Сын БТР, или КАМАЗ, которого всем не хватало

32891 1 10
Поделиться: 0 0 0 8 0 2

"Автобусов не будет! Придут два ЗИЛа: один – ЗИЛ, другой – КАМАЗ."

Из армейского фольклора

Технику, которая еще не принята на вооружение, принято называть «перспективной». Именно таким является сегодня КАМАЗ-63969 – разработанный отечественными специалистами бронетранспортер (а вернее, защищенный автомобиль) с колесной формулой 6 х 6 и дистанционно управляемой пушкой или пулеметом, а может, и гранатометом, это уж решать заказчику. Еще рано рассуждать, заменит ли эта машина или какая-то ее будущая модификация БТР-80 или останется транспортным средством класса MRAP. Пока ясно одно: подобной техники в российской, а тем более советской армии никогда не было.

Опережая мысль

На фото: КамАЗ 63699 — бронеавтомобиль из семейства «Тайфун»



В 2010 году была принята «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Этот документ, кроме всего прочего, предписывает развивать унифицированные бронеавтомобили новых типов. Вдохновленное предписанием (а скорее всего, желанием быстро обойти конкурентов) руководство ОАО «КАМАЗ» в инициативном порядке выделило собственные средства предприятия на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) по данной тематике.

Среди прочих моделей специалисты предприятия в кооперации с другими российскими компаниями разработали корпусной КАМАЗ-63969 и изготовили его макетный образец. Конструкторы были нацелены на создание автомобиля-платформы для разведывательных, командно-штабных, конвойных и санитарных машин. Также на его базе возможно создавать машины инженерной, радио- и биохимической разведки, огневой поддержки и других целей.

Есть возможность создания на той же платформе перспективной машины для морской пехоты – плавающего бронетранспортера. Однако военные до сих пор не решили, как будут использовать КАМАЗ-63969. Тем не менее средства на его доработку и испытания Министерство обороны выделяет, так что вряд ли ОАО «КАМАЗ» отработает «вхолостую». Просто машина, по всей видимости, пока опережает российскую военную мысль.


На фото: КАМАЗ-63698, ближайший родственник КАМАЗ-63969 по семейству «Тайфун»



Странная кабина

Первоначально предполагалось, что это будет полноценный бронетранспортер с цельнобронированной лобовой частью и панорамным лобовым стеклом, прикрытым бронешторкой, способной защитить даже от попаданий 30-миллиметровых снарядов. Однако в процессе испытаний оказалось, что конструкция получается излишне тяжелая и сложная в производстве и эксплуатации. В результате были внесены изменения, и впереди появилась забавная, практически полноценная кабина с пуленепробиваемым остеклением, сдвинутая влево. С соседнего командирского места в нее тоже можно выглядывать. Других окон в машине нет.

Бронестекло устанавливается серьезное, толщиной более 100 мм, выдерживающее попадание пуль калибра 12,7 мм с сердечником из сплава карбида вольфрама (бронебойные 14,5-миллиметровые так же держит, но они в ходе испытаний оказались менее опасными). Производит такое стекло ООО «Магистраль ЛТД» в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области.

Кабина КАМАЗа-63969 — двухместная, за «пассажирским» креслом предусмотрен проход в бронированный модуль, который вмещает 10 человек. Таким образом, водитель и его напарник могут произвести небольшой ремонт силовой установки, не выходя из-под защиты брони или, наоборот, эвакуироваться вместе с десантом. Вообще, на входах-выходах конструкторы не экономили, что для отечественной техники – безусловное достижение. Одна дверь – в правом борту корпуса, между первым и вторым колесами. «Корма» оснащена опускаемой аппарелью, а на случай повреждения гидравлического подъемника в ней имеется еще одна дверь. Над сиденьем водителя — люк, еще пять люков — в крыше десантного отделения.




Днище и вооружение

Минная стойкость днища рассчитана на 8 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте (при подрыве под колесом на 10 кг). Дополнительную защиту от взрыва мины обеспечивает специальная конструкция кресел. По международным стандартам (STANAG 4569), машина имеет баллистическую защиту 4-го уровня и противоминную 3-го уровня. Макетный образец оказался излишне тяжелым, в снаряженном состоянии — 24 тонны, на пределе грузоподъемности. Чтобы сдвинуть и разогнать такую махину, нужен соответствующий двигатель — КАМАЗ-740.354-450 мощностью, как следует из его характеристики, 450 л.с.

Изначально московское «НИИ Стали» предлагало вариант разнесенной брони с воздушной прослойкой в 70 мм между листами. Броня оказалась прекрасной, но из-за ее веса машина возила на себе только саму себя, а для грузов запаса мощности не осталось. Пришлось перейти на двухслойную броню с керамикой: подложка — листовая броня — керамические модули, без воздушной прослойки. Вышло на 30% легче и, как говорят сами конструкторы, примерно на том же уровне прочности.

В качестве вооружения выбран ДУМВ (дистанционно-управляемый модуль вооружения), созданный специалистами челябинского НПО «Электромашина» для бронеавтомобилей «Тигр«. На его платформу могут быть установлены пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм, НСВТ «Утёс» 12,7-миллиметровый или 6П50 КОРД 12,7-миллиметровый, а также автоматический гранатомет АГС-30.


На фото: интерьер КАМАЗ-63699



Размытая концепция

Очень похоже на то, что сейчас КАМАЗ-63969 переживает тот период, который бывает в жизненном цикле многих изобретений и изделий. Действительно, ни автомобиля как такового, ни самолета военным инженерам в XIX веке не заказывали – это была исключительно «инициатива снизу». Смотрите, дескать, самоходная телега. Можно на ней генералов возить, а может, даже и фельдфебелей (когда-нибудь потом, конечно), пушки к ней цеплять небольшие. «А можно сделать самоходную крепость на колесах?» — и вот это уже заказ на броневик. Но шутки шутками, а КАМАЗ-63969 – действительно нечто среднее между бронетранспортером и MRAP.

Тут стоит сделать небольшое отступление о том, что же такое автомобили MRAP — Mine Resistant Ambush Protected (защищенные от мин и атак из засад). То, что бронетранспортер в первую очередь — боевая машина, читатели «Колёс.ру» себе вполне представляют. А вот MRAP — это, по международной классификации, колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой, предназначенные для перевозки не только личного состава, но и грузов, и раненых, и гражданского населения (например при эвакуации), и даже VIP-персон.

Обычно автомобили класса MRAP делают с большим дорожным просветом и V-образным днищем, которое хорошо противостоит осколкам и позволяет эффективно рассеивать энергию взрыва. Впервые такие машины были использованы вооружtнными силами ЮАР в Анголе и Намибии. США запустили массовое производство автомобилей MRAP сравнительно недавно, после начала иракской кампании. Те из наших соотечественников, кто успел повоевать в Афганистане и позже в Чечне, могли о таких машинах только мечтать — их попросту тогда не существовало.

Кстати, вполне возможно, что «размышления» Минобороны связаны с тем, что генералы попросту не знают, какие именно боевые действия предстоят российской армии: локальные операции против иррегулярных формирований (для участия в которых, собственно, и создавались MRAP) или бои с регулярной армией какого-нибудь соседнего государства. В любом случае абсолютно универсальную машину не сделать, для одних целей приходится жертвовать какими-то другими преимуществами. К примеру, чтобы ехать по шоссе среди других автомобилей, у MRAP должна быть кабина с хорошим обзором. А у бронетранспортера – о какой боеспособности может идти речь, если водитель прикрыт только стеклом, пусть даже пуленепробиваемым?

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Колесная формула 6×6
Подвеска Независимая гидропневматическая
Колесо 10.00-20
Шины 16.00 R20
Масса снаряженного автомобиля, т 19,7 — 21,0
Полная масса автомобиля, т 23,7 — 24,0
Длина, мм 7 800
Ширина, мм 2 520
Высота, мм 2 750
Дорожный просвет, мм 470
Двигатель КАМАЗ-740.354-450 дизельный, V-8 с турбонаддувом (многотопливный)
Мощность, кВт/л.с. 331/450
Максимальный крутящий момент, Нм 1 862
Максимальная скорость, км/ч 100
Запас хода по топливу, км 1 200
Радиус поворота, м 10
Угол преодолеваемого подъема 60%


Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 8 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Муравьев Константин

Скажите максимальную грузоподъемность.

Главная новость
Новости / Новинки
Volkswagen рассекретил седан Polo нового поколения

В Бразилии состоялась официальная премьера новой «четырехдверки» VW Virtus. Ожидается, что в России эта модель перевоплотится в Polo Sedan следующей…

9608 4 4
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Раньше было так же: продажи новых машин и цены в октябре 2017 года

Октябрьская статистика продаж на первичном автомобильном рынке порадовала нас в восьмой раз подряд: рост продолжился, а его цифровые показатели остались значительными. Настолько, что оптимистичные прогнозы экспертов на…

565 0 1
Статьи / Премьеры
Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Катушка зажигания – «потомственный немец». В 1851 году механик из Германии Генрих Румкорф (проживавший, правда, в Париже) изобрел катушку с прерывателем, вырабатывающую импульсы высокого напряжения, а в 1925 году…

3987 0 0
Статьи / Интервью
Оксана Карахова, ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС: мы производим технику такого же качества, как в Германии

Сколько машин удалось продать совместному российско-немецкому предприятию за семь лет его существования, насколько успешно развивается производство грузовиков Mercedes-Benz и Fuso, и как производитель оценивает свои…

1091 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: очень надёжный автомат и нежная система охлаждения

Вечный «японец»… Как много в этом словосочетании для сердца русского слилось! Как сильно в нём отозвалось! Вечного, конечно, ничего не бывает, даже «японца», но вот действительно хорошие машины на свете существуют.…

2028 1 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 3 BL с пробегом: кузов не ржавеет, но салон гремит

Хотите беспроблемную подержанную машину? Допустим, японскую. Что выбрать? Toyota? Скучно, да и по части техники не все модели идеальны. Honda? Дорого, и есть пара вопросов к качеству и к комплектациям. Subaru? Тут…

2429 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki Grand Vitara с пробегом: вечный автомат и мотор-самоубийца

Есть желание купить Ниву, но хочется настоящего японского качества? Вот, пожалуйста: Grand Vitara. Ржавеют они небыстро, постоянно ремонтировать ходовую им не надо… Предел мечтаний, а не машина. Хотя позвольте: мы же…

44446 15 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Плюс десять: первый тест-драйв Lifan X70

Это звучит парадоксально, но в России практически нет людей, равнодушных к китайскому автопрому. При этом стопроцентных его фанатов тоже можно по пальцам пересчитать… Кто-то относится к автомобилям из Поднебесной…

33201 2 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

18181 4 4
Тест-драйвы / Одиночные
Вы нас не ждали: тест-драйв Hyundai Sonata 2,0 AT

О седане D-класса Hyundai Sonata в России стали как-то и забывать. Не особо удачное поколение с индексом NF, затем шестая генерация машины в 2011 году, не продержавшаяся на российском рынке положенные 4-5 лет, и быстрая…

17711 1 60
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

9619 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

4973 9 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10105 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

27035 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

14850 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

7235 2 10
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

121178 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

35681 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

22292 7 6
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?