Автотур выходного дня: Маннергейм в Хамине и Попов в Котке

3733 0 3
Поделиться: 0 1 0 1 0 1

Две жемчужины южной Финляндии – города Хамина и Котка лежат на побережье Балтики как раз по пути из Петербурга в Хельсинки. Часто проезжают мимо них. В Хамине обычно обращают внимание лишь на обильный рыбный шведский стол да "танк со свастикой" немецкий Stug-III возле музея Школы офицерского резерва. А Котку, которая расположена чуть в стороне от трассы Е-18, знают только перегонщики машин со стажем – сюда до 2008 года по морю привозили авто из Европы и США, а потом самоходом гнали в Питер. Но и сейчас здесь есть что посмотреть – эти города заслуживают отдельной поездки не только в качестве "приложения" к Хельсинки.

Пакт Екатерины – Густава

Хамина получил статус города еще в 1653 году, при шведском губернаторе Пере Браге, имевшем право предоставлять городские привилегии. Однако городом-крепостью, таким, каким мы видим сейчас, он стал сразу после Северной войны с потерей Швецией Выборга, взятого петровскими войсками. Вся планировка исторического центра говорит о том, что это город-крепость и все постройки, от ратуши до стадиона, вписаны в крепостную инфраструктуру XVIII века.


Летом 1783 года здесь проходили переговоры между шведским королем Густавом III и императрицей Екатериной II. Фактически это был аналог пакта «Молотова – Риббентропа», когда Россия объявила о своих интересах в Крыму и ряде тогдашних владений Османской империи, а Швеция интересовалась реакцией южного соседа относительно планов захвата Норвегии. Впрочем, меньше чем через 30 лет сюда вошли русские войска, в ходе Зимней войны 1808–1809, после которой Финляндия отошла к Российской империи.

В городе до сих пор расположена Школа офицерского резерва, поэтому часть крепости является закрытой территорией. Специально туда лучше не пытаться проникнуть, хотя стрелять в вас, разумеется, никто не будет. С этой частью Хамины связана биография знаменитого финского маршала и петербургского кавалергарда Карла Густава Маннергейма – он, будучи российским офицером, служил в этих краях, в этих самых казармах.




Котка – также крепость и порт, а в переводе на русский название означает «орел». Он основан в 1879 году, однако ранее на том же месте был другой город-крепость – Роченсальм (Ruotsinsalmi, «шведский пролив»). Соответственно, состоявшиеся рядом два морских сражения между Россией и Швецией получили название Первое и Второе Роченсальмское.

В городе сохранился домик императора Александра III, который любил отдыхать здесь с семьей, ловить рыбу. Легенда гласит, что именно он был основоположником рыбалки под девизом «Наливай да выпивай». За отворотами рыбацких сапог царь держал две бутылки, к которым активно прикладывался, в то время как супруга ничего не подозревала.

И именно под Коткой родилась мобильная связь – здесь впервые вышел в эфир радиопередатчик конструкции Александра Попова. На островке, где стояла антенна, до сих пор остались вбитые в скалу кольца, к которым крепились растяжки. К сожалению, массового доступа туристов туда нет, это частная территория. Зато в центре города стоит памятник изобретателю радиосвязи, и большинство не только туристов, но и местных жителей даже не задумывается о том, что это за «мужик с мобильником».




Что посмотреть?

В Хамине полностью сохранился исторический центр и крепость. Тут часто проходят культурные мероприятия, но главного – концерта военных духовых оркестров «Хамина Таттоо» – этим летом не будет, он проходит раз в два года. Что ж, это повод приехать сюда еще раз в 2016-м.

О екатерининских временах напоминает мельничный жернов, выставленный в одном из многочисленных парков. Говорят, в ходе переговоров Густав III предложил веселой царице выйти за него замуж, поцеловав при этом ей руку. Легенда гласит, что царица объявила о готовности дать согласие, если он сможет поцеловать ее в уста через мельничный жернов. И, к великому сожалению шведского короля, он не смог раскатать свои губы так далеко.

Напротив офицерских казарм на плацу стоит памятник павшим в Зимней войне – курсанты отправлялись на фронт прямо отсюда. А на другой стороне улицы – бывшее здание офицерского собрания, в котором часто обедал, ужинал и выпивал свою знаменитую «маршальскую» стопку (которая в ту пору не была еще маршальской) сам Маннергейм. У вас тоже есть возможность тут отобедать, но вечером заведение не работает, да и алкоголь теперь не подают.

Упомянутый танк стоит через улицу от музея Школы офицерского резерва, под навесом. Однако это не единственная техника, выставленная здесь. С другой стороны здания, во дворе, можно увидеть танк Т-55 советского производства и финский грузовик Sisu. Чуть дальше, также возле воинской части, стоит современный памятник «тетке Варваре», за свой счет установленный солдатиками, которым она долгие годы продавала плюшки.




В Котке центральной достопримечательностью является Морской музей. Многих останавливает его модерновый вид – открыт он был уже в XXI веке. Однако тут под одной крышей собраны практически все музеи Котки, от краеведческого до собственно музея моря и моряков, и вы не пожалеете о потраченном времени.

23-26 июля 2015 здесь пройдут традиционные Дни моря. Посетить этот праздник всегда интересно, он так же очень нравится детям. Единственное неудобство – остановиться в эти дни в Котке непросто: нужно или бронировать места в гостинице заранее, или ночевать в Хамине. Впрочем, и до Хельсинки отсюда недалеко.

В самом городе, помимо крепости и упомянутого памятника изобретателю радио, популярностью среди туристов пользуется памятник жене моряка или, как его почему-то называют многие, «Русалка». На самом деле это памятник морякам, павшим в обоих морских сражениях при Роченсальме. Два венка символизируют не только два сражения, но и то, что финские моряки сражались в составе обоих флотов – российского и шведского, фактически друг против друга.




Как добраться?

Проезд из Петербурга – по трассе «Скандинавия» Е-18 через погранпереход «Торфяновка». Здесь недавно прошла реконструкция, со стороны Финляндии увеличена пропускная способность и поэтому очереди стали редкостью. Некоторое время назад финские власти пытались ввести электронную очередь, но потом эксперимент признали неудачным, и теперь границу в обе стороны можно проходить в порядке живой очереди.

Хамина лежит прямо на трассе, проезд всегда был через город. Однако в этом году обещают сдать объездную дорогу, поэтому будьте внимательны, не проскочите Хамину по новой объездной. Съезд на Котку – по развязке, не ищите в этом месте левого поворота. Впрочем, с указателями в Финляндии всё в порядке, так же как и с картами для GPS-навигаторов.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
Известны российские цены Hyundai i30 нового поколения

Хэтчбек Хёндэ последней генерации доступен в России с двумя моторами.

3883 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят УАЗ Патриот

Мы собираем самые главные поводы любить и ненавидеть автомобили. Сегодня тут УАЗ Патриот, который мы никак не могли обойти вниманием, и для которого как нельзя кстати оказывается поговорка «от любви до ненависти один…

8825 3 7
Статьи / Практика
Не холодит: типичные поломки кондиционера, и что с ними делать

Не так давно я рассказал, как появились кондиционеры в автомобиле. Далеко не сразу инженеры смогли скомпоновать все компоненты системы таким образом, чтобы система была компактной, производительной и удобной в работе. Но…

3502 0 0
Статьи / Практика
Лёгкое дыханье: зачем и как удалять сажевый фильтр

Любой фильтр имеет неприятную особенность: со временем он забивается. В автомобилях фильтров несколько: воздушный, один или два топливных, всё чаще есть салонный, а иногда можно встретить и сажевый. Ясное дело, что если…

8789 1 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

2771 3 2
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

3714 7 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GH с пробегом: антифриз в масле и течи теплообменника

Mazda 6 GH до сих пор способна притягивать взгляды. Её и сейчас многие любят и считают вполне выгодным приобретением. Так ли это на самом деле? Не слишком ли многого мы ждём от немолодого автомобиля? Как мы выяснили в…

2978 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34493 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

25003 3 6
Тест-драйвы / Одиночные
Князь тишины: тест-драйв новой Mazda CX-5

Под колеса стелется асфальт автомагистрали Тбилиси — Сенаки. Магистраль тянется вдоль долины Куры, по сторонам мелькают «холмы Грузии», на которые пока еще не легла ночная мгла, а из динамиков аудиосистемы Bose салон…

16688 2 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

32236 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

5177 9 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6801 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21660 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10574 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

16782 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

18536 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21660 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10607 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?