Автотур выходного дня. Мельницы, рыба и замки озера Пейпси

3361 0 2
Поделиться: 0 1 0 1 0 0

Совсем недалеко от Петербурга есть озеро Пейпси, или иначе – Пейпус-озеро. Стоят близ его берегов прекрасные замки, руины старых мельниц, дворянские усадьбы и рыбацкие городки. В них аккуратные домики и гостеприимные маленькие гостиницы, супермаркеты и рыбные лавки, а летом работают ухоженные пляжи, на которых (в отличие от большинства городских пляжей Петербурга) купание разрешено. Не будем дольше скрывать: это западный берег того самого озера, которое на наших картах значится как Чудское.

Край рыбаков и староверов

Собственно Чудским это озеро прозвали славяне – «чудью» называли в древности все проживавшие тут финно-угорские народы скопом: эстонцев, сету, водь, ижор… А вот почему Peipsi, никто и не помнит уже. Сегодня тут говорят по-русски, основной костяк населения составляют бежавшие от церковной реформы патриарха Никона новгородские староверы. Они и построили множество церквей, значительная часть которых существует и сегодня. Тут сохранился особый уклад жизни, конечно, далекий от древних традиций старообрядцев, но тем не менее такой, какого вы не встретите, пожалуй, уже нигде – ни в Эстонии, ни в России.


Дорога петляет между рыбацкими деревушками и небольшими эстонскими городками, и перед вами возникают то руины старой мельницы, то дворянская усадьба, то прекрасный романтичный белокаменный замок. Тут хорошо в любое время года, всегда есть что посмотреть, ну а для любителей рыбной ловли – подлинный рай. Кстати, рыбаки составляют основную часть постояльцев многочисленных местных гостиниц, хостелов и гостевых домов. А туристы тут со всего мира: голландцы, немцы, американцы… Сельские дороги прекрасно подходят для велопрогулок, и даже в небольших городках имеются велодорожки.

Муствеэ (Mustvee) переводится как «Черноводское», стоит городок на Mustvee jõgi – реке Черноводной (любители сериала «Игра Престолов» порадуются особенно). Через реку перекинуто несколько живописных висячих пешеходных мостов. Первые письменные упоминания о деревне Чорна на этом месте относятся к 1493 году. В конце 2014 года тут открылся новый пассажирский порт, построенный при финансовой поддержке Евросоюза.



Это очередная попытка возродить традиционное водное сообщение по Чудскому озеру. Еще в начале XX века сюда ходил из Пскова пароход «Царевич Александр», а в середине 1960-х годов – «Ракеты» на подводных крыльях. Увы, этим летом это будут, скорее всего, лишь каботажные рейсы в Тарту – на российской стороне озера пока аналогичной портовой инфраструктуры (да еще и с погранпереходом) не создано.

Что посмотреть?

По дороге имеет смысл осмотреть мызу Пагари, где сохранились старый парк и усадьба. Мызу эту приобрел в XVIII веке Отто Магнус фон Штакельберг, которому за верную службу Екатерина Великая пожаловала титул графа. Тут проходил старый почтовый тракт из Петербурга в Ригу, благодаря которому имение приносило неплохой доход. Pagari в переводе на русский язык означает «пекарня» или «булочная», что явно указывает на древнее занятие местного населения. Через дорогу от усадьбы, кстати, сохранились руины старой мельницы. Господский дом построен в 1870 году, интерес представляют и построенные из бута сарай и дом садовника.

В Муствеэ сохранилось четыре церкви – Святителя Николая, Троицкая Единоверческая, Старообрядческая и Лютеранская. С бытом местного населения можно ознакомиться в городском музее. Есть старообрядческая церковь и в Калласте. Название переводится как «Рыбацкое», но историческое русское название – Красная горка или Красный посад (первое упоминание относится к 1582 году).




Имеет смысл проехать или прогуляться вдоль берега Чудского озера, даже если вы не рыбак, а лето и с ним купальный сезон еще не наступили. Любителям архитектуры первой половины XX века будут интересны здания времен Первой Республики, выполненные в том числе в стиле конструктивизма.

Замок Алатскиви впервые упомянут в 1601 году, а в 1628 году шведский король Густав Адольф (основатель Тартусского университета) подарил его своему секретарю Йоханну Адлеру Сальвиусу. Однако тот перепродал замок, окончательным владельцем которого стал Арвед фон Нолькен. После путешествия в Шотландию новый владелец был восхищен ее архитектурой и постарался превратить Алатскиви в «маленькую Шотландию». Белокаменный замок построен по образцу знаменитого замка Балморал и сегодня считается одним из самых красивых зданий неоготического стиля во всей Балтии.

Тут можно прогуляться по парку, работает музей, ресторан и гостевой дом. До конца апреля музей открыт с понедельника по пятницу с 10 до 16 часов, в мае – со среды по воскресенье с 11 до 18 часов, летом – ежедневно с 11 до 19 часов. Но по предварительному заказу его можно посетить и во внеурочное время (например в выходные дни апреля).




Экспозиции посвящены дворянскому быту, легендами, которыми окутан замок (ведь это самый настоящий замок!), а также жизни и творчеству эстонского композитора Эдуарда Тубина. В советской России вспоминать о нем было не принято, поскольку в 1944 году при подходе Красной Армии директор тартуского театра «Ванемуйнэ» Эдуард Тубин бежал вместе с семьей на парусном судне в Швецию. Там он написал и наиболее известное свои произведения – оперы «Барбара фон Тизенхузен» и «Пастор из Рейги».

Как добраться?

Проезд из Петербурга через погранпереход Ивангород – Нарва, далее по Таллиннскому шоссе. В Йыхви – левый поворот на Тарту (схема поворота такая же, как на Кингисепп с Таллинского шоссе), и сразу еще один левый поворот по указателю «Tartu – Mustvee». В Йыхви – проезд через город, следите за указателями, будет две кольцевые развязки, после которых не пропустите правый поворот по светофору на Тарту.




Мыза Пагари будет по правой стороне, руины мельницы – слева. В Муствеэ можно въехать по первому указателю налево – навигатор показывает на короткий въезд с объездной, но так вы проедете по живописному берегу озера Пейпси. Не пропустите левый поворот на Калласте, иначе уедете в Тарту – прекрасный город, о котором мы поговорим в другой раз. Это будет съезд с шоссе №3 на региональную дорогу №43. Но и с нее надо будет съехать на Калласте налево – городок лежит в стороне от трассы. В Алатскиви поворот к замку направо, сразу после того, как пересечете небольшое одноименное озеро Alatskivi. Возле музея удобная парковка, но указатель на нее будет уже возле самого замка.




Из Москвы – проезд по Рижскому шоссе М-9 до Пустошки, оттуда направо по Киевскому шоссе (в сторону Петербурга) через Опочку – Остров – на погранпереход Шумилкино, далее на Тарту. С Тартуской объездной – съезд на Narva – Mustvee. Для вас маршрут будет в обратном направлении: Алатскиви – Калласте – Муствеэ – Пагари. Поездку можно совместить, например, с деловым визитом в Петербург или Таллинн.


Читайте также:



Понравилась статья? 0 1 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
НАМИ-56, первый автосалон СССР: с каких иномарок копировали советские конструкторы

В 1956 году в Москве прошла выставка, по масштабу сопоставимая с настоящим международным автосалоном. Павильон и открытую площадку в Научном автомоторном институте НАМИ заняли новенькие иностранные машины: легковые,…

164 0 0
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

16352 1 4
Статьи / Интервью
Есики Кишимото, Subaru: «Levorg – это не автомобиль для России»

С генеральным директор ООО «Субару Мотор» говорим о том, почему в России компания всё ещё гордится симметричным полным приводом, о будущих моделях Subaru на российском рынке и об… американских собаках!

3780 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: муфту – в мойку, катализатор – в помойку

X-Trail первого поколения не зря стал одним из любимцев в народе. У него действительно очень неплохое сочетание простоты обслуживания, надёжности конструкции и потребительских свойств. Причём не только у нового, но и у…

1260 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

9730 9 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

2872 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

21750 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

24906 6 2
Тест-драйвы / Одиночные
По дороге, ведущей в западном направлении: тест-драйв Chery Tiggo 2

Не знаю, в курсе вы или нет, но в некоторых европейских странах высшей оценкой в школе считается единица, а пятерка — наихудшей. Китайская марка Chery начинала с копирования продукции японского происхождения, но…

15724 15 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8388 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10739 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7267 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19271 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

27074 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

2909 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

89822 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

48608 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

38985 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?