Честный знак: сколько на самом деле стоит и так ли эффективен

Рынок автозапчастей, технических жидкостей и сопутствующих товаров переполнен подделками – это бесспорный факт. Бороться с ними надо. Это тоже ни у кого не вызывает сомнения. А вот сможет ли их победить предлагаемая государством система «Честный знак» и почему спасение утопающих снова становится делом рук, а точнее, затрат самих утопающих – большой вопрос.

Сразу скажу, никаких предубеждений в отношении «Честного знака» у меня нет. Государство решило маркировать – значит, оно будет маркировать. Видно, у него на то есть какие-то причины, и нам остается только принять эту систему как данность. Вроде обильного январского снегопада, который всегда очень некстати, но что поделаешь: зима, придется разгребать. 

Тем более что подделок в сфере автотоваров действительно много, и их доля постоянно растет. Но только почему первую обязательную маркировку с 1 ноября 2020 года ввели в сегменте… шин, где контрафакта всегда было примерно ноль или чуть меньше? Это очень смелая заявка, когда можно, даже не дожидаясь окончания отчетного периода, прямо сразу торжественно отрапортовать о тотальном истреблении подделок. И бодро взяться за следующие сегменты. 

А следующими, по счастью, оказались действительно сильно страдающие от контрафакта моторные масла. С 1 марта 2025 года стартовала обязательная маркировка, как сказано в официальных документах, «отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей». И тут вдруг возникла та самая проруха, которая, как известно, бывает на любую старуху. Внезапно оказалось – кто бы мог подумать? – что специальные автомобильные жидкости продают не только в таре, но и в розлив. И если большие бочки, в которых масла закупают автосервисы, можно и даже довольно просто промаркировать, то как промаркировать свободно льющуюся жидкость, в виде которой это масло потом заливается в автомобиль, а следовательно, продается клиенту и поэтому должно быть в обязательном порядке отмаркировано? Решить эту задачу, тотально нарушающую законы физики, недоступно не только Илону батюшке Масковичу, но и неистовым сколковским гениям со всеми их грантами вместе взятыми.

Впрочем, решать ее надо. С возникшим казусом сейчас активно разбирается профессиональное сообщество, и мы можем только искренне пожелать ему удачи на этом пути, ибо отрасль должна сохранить свою законопослушность и приверженность к безукоризненному исполнению законодательных инициатив. Но как бы в итоге этот казус ни разрешился, остается другой не менее важный и куда более близкий автомобилистам вопрос: а за чей счет весь этот банкет?

Повсеместно оглашаемая проповедниками «Честного знака» под соусом «это совсем недорого» ничтожная сумма в 60-70 копеек за маркировку – это цена только самой марки. Если учесть работы по организации и проведению всего процесса, как несложно догадаться, стоимость окажется заметно больше. Эксперты называют суммы, достигающие 50-60 рублей. А это, согласитесь, уже немало. И если в контексте тех же самых шин, цена которых исчисляется тысячами рублей, полсотни сверху никто и не заметит, то для фильтров за 200-300 рублей и свечей зажигания (кстати, следующих в очереди на обязательную процедуру) это уже ощутимая прибавка.

Естественно, эти затраты так или иначе в той или иной степени будут переложены на покупателя. Конечно, можно сказать, что для собственной защиты от подделки можно заплатить и больше. Но почему дело спасения утопающих опять перекладывается на самих утопающих? У людей разный достаток, многие стремятся покупать запчасти подешевле совсем не потому, что они желчные скупердяи, а потому, что у них просто нет денег на дорогие и однозначно неподдельные изделия. Они ищут компромисс между бюджетом и качеством, но как раз качества как совокупности технических характеристик «Честный знак» не обещает совсем. Это вне рамок его компетенций. 

Однако платить за этот знак все равно придется всем. Какой бы достаток у кого ни был. Решение маркировать принято, и оно будет исполняться, несмотря на все возникающие вопросы и казусы. 

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

7 комментариев
28.07.2025 11:39
Papirus

Правильный вопрос: кому выгодно? Как мы хорошо знаем, такие «сертификационные центры» не появляются на пустом месте и являются аффилированными с чиновничьими структурами. Соответственно торговля воздухом продвигается как очередная законотворческая инициатива. Знаю ситуацию по своей отрасли, где магазины вроде Леруа (или как их там теперь?) не принимают продукцию без так называемого Лесного эталона (хотя и эту шарашку успели еще раз переименовать, при этом люди руководят этой обираловкой прежние, которые до 2022 года впаривали обязательность сертификата FSC).
Опять же, все эти значки, наравне с ISO9000, Ростестом и иже с ними совершенно не гарантируют качество товара, а лишь говорят, что в себестоимости и конечной цене учтён очередной придуманный оброк.

5

29.07.2025 6:49
Severo

_согласен абсолютно с Вами. Занимаюсь продажей автомасел, тут нагрузка не только наконечного потребителя пойдёт, но и на продавца.

1

31.07.2025 5:17
Vasily

Я работаю у производителя масел. Добавили геммороя всей цепочке по продаже нашей продукции

0

29.07.2025 9:24
Witalij

А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, все хорошо...

0

30.07.2025 16:45
Andrew S

Обыкновенный оброк
Хозяева честного знака всем известны.
Вон пищевку маркируют вовсю - от фальсификата знак не защищает вообще никак. Наклейками торгуют вовсю и лепят на что угодно
С запчастями будет то же самое

1

31.07.2025 5:20
Vasily

С продажей в розлив будут поступать также, как в барах, продающих алкоголь порционно, который надо списать по ЕГАИС. Т.е. списывать сразу бочку. Другое дело, что потом в эту бочку никто не мешает налить масло попроще, чем и грешат многие разливайки

0

01.08.2025 0:13
Денис Смирнов

Весь смысл "Честного знака" становится понятен, когда узнаёшь, что на чёрном рынке можно без проблем купить любое количество наклеек, которые проходят проверку

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings
Мы обрабатываем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности