Как страховаться по ОСАГО и не чувствовать себя обманутым? Никак…

13385 2 19
Поделиться: 0 12 0 3 0 4

С "автогражданкой" мы живем уже 12 лет, и не сказать, что в мире и согласии. На этой неделе базовые ставки расчета стоимости полисов ОСАГО повысились на 40-60%, причем это уже второй резкий рост тарифов за последние полгода. Сотрудники страховых компаний и раньше имели широкий набор инструментов по выжиманию из клиента лишних денег, а также уловок, позволяющих недоплатить то, что положено. Теперь ставки в этой игре выросли. Только вот играем мы по-прежнему с мошенниками.

Интеллигентная дама за рулем Жигулей шестой модели немного самонадеянно маневрировала в пробке, пока на траектории ее перестроения не попались угол моего заднего бампера и крыло. Так я впервые познакомился с системой ОСАГО с точки зрения пострадавшего.

Отличия от каско — разительные. С клиентом, пришедшим за возмещением по ОСАГО, тут, в компании из Топ-14 по рейтингу «Эксперт РА» (имен называть не будем, но это первый эшелон), не церемонятся.


Как будто тебя сразу морально готовят к тому, что за причитающиеся деньги еще придется побороться. Разговор на тему «презумпции виновности» начался сразу, как только оценщик, сотрудничающий со страховщиком, взглянул на мою машину.

Его опытный взгляд мгновенно нашел в другой части крыла едва заметную царапину толщиной с человеческий волос.

— А это как получилось?
— Не знаю точно, может, камешек на дороге летел, — отвечаю я, уже чувствуя подвох.
— Значит, крыло нуждалось в покраске еще до ДТП, вычеркиваем, — отрезал эксперт.

Всякий слышал, что выплаты по ОСАГО часто занижают, но такой наглости я совсем не ожидал. Кстати, с декабря 2014 года все российские страховщики обязаны пользоваться единой методикой расчета убытков, и стоимость тех или иных работ и услуг берется из единых справочников. Казалось бы, это должно обезопасить клиента от заведомо некорректно посчитанного страхового возмещения. Но если оценщик вычеркивает из списка повреждений отдельные детали, как их и не было, то тут ничего не попишешь.



Скажи спасибо, что вовсе не отказали в выплате, сославшись на какие-то спорные обстоятельства ДТП. По статистике Банка России, в «Росгосстрахе» на 100 урегулированных случаев приходится 6,87 отказа, в «Согласии» — 5,99. А вот такие страховщики, как «Ингосстрах» и «Ренессанс Страхование» отказывают вдвое реже, «Согаз» — лишь двоим из ста, «Альфа Страхование» — 0,94 из ста.

Дальше был долгий разговор в офисе страховщика, где этот «независимый эксперт» по-хозяйски занимает полкабинета и в глаза клиентам говорит примерно следующее: если пойдете к руководству жаловаться, что я мало насчитал, то потом меня руководство только похвалит. Короче, если не согласен, ищи другую организацию по проведению экспертизы, а потом отстаивай свою правоту в суде. Расчет на то, что клиент не захочет связываться. Так оно чаще всего и получается. Я записал имя этого оценщика, а потом плюнул и выкинул листок блокнота.


Фото: Depositphotos


ОСАГО действует в нашей стране с 2003 года, и всё это время в соответствующий закон вносятся те или иные поправки. Но до сих пор страховщикам и властям так и не удалось отладить эту систему таким образом, чтобы интересы клиента тут соблюдались хотя бы так же, как в случае с каско (хотя к каско тоже много претензий). С большим скрипом внедрялась возможность обращаться в свою страховую, а не к страховщику виновника, а также право оформлять мелкие аварии без участия инспектора ГИБДД. Лишь в прошлом году лимит выплат за нанесенный ущерб вырос с 160 000 руб. на всех участников ДТП до 400 000 руб. на каждого.

Но главную проблему это не решало: фактическая оценка ущерба чаще всего оказывалась заниженной. Отчасти это компенсировалось сравнительно низкими тарифами на само страхование — не такая уж мелочь, но и не дорого. Как в 2003 году ввели базовую ставку в 1 980 рублей, так она и действовала вплоть до 2014 года (повышались отдельные добавочные коэффициенты, но не очень значительно). Прошлой осенью произошло первое повышение на 23-30%, ну а с 1 апреля 2015 года расчетная ставка начинает действовать в коридоре 3 432 – 4 118 руб.




Эти базовые ставки не выглядят устрашающими, пока не начинаешь считать стоимость ОСАГО для конкретного автомобиля. Так, например, водитель-новичок возрастом старше 22 лет, купивший первый в жизни автомобиль уровня Hyundai Solaris или Kia Rio будет платить от 14 до 16,8 тыс. рублей в год в зависимости от страховой. И это при условии, что он довольствуется младшим 107-сильным мотором. Если же у него 123-сильный мотор, то придется платить уже от 16,3 до 19,6 тыс. рублей. Я привожу расчет для Москвы, но в большинстве других регионов цифры сопоставимы (скажем, в Саратове аналогичный расчет выдает 13-16 тыс. руб.). Отмечу, что в провинции за такую сумму можно снимать очень приличную квартиру.

Под каблуком у «автогражданки»

С момента злополучной встречи с «шестеркой» пронеслись месяцы, причитающиеся мне 6 тыс. (!) рублей на покраску бампера давно легли на счет, и пришло время оформлять новый полис. На этот раз я пошел в другую страховую компанию, тоже входящую в десятку крупнейших и самых надежных в России. Уж новых-то клиентов в любой страховой принимают как дорогих гостей, думал я. Мне поначалу даже пошли навстречу: агент, к которому я обратился, уже страховал моего брата, поэтому согласился записать мои данные по телефону, а мне оставалось только в конце дня заехать в офис и забрать готовый полис. На месте все пошло наперекосяк.




Стоило мне вежливо заметить, что коэффициент «бонус-малус» посчитан неверно (ну обращаю я внимание на такие мелочи), как в офисе началось странное оживление. Атмосфера мгновенно стала напоминать ЖЭК. В наш спокойный и корректный разговор с агентом сразу стали вмешиваться окружающие сотрудницы, наперебой объясняющие, что полис мне уже выписан, бланков больше нет и вообще рабочий день кончается через 10 минут.

— Видите ли, у меня восьмилетний стаж безаварийной езды, и я хотел бы получить соответствующую скидку. Кстати, каков ее максимальный размер сейчас?
— А вам какая разница? — бесцеремонно ответила начальница «ЖЭКа».
— Простите, но я ваш новый клиент… Почему вы так разговариваете?
— А нам не нужны такие клиенты. У нас и так нормальные цены. Идите в «Росгосстрах» — пусть там с вас еще денег сдерут за допуслуги.

Я почувствовал, как к горлу подкатывает депрессия и необходимость смириться с неизбежным. О навязанных дополнительных услугах я, к сожалению, наслышан. В 2013 году Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении «Росгосстраха» по подобному поводу. Автовладельцы не один год жаловались, что сотрудники компании всеми правдами и неправдами стараются продать клиенту полис с расширенным покрытием, который на несколько сот (а иногда и на несколько тысяч) рублей дороже обычного.




Но тут речь шла о более серьезном нарушении: в распоряжении ФАС оказался приказ, согласно которому в нагрузку к ОСАГО в 100% случаев должна осуществляться продажа полиса страхования имущества физлица (дом, квартира) со страховой премией от 550 рублей и более, а также полиса «Фортуна Авто» со страховой премией от 550 рублей и более или «Помощь на дороге», при этом доля договоров «Фортуна Авто» должна составлять не менее 45%. Классический пример навязанных услуг, введенных прямым приказом руководства.

В 2014 году прокуратура Башкирии выявила, что страховщики массово отказывают в оформлении так называемого чистого ОСАГО и в большинстве случаев «навязывают» другие виды страхования. Это нарушение было зафиксировано в филиалах всех пяти проверяемых компаний — «Росгосстраха», СК «Уралсиб», БАСК, «Военно-страховой компании» и «Энергогаранта».

На фоне этих случаев ЦБ выступил с особыми разъяснениями о том, что страховщики не в праве отказывать в оформлении страховки тем, кто не платит за дополнительные услуги. Но многие ли обычные автомобилисты читают пресс-релизы Центрального Банка?




Депутаты отменят штраф за езду без страховки?

Каких только инициатив по реформированию «автогражданки» мы не видели в последние годы. То речь шла о том, чтобы снизить тарифы для представительниц прекрасного пола. Потом говорилось, что стоимость полиса должна вырасти для владельцев «пожилого» автотранспорта…

В прошлом году законодатели, наконец, внесли поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие возмещение ущерба не только в виде денежных выплат, но и в форме направления на бесплатный ремонт. Так должен уменьшиться процент разногласий между клиентом и страховщиком по поводу стоимости работ. Правда, страховщики по-прежнему не обязаны давать направление на бесплатный ремонт, но могут. Теоретическая возможность его получить есть.

Но самая долгожданная новость появилась неделю назад: в Госдуме готовится новый законопроект, отменяющий штраф за езду без ОСАГО. На первый раз подобное правонарушение обойдется в 0 руб. (сейчас 500 руб.), если вы забыли дома полис или он просрочен. А штраф по части 2 статьи 12.37 КоАП («Заведомое отсутствие страховки») предлагается снизить с 800 до 500 руб. На фоне новых тарифов это выглядит подарком. Как всегда, остается уповать на то, что строгость закона будет компенсирована необязательностью его исполнения.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 12 0 3 0 4

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
виктор чеботарёв

Ну лишили госстрах осаго, так они этого и добивались. Других тоже будут лишать? Они только спасибо скажут. А где мы будем страховаться?

виктор чеботарёв

Ну лишили госстрах осаго, так они этого и добивались. Других тоже будут лишать? Они только спасибо скажут. А где мы будем страховаться?

Главная новость
Новости / Новинки
Volkswagen рассекретил седан Polo нового поколения

В Бразилии состоялась официальная премьера новой «четырехдверки» VW Virtus. Ожидается, что в России эта модель перевоплотится в Polo Sedan следующей…

9608 4 4
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

565 0 1
Статьи / Премьеры
Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания – «потомственный немец». В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году…

3987 0 0
Статьи / Интервью
Оксана Карахова, ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС: мы производим технику такого же качества, как в Германии

Сколько машин удалось продать совместному российско-немецкому предприятию за семь лет его существования, насколько успешно развивается производство грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, и как производитель оценивает свои…

1091 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

2028 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

2429 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki Grand Vitara с пробегом: вечный автомат и мотор-самоубийца

Есть желание купить Ниву, но хочется настоящего японского качества? Вот, пожалуйста: Grand Vitara. Ржавеют они небыстро, постоянно ремонтировать ходовую им не надо… Предел мечтаний, а не машина. Хотя позвольте: мы же…

44446 15 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33201 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18181 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17711 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9619 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

4973 9 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10105 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27035 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

14851 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7235 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121178 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

35681 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22292 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?