Проката ради

Такая услуга, как прокат автомобилей, существует во всех цивилизованных странах мира. Не является исключением и Россия, однако широкое распространение прокатный бизнес получил лишь в Москве, где действует несколько десятков фирм.

business_forum_3s.jpg
business_forum_2s.jpg
business_forum_1s.jpg

"Скоро начнем глотки друг другу грызть"
Такая услуга, как прокат автомобилей, существует во всех цивилизованных странах мира. Не является исключением и Россия, однако широкое распространение прокатный бизнес получил лишь в Москве, где действует несколько десятков фирм. В Петербурге же, по разным оценкам, прокатом в той или иной степени занимаются 6-10 компаний (в пятерку лидеров входит Hertz, Biracs, "КарЛайн", "РТ-Лизинг", "АвтоСити"), которые располагают парком в 100-150 автомобилей. Для сравнения: в Москве их более 2000. И все же оборот петербургского рынка проката автомобилей без водителя составляет около $1.5 млн.

 "Сейчас в Петербурге большой конкуренции между компаниями нет. Мало того, мы даже дружим между собой, помогая друг другу автомобилями, когда клиентов слишком много", – говорит Олег Абрамов, генеральный директор ЗАО "Трэвэл Рент", которое работает под торговой маркой Hertz (крупнейшая в мире компания по прокату автомобилей). Однако практически все согласны с тем, что в течение ближайших нескольких лет рынок проката автомобилей в Северной столице насытится, а на берега Невы придут крупные московские компании и мировые бренды. И вот тогда могут начаться настоящие ценовые войны. Как выразился руководитель одной из прокатных компаний, "мы начнем глотки друг другу грызть". В Москве же конкуренция намного выше, что чрезвычайно выгодно для клиентов. Например, время от времени прокатные компании проводят всевозможные рекламные акции, делают скидки и пр. Да и выбор автомобилей в Москве побольше – там есть не только традиционные хэтчбеки и седаны, но и большие импортные внедорожники.

Назвать столичную "пятерку" лидеров среди прокатных фирм довольно сложно, но специалисты обычно выделяют следующие компании: местное отделение Hertz, "Рольф-прокат", Butget, "Еврокар" и "Гема". В Москве прокатные фирмы используют в основном иномарки. Если посмотреть на структуру парка прокатных машин в Москве по странам-производителям, то выяснится, что европейские машины встречаются в 48% случаев, японские – в 29%. Есть и "корейцы" с "американцами", но они занимают лишь около 4% рынка. Российские же автомобили пока не слишком популярны в московских прокатных компаниях – лишь 19%.

Задержка развития
"Многие люди просто не представляют, что услугой проката автомобиля можно воспользоваться и в Санкт-Петербурге. Некоторые наши клиенты говорили, что в первый момент были просто шокированы, когда узнали, что в Санкт-Петербурге можно взять на прокат автомобиль без водителя. Надо отметить, что прокатный бизнес в России только начинает развиваться и часто сталкивается с предрассудками и непониманием со стороны потребителей. Нас просто засыпают вопросами. Например: что будет, если прокатный автомобиль попадет в ДТП? забираем ли мы документы на время проката? какая сумма залога? Почему-то многие думают, что она непременно должна быть равна стоимости автомобиля", – говорит Сергей Силинг, генеральный директор компании "РТ-Лизинг", которая совсем недавно вышла на петербургский рынок проката, но уже успела занять на нем свою нишу. Действительно, эти, казалось бы, "мелочи" очень часто отпугивают потенциальных клиентов прокатных фирм.

Так, для заключения договора необходимо предъявлять обычный гражданский паспорт и водительское удостоверение. Эти документы нужны лишь для заключения договора, и в прокатной конторе в качестве залога их оставлять не надо. Но нужно сразу сказать, что автомобиль в прокат дадут не всем – существуют ограничения по возрасту и водительскому стажу. Обычно для заключения договора проката необходимо, чтобы человеку исполнился 21 год (иногда возрастной ценз увеличивается до 25 лет), а водительский стаж составлял 1-2 года.

При заключении договора проката арендатору выдается под роспись инструкция, в которой оговорены основные правила проката и действия водителя при наступлении страхового случая. Арендатор после осмотра автомобиля подписывает акт приема-передачи транспортного средства. В этом акте будет зафиксировано, имеет ли автомобиль какие-либо мелкие повреждения (например, царапины). Это позволит арендатору, во-первых, убедиться в соответствии комплектации автомобиля условиям договора проката, а во-вторых, даст уверенность в том, что ему не будут предъявлены претензии по комплектности автомобиля и его техническому состоянию после окончания договора проката.

При оформлении договора проката необходимо оставить залог, который будет возвращен по окончании действия договора. Сумма залога варьируется в зависимости от модели автомобиля и составляет от $100 за небольшую "Оку" до $1000 за представительскую иномарку. Кстати, возможно оформление в залог личного автомобиля арендатора, находящегося в ремонте.

Теперь что касается аварий. Конечно, попадать в ДТП очень неприятно, но водители прокатных автомобилей, даже когда они виновны в ДТП, защищены от серьезных финансовых проблем зачастую намного лучше, чем остальные участники дорожного движения – ведь все прокатные машины уже застрахованы по риску "ущерб" (иногда, правда, за эту услугу нужно доплачивать). Кроме того, в стоимость аренды уже включена и страховка по гражданской ответственности водителя.

Правда, не нужно забывать о том, что на водителе тоже лежит ответственность за автомобиль, но она, как правило, не превышает суммы залога (конечно, кроме тех случаев, когда арендатор грубо нарушил законодательство РФ в области безопасности дорожного движения или находился за рулем автомобиля в состоянии алкогольного опьянения). Однако это касается только тех случаев, когда водитель является виновником ДТП. Если же в прокатную машину кто-то врезался, то с клиента денег никто за это брать не будет.

Очень важно, чтобы арендатор при совершении ДТП следовал инструкции и выполнил все необходимые действия, прописанные в договоре проката: незамедлительно заявил о случившемся в ГАИ, выполнил все предусмотренные Правилами дорожного движения РФ требования, сообщил о ДТП прокатной и страховой компаниям. Нарушение этих правил может привести к отказу страховой компании выплатить сумму страхового возмещения и, таким образом, повлечет за собой материальную ответственность арендатора.

На что обратить внимание?
При аренде автомобиля нужно обязательно обратить внимание на особенности договора проката в той или иной компании. Например, в некоторых фирмах существует суточное ограничение по пробегу автомобиля – обычно 200-300 км. Если же водитель наездил больше, то придется доплатить – например, в компании "КарЛайн" берут по $0.25 за каждый лишний километр. То есть лишние 100 км обойдутся в $25. Поэтому перед арендой нужно постараться рассчитать, сколько автомобиль "накатает" – иногда выгоднее взять машину в прокат в более дорогой компании, где нет ограничения по пробегу.

Кроме того, важно не забыть перед возвратом машины залить в нее полный бак бензина, так как за дозаправку фирма возьмет $0.5-1 за один литр (автомобиль изначально выдается с полным баком).

Оплату аренды автомобиля лучше производить кредитными карточками. По крайней мере, их принимают все без исключения компании, а вот наличные деньги берут не везде – крупные западные фирмы предпочитают работать по безналичному расчету. Кстати, иногда при аренде дорогих автомобилей у клиента должны быть две кредитные карточки, причем одна из них American Express, Dinners Club или "золотая" Visa.

Сколько стоит?
Сейчас в России в прокат сдаются как иномарки, так и отечественные автомобили. Стоимость аренды последних составляет от $15 в день за "Оку" до $32 за "Ниву" (в компании "АвтоСити"). Конечно, есть и "средний" вариант – "ВАЗ-21099" за $28 (в компании "АвтоСити") и "ВАЗ-21043" за $20 (в компании "РТ-Лизинг"). Следует отметить, что приведенные цифры даны при расчете аренды автомобиля на один день – при более длительных сроках проката цена снижается.

Иномарки стоят, конечно же, подороже, но тут нет ничего удивительного. "Иномарки обеспечивают несоизмеримо больший комфорт и позволяют быть уверенным в надежности машины", – говорит Олег Абрамов из компании "Трэвэл Рент". Так, стоимость аренды иностранных автомобилей малого класса (Volkswagen Polo, Skoda Fabia, Renault Clio, Daewoo Matiz и пр.) составляет $33-50 в зависимости от количества дней. Автомобили "гольф"-класса стоят уже $50-105, а престижные автомобили типа Ford Mondeo или Volkswagen Passat обойдутся от $74 в день.

Кому это надо?
Кто же является клиентом прокатных компаний? Представители фирм затруднились точно описать "классического" клиента, но все согласились, что основными потребителями подобных услуг являются туристы. Именно поэтому в период с апреля по сентябрь прокатные компании не испытывают недостатка в клиентах. Так что желающим взять машину в прокат в это время лучше записываться заранее. Кстати, тоже самое касается и выходных – даже зимой на уик-энды автомобили разбирают как горячие пирожки. Кроме того, часто автомобили арендуют, когда свой "железный друг" находится в длительном ремонте.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
30.01.2019 01:47

Что то цены вы тут описали фантастические, мы когда кататься на лыжах ездили, там цена вообще была, что то в районе 1000 в сутки за солярис. Я тогда еще сильно удивилась, так как еще и без залога. Не пойму, на чем такие https://prokat-avto-sochi.ru фирмы зарабатывают вообще если брать то с человека, в случае чего просто нечего. Паспорт то права не имеют забирать. Все на основании договора, а там голое каско без франшизы. Так что, думаю, бизнес проката с такими ценами и условиями долго не протянет.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings