Автотур выходного дня: военный музей Салпа в Финляндии

Многие слышали о Линии Маннергейма. Но будем честны: мы содержим финские укрепления в ужасном состоянии. Если хотите посмотреть на еще одну линию, которая так и не приняла бой с Красной армией и хорошо сохранилась, такая есть совсем близко к границе.

Автор фото: Виктор Шаву


Всегда актуальные для петербуржцев поездки в Финляндию "распечатать визу" и "откатать визу" требуют, помимо шопинга, и "культурную составляющую". Особенно в последнее время, когда из-за падения курса рубля более-менее крупные покупки в соседней стране стали накладными для многих. Ну а условные бутылка "Фейри", рыбная нарезка и даже сыр не оправдывают поездку на расстояние в 200 километров в один конец. Другое дело — осмотр достопримечательностей. Причем, что греха таить, желательно, чтобы неподалеку от границы, где-нибудь в районе Raja Market Vaalimaa, чтобы не ехать еще 200 километров до Хельсинки.

Ближайшие к границе города Иматра, Лаппеенранта, Хамина, Котка и даже Порвоо в целом уже освоены петербургским туристом. Однако есть что посмотреть в Финляндии, помимо расположенных в них музеев и спа-центров. Причем, что характерно, бюджетнее и даже территориально ближе. Так, хотя всем известна легендарная Линия Маннергейма (сегодня полностью оказавшаяся на территории России), далеко не все слышали про гораздо более мощные и интересные финские фортификационные сооружения — Линию Салпа. И еще меньше народу на ней побывало. А поверьте, там есть что посмотреть.

Из-за недостатка артиллерии финны устанавливали на Линии Салпа старые 9-дюймовые береговые мортиры.jpg

Из истории музея

Линия Салпа (ударение на первый слог) в переводе с финского означает "затвор" или "засов". Это мощнейшие фортификационные заграждения, протянувшиеся вдоль всей финской границы на протяжении 1 200 километров от Финского залива до Петсамо (ныне Печенга). Линия была построена финнами в 1941 году после "Зимней Войны" для защиты от вероятного нападения со стороны Советского Союза. В боевых действиях линия не участвовала, впрочем, как и большинство неприступных фортификаций, — достаточно вспомнить Петропавловку, Кронштадтские форты, Бобруйскую крепость…

Нас интересует, с туристической точки зрения, самый южный отрезок линии Салпа. Вдобавок он музеефицирован и, следовательно, вполне безопасен для осмотра. Туда можно отправиться всей семьей. Детям будет интересно "покрутить" музейные пушки и пулеметы, а семейный билет позволит дополнительно сэкономить несколько евро.

Что посмотреть?

У музея фактически две площадки — Музей Линии Салпа в Миехиккяля, работающий с мая по сентябрь (там, помимо австостоянки, экспозиции под открытым небом, музея и туалета, имеется кафе-ресторанчик) и Музей-Бункер в Виролахти, который работает с июня по август и расположен прямо на трассе Е-18, то есть на пути в Хамину и далее в Хельсинки.


Памятный знак Линии Салпа.jpg
Экспозиция под открытым небом - бункер.jpg


Оставив предварительную заявку, можно заказать экскурсионное обслуживание в любое время года (в том числе на русском языке). Но это имеет смысл, если вы едете в страну Суоми с друзьями. Все подробности и координаты можно найти на информационном сайте. В противном случае экскурсия выйдет несколько дороговатой.

На сайте есть информация о том, что "ресторанное обслуживание" доступно по предварительной заявке. Но это касается только больших групп туристов, кафе работает в часы работы музея и открыто для всех, а не только для тех, кто приобрел билет. Поэтому воспользоваться его услугами можно просто для того, чтобы перекусить, отдохнуть и осмотреться на местности, а подробное знакомство с музейной экспозицией отложить на следующий раз.


Фото времён войны из музейной экспозиции - Защитники Линии Салпа.jpg


Между двумя музейными площадками (и даже чуть дальше по Линии Салпа) проходит туристическая тропа Салпа (Salpapolku) длиной 50 км. Летом ее можно преодолеть на велосипеде или пешком, зимой — на лыжах. Официально пешеходный маршрут начинается на побережье Финского залива в Виролахти и ведет через Миехиккяля к южной границе финской Карелии. Но никто не мешает пройти его в обратном направлении.

Если планируется посещение бункеров, то при себе стоит иметь хорошие фонарики (света от мобильных устройств может не хватить). Все сооружения открыты, опасные участки огорожены и снабжены табличками. Тем не менее нужно помнить, что посещение фортификационных сооружений открыто "на ваш собственный риск", и в случае каких-либо травм, получить компенсацию в судебном порядке не получится. Сама же тропа считается полностью безопасной.


Экспозиция под открытым небом - Зубы дракона.jpg
Экспозиция под открытым небом - Ходы сообщения и вышка.jpg



На сайте музея подробного маршрута нет, предлагается купить специальную карту за 10 евро. Однако даже неопытному туристу вполне будет достаточно GPS-навигатора. Кроме того, тропа обозначена на местности указателями и информационными табличками, равно как все блиндажи и укрытия-пещеры. Правда, отсутствует информация на русском языке, так что, если вы не владеете финским или хотя бы английским, путеводитель вам действительно пригодится. Но только для получения подробной информации, а для того, чтобы заблудиться на тропе, придется специально приложить максимум усилий.

Вдоль тропы имеется туристическая инфраструктура — два домика для ночлега, правда, без электричества, но с дровяной сауной, а также домик для шашлыка (барбекю). На лесном озере приготовлена лодка, весла от нее находятся в домике. За пользование этими объектами придется заплатить, плату принимают в музее, там же постояльцам выдают ключи (их нужно будет сдать обратно, и маршрут стоит планировать исходя из этой необходимости). К слову, все денежные средства, которые вы здесь потратите, пойдут на поддержание музейной и туристической инфраструктуры.


Домик для ночлега - бывший штаб на линии Салпа.jpg


Немного предостережений

Велосипедисты и пешеходы могут пользоваться для отдыха и ночлега навесами-лавами, колодцами, специально отведенными местами для разведения костров, туалетами бесплатно. Впрочем, автолюбителям никто не мешает оставить машину на стоянке или просто поблизости от лавы (там, куда нельзя въезжать на автомобиле, установлены соответствующие знаки, и эти запреты не нужно нарушать). Рядом с лавами можно ставить палатки. Напоминаем, что спать в машине на территории Финляндии нельзя — об этом стоит помнить и в случае размещения на ночлег захватить с собой палатки и спальники из расчета на всех членов экипажа.

Необходимо также помнить, что костры разрешается разводить только в специально отведенных для этого местах, а в период повышенной опасности лесных пожаров разведение огня категорически запрещено. Если вы развели костер, не забудьте его затушить. На стоянке всегда есть дрова, их можно смело использовать, но по возможности экономно. На стоянках нет организованного вывоза мусора, биологические отходы нужно выбрасывать в компостер, бумагу сжигать в костре, остальное (пластик, стекло и т.д.) забирать с собой. Мусор можно будет выбросить, например, в контейнеры, установленные возле музеев, или уже на границе.


Экспозиция под открытым небом - Зубы дракона и танк Т-34.jpg



На стоянках принято соблюдать "privacy": если кто-то уже остановился до вас, то лучше поискать другое место. За то, что вы встанете рядом с кем-то, конечно, никто не оштрафует, но так не принято. Точно также не принято вторгаться на частную территорию домов, несмотря на отсутствие ограды. Тем не менее доступ на берега водоемов свободный, даже если тропа проходит рядом с чьим-то участком, а в лесу можно свободно собирать грибы и ягоды. "Privacy" имеет, разумеется, и обратную сторону – вас на стоянке никто не потревожит, разве что дружелюбно поздоровается проезжающий мимо велосипедист. И в целом это, пожалуй, лучшее времяпрепровождение, которое можно придумать для тех, кто хочет отдохнуть на природе от безумия крупного мегаполиса.

Как добраться?

Путь прокладываем из Петербурга, так как жители других городов (исключая разве что Карелию и Мурманскую область) в Южную Финляндию все равно могут попасть только через Северную столицу.


Снимок.PNG



Из города выбираемся по Выборгскому шоссе, едем через Выборг к погранпереходу Торфяновка, откуда до Виролахти ехать всего 10-15 минут. Перед выездом можно проверить состояние очереди на границе — на сайте есть веб-камера, транслирующая с небольшой задержкой изображение прямо с перехода. Также есть сайт, где можно увидеть "пробочный индекс" для каждого из погранпереходов, чтобы оценить загруженность.

Координаты музея в Миехиккяля: 60°41′24.19″N, 27°41′43.69″E.

Координаты музея в Виролахти: 60°34′58.43″N, 27°42′24.92″E.



Читайте также:




 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
10.02.2015 01:37
Игорь Рябчун

Отвратительная заметка- так и не понял, что и зачем я могу там увидеть .


10.02.2015 11:00
Андрей Чепелев

Сочувствуем!


20.03.2015 19:06
Кирилл Костров

Может автор не хотел "спойлить")


10.04.2015 20:34
Victor Shavu

обязательно потом напишем про "Линию Сталина" в Беларуси - уверен, Вам понравится ))


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings