Автотур выходного дня: Нарва и Ивангород

Российско-эстонское приграничье сложно назвать "прикормленным" туристическим местом – все почему-то ездят в Финляндию. А зря! Потому, что в Эстонии все намного дешевле, да и на туристическую инфрастурктуру жаловаться не приходится.

Почему Нарва?

Многие петербуржцы убеждены в том, что ближайшая к ним "заграница" — Финляндия, исходя из этого, они и делают себе финские шенгенские визы, которые просто получить и недалеко "откатывать". Однако Эстония на 50 километров ближе, а расположение Нарвы в пешей доступности от Ивангорода позволяет "откатать" эстонскую визу, не оформляя при этом страховку на автомобиль.

Благодаря приграничному положению, в Нарве в последние годы создана полная туристическая инфраструктура. Помимо многочисленных для небольшого городка музеев, там есть всё, что нужно взыскательному туристу: нескольких супермаркетов, масса небольших магазинчиков — от бутиков до second hand, гостиницы, хостелы и апартаменты, демократичные кафе и интерьерные ресторанчики, муниципальная "Туристическая информация" и свободный Wi-Fi на центральной площади. Удобно и то, что здесь говорят по-русски. Приграничный регион Ида-Вирумаа в целом по большей части русскоязычный.

Depositphotos_11439972_original.jpg

Фото:depositphotos.com

На фото: крепость "Ивангород"


Дополнительный бонус: в "туристической" части Нарвы ловятся российские сотовые операторы, а чтобы не "вывалиться в роуминг", главное не забыть переключить телефон из автоматического выбора сети в ручной.

Туристическая инфраструктура российского Ивангорода победнее, но для небольшого российского городка (даже не райцентра) два музея, две гостиницы — "Витязь" и "Тихий дворик", кафе, магазины, аптеки и бензоколонки — более чем достаточно в дополнение к "заграничной". К слову, телефон в ручной режим поиска сети имеет смысл переключить уже в Ивангороде — кое-где можно случайно "словить роуминг" из Эстонии и там.

История двух башен

Крепость в Нарве была основана датчанами в 1223 году. И уже в первой половине XIV века Нарва получила права города. С 1346 по 1558 год город принадлежал Ливонскому ордену. Именно к этому времени относится строительство замка Германа ("Длинный Герман").


Depositphotos_43597149_original.jpg

На фото: две крепости



В 1492 году на другом берегу реки великий князь московский Иван III построил Ивангородскую крепость. В 1558 году в ходе Ливонской войны (при Иване IV Грозном) Нарва была взята московскими войсками. Однако уже в 1581 году город берут шведы. В 1595 году после неудачной попытки снова взять Нарву приступом Московия заключает с Швецией Тявзинский мир, по которому навсегда отказывается от притязаний на Нарву и Ревель, но получает "в вечное владение" все земли восточнее реки Наровы, то есть Ивангород с пригородами.

С попытки занять Нарву в ноябре 1700 года начал Северную войну Пётр Великий. Однако его армия, состоявшая по большей части из стрельцов, была наголову разбита шведскими войсками. И лишь в августе 1704 года заново сформированные и обученные русские войска смогли взять Нарву. Стоит отметить, что городу не везло: и шведские, и русские гарнизоны отказывались сдавать крепость на аккорд, так что после ее падения расплачиваться приходилось гражданскому населению, состоявшему по большей части из местных эстонцев, сету, ижор, води и финнов-инкери.

Считается, что после основания крепостей Кронштадт и Свеаборг Нарва утратила свое стратегическое значение. К середине XIX века город стал крупным центром текстильной промышленности благодаря появлению Кренгольмской мануфактуры. Ивангород при этом входил в состав Нарвы — вплоть до первой половины ХХ века.

Что посмотреть?

Осмотр имеет смысл начинать с ивангородских музеев: собственно крепости Ивангород и небольшого краеведческого музейчика, совмещенного с картинной галереей и расположенного в купеческом особнячке совсем рядом с погранпереходом. Работают они с 10 до 18 часов, и если вы приехали на один день, то можете задержаться на шопинге за границей, или засидеться в уютном ресторанчике. Во всяком случае, многие не попадают в ивангородские музеи именно по этим бытовым причинам.


Depositphotos_7954367_original.jpg



В Нарве музеев три — замок (включая постоянные экспозиции и временные выставки в башне, а также ремесленную ярмарку в Северном дворе), картинная галерея в бывшем петровском арсенале и музей Ингрии в колокольне Александровской лютеранской кирхи.

Последний является уникальным в своем роде: все попытки создать музей Ингрии на российской стороне пока оканчивались неудачей, и благодаря помощи местного пастора, энтузиастам-музейщикам удалось представить экспозицию, отражающую жизнь коренных народов края по обе стороны от границы.

Минус в том, что в музей Ингрии надо приобретать отдельный билет, а для осмотра замка и художественной галереи существует единый билет. Кроме того, в замке часто проходят всевозможные мероприятия — от военно-исторических реконструкций Северной войны до "Школы гномов" для детей. Узнать расписание можно на сайте.

Однако прежде чем замахиваться на осмотр всей экспозиции за один раз, да еще и по обе стороны от границы, рекомендуем правильно оценивать свои силы. Российский турист, привыкший к бедности провинциальных музеев, наверняка будет поражен количеством и качеством представленных артефактов, затрагивающих несколько эпох. Поэтому, если вы приехали с ночёвкой, оставьте что-нибудь на следующий день, а если планируете несколько поездок (скажем, из Петербурга, Новгорода или Пскова), то оставьте что-нибудь на следующий раз.


Памятник жертвам репрессий.jpg



Не стоит забывать и то, что в обоих городах есть что посмотреть и под открытым небом, несмотря на то, что Вторая мировая война основательно прошлась по обоим своим железным плугом. Это и Нарвский православный Воскресенский собор, и комплекс зданий Кренгольмской мануфактуры — от завода до рабочих казарм, памятники русским, шведским и эстонским воинам, а еще Петру Первому, Карлу XII (в виде аллегорического льва), Пушкину, плюс мемориальная доска Ярославу Гашеку и многое другое… Не постесняйтесь зайти в "Туристическую информацию" сразу за погранпереходом. Вам с удовольствием обо всем расскажут и снабдят буклетами и картами (отчасти даже бесплатными).

Как добраться?

Из Петербурга путь в Нарву прямой и простой, по Таллиннскому шоссе. Дорога в настоящее время отремонтирована, включая объездную вокруг Кингисеппа и развязку на устьлужской трассе. Единственный совет, который мы позволим себе дать: чтобы не попасть в пробку в Красном Селе, имеет смысл съезжать с КАДа на Ропшинское шоссе с выездом на Таллиннское в Кипени.


Depositphotos_19600341_original.jpg



Для того чтобы сэкономить на заграничной автомобильной страховке (т.н. гринкарте) и на платном выезде из Эстонии, имеет смысл оставить свой автомобиль в Ивангороде и перейти границу пешком. Некоторые автолюбители просто бросают свою машину возле границы, но мы всё же рекомендуем поставить ее на платную стоянку. Таковых в Ивангороде две — "верхняя", которая находится за автовокзалом, возле краеведческого музея, и "нижняя" на берегу реки Нарвы, рядом с пешим погранпереходом. Расценки на стоянках одинаковые — 150 рублей в сутки на момент этой публикации.

Из Москвы навигатор упорно прокладывает путь через территорию Эстонии, так что если вы решили сэкономить, то от Острова имеет смысл не сворачивать к границе (там вдобавок будет платная дорога), а следовать далее по Киевскому шоссе, Псковской объездной, с левым поворотом на Гдов, через Сланцы, Кингисепп на тот же Ивангород. Дорога эта параллельна эстонской, с той лишь разницей, что идет по другому берегу Чудского озера. Заодно вы объедете региональную дорогу Остров — Палкино — Печоры, некоторые участки которой могут быть мягко охарактеризованы как "не вполне проезжие".



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings