Автотур выходного дня. Мельницы, рыба и замки озера Пейпси

3353 0 2
Поделиться: 0 1 0 1 0 0

Совсем недалеко от Петербурга есть озеро Пейпси, или иначе – Пейпус-озеро. Стоят близ его берегов прекрасные замки, руины старых мельниц, дворянские усадьбы и рыбацкие городки. В них аккуратные домики и гостеприимные маленькие гостиницы, супермаркеты и рыбные лавки, а летом работают ухоженные пляжи, на которых (в отличие от большинства городских пляжей Петербурга) купание разрешено. Не будем дольше скрывать: это западный берег того самого озера, которое на наших картах значится как Чудское.

Край рыбаков и староверов

Собственно Чудским это озеро прозвали славяне – «чудью» называли в древности все проживавшие тут финно-угорские народы скопом: эстонцев, сету, водь, ижор… А вот почему Peipsi, никто и не помнит уже. Сегодня тут говорят по-русски, основной костяк населения составляют бежавшие от церковной реформы патриарха Никона новгородские староверы. Они и построили множество церквей, значительная часть которых существует и сегодня. Тут сохранился особый уклад жизни, конечно, далекий от древних традиций старообрядцев, но тем не менее такой, какого вы не встретите, пожалуй, уже нигде – ни в Эстонии, ни в России.


Дорога петляет между рыбацкими деревушками и небольшими эстонскими городками, и перед вами возникают то руины старой мельницы, то дворянская усадьба, то прекрасный романтичный белокаменный замок. Тут хорошо в любое время года, всегда есть что посмотреть, ну а для любителей рыбной ловли – подлинный рай. Кстати, рыбаки составляют основную часть постояльцев многочисленных местных гостиниц, хостелов и гостевых домов. А туристы тут со всего мира: голландцы, немцы, американцы… Сельские дороги прекрасно подходят для велопрогулок, и даже в небольших городках имеются велодорожки.

Муствеэ (Mustvee) переводится как «Черноводское», стоит городок на Mustvee jõgi – реке Черноводной (любители сериала «Игра Престолов» порадуются особенно). Через реку перекинуто несколько живописных висячих пешеходных мостов. Первые письменные упоминания о деревне Чорна на этом месте относятся к 1493 году. В конце 2014 года тут открылся новый пассажирский порт, построенный при финансовой поддержке Евросоюза.



Это очередная попытка возродить традиционное водное сообщение по Чудскому озеру. Еще в начале XX века сюда ходил из Пскова пароход «Царевич Александр», а в середине 1960-х годов – «Ракеты» на подводных крыльях. Увы, этим летом это будут, скорее всего, лишь каботажные рейсы в Тарту – на российской стороне озера пока аналогичной портовой инфраструктуры (да еще и с погранпереходом) не создано.

Что посмотреть?

По дороге имеет смысл осмотреть мызу Пагари, где сохранились старый парк и усадьба. Мызу эту приобрел в XVIII веке Отто Магнус фон Штакельберг, которому за верную службу Екатерина Великая пожаловала титул графа. Тут проходил старый почтовый тракт из Петербурга в Ригу, благодаря которому имение приносило неплохой доход. Pagari в переводе на русский язык означает «пекарня» или «булочная», что явно указывает на древнее занятие местного населения. Через дорогу от усадьбы, кстати, сохранились руины старой мельницы. Господский дом построен в 1870 году, интерес представляют и построенные из бута сарай и дом садовника.

В Муствеэ сохранилось четыре церкви – Святителя Николая, Троицкая Единоверческая, Старообрядческая и Лютеранская. С бытом местного населения можно ознакомиться в городском музее. Есть старообрядческая церковь и в Калласте. Название переводится как «Рыбацкое», но историческое русское название – Красная горка или Красный посад (первое упоминание относится к 1582 году).




Имеет смысл проехать или прогуляться вдоль берега Чудского озера, даже если вы не рыбак, а лето и с ним купальный сезон еще не наступили. Любителям архитектуры первой половины XX века будут интересны здания времен Первой Республики, выполненные в том числе в стиле конструктивизма.

Замок Алатскиви впервые упомянут в 1601 году, а в 1628 году шведский король Густав Адольф (основатель Тартусского университета) подарил его своему секретарю Йоханну Адлеру Сальвиусу. Однако тот перепродал замок, окончательным владельцем которого стал Арвед фон Нолькен. После путешествия в Шотландию новый владелец был восхищен ее архитектурой и постарался превратить Алатскиви в «маленькую Шотландию». Белокаменный замок построен по образцу знаменитого замка Балморал и сегодня считается одним из самых красивых зданий неоготического стиля во всей Балтии.

Тут можно прогуляться по парку, работает музей, ресторан и гостевой дом. До конца апреля музей открыт с понедельника по пятницу с 10 до 16 часов, в мае – со среды по воскресенье с 11 до 18 часов, летом – ежедневно с 11 до 19 часов. Но по предварительному заказу его можно посетить и во внеурочное время (например в выходные дни апреля).




Экспозиции посвящены дворянскому быту, легендами, которыми окутан замок (ведь это самый настоящий замок!), а также жизни и творчеству эстонского композитора Эдуарда Тубина. В советской России вспоминать о нем было не принято, поскольку в 1944 году при подходе Красной Армии директор тартуского театра «Ванемуйнэ» Эдуард Тубин бежал вместе с семьей на парусном судне в Швецию. Там он написал и наиболее известное свои произведения – оперы «Барбара фон Тизенхузен» и «Пастор из Рейги».

Как добраться?

Проезд из Петербурга через погранпереход Ивангород – Нарва, далее по Таллиннскому шоссе. В Йыхви – левый поворот на Тарту (схема поворота такая же, как на Кингисепп с Таллинского шоссе), и сразу еще один левый поворот по указателю «Tartu – Mustvee». В Йыхви – проезд через город, следите за указателями, будет две кольцевые развязки, после которых не пропустите правый поворот по светофору на Тарту.




Мыза Пагари будет по правой стороне, руины мельницы – слева. В Муствеэ можно въехать по первому указателю налево – навигатор показывает на короткий въезд с объездной, но так вы проедете по живописному берегу озера Пейпси. Не пропустите левый поворот на Калласте, иначе уедете в Тарту – прекрасный город, о котором мы поговорим в другой раз. Это будет съезд с шоссе №3 на региональную дорогу №43. Но и с нее надо будет съехать на Калласте налево – городок лежит в стороне от трассы. В Алатскиви поворот к замку направо, сразу после того, как пересечете небольшое одноименное озеро Alatskivi. Возле музея удобная парковка, но указатель на нее будет уже возле самого замка.




Из Москвы – проезд по Рижскому шоссе М-9 до Пустошки, оттуда направо по Киевскому шоссе (в сторону Петербурга) через Опочку – Остров – на погранпереход Шумилкино, далее на Тарту. С Тартуской объездной – съезд на Narva – Mustvee. Для вас маршрут будет в обратном направлении: Алатскиви – Калласте – Муствеэ – Пагари. Поездку можно совместить, например, с деловым визитом в Петербург или Таллинн.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Путешествия
На Mazda 3 по Израилю: Мессершмитты от Сталина и танки старого форта

Путешествие по любой стране подразумевает посещение музеев. В этом плане Израиль исключительно хорош — это вообще один сплошной музей. Но есть в стране несколько музеев, особенно интересных для лиц мальчишеского пола. И…

973 1 0
Статьи / Автотоп
Новые 18: самые ожидаемые модели 2018 года

Новый, 2018 год обещает быть богатым на новинки. Какие-то появятся спонтанно, какие-то дебютируют уже в течение года. Но есть немало и таких, о которых можно и нужно мечтать уже сейчас. Ну а поскольку год будет 2018-м,…

37709 8 2
Статьи / Интервью
Покупай, чини, продавай, будь успешным: советы от английских «Махинаторов»

Какие автомобили мы увидим в новых сезонах? Можно ли починить классический автомобиль своими руками? Бывают ли машины, на которые вообще нет спроса? Эти и многие другие вопросы ведущим английского шоу «Махинаторы» задали…

3134 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: ломающийся привод и хилый блок мотора

Дёшево и вечно – так обычно думают про Тойоту. В первой части нашего обзора Авенсиса мы выяснили, что если и не вечно, то хотя бы надёжно, и пусть даже не дёшево, но точно недорого. Всё это относится к кузову, салону,…

2787 1 1
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: слепые фары и скверный характер задней подвески

Когда речь заходит о надежных машинах, многие в первую очередь вспоминают о Toyota. Марка позиционирует себя как производителя надежных и недешевых авто. Ход правильный: в борьбе за лидерство в мировых продажах компания…

4501 11 2
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: коробка будет жить, а мотор умрёт

Очень хочется машину бизнес-класса, а деньги есть только на старый Логан? Что ж, выход есть. Даже если вы уверены, что W124 – это попса, а «бэха» Е39 – удел бандитов из 90-х, выбор всё равно остается. И это – огромный…

6077 0 6
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

41692 25 3
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

22395 3 0
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

20508 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10909 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

10464 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

6470 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29238 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

16369 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

11819 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

38662 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

24863 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29238 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?