Реклама, которую мы запомнили навсегда: легендарные гоночные ливреи и цвета

1603 2 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Из гоночных болидов получаются столь выразительные рекламные щиты, что заложенный в них потенциал продолжает работать спустя десятилетия после разрыва контрактов. К чему это приводит – разбираем сегодня в продолжении разговора о фирменных цветах автомобильных брендов.

Бьёт по глазам

В прошлый раз мы поговорили о национальных гоночных цветах и узнали, откуда взялись красные Феррари, серебристые Мерседесы и зелёные Ягуары, а также вспомнили легенду о жёлтом Ламбо и историю возникновения двух полосок через весь кузов. Но если говорить о ярких цветах, то стоило бы упомянуть ещё один, относящийся к автоспорту, и при этом уже никоим образом не связанный с исторической привязкой к стране-участнице. Всё дело тут было в маркетинге, о котором сегодня и разговор.

1

Новозеландец Брюс Макларен основал марку имени себя в 1963 году. Изначальная ориентация бренда была только на гонки, дорожных моделей McLaren тогда не выпускал. По сути, это была гоночная команда, задействованная в нескольких дисциплинах – Макларен создавал болиды для Формулы-1 и для американской гонки Инди-500, а также строил «прототипы» с закрытыми колёсами. Первым был McLaren M1A.

1 / 4
На фото: McLaren M1A '1964–65
2 / 4
На фото: McLaren M1A '1964–65
3 / 4
На фото: Интерьер McLaren M1A '1964–65
4 / 4
На фото: Под капотом McLaren M1A '1964–65

Тогда как раз начинался массовый отход от национальных гоночных цветов – итальянской машине не обязательно было быть красной (впрочем, к Феррари это не относилось и не относится), а английской – зелёной, и так далее. Команды получили возможность наносить на болиды логотипы спонсоров и красить кузова в соответствующие цвета. В автоспорте начиналась новая эпоха – со спонсорскими деньгами и… цветным телевидением. И проблему с первым обстоятельством Макларену помогло решить второе: чтобы привлечь побольше внимания и получить финансовую поддержку, команда решила перекрасить свои автомобили в ярко-оранжевый цвет.

Оранжевое настроение

На фото: McLaren M6A, 1967

На фото: McLaren M6A, 1967

До этого все машины McLaren были окрашены в сочетания серебристого с чёрным, синим или красным, белого с чёрным или были полностью красными или синими. Но чтобы хорошо смотреться на экране телевизора, а также с трибун и в зеркалах заднего вида, машины должен быть максимально яркими – как вы понимаете, Макларен собственноручно вывел одно из золотых правил современного автомобильного маркетинга.

Первой машиной, получившей оранжевый цвет, стала M6A, задействованная в североамериканском кубке Can-Am. Приём сработал, и даже когда команда получила спонсорскую поддержку, машины McLaren из различных серий продолжали оставаться оранжевыми – понятие «racing livery» («гоночной ливреи») тогда только зарождалось, и можно было лепить логотипы спонсоров рядком, прямо поверх собственной оранжевой краски.

1 / 4
На фото: McLaren M16C Indy 500 Race Car, 1973-74
2 / 4
На фото: Интерьер McLaren M16C Indy 500 Race Car, 1973-74
3 / 4
На фото: Двигатель McLaren M16C Indy 500 Race Car, 1973-74
4 / 4
McLaren M16C Indy 500 Race Car, 1973-74

Но этот период подошёл к закату в 1973 году, когда формульная «конюшня» Макларена получила поддержку Marlboro – красно-белая раскраска стала одной из первых полноценных гоночных ливрей, и вместе с тем одной из самых легендарных. Уже ставший традиционным «оранж» ушел из McLaren не сразу – например, болид для заокеанских гонок M16C Indy 500 Race Car в 1973-1974 годах всё ещё красился в оранжевый, но именно успехи в Ф-1 со временем сделали McLaren легендарной командой – и таковой же ныне воспринимается красно-белая гоночная ливрея.

1 / 2
На фото: McLaren M23, 1973
2 / 2
На фото: McLaren M23, 1973

Однако традиционный оранжевый цвет вернулся в McLaren в 1993-м, когда компания представила первый в своей истории дорожный автомобиль – суперкар McLaren F1. А в 1997-м формульная команда сменила спонсора, и на смену красному и белому пришли другие цвета. С тех пор окраска формульных машин McLaren поменялась несколько раз (было даже слияние с другой легендой, когда болиды McLaren-Mercedes были в полном смысле слова «серебряными стрелами»), а вот оранжевый неизменно присутствует в цветовой гамме дорожных машин – F1, пришедшего ему на смену MP4-12C и нынешнего P1.

1 / 3
На фото: McLaren F1 (1993-98)
2 / 3
На фото: McLaren MP4-12C (2011-14)
3 / 3
На фото: McLaren P1 (2013-н.в.)

Драйв ей к лицу

Помимо красно-белых цветов Marlboro поклонники гонок могут вспомнить ещё несколько гоночных ливрей, навсегда отпечатавшихся в памяти. Колин Чепмен, основатель формульной конюшни Lotus, в 1974 году был первым, кто решился разместить рекламу сигарет на бортах своего болида. Из сигаретных брендов, также засветившихся в Формуле-1 и других топовых гоночных сериях, достаточно упомянуть ещё Rothmans, BAT и Camel – и ведь знаменитый верблюд «наследил» не только в «Формуле», но и в трофи-рейдах, ралли-рейдах и классическом ралли.

1 / 3
На фото: Ford GT40 Mk1 (1967)
2 / 3
На фото: Lotus 76 (1976)
3 / 3
На фото: Lancia Delta HF Integrale Group A (1987)

Тесно связана с гоночным миром нефтеперерабатывающая промышленность – c конца 1960-х Gulf Oil гордо нёс свои цвета в Ле Мане, бренд STP до сих пор активно рекламируется через NASCAR, масло Castrol прочно ассоциируется с ралли, а Repsol – с мотогонками. Не уступают и алкогольные бренды: фирменный цвет ликёра Jagermeister окрашивает кузова кольцевых машин, спортпрототипов и дрэгстеров, а вермут Martini делит с гоночными командами победы в самых различных категориях, от Формулы-1 и Ле Мана до ралли и лодочных гонок F1 Powerboat… Из гоночных болидов получились столь выразительные рекламные щиты, что они врезаются в память на долгие годы даже после разрыва контрактов!

1 / 3
На фото: Williams FW16 (1994)
2 / 3
На фото: Land Rover Defender 110 200tdi (1992)
3 / 3
На фото: Honda CBR1000RR (2005)

Но даже среди этих примеров есть фигурант, стоящий особняком. Как известно, большинство вышеописанных коллабораций приводило к появлению различных ограниченных серий дорожных автомобилей, окраска кузовов которых повторяла знаменитые гоночные ливреи. В среде тюнинга это также популярный приём – выкрасить свой автомобиль в цвет, в котором «почти такая же машина» блистала на мировых автодромах. Но однажды контракт гоночной команды со спонсором привел к появлению фирменного цвета у целой автомобильной марки. Речь, конечно же, о Subaru и цвете «World Rally Blue».

Заводская раллийная команда Subaru заключила контракт с британской сигаретной маркой «State Express 555» в 1993 году. С того же момента их машины получили синий цвет кузова и начертанные через боковины три жёлтые пятёрки.

1 / 4
На фото: Subaru Impreza WRC '1993–96
2 / 4
На фото: Subaru Impreza WRC '1997–2000
3 / 4
На фото: Subaru Impreza WRC '2001–02
4 / 4
На фото: Subaru Impreza WRC '2003–04

Дела в мировом раллийном чемпионате шли хорошо, и через несколько лет образ синей Импрезы работал на аудиторию даже без пятёрок – из-за запрета на табачную рекламу название сигарет «спрятали» в названии самой машины, а на бортах остались лишь жёлтые скобочки – кстати, подобным образом McLaren и Ferrari маскировали надписи «Marlboro» на своих формульных болидах… В конце сезона 2008 года Subaru ушла из чемпионата, но все эти годы эти цвета были фирменными для раллийной команды – жёлтым был начертан логотип, а синий использовался как основной. И как невозможно представить Ferrari без красного, точно так же невообразимы сегодня автомобили Subaru без цвета «World Rally Blue». Вот так синий гоночный цвет, почти утерянный в своё время французами, вернулся и в мир автоспорта, и в мир гражданского автопрома – стараниями японского автомобильного бренда, раллийной команды и британского табачного спонсора…

1 / 7
На фото: Red Bull SMG Rally Team Buggy '2013
2 / 7
На фото: Red Bull RB4 '2008
3 / 7
На фото: Red Bull RB7 '2011
4 / 7
На фото: Qatar Red Bull Rally Team Buggy '2013
5 / 7
На фото: Red Bull RB13 '2017
6 / 7
На фото: Red Bull RB9 '2013
7 / 7
На фото: Red Bull RB7 '2011
Статьи
Суперкары в деталях: Melkus, дитя социализма

Немного о создателе Хайнц Мелькус родился в 1928 году в немецком городе Дрезден. После войны, в конце 40-х годов прошлого века, он начал свою карьеру водителем развозного грузовика в одной из пивоварен...

4399 0 8

Как известно, ввиду запретов на рекламу сигарет в 2000-х табачные деньги практически ушли из автоспорта, но на их место пришли новые. Самый свежий и яркий пример – это, конечно Red Bull, имеющий две фирменные команды Ф-1, собственный гоночный трек высшей категории, серию аэрогонок и программы поддержки во множестве гоночных серий по всему миру. Не так давно это был просто энергетический напиток, а сегодня уже приходится размышлять на тему: а не отнимут ли они у Subaru «гоночный синий», если захотят выпускать автомобили?

Бывает и по-другому

А может быть, следующим крутым гоночным цветом будет розовый? Ведь в начале сезона Формулы-1 2017 года все смеялись над «розовыми пантерами» Force India в цветах спонсора BWT (технологии водоснабжения), но машины поехали неплохо, поэтому – кто знает? Ведь едва ли кто-то считал хорошей идеей красить машины в оранжевый, пока до этого не додумался Макларен. А сегодня этот цвет – один из «канонических» гоночных, наравне с красным и желтым. И характер машины ныне во многом определяется именно тем, насколько «гоночный» у неё цвет. В этой связи вспоминается Melkus RS 1000, который в жёлтом отчаянно хотел быть похож на Lamborghini Miura, а в красном – на Ferrari Dino 206 GT.

Заигрывания с гоночными цветами не прекращаются по сей день – например, марки Ford и Mazda продвигают свои собственные оттенки красного и синего… Впрочем, история автопрома, особенно советского, знавала немало случаев, когда цвет автомобиля никак не опирался на традиции спорта или суперкаров – достаточной вспомнить красный Запорожец или зелёный УАЗ… Обо всём этом – в следующий раз.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

А мне нравилась сине-белая раскраска BMW на Williams и Sauber))

TheRealSt1g

Очередная статья-фейк. Автомобили МакЛарен стали оранжевыми из-за того, что в Америке их главным спонсором была нефтяная компания Gulf Oil, фирменный цвет которой - оранжевый. Рекламу Gold Leaf на бортах своих машин Чепмен разместил в 1968 году, а не в 74-м. Нет такого цвета "World Rally Blue" - за почти два десятка лет оттенок цвета Субару много раз менялся от темно-синего до голубого.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
НАМИ-56, первый автосалон СССР: с каких иномарок копировали советские конструкторы

В 1956 году в Москве прошла выставка, по масштабу сопоставимая с настоящим международным автосалоном. Павильон и открытую площадку в Научном автомоторном институте НАМИ заняли новенькие иностранные машины: легковые,…

521 0 0
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

18091 1 4
Статьи / Интервью
Есики Кишимото, Subaru: «Levorg – это не автомобиль для России»

С генеральным директор ООО «Субару Мотор» говорим о том, почему в России компания всё ещё гордится симметричным полным приводом, о будущих моделях Subaru на российском рынке и об… американских собаках!

3883 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: муфту – в мойку, катализатор – в помойку

X-Trail первого поколения не зря стал одним из любимцев в народе. У него действительно очень неплохое сочетание простоты обслуживания, надёжности конструкции и потребительских свойств. Причём не только у нового, но и у…

1661 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

10259 9 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

2905 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

21789 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

24979 6 2
Тест-драйвы / Одиночные
По дороге, ведущей в западном направлении: тест-драйв Chery Tiggo 2

Не знаю, в курсе вы или нет, но в некоторых европейских странах высшей оценкой в школе считается единица, а пятерка — наихудшей. Китайская марка Chery начинала с копирования продукции японского происхождения, но…

15766 15 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8406 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10756 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7293 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19296 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

27139 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

2965 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

89873 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

48648 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

39043 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?