Как страховаться по ОСАГО и не чувствовать себя обманутым? Никак…

13376 2 19
Поделиться: 0 12 0 3 0 4

С "автогражданкой" мы живем уже 12 лет, и не сказать, что в мире и согласии. На этой неделе базовые ставки расчета стоимости полисов ОСАГО повысились на 40-60%, причем это уже второй резкий рост тарифов за последние полгода. Сотрудники страховых компаний и раньше имели широкий набор инструментов по выжиманию из клиента лишних денег, а также уловок, позволяющих недоплатить то, что положено. Теперь ставки в этой игре выросли. Только вот играем мы по-прежнему с мошенниками.

Интеллигентная дама за рулем Жигулей шестой модели немного самонадеянно маневрировала в пробке, пока на траектории ее перестроения не попались угол моего заднего бампера и крыло. Так я впервые познакомился с системой ОСАГО с точки зрения пострадавшего.

Отличия от каско — разительные. С клиентом, пришедшим за возмещением по ОСАГО, тут, в компании из Топ-14 по рейтингу «Эксперт РА» (имен называть не будем, но это первый эшелон), не церемонятся.


Как будто тебя сразу морально готовят к тому, что за причитающиеся деньги еще придется побороться. Разговор на тему «презумпции виновности» начался сразу, как только оценщик, сотрудничающий со страховщиком, взглянул на мою машину.

Его опытный взгляд мгновенно нашел в другой части крыла едва заметную царапину толщиной с человеческий волос.

— А это как получилось?
— Не знаю точно, может, камешек на дороге летел, — отвечаю я, уже чувствуя подвох.
— Значит, крыло нуждалось в покраске еще до ДТП, вычеркиваем, — отрезал эксперт.

Всякий слышал, что выплаты по ОСАГО часто занижают, но такой наглости я совсем не ожидал. Кстати, с декабря 2014 года все российские страховщики обязаны пользоваться единой методикой расчета убытков, и стоимость тех или иных работ и услуг берется из единых справочников. Казалось бы, это должно обезопасить клиента от заведомо некорректно посчитанного страхового возмещения. Но если оценщик вычеркивает из списка повреждений отдельные детали, как их и не было, то тут ничего не попишешь.



Скажи спасибо, что вовсе не отказали в выплате, сославшись на какие-то спорные обстоятельства ДТП. По статистике Банка России, в «Росгосстрахе» на 100 урегулированных случаев приходится 6,87 отказа, в «Согласии» — 5,99. А вот такие страховщики, как «Ингосстрах» и «Ренессанс Страхование» отказывают вдвое реже, «Согаз» — лишь двоим из ста, «Альфа Страхование» — 0,94 из ста.

Дальше был долгий разговор в офисе страховщика, где этот «независимый эксперт» по-хозяйски занимает полкабинета и в глаза клиентам говорит примерно следующее: если пойдете к руководству жаловаться, что я мало насчитал, то потом меня руководство только похвалит. Короче, если не согласен, ищи другую организацию по проведению экспертизы, а потом отстаивай свою правоту в суде. Расчет на то, что клиент не захочет связываться. Так оно чаще всего и получается. Я записал имя этого оценщика, а потом плюнул и выкинул листок блокнота.


Фото: Depositphotos


ОСАГО действует в нашей стране с 2003 года, и всё это время в соответствующий закон вносятся те или иные поправки. Но до сих пор страховщикам и властям так и не удалось отладить эту систему таким образом, чтобы интересы клиента тут соблюдались хотя бы так же, как в случае с каско (хотя к каско тоже много претензий). С большим скрипом внедрялась возможность обращаться в свою страховую, а не к страховщику виновника, а также право оформлять мелкие аварии без участия инспектора ГИБДД. Лишь в прошлом году лимит выплат за нанесенный ущерб вырос с 160 000 руб. на всех участников ДТП до 400 000 руб. на каждого.

Но главную проблему это не решало: фактическая оценка ущерба чаще всего оказывалась заниженной. Отчасти это компенсировалось сравнительно низкими тарифами на само страхование — не такая уж мелочь, но и не дорого. Как в 2003 году ввели базовую ставку в 1 980 рублей, так она и действовала вплоть до 2014 года (повышались отдельные добавочные коэффициенты, но не очень значительно). Прошлой осенью произошло первое повышение на 23-30%, ну а с 1 апреля 2015 года расчетная ставка начинает действовать в коридоре 3 432 – 4 118 руб.




Эти базовые ставки не выглядят устрашающими, пока не начинаешь считать стоимость ОСАГО для конкретного автомобиля. Так, например, водитель-новичок возрастом старше 22 лет, купивший первый в жизни автомобиль уровня Hyundai Solaris или Kia Rio будет платить от 14 до 16,8 тыс. рублей в год в зависимости от страховой. И это при условии, что он довольствуется младшим 107-сильным мотором. Если же у него 123-сильный мотор, то придется платить уже от 16,3 до 19,6 тыс. рублей. Я привожу расчет для Москвы, но в большинстве других регионов цифры сопоставимы (скажем, в Саратове аналогичный расчет выдает 13-16 тыс. руб.). Отмечу, что в провинции за такую сумму можно снимать очень приличную квартиру.

Под каблуком у «автогражданки»

С момента злополучной встречи с «шестеркой» пронеслись месяцы, причитающиеся мне 6 тыс. (!) рублей на покраску бампера давно легли на счет, и пришло время оформлять новый полис. На этот раз я пошел в другую страховую компанию, тоже входящую в десятку крупнейших и самых надежных в России. Уж новых-то клиентов в любой страховой принимают как дорогих гостей, думал я. Мне поначалу даже пошли навстречу: агент, к которому я обратился, уже страховал моего брата, поэтому согласился записать мои данные по телефону, а мне оставалось только в конце дня заехать в офис и забрать готовый полис. На месте все пошло наперекосяк.




Стоило мне вежливо заметить, что коэффициент «бонус-малус» посчитан неверно (ну обращаю я внимание на такие мелочи), как в офисе началось странное оживление. Атмосфера мгновенно стала напоминать ЖЭК. В наш спокойный и корректный разговор с агентом сразу стали вмешиваться окружающие сотрудницы, наперебой объясняющие, что полис мне уже выписан, бланков больше нет и вообще рабочий день кончается через 10 минут.

— Видите ли, у меня восьмилетний стаж безаварийной езды, и я хотел бы получить соответствующую скидку. Кстати, каков ее максимальный размер сейчас?
— А вам какая разница? — бесцеремонно ответила начальница «ЖЭКа».
— Простите, но я ваш новый клиент… Почему вы так разговариваете?
— А нам не нужны такие клиенты. У нас и так нормальные цены. Идите в «Росгосстрах» — пусть там с вас еще денег сдерут за допуслуги.

Я почувствовал, как к горлу подкатывает депрессия и необходимость смириться с неизбежным. О навязанных дополнительных услугах я, к сожалению, наслышан. В 2013 году Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении «Росгосстраха» по подобному поводу. Автовладельцы не один год жаловались, что сотрудники компании всеми правдами и неправдами стараются продать клиенту полис с расширенным покрытием, который на несколько сот (а иногда и на несколько тысяч) рублей дороже обычного.




Но тут речь шла о более серьезном нарушении: в распоряжении ФАС оказался приказ, согласно которому в нагрузку к ОСАГО в 100% случаев должна осуществляться продажа полиса страхования имущества физлица (дом, квартира) со страховой премией от 550 рублей и более, а также полиса «Фортуна Авто» со страховой премией от 550 рублей и более или «Помощь на дороге», при этом доля договоров «Фортуна Авто» должна составлять не менее 45%. Классический пример навязанных услуг, введенных прямым приказом руководства.

В 2014 году прокуратура Башкирии выявила, что страховщики массово отказывают в оформлении так называемого чистого ОСАГО и в большинстве случаев «навязывают» другие виды страхования. Это нарушение было зафиксировано в филиалах всех пяти проверяемых компаний — «Росгосстраха», СК «Уралсиб», БАСК, «Военно-страховой компании» и «Энергогаранта».

На фоне этих случаев ЦБ выступил с особыми разъяснениями о том, что страховщики не в праве отказывать в оформлении страховки тем, кто не платит за дополнительные услуги. Но многие ли обычные автомобилисты читают пресс-релизы Центрального Банка?




Депутаты отменят штраф за езду без страховки?

Каких только инициатив по реформированию «автогражданки» мы не видели в последние годы. То речь шла о том, чтобы снизить тарифы для представительниц прекрасного пола. Потом говорилось, что стоимость полиса должна вырасти для владельцев «пожилого» автотранспорта…

В прошлом году законодатели, наконец, внесли поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие возмещение ущерба не только в виде денежных выплат, но и в форме направления на бесплатный ремонт. Так должен уменьшиться процент разногласий между клиентом и страховщиком по поводу стоимости работ. Правда, страховщики по-прежнему не обязаны давать направление на бесплатный ремонт, но могут. Теоретическая возможность его получить есть.

Но самая долгожданная новость появилась неделю назад: в Госдуме готовится новый законопроект, отменяющий штраф за езду без ОСАГО. На первый раз подобное правонарушение обойдется в 0 руб. (сейчас 500 руб.), если вы забыли дома полис или он просрочен. А штраф по части 2 статьи 12.37 КоАП («Заведомое отсутствие страховки») предлагается снизить с 800 до 500 руб. На фоне новых тарифов это выглядит подарком. Как всегда, остается уповать на то, что строгость закона будет компенсирована необязательностью его исполнения.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 12 0 3 0 4

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
виктор чеботарёв

Ну лишили госстрах осаго, так они этого и добивались. Других тоже будут лишать? Они только спасибо скажут. А где мы будем страховаться?

виктор чеботарёв

Ну лишили госстрах осаго, так они этого и добивались. Других тоже будут лишать? Они только спасибо скажут. А где мы будем страховаться?

Главная новость
Новости / Новинки
АВТОВАЗ назвал цены универсалов Lada Vesta

Купить новую вазовскую "пятидверку" можно по стартовой цене 639 900 рублей в комплектации Comfort. За топовый кросс-универсал в комплектации Luxe…

7900 2 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

12497 3 4
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

2596 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4820 6 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: проблемные коробки-роботы и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2-го поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска…

364 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

1598 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2451 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14454 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13921 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10345 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35503 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6676 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8013 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23309 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11939 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18567 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29529 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6607 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7831 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?