет большой склад, где хранится более 2 000 наименований различных запчастей. Таким образом, любые ремонтные работы проводятся максимально оперативно, и техника долго не простаивает.



Каждый день автобусы проходят осмотры. Один осмотр проводится, когда машина возвращается в парк, – это основная проверка, которая проводится вечером. Во время теста проверяют тормоза, подключают дымомеры и другое диагностическое оборудование. Если в автобусе выявляются какие-либо неисправности, то он направляется в ремонтный цех, где за ночь должен быть восстановлен, чтобы утром снова вернуться на маршрут. Перед утренним выездом (обычно смена начинается в 5-6 утра), автобус осматривается еще раз водителем и сотрудником ремзоны, которые проверяют уровни всех необходимых жидкостей, функциональность осветительного оборудования и других мелочей.

Жизнь водителей

Подобным каждодневным проверкам подвергается и водитель. Утром, перед тем как получить ключ от своего рабочего места, «извозчики» проходят обязательное медицинское освидетельствование, после которого, если все в порядке, в путевом листе ставится штамп. Врачи проверяют артериальное давление и проводят тест на алкоголь. Такие же исследования ожидают шоферов и после смены. Таким образом, исключается и возможность нахождения водителей в состоянии опьянения за рулем. Кстати, на заднем бампере каждого автобуса имеется наклейка с надписью: «Я нарушил ПДД? Звоните: …», и далее номер телефона диспетчерской компании-перевозчика. По всем поступившим жалобам проводится разбирательство, и, если вы пожелаете, вам могут сообщить, какие меры были приняты.



Техника и характеристики

После общения с операционным директором, я отправился в ремонтный цех, по пути посетив моечный бокс, который, кстати говоря, также является обязательным для посещения автобусами каждый день. Мойка рассчитана на 4 автобуса, а в свободное от пассажирского транспорта время, бокс принимает грузовики и другие крупные транспортные средства, для которых обычные мойки не подходят.




В ремонтной мастерской меня встречает технический директор Андрей Солодянкин, у которого я надеюсь узнать побольше о технических характеристиках автобусов. Как я уже говорил, основную силу парка составляют продукты Павловского и Ликинского автобусных заводов. Эти машины оснащены дизельными двигателями производства ЯМЗ, КамАЗ, MAN или Caterpillar, в зависимости от комплектации. Все двигатели имеют схожие технические данные – около 320 л.с. и немногим более 1 100 Нм крутящего момента. Этого вполне хватает, чтобы перемещать почти 15-тонные автобусы, перевозящие около 150 человек. Трансмиссия у автобусов разная: ПАЗ обычно оснащаются обычной механической КПП, а вот большие автобусы ЛиАЗ снабжены гидромеханическими автоматами ZF.

Отдельного внимания заслуживает подвеска. Стандартные ПАЗы имеют обычную «рессорку», ничего примечательного, однако есть и интересные экземпляры, в которых ходовая доисторической телеги сочетается с современными пневматическими агрегатами. Пневматика сохраняет корпус автомобиля в горизонтальном положении даже в поворотах, что благотворно сказывается на комфорте и, конечно, управляемости. Некоторые ЛиАЗы также снабжены пневматической подвеской, которая может опускать и поднимать пол, что крайне необходимо, скажем, когда в автобус нужно попасть пассажиру в инвалидной коляске. Все управление выведено в кабину водителя, так что в зависимости от ситуации он может поднять или опустить автобус на несколько сантиметров.




Автобус на дороге

В парке я, разумеется, познакомился с водителем – спокойным и сосредоточенным Станиславом. И вот что он думает о взаимоотношениях автобусов с легковушками в городских условиях:



Станислав Керефов,

водитель автобуса с 9-летним стажем

Вообще автобусом управлять не очень сложно, главное – привыкнуть к его размерам. Дальше дело простое – крути руль да нажимай на педали. Ну и не стоит забывать открывать двери на остановках. Улицы в городе достаточно широкие, и большой радиус поворота практически не мешает.

Самой большой помехой являются другие автомобили, которые так и норовят подрезать со всех сторон. Автобус весит немало, и остановить его за долю секунды не получится. При любом резком торможении пассажиры могут сыграть в «вертикальное домино» и по инерции приехать по полу прямо к кабине водителя. Допускать этого нельзя, так что автобус лучше протаранит подрезавший его автомобиль, чем будет пытаться ценой здоровья пассажиров уходить от столкновения. Автобус в любом случае починят быстро, а здоровьем и безопасностью людей рисковать не станет ни один водитель. Да и с судебными исками разбираться не хочется ни водителям, ни компании.

За последние несколько лет обстановка на дорогах заметно изменилась в лучшую сторону. Водители стали культурнее, реже совершаются вопиющие нарушения ПДД, да и отношение к общественному транспорту стало более внимательным. То ли увеличение штрафов повлияло, то ли водить научились, а может, все вкупе, но отъехать от остановки дают все чаще.

Пропускают на перестроениях, особенно если видят, что близко остановка. Хотя, конечно, иногда встречаются и не самые ответственные люди, которые пытаются проскочить в любую щелку, даже если она уже закрывается и успеть в нее невозможно, не создав аварийную ситуацию. Складывается ощущение, что эти водители думают так же, как кошки. И дело не в девяти жизнях (хотя, может быть, есть и такие), а в мыслях о том, «что морда прошла, значит, и тело проскочит». Просунут капот между движущимся автобусом и другой машиной, а вот задние крылья уже прижмутся.




Поломки

Если автобус сломался, водитель не может на месте открыть капот, «поколдовать» и поехать дальше. Заниматься ремонтом общественного транспорта позволено лишь сертифицированным мастерам, так что даже в случае простого прокола колеса или разрыва ремня генератора водитель должен вызвать сервисную машину, в которой привезут мастеров и все необходимое оборудование. Если поломка серьезная, то автобус увозят на специальных эвакуаторах с частичной погрузкой, которые, кстати, также имеются в парках.




После службы

Интересно, а куда деваются автобусы после того, как отслужили свое? Большинство продают на открытом рынке — регулярно проводятся аукционы. Например, прямо сейчас на сайте Питеравто продают КАвЗы 2007-2008 годов с начальной ценой 300 000 рублей, и еще выложены объявления о продаже Otoyol 2003-2005 годов и Yutong 2007 года, хотя и без указания конкретной цены.

Некоторые автобусы остаются в компании — хотя в силу возраста их нельзя использовать на линии, но можно возить сотрудников и использовать при заказных перевозках — тут требований к сроку эксплуатации нет, только к техническому состоянию, которое у большинства машин даже после 5 лет при грамотном обслуживании остается на уровне. Случается и такое, что автобус гибнет в ДТП. Тогда, чаще всего, его списывают и оставляют в парке в качестве «донора» для ремонта оставшихся в строю автобусов.



Что в итоге?

Что ж, как видите, тягаться на дороге с автобусом – себе дороже. Водителям важнее здоровье пассажиров, чем сохранность вашего автомобиля, поэтому они хладнокровно пойдут на таран, случись аварийная ситуация. И не боясь показаться банальными, пожелаю вам всем побольше уважения к общественному транспорту.


Читайте также:



Теги: Дороги
Поделиться: 0 5 0 1 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
алекс павлович

Очень приятно знать что как и в советское время автобусные парки живут и так же обслуживаются профессионально. Водитель автобуса раньше это залог безопасности, мастерства водительского его классности. Как в Питере не знаю. Но в Москве чуть лучше маршруток. Как это в статье -"жмут на газ и крутят руль" С сидений чуть не слетаешь из стороны в сторону и с большим ускорением. Автор вы не интересовались , как часто подтверждают свою квалификацию водители ?

алекс павлович

Благодарю.

Андрей Чепелев

Отвечает Петербургское бюро транспортной информации:

"Отделом ОБД (безопасность движения) проводятся сезонные инструктажи для всех водителей (2 раза в год), также водители могут быть направлены на доп.обучение после ДТП или жалоб пассажиров (со сдачей экзамена по ПДД на компьютере)."

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

3373 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

52483 1 3
Статьи / Практика
Дунем: как выбрать правильный автокомпрессор?

Если вы путешествуете на автомобиле или просто часто ездите на дальние расстояния, а ваши шины не относятся к семейству RunFlat, то наверняка электрический насос-компресор уже живет у вас в багажнике. Ну или хотя бы…

12228 3 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

1419 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1433 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2337 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47801 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17625 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15828 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69562 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14223 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

11217 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49520 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26852 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8588 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

298092 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

241617 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110349 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?