Радость, досада и усталость: итоги ралли-марафона «Дакар»

Ралли-марафон «Дакар-2016» закончился, став частью истории этого легендарного автоспортивного действа. До финального подиума в Росарио доехали далеко не все, но российская сборная финишировала в полном составе. Пришло время подвести итоги, порадоваться за победителей и послушать мнения гонщиков о прошедшем марафоне и его перспективах.

Скандалы «Дакара»

«Дакар-2016» побил все рекорды по количеству отмененных и сокращенных этапов. Зачастую у гонщиков не было возможности реализовать разработанную стратегию – им просто не давали погоняться, обрезая гонку в самых неожиданных местах. Причины разные: сильнейшие дожди, разливающиеся из-за них реки, невероятная жара, авария с участием зрителей…

Обычно организаторы прокладывают трассу так, чтобы побыстрее сошло побольше участников. И большинство гонщиков с опытом ждали, что решающим станет этап в Боливии, где сойдёт максимальное количество народа. Чем меньше людей остаётся в гонке, тем легче за ними следить и тем проще обслуживать бивуак. Теперь же подход вдруг изменился: например, когда началась адская жара, спецучасток резко сократили.


Жиниэль де Вильерс, выступающий на Toyota Hilux и занявший третью строчку в зачете автомобилей, высказал мнение, к которому присоединялись многие ветераны «Дакара»:

Да, это стал горячий этап, но у нас есть кондиционер, так что никаких проблем не было. Мы готовились к таким условиям. Температуры не отличались от тех, что были в Африке. Пилоты должны быть готовы к ним. Иначе ехать небезопасно.

Вторым негативным моментом стал проложенный маршрут. По разным причинам, в том числе и вполне объективным, из южноамериканского марафона выпали самые интересные участки в Чили и Перу, в частности пески пустыни Атакама. Но и тот маршрут, который остался, можно было сделать намного интереснее.

Это было совсем не то, чего мы ждали. Дороги – вроде тех, что на мировом первенстве по ралли, и это явно не моё. Для меня это ненастоящий «Дакар», и я слышал, что многие думают так же. Это странный «Дакар»: горы, перепады высот, высокие скорости. «Дакар» здесь – только в названии. Это совсем другая концепция.

Победитель «Дакара-2016» в зачете грузовиков Жерар де Рой

Семикратный победитель «Дакара», капитан команды «КАМАЗ мастер» Владимир Чагин поддерживает коллегу и главного соперника:

Такого «Дакар» никогда не предлагал. Например, мы ожидали, что будет сложное бездорожье в гористой местности в Боливии, но организаторы маршрут проложили по ровным участкам, где извилистые дороги и много зон ограничения скорости. Такого количества этих ограничений не было никогда. Участники едут на максимально разрешённой скорости в 140 км в час. В зоне проезда населённых пунктов экипаж сбрасывает скорость до разрешённых 30 или 50 км в час, потом снова разгон… И вот из этого и состоит в принципе весь спецучасток. Это гонка моторов, гонка тормозов.

То есть команды готовились и настраивали двигатели и подвески для совсем других условий, а когда после раллийных спецучастков началось жесткое бездорожье последних дней, гонщики просто не могли перестроиться, и началась череда аварий. Ну а что больше всего изматывало гонщиков – так это частый банальный непрофессионализм судей, бардак с таймингом и работа стюардов на трассе.

У многих гонщиков постоянно ломались «Иритраки» – приборы, отвечающие за контроль прохождения трассы. У нашего квадроциклиста Сергея Карякина «Иритрак» ломался шесть раз! Многие гонщики пропадали из таблицы тайминга и возникали только на финише СУ.

А еще были штрафы, которые начисляли и снимали без внятного объяснения причин. И приехав на финиш этапа, гонщики не могли быть уверены в том, на каком месте они сейчас находятся – иногда за ночь таблица перекраивалась самым невероятным образом.

Все это дополнительно выматывало нервы участникам, командам и болельщикам. Но как бы то ни было, «Дакар-2016» финишировал, и пора рассказать о победителях в лицах.

Мотоциклы

Еще и еще раз невольно вспоминается, что спортивный директор гонки Марк Кома, отвечающий за прокладку трассы, – сам мотоциклист, и трасса была проложена в расчете на двухколесную технику. Об этом говорила и относительно простая навигация, и сам характер мест, в которых проходила гонка: зачастую трассы были проложены так, что даже внедорожникам было тесновато, не говоря уже о грузовиках, которым приходилось сбрасывать скорость, чтобы вписываться в повороты, терять лобовые стекла, выбитые низкорастущими ветками, и менять колёса, пробитые на каменистых обочинах.


20160116DAK3006.JPG


Третьим стал чилиец Пабло Куантанилья, выигравший последний, тринадцатый этап. На втором месте словак Штефан Свитко – это его седьмой «Дакар», на 13-м этапе он финишировал пятым и сумел сохранить вторую позицию в итоговой классификации.

А вот Тоби Прайс из Австралии всего второй раз приехал на ралли-марафон и сумел стать победителем:

Я даже не знаю, что сказать – это сумасшедшие впечатления: я первый австралиец, который выиграл «Дакар». Это по-настоящему круто, и я вернусь сюда в следующем году!
В 2013 году я получил перелом шейных позвонков, и мою шею держали 8 винтов и несколько титановых прутьев. Никто и не думал, что я смогу выступать в ралли-марафонах, а тем более побеждать, это просто удивительно, что мне удалось стать первым.

Стоит отдельно отметить, что такая ситуация на финишном подиуме стала возможна еще и благодаря тому, что главные «монстры» мотозачета прошлых лет сменили сферу деятельности: Марк Кома стал спортивным директором «Дакара», а Сириль Депре сменил два колеса на четыре и выступает за команду Peugeot.

Из стартовавших в Буэнос-Айресе 143 мотогонщиков до финиша добрались всего 84.

Квадроциклы

Два завершающих этапа гонки выдались драматическими и выматывающими для всех. До самого последнего момента оставалась надежда на то, что Сергею Карякину удастся въехать на подиум и занять третье место в итоговой классификации, но, к сожалению, у него не получилось.

Сегодняшний день прошел плохо – слил я эти 5,5 минут разницы. Квадроциклист из ЮАР привез мне 7,5 минут на финальном спецучастке. Самое странное, что если смотреть прохождение контрольных точек WP, то первую, вторую и третью я проигрывал Браяну 30 секунд, а за 40 километров до финиша проиграл 7 минут. Причем ему должны были еще пенализацию за скорость прибавить, но так этого и не сделали. Попросил у организаторов также свои временные карнеты, чтобы посчитать общее время на трассе, но они почему-то не знали, где их искать.
Расстроился очень сильно, четвертое место – не третье… Как говорится, нет места обиднее второго и четвертого, но четвертое все-таки намного хуже.

Сергей Карякин

Это третий «Дакар» для екатеринбуржца, и будем надеяться, что у него еще все впереди.

Победителем стал представитель Аргентины Маркос Патронелли (это уже третья его победа в марафоне), на второй строчке его родной брат Алехандро. Браян Барагванат из ЮАР стал третьим.




Главными фаворитами кроме братьев Патронелли были Рафаэль Соник и Игнасио Кассаль, но они сошли с дистанции из-за технических проблем. Зачет квадроциклов – самый молодой на «Дакаре», он существует с 2009 года, и самый малочисленный: всего стартовало 43 квадрика, а до финиша добралось чуть больше половины – 23.

Внедорожники

Победителем в зачете внедорожников стал французский экипаж № 302 Стефана Петеранселя и Жан-Поля Коттре на Peugeot. «Мистер Дакар», он же Стефан Петерансель, одержал свою 12-ю победу на самом знаменитом ралли-марафоне. Шесть раз он побеждал на мотоциклах, и теперь на его счету такое же количество побед и на внедорожниках.

Я думаю, что эта победа станет самой важной для меня, в первую очередь потому, что я выступал за французскую команду, о чем давно мечтал. Победа Франции для меня очень важна!

Стефан Петерансель

Второе место заняли победители прошлого года – Аль-Аттия и Баумель на MINI. На третьем месте расположились де Вильерс и фон Цитцевитц, выступающие на автомобиле Toyota. Они опередили Хирвонена и Перина всего лишь на 2 минуты 31 секунду.




В общем зачете российский экипаж G-Energy Team занял 8-е место. Позади них остались такие гонщики, как Себастьян Лёб, британец Харри Хант, саудовец Язид Аль-Раджи, аргентинец Орландо Терранова, голландец Эрик ван Лун, чех Мартин Прокоп, американец Робби Гордон и многие другие.

Этот «Дакар» был больше похож на удлиненную гонку WRC. Таким его и запомним – как будто мы длинную гонку WRC проехали и оказались в десятке сильнейших. Самым сложным был, наверное, предпоследний этап – 480 км узкой, закрученной дороги, хотя мы показали хороший результат на спецучастке. Считаю, что дальше организаторам нужно делать не WRC, а марафонские гонки, где больше бездорожья и дюн. Сейчас я наслаждаюсь тем итоговым результатом, который есть, но буду доволен только когда поднимусь на высшую ступень подиума. Что касается бензиновых двигателей, то сложно сказать, давали ли они преимущество относительно дизельных или нет.
По прилету домой первым делом расцелую жену и детей. Всем нашим болельщикам хочу передать привет. Мы будем и дальше стараться и добиваться высоких результатов.

Владимир Васильев, пилот G-Energy Team

Оказаться в топ-10 по итогам ралли-марафона – это всегда приятно. Занять в такой сильной компании восьмое место – очень хороший результат. Понятно, что хотелось бы выступить лучше. К сожалению, не сложились несколько дней. Кроме того, этот «Дакар» был более раллийным, чем ралли-рейдовым. Свою силу мы показали в песках Фьямбалы. Я получил удовольствие от езды там. Если бы были три-четыре таких дня в гонке – результат был бы иным. Самым сложным мне показался предпоследний день, когда был раллийный доп протяженностью 500 км. Сейчас надо отдохнуть день-два, на большее нет особо времени. Дел полно, необходимо готовиться к следующим гонкам, у команды много работы. Надо успеть отметить день рождения ребенка, который улетит на учебу. Крайне благодарен всем нашим болельщикам. Я посмотрел Facebook и был поражен тем, насколько внимательно болели за нас. Российские болельщики – самые лучшие.

Константин Жильцов, штурман G-Energy Team

Открытием «раллийного Дакара» мог стать Себастьян Лёб, выигравший четыре этапа, но чудеса случаются крайне редко, и правило «дебютант не может победить на «Дакаре» нарушить очень трудно.

Среди автомобилей потери тоже немалые: из 110 внедорожников на старте финишный подиум увидели всего 66 экипажей.

Грузовики

Победителем ралли-марафона стал голландец Жерар де Рой на Iveco. Второй результат на этой гонке – у камазовца Айрата Мардеева. Хладнокровно и тактически безукоризненно, в настоящем марафонском стиле он привел свой экипаж к призовому месту. Третью позицию на радость местным болельщикам занял аргентинец Федерико Вильягра на Iveco.

Для остальных участников команды «КАМАЗ-мастер» «Дакар» складывался весьма драматично, и в итоге Эдуард Николаев стал седьмым, Андрей Каргинов – 14-м, а Дмитрий Сотников – 15-м.




Смешанные чувства, в прошлом году наш экипаж победил, в этом мы на второй позиции. Но я доволен результатом. Де Рой в этом году очень хорошо подготовил машину – достойный соперник, поздравляю его с долгожданной победой! Хорошо, что все живы, здоровы и добрались до финиша. Обидно, конечно, за ребят, не попавших на подиум, но это «Дакар»… Даст бог, в следующем году всё получится!

Айрат Мардеев

Конкуренты камазовцев IVECO, MAN, Tatra, Renault Trucks и остальные команды в этом году очень серьезно подготовились к гонке. Были привлечены сильные пилоты, усовершенствованы машины. Технические нововведения соперников россиян проявились уже в первой половине соревнования, а в Боливии было усложнение программы в виде испытания моторов нехваткой кислорода на горных спецучастках.

Первая половина «Дакара» была для наших ребят неудачной, были даже опасения, что в этом году команда «КАМАЗ-мастер» и вовсе останется без подиума. Но как только началось серьезное бездорожье, картина кардинально изменилась. И если бы не досадная авария Эдуарда Николаева на девятом этапе, финишная таблица могла выглядеть совсем по-другому.

Основной проблемой этого года стал перегрев моторов, в прошлом такого не было, температура была ниже. В этом году жарче, и наши машины грелись. Но мы делаем ставку на новую машину капотной компоновки, в «капотник» можно поставить радиатор вдвое большего объема, что и сделали наши конкуренты. У Де Роя радиатор как промышленный калорифер! Естественно, у него машина греется гораздо меньше. Есть и еще целый ряд преимуществ. Поэтому мы ускорим работы по своему «капотнику», чтобы скорее запустить его на соревнования!
Мы будем анализировать наши ошибки и готовиться к следующим гонкам, всего через полгода стартует ралли-марафон «Шелковый Путь – 2016», и к нему надо основательно подготовиться и успеть внести все изменения в конструкцию наших машин для того, чтобы вернуть себе лидерство. Мы с оптимизмом смотрим в будущее.

Владимир Чагин

Потери среди грузовиков меньше, чем в остальных категориях: из 55 грузовиков до финиша добрался 41 экипаж.

Что дальше?

Позади 9 500 км. Награды нашли своих победителей, команды возвращаются на родину, чтобы подготовиться к следующим гонкам.

Недовольство организаторами (компания ASO) среди гонщиков растет, и активно обсуждается тема возвращения «Дакара» на историческую родину в Африку, тем более что Жан Луи Шлессер уже неоднократно доказывал, что проводить гонку по традиционному маршруту можно. Его ралли-марафон АФРИКА Эко Рейс проходит по тем же местам и в те же сроки, когда проходил легендарный «Париж – Дакар». Однако при всей привлекательности и довольно простой логистике, ему не удалось перетянуть у «Дакара» большого количества участников.




Почему? Потому, что ралли-рейды – это дорогой вид спорта, а «Дакар» уже давно стал серьезным бизнесом и брендом, под который дают рекламу спонсоры и производители. Понятно, что для производителей развивающиеся рынки Южной Америки гораздо выгоднее африканских. Ну а вдобавок ситуация с безопасностью африканских гонок еще не полностью ясна.

Пока делать серьезные прогнозы рано, но похоже, что директор «Дакара» Этьен Лавинь вовсе не собирается покидать американский континент:

Впереди «Дакар-2017», и нам предстоит много работы. Уже есть заявки на проведение гонки от Уругвая и Парагвая – эти страны заинтересованы в том, чтобы принять «Дакар», как и мы. Нам надо проанализировать итоги этой гонки и сделать «Дакар-2017» более зрелищным и интересным.

Разумеется, на «Дакар» поедут, даже если всё будет очень плохо – это слишком раскрученный бренд и прекрасная рекламная площадка. Но у нас есть шанс создать и свой бренд. В июле этого года стартует ралли-марафон «Шелковый Путь – 2016» по маршруту Москва – Пекин. Это будет великолепное зрелище, тем более что трасса обещает быть очень интересной. Середина года – хорошее время для подведения промежуточных итогов, и большинство именитых команд рассматривает «Шелковый Путь» как тренировку перед «Дакаром». Однако развивающиеся рынки России, Казахстана и, главное, Китая – это неплохая площадка для спонсоров. Да и расходы на гонку будут ощутимо меньше, чем на «Дакар».


Читайте также:


 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
19.01.2016 11:24
Игорь

Сбылась голубая мечта организаторов "Дакара" - "Камаз" не победил.


20.01.2016 00:25
Georgy Belov

В некотором смысле хорошо, что так вышло. Победители должны меняться, гонке это на пользу. А наши наверняка еще выиграют, может даже в 2017м


20.01.2016 00:26
Georgy Belov

В некотором смысле хорошо, что так вышло. Победители должны меняться, гонке это на пользу. А наши наверняка еще выиграют, может даже в 2017м


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings