Автотур выходного дня: Маннергейм в Хамине и Попов в Котке

3793 0 3
Поделиться: 0 1 0 1 0 1

Две жемчужины южной Финляндии – города Хамина и Котка лежат на побережье Балтики как раз по пути из Петербурга в Хельсинки. Часто проезжают мимо них. В Хамине обычно обращают внимание лишь на обильный рыбный шведский стол да "танк со свастикой" немецкий Stug-III возле музея Школы офицерского резерва. А Котку, которая расположена чуть в стороне от трассы Е-18, знают только перегонщики машин со стажем – сюда до 2008 года по морю привозили авто из Европы и США, а потом самоходом гнали в Питер. Но и сейчас здесь есть что посмотреть – эти города заслуживают отдельной поездки не только в качестве "приложения" к Хельсинки.

Пакт Екатерины – Густава

Хамина получил статус города еще в 1653 году, при шведском губернаторе Пере Браге, имевшем право предоставлять городские привилегии. Однако городом-крепостью, таким, каким мы видим сейчас, он стал сразу после Северной войны с потерей Швецией Выборга, взятого петровскими войсками. Вся планировка исторического центра говорит о том, что это город-крепость и все постройки, от ратуши до стадиона, вписаны в крепостную инфраструктуру XVIII века.


Летом 1783 года здесь проходили переговоры между шведским королем Густавом III и императрицей Екатериной II. Фактически это был аналог пакта «Молотова – Риббентропа», когда Россия объявила о своих интересах в Крыму и ряде тогдашних владений Османской империи, а Швеция интересовалась реакцией южного соседа относительно планов захвата Норвегии. Впрочем, меньше чем через 30 лет сюда вошли русские войска, в ходе Зимней войны 1808–1809, после которой Финляндия отошла к Российской империи.

В городе до сих пор расположена Школа офицерского резерва, поэтому часть крепости является закрытой территорией. Специально туда лучше не пытаться проникнуть, хотя стрелять в вас, разумеется, никто не будет. С этой частью Хамины связана биография знаменитого финского маршала и петербургского кавалергарда Карла Густава Маннергейма – он, будучи российским офицером, служил в этих краях, в этих самых казармах.




Котка – также крепость и порт, а в переводе на русский название означает «орел». Он основан в 1879 году, однако ранее на том же месте был другой город-крепость – Роченсальм (Ruotsinsalmi, «шведский пролив»). Соответственно, состоявшиеся рядом два морских сражения между Россией и Швецией получили название Первое и Второе Роченсальмское.

В городе сохранился домик императора Александра III, который любил отдыхать здесь с семьей, ловить рыбу. Легенда гласит, что именно он был основоположником рыбалки под девизом «Наливай да выпивай». За отворотами рыбацких сапог царь держал две бутылки, к которым активно прикладывался, в то время как супруга ничего не подозревала.

И именно под Коткой родилась мобильная связь – здесь впервые вышел в эфир радиопередатчик конструкции Александра Попова. На островке, где стояла антенна, до сих пор остались вбитые в скалу кольца, к которым крепились растяжки. К сожалению, массового доступа туристов туда нет, это частная территория. Зато в центре города стоит памятник изобретателю радиосвязи, и большинство не только туристов, но и местных жителей даже не задумывается о том, что это за «мужик с мобильником».




Что посмотреть?

В Хамине полностью сохранился исторический центр и крепость. Тут часто проходят культурные мероприятия, но главного – концерта военных духовых оркестров «Хамина Таттоо» – этим летом не будет, он проходит раз в два года. Что ж, это повод приехать сюда еще раз в 2016-м.

О екатерининских временах напоминает мельничный жернов, выставленный в одном из многочисленных парков. Говорят, в ходе переговоров Густав III предложил веселой царице выйти за него замуж, поцеловав при этом ей руку. Легенда гласит, что царица объявила о готовности дать согласие, если он сможет поцеловать ее в уста через мельничный жернов. И, к великому сожалению шведского короля, он не смог раскатать свои губы так далеко.

Напротив офицерских казарм на плацу стоит памятник павшим в Зимней войне – курсанты отправлялись на фронт прямо отсюда. А на другой стороне улицы – бывшее здание офицерского собрания, в котором часто обедал, ужинал и выпивал свою знаменитую «маршальскую» стопку (которая в ту пору не была еще маршальской) сам Маннергейм. У вас тоже есть возможность тут отобедать, но вечером заведение не работает, да и алкоголь теперь не подают.

Упомянутый танк стоит через улицу от музея Школы офицерского резерва, под навесом. Однако это не единственная техника, выставленная здесь. С другой стороны здания, во дворе, можно увидеть танк Т-55 советского производства и финский грузовик Sisu. Чуть дальше, также возле воинской части, стоит современный памятник «тетке Варваре», за свой счет установленный солдатиками, которым она долгие годы продавала плюшки.




В Котке центральной достопримечательностью является Морской музей. Многих останавливает его модерновый вид – открыт он был уже в XXI веке. Однако тут под одной крышей собраны практически все музеи Котки, от краеведческого до собственно музея моря и моряков, и вы не пожалеете о потраченном времени.

23-26 июля 2015 здесь пройдут традиционные Дни моря. Посетить этот праздник всегда интересно, он так же очень нравится детям. Единственное неудобство – остановиться в эти дни в Котке непросто: нужно или бронировать места в гостинице заранее, или ночевать в Хамине. Впрочем, и до Хельсинки отсюда недалеко.

В самом городе, помимо крепости и упомянутого памятника изобретателю радио, популярностью среди туристов пользуется памятник жене моряка или, как его почему-то называют многие, «Русалка». На самом деле это памятник морякам, павшим в обоих морских сражениях при Роченсальме. Два венка символизируют не только два сражения, но и то, что финские моряки сражались в составе обоих флотов – российского и шведского, фактически друг против друга.




Как добраться?

Проезд из Петербурга – по трассе «Скандинавия» Е-18 через погранпереход «Торфяновка». Здесь недавно прошла реконструкция, со стороны Финляндии увеличена пропускная способность и поэтому очереди стали редкостью. Некоторое время назад финские власти пытались ввести электронную очередь, но потом эксперимент признали неудачным, и теперь границу в обе стороны можно проходить в порядке живой очереди.

Хамина лежит прямо на трассе, проезд всегда был через город. Однако в этом году обещают сдать объездную дорогу, поэтому будьте внимательны, не проскочите Хамину по новой объездной. Съезд на Котку – по развязке, не ищите в этом месте левого поворота. Впрочем, с указателями в Финляндии всё в порядке, так же как и с картами для GPS-навигаторов.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Ву Юецзюнь, Foton-Daimler: Auman EST A – не просто тягач, а транспортная система будущего

Накануне, 12 декабря 2017 года, китайская автомобилестроительная компания Foton вывела на российский рынок магистральный тягач. В ходе мероприятия основатель совместного предприятия Foton-Daimler Ву Юецзюнь ответил на…

669 1 4
Статьи / Популярные вопросы
Что такое иммобилайзер, и для чего он нужен

Практически всегда в комплектации приобретаемого нового автомобиля значится строка «штатный иммобилайзер», да и подержанные автомобили таким устройством в большинстве своем не обделены. Более того, многие владельцы даже…

24744 1 0
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Xray

Спустя два года после старта производства Lada Xray уже вполне вписался в российские реалии, неплохо продаётся и обрёл достаточно как поклонников, так и противников. Хорош ли Икс-Рей или плох? Или же вполне ожидаемо…

22118 10 4
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Peugeot 307 с пробегом: одна из худших АКПП и почти хорошие моторы

Говорят, "кровавая графиня" Элизабет Батори была красавицей. И при этом – одной из самых известных женщин-убийц мира. Peugeot 307 – тоже весьма симпатичная, хоть и машина. Но об ужасах её характера – в частности…

1275 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Peugeot 307 с пробегом: катастрофа в электрике и беда в ЭГУР

Даже если вы не большой фанат французских машин, яркий Peugeot 307 почти наверняка обращал на себя ваше внимание. Приятная внешность, очень практичный салон, огромное внутреннее пространство, неплохая моторная гамма,…

2708 14 3
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: ломающийся привод и хилый блок мотора

Дёшево и вечно – так обычно думают про Тойоту. В первой части нашего обзора Авенсиса мы выяснили, что если и не вечно, то хотя бы надёжно, и пусть даже не дёшево, но точно недорого. Всё это относится к кузову, салону,…

3843 3 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

51677 33 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

43045 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

21249 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

11152 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

10648 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

6885 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29675 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

16639 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

12314 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

39221 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

25392 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29675 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?