Автотур выходного дня: путешествие в восточную Эстонию, от Гугенбурга до высот Синимяэ

5459 0 8

Не только для тех, кто недавно открыл для себя Нарву, но и любителям скататься на выходные в Таллин, ближнее эстонское приграничье зачастую – неизведанная земля. И если старшее поколение ленинградцев еще помнит, как отдыхалось в санатории в Усть-Нарве (ныне Нарва-Йыэсуу), то из молодежи и "лиц среднего возраста" там побывали разве что самые любопытные. Между тем в этих краях есть что посмотреть, да и вообще земля эта разительно отличается от территорий, расположенных совсем рядом – за рекой.

Война и мир

Первые упоминания о Нарва-Йыэсуу (русское название – Усть-Нарва, немецкое – Гунгербург) относятся к 1503 году, он упоминается в записках магистра Ливонского ордена Вольтера фон Платтенберга как рыболовецкая деревушка. Фактически это был даже не населенный пункт, а место размещения навесов для сушки сетей и хижин, в которых рыболовы могли укрыться от непогоды. С немецким названием связано много легенд.


В частности, считается, что название Hungerburg («Голодный город») он получил из-за того, что немецкие купцы, севшие на мель в устье реки Наровы, не смогли раздобыть тут еды. Позднейшая легенда вмешивает в дело Петра I, который то ли после неудачного штурма Нарвы 1700 года, то ли после удачного 1704 года приехал сюда осмотреть место для береговых укреплений. Население же было настолько бедным, что царя не смогли накормить, он уехал голодным, отсюда, дескать, и название. Однако вполне возможно и то, что оно происходит от местного населения, финно-угров – рыбаков из ижор и эстонцев, которых рыцари, прибывшие из Центральной Европы, ошибочно посчитали венграми (по-английски – Hungarian, по-голландски – Hongarije).



Первый курорт в Нарва-Йыэсуу открылся в 1876 году и вскоре стал популярным местом отдыха петербуржцев, прозвавших его «Жемчужиной Балтийского моря» и «Северной Ривьерой». В 1876 году была построена первая водолечебница, в начале ХХ века лесной массив стал парком (ныне Тёмный парк, в отличие от особо разбитого Светлого парка). Среди знаменитых гостей курорта были художники Репин и Шишкин, писатели Лесков и Мамин-Сибиряк, ученые Павлов и Тимирязев, композиторы Чайковский и Прокофьев… Ряд литературоведов считает, что именно из этих мест происходил Штольц – прибалтийский немец, герой романа Гончарова «Обломов». Кстати, и сам Гончаров также бывал в этих краях.



Буквально в 30 км от Нарвы-Йыэсуу расположен достаточно интересный с туристической точки зрения город Силламяэ (Sillamäe – «мост у горы»), который тоже был когда-то курортом (подобно новгородским Сольцам). Смена профиля произошла еще при Первой Республике, в 1928 году, когда шведы построили здесь завод по переработке сланца, электростанцию и порт. В 1946 году, уже при СССР, тут был построен завод по выработке урана из сланцев. С 1947 по 1991 год Силламяэ был закрытым городом (Нарва-10). И долгое время «фонящие» отвалы были серьезной экологической проблемой, которая была решена сравнительно недавно, после того, как завод перешел на производство редкоземельных металлов.



Эти края всю свою историю становились ареной для множества войн. В начале ХХ века именно здесь произошли события, в честь которых в России до сих пор существует праздник 23 февраля. В годы Великой Отечественной войны (в эстонской историографии – Немецко-русская война 1941-45 гг.) здесь шли жесточайшие бои за обладание высотами Синимяэ (Sinimäe – «синие холмы»), названные так из-за залегающих в этих местах синих глин. Известная в советские годы песня барда-диссидента Александра Галича «Мы похоронены где-то под Нарвой» посвящена именно этим боям. Для эстонского народа, представители которого сражались по обе стороны линии фронта, события 1944 года стали настоящей трагедией.



Высоты носят следующие названия: Паргимяги (Pargimägi – Парковая гора), Пыргуаугумяги или Гренадеримяги (Grenaderimäena – Гренадерская гора) и Торнимяги (Tornimägi – Гора с башней). Согласно легенде, во время Северной войны на Tornimägi бала возведена большая сторожевая башня. Сегодня там установлена триангуляционная вышка, которая хорошо видна с трассы и будет для вас своего рода ориентиром, когда вы поедете в музей. А на Pargimägi был разбит ландшафтный парк мызы Вайвара, принадлежавшей барону Корфу.

Что посмотреть?

По дороге из Нарвы в Нарва-Йыэсуу можно осмотреть два военных памятника. Первый, близ Сийвертси, посвящен русским воинам лейб-гвардии Семёновского и Преображенского полков, а также 1-й батареи лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, павшим в сражении со шведами в 1700 году. Второй, монумент и танк на постаменте, поставлен солдатам, погибшим в 1944 году.


Фото: Wikipedia


В самой Нарве-Йыэсуу стоит посетить краеведческий музей на улице Нурми, расположенный в доме, где жил известный эстонский писатель Таммсааре. В любое время года можно погулять по парку и пляжу (кстати, примерно в 5 км от городского пляжа расположен известный в Эстонии нудистский пляж), по улочкам курортного городка, осмотреть руины здания Кургауза, деревянные резные дома. На центральной улице выставлена реконструкция купальной кабины, популярной сто лет назад среди дам-курортниц, в которой не просто было удобно переодеться, но и которую вывозили на глубину, чтобы долго не идти по мелководью на глазах у курортных ловеласов. В городе имеется большая бесплатная парковка.

Одноименный санаторий выстроен в стиле конструктивизма, характерного для северных стран, если у вас будет время, то при желании там или в спа-центре Meresuu можно получить какие-нибудь полезные оздоровительные процедуры.


На фото: санаторий Нарва-Йыэсуу


Старое прозвище «Голодный город» сегодня совершенно не актуально – тут даже во внесезонье хватает кафе и ресторанчиков, где можно вкусно и относительно недорого поесть. Остановиться, если вы приехали с ночевкой, также лучше именно в этом городе – тут довольно много гостиниц, хостелов, гостевых домов.



В этом сезоне в Нарве-Йыэсуу – довольно много культурных и туристических событий. С 6 по 12 июля пройдет фестиваль «Музыка семи городов», 9-10 августа (в канун празднования Дня города) в Светлом парке состоится «Битва духовых оркестров», с 26 сентября по 4 октября – Фестиваль миноги, знаменитой нарвской рыбы – такого же символа края, каким является в Петербурге корюшка. Ежегодно, во второе воскресенье июля, Нарва-Йыэсуу празднует на территории городской пристани День рыбака. Во время праздника угощают ухой – опять-таки из миног, проводится рыбная ярмарка, и есть возможность подняться на маяк, закрытый для посещения в обычные дни.



Силламяэ, так же как и все города на востоке Эстонии, был разрушен в годы войны, однако городская ратуша с башней в настоящее время восстановлена. Главной изюминкой является здесь «Музей закрытого города», который, помимо прочих экспозиций, знакомит с бытом времен Нарвы-10. По субботам музей открыт с 10:00 до 16:00, воскресенье и понедельник – выходные дни. Рядом с музеем находится бесплатная парковка.



На высотах Синимяэ (на Гренадёрской горе) расположен мемориальный комплекс и крест «Примирение», посвященный памяти всех погибших с обеих сторон. У подножия горы – братское захоронение и отдельный мемориал советским солдатам, старое кладбище, частично разрушенное во время боев, также использовалось для военных захоронений.



Музей располагается в отреставрированных зданиях амбара мызы Вайвара и старой кузницы. В музее экспонируется оружие, военная форма, личные вещи солдат, фотографии военного времени, пропагандистские плакаты противоборствующих сторон. На большом экране демонстрируются исторические фильмы и документальные кадры. В музее можно заказать услуги экскурсовода, в том числе на русском языке по тел. +372-392-4634.




Интересно будет также осмотреть народный дом «Ванатаре», расположенный в бывшей зерносушилке мызы Лаагна, на территории которой останавливались во время поездок по балтийским провинциям многие коронованные особы, в частности Екатерина II. Лютеранская церковь Вайвары, к сожалению, не сохранилась – она была полностью разрушена в ходе боев 1944 года, а на ее месте установлен памятный камень.


Фото: музей Вайвара , на фото: народный дом «Ванатаре»



Как доехать?

До Нарвы проезд от Петербурга – по Таллинскому шоссе (подробности см. в статье про Нарву – Ивангород). Из Нарвы выезд направо от погранперехода, в сторону Нарвы-Йыэсуу по 91-му шоссе вдоль реки Нарвы. Большая бесплатная парковка будет по правую руку перед левым поворотом уже в самом городе. В Силламяэ вам надо ехать дальше, именно туда – налево, вдоль побережья Балтики по тому же 91-му шоссе с правым поворотом на Таллиннское шоссе Е-20. Центр города будет от вас справа, если вы увидите, что дорога идет между двух озер, это значит, что вы его уже проехали.

В Вайвару к высотам Синимяэ можно заехать на обратном пути к границе, справа от вас будет и сам населенный пункт с музеем, и ориентир – триангуляционная вышка. Да и коричневый «культурный» указатель (такими в ЕС обозначаются все исторические объекты) пропустить будет довольно сложно.




Границу лучше зарезервировать заранее. Выезд через границу Эстонии сейчас платный вне зависимости от того, зарезервировали вы его заранее или решили оплатить при выезде. Обратите внимание на то, что в настоящее время ведутся работы по строительству нового терминала погранпункта «Нарва-1». На время строительных работ изменена схема движения, лучше с ней ознакомиться еще при въезде.

Для поездки в Эстонию подойдет любая шенгенская мультивиза, также на автомобиль должна быть оформлена евростраховка, т.н. гринкарта. Этот документ у вас, скорее всего, спросят при въезде. Автомобиль должен быть исправен, в первую очередь должны работать все световые приборы. Проверьте, будет обидно терять время и бежать обратно в Ивангород, к примеру, за лампочкой для подсветки номерного знака (это тоже смотрят). Также автомобиль должен быть обязательно укомплектован знаком аварийной остановки и светоотражающим жилетом – обычно их наличие не проверяют, но у автора этой статьи такие проверки пару раз случались.




Раз в месяц в Эстонию можно въезжать с полным бензобаком и провозить 10 литров горючего в канистре. В принципе, на ближнее приграничье вам должно с запасом хватить российского недорогого горючего и без этой «добавки», там всё рядом. Но если вы в течение месяца уже успели задекларировать въезд в Эстонию с полным баком, то дешевле будет заправиться на эстонской стороне, нежели платить (и главное – долго оформлять) пошлину. Въезд в другую страну Шенгенского соглашения – например в Финляндию или Латвию, не считается. 95-й бензин в настоящее время стоит в Эстонии около 1 евро за литр.

А если у вас нет навигатора или карты Эстонии, буклеты и карту можно получить бесплатно в Нарве, в муниципальной «Туристической информации» на центральной площади – Peetri plats.



Читайте также:



Поделиться: 0 5 0 0 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

3373 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

52471 1 3
Статьи / Практика
Дунем: как выбрать правильный автокомпрессор?

Если вы путешествуете на автомобиле или просто часто ездите на дальние расстояния, а ваши шины не относятся к семейству RunFlat, то наверняка электрический насос-компресор уже живет у вас в багажнике. Ну или хотя бы…

12225 3 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

1419 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1433 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2337 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47801 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17625 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15828 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69562 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14223 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

11216 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49520 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26852 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8588 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

298079 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

241617 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110349 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?