Автотур выходного дня: Маннергейм в Хамине и Попов в Котке

3702 0 3
Поделиться: 0 1 0 1 0 1

Две жемчужины южной Финляндии – города Хамина и Котка лежат на побережье Балтики как раз по пути из Петербурга в Хельсинки. Часто проезжают мимо них. В Хамине обычно обращают внимание лишь на обильный рыбный шведский стол да "танк со свастикой" немецкий Stug-III возле музея Школы офицерского резерва. А Котку, которая расположена чуть в стороне от трассы Е-18, знают только перегонщики машин со стажем – сюда до 2008 года по морю привозили авто из Европы и США, а потом самоходом гнали в Питер. Но и сейчас здесь есть что посмотреть – эти города заслуживают отдельной поездки не только в качестве "приложения" к Хельсинки.

Пакт Екатерины – Густава

Хамина получил статус города еще в 1653 году, при шведском губернаторе Пере Браге, имевшем право предоставлять городские привилегии. Однако городом-крепостью, таким, каким мы видим сейчас, он стал сразу после Северной войны с потерей Швецией Выборга, взятого петровскими войсками. Вся планировка исторического центра говорит о том, что это город-крепость и все постройки, от ратуши до стадиона, вписаны в крепостную инфраструктуру XVIII века.


Летом 1783 года здесь проходили переговоры между шведским королем Густавом III и императрицей Екатериной II. Фактически это был аналог пакта «Молотова – Риббентропа», когда Россия объявила о своих интересах в Крыму и ряде тогдашних владений Османской империи, а Швеция интересовалась реакцией южного соседа относительно планов захвата Норвегии. Впрочем, меньше чем через 30 лет сюда вошли русские войска, в ходе Зимней войны 1808–1809, после которой Финляндия отошла к Российской империи.

В городе до сих пор расположена Школа офицерского резерва, поэтому часть крепости является закрытой территорией. Специально туда лучше не пытаться проникнуть, хотя стрелять в вас, разумеется, никто не будет. С этой частью Хамины связана биография знаменитого финского маршала и петербургского кавалергарда Карла Густава Маннергейма – он, будучи российским офицером, служил в этих краях, в этих самых казармах.




Котка – также крепость и порт, а в переводе на русский название означает «орел». Он основан в 1879 году, однако ранее на том же месте был другой город-крепость – Роченсальм (Ruotsinsalmi, «шведский пролив»). Соответственно, состоявшиеся рядом два морских сражения между Россией и Швецией получили название Первое и Второе Роченсальмское.

В городе сохранился домик императора Александра III, который любил отдыхать здесь с семьей, ловить рыбу. Легенда гласит, что именно он был основоположником рыбалки под девизом «Наливай да выпивай». За отворотами рыбацких сапог царь держал две бутылки, к которым активно прикладывался, в то время как супруга ничего не подозревала.

И именно под Коткой родилась мобильная связь – здесь впервые вышел в эфир радиопередатчик конструкции Александра Попова. На островке, где стояла антенна, до сих пор остались вбитые в скалу кольца, к которым крепились растяжки. К сожалению, массового доступа туристов туда нет, это частная территория. Зато в центре города стоит памятник изобретателю радиосвязи, и большинство не только туристов, но и местных жителей даже не задумывается о том, что это за «мужик с мобильником».




Что посмотреть?

В Хамине полностью сохранился исторический центр и крепость. Тут часто проходят культурные мероприятия, но главного – концерта военных духовых оркестров «Хамина Таттоо» – этим летом не будет, он проходит раз в два года. Что ж, это повод приехать сюда еще раз в 2016-м.

О екатерининских временах напоминает мельничный жернов, выставленный в одном из многочисленных парков. Говорят, в ходе переговоров Густав III предложил веселой царице выйти за него замуж, поцеловав при этом ей руку. Легенда гласит, что царица объявила о готовности дать согласие, если он сможет поцеловать ее в уста через мельничный жернов. И, к великому сожалению шведского короля, он не смог раскатать свои губы так далеко.

Напротив офицерских казарм на плацу стоит памятник павшим в Зимней войне – курсанты отправлялись на фронт прямо отсюда. А на другой стороне улицы – бывшее здание офицерского собрания, в котором часто обедал, ужинал и выпивал свою знаменитую «маршальскую» стопку (которая в ту пору не была еще маршальской) сам Маннергейм. У вас тоже есть возможность тут отобедать, но вечером заведение не работает, да и алкоголь теперь не подают.

Упомянутый танк стоит через улицу от музея Школы офицерского резерва, под навесом. Однако это не единственная техника, выставленная здесь. С другой стороны здания, во дворе, можно увидеть танк Т-55 советского производства и финский грузовик Sisu. Чуть дальше, также возле воинской части, стоит современный памятник «тетке Варваре», за свой счет установленный солдатиками, которым она долгие годы продавала плюшки.




В Котке центральной достопримечательностью является Морской музей. Многих останавливает его модерновый вид – открыт он был уже в XXI веке. Однако тут под одной крышей собраны практически все музеи Котки, от краеведческого до собственно музея моря и моряков, и вы не пожалеете о потраченном времени.

23-26 июля 2015 здесь пройдут традиционные Дни моря. Посетить этот праздник всегда интересно, он так же очень нравится детям. Единственное неудобство – остановиться в эти дни в Котке непросто: нужно или бронировать места в гостинице заранее, или ночевать в Хамине. Впрочем, и до Хельсинки отсюда недалеко.

В самом городе, помимо крепости и упомянутого памятника изобретателю радио, популярностью среди туристов пользуется памятник жене моряка или, как его почему-то называют многие, «Русалка». На самом деле это памятник морякам, павшим в обоих морских сражениях при Роченсальме. Два венка символизируют не только два сражения, но и то, что финские моряки сражались в составе обоих флотов – российского и шведского, фактически друг против друга.




Как добраться?

Проезд из Петербурга – по трассе «Скандинавия» Е-18 через погранпереход «Торфяновка». Здесь недавно прошла реконструкция, со стороны Финляндии увеличена пропускная способность и поэтому очереди стали редкостью. Некоторое время назад финские власти пытались ввести электронную очередь, но потом эксперимент признали неудачным, и теперь границу в обе стороны можно проходить в порядке живой очереди.

Хамина лежит прямо на трассе, проезд всегда был через город. Однако в этом году обещают сдать объездную дорогу, поэтому будьте внимательны, не проскочите Хамину по новой объездной. Съезд на Котку – по развязке, не ищите в этом месте левого поворота. Впрочем, с указателями в Финляндии всё в порядке, так же как и с картами для GPS-навигаторов.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
АВТОВАЗ представил серийный универсал Lada Vesta и его кросс-версию

Продажи «сарая» Lada Vesta стартуют в России во второй половине текущего года.

9821 19 10
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Выпьешь – не заведёшь: что такое алкозамок, и победит ли он пьянство за рулём

Сразу несколько операторов столичного каршеринга заявили об установке алкозамков на свои автомобили. Это явно даёт понять, что проблема с нетрезвыми водителями на прокатных автомобилях весьма значительна. Изучаем…

201 2 0
Статьи / Популярные вопросы
Штампованные, литые, кованые, сборные: какие бывают колёсные диски, и в чём отличия

Мы уже рассмотрели параметры выбора колесного диска, выделив все основные показатели, которые нужно учесть при приобретении. Однако вопрос выбора типа диска заслуживает чуть более пристального внимания: сегодня мы…

2290 2 0
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

13340 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: не очень надёжные МКПП и выносливые моторчики

Интерес к маленьким машинкам у нас в России, под стать машинкам, маленький. А зря. Есть среди них очень интересные экземпляры, которые вполне способны и пакеты с покупками перевезти, и даже в соседний город свозить. И…

1730 4 4
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: удивительно крепкий кузов и «скрипучие» тормоза

Маленькие машины в России не очень любят. Исключений не много, к ним, пожалуй, можно отнести только Skoda Fabia, VW Polo и Opel Corsa, с натяжкой – Peugeot 206 и. Остальные «малыши» встречаются в минимальных количествах,…

2497 18 2
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Sportage II с пробегом: лучший двигатель XXI века и болезнь правого ШРУСа

Можно ли купить корейский кроссовер, например, Kia Sportage II, и быть счастливым? Мы уже начали разбираться в этом вопросе в первой части нашего обзора. И в целом ничего совсем уж страшного в этом автомобиле пока не…

12463 7 1
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

31419 1 0
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

30245 10 22
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

17904 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

68816 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

55375 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

27115 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

58443 3 32
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

22990 2 0
Статьи / Военная техника
Гениальная посредственность: как создавался Humvee, главный армейский автомобиль США

Приземистый широкий силуэт Хамви – это то, что безошибочно узнают в кадре в кино и новостях даже те, кто слабо разбирается в военной технике. Долгая жизнь трех поколений этой машины – показательная история бурного…

18927 14 7
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

109757 4 3
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

22688 5 0
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

13340 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?