Сын БТР, или КАМАЗ, которого всем не хватало

32800 1 10
Поделиться: 0 0 0 8 0 2

"Автобусов не будет! Придут два ЗИЛа: один – ЗИЛ, другой – КАМАЗ."

Из армейского фольклора

Технику, которая еще не принята на вооружение, принято называть «перспективной». Именно таким является сегодня КАМАЗ-63969 – разработанный отечественными специалистами бронетранспортер (а вернее, защищенный автомобиль) с колесной формулой 6 х 6 и дистанционно управляемой пушкой или пулеметом, а может, и гранатометом, это уж решать заказчику. Еще рано рассуждать, заменит ли эта машина или какая-то ее будущая модификация БТР-80 или останется транспортным средством класса MRAP. Пока ясно одно: подобной техники в российской, а тем более советской армии никогда не было.

Опережая мысль

На фото: КамАЗ 63699 — бронеавтомобиль из семейства «Тайфун»



В 2010 году была принята «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Этот документ, кроме всего прочего, предписывает развивать унифицированные бронеавтомобили новых типов. Вдохновленное предписанием (а скорее всего, желанием быстро обойти конкурентов) руководство ОАО «КАМАЗ» в инициативном порядке выделило собственные средства предприятия на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР) по данной тематике.

Среди прочих моделей специалисты предприятия в кооперации с другими российскими компаниями разработали корпусной КАМАЗ-63969 и изготовили его макетный образец. Конструкторы были нацелены на создание автомобиля-платформы для разведывательных, командно-штабных, конвойных и санитарных машин. Также на его базе возможно создавать машины инженерной, радио- и биохимической разведки, огневой поддержки и других целей.

Есть возможность создания на той же платформе перспективной машины для морской пехоты – плавающего бронетранспортера. Однако военные до сих пор не решили, как будут использовать КАМАЗ-63969. Тем не менее средства на его доработку и испытания Министерство обороны выделяет, так что вряд ли ОАО «КАМАЗ» отработает «вхолостую». Просто машина, по всей видимости, пока опережает российскую военную мысль.


На фото: КАМАЗ-63698, ближайший родственник КАМАЗ-63969 по семейству «Тайфун»



Странная кабина

Первоначально предполагалось, что это будет полноценный бронетранспортер с цельнобронированной лобовой частью и панорамным лобовым стеклом, прикрытым бронешторкой, способной защитить даже от попаданий 30-миллиметровых снарядов. Однако в процессе испытаний оказалось, что конструкция получается излишне тяжелая и сложная в производстве и эксплуатации. В результате были внесены изменения, и впереди появилась забавная, практически полноценная кабина с пуленепробиваемым остеклением, сдвинутая влево. С соседнего командирского места в нее тоже можно выглядывать. Других окон в машине нет.

Бронестекло устанавливается серьезное, толщиной более 100 мм, выдерживающее попадание пуль калибра 12,7 мм с сердечником из сплава карбида вольфрама (бронебойные 14,5-миллиметровые так же держит, но они в ходе испытаний оказались менее опасными). Производит такое стекло ООО «Магистраль ЛТД» в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области.

Кабина КАМАЗа-63969 — двухместная, за «пассажирским» креслом предусмотрен проход в бронированный модуль, который вмещает 10 человек. Таким образом, водитель и его напарник могут произвести небольшой ремонт силовой установки, не выходя из-под защиты брони или, наоборот, эвакуироваться вместе с десантом. Вообще, на входах-выходах конструкторы не экономили, что для отечественной техники – безусловное достижение. Одна дверь – в правом борту корпуса, между первым и вторым колесами. «Корма» оснащена опускаемой аппарелью, а на случай повреждения гидравлического подъемника в ней имеется еще одна дверь. Над сиденьем водителя — люк, еще пять люков — в крыше десантного отделения.




Днище и вооружение

Минная стойкость днища рассчитана на 8 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте (при подрыве под колесом на 10 кг). Дополнительную защиту от взрыва мины обеспечивает специальная конструкция кресел. По международным стандартам (STANAG 4569), машина имеет баллистическую защиту 4-го уровня и противоминную 3-го уровня. Макетный образец оказался излишне тяжелым, в снаряженном состоянии — 24 тонны, на пределе грузоподъемности. Чтобы сдвинуть и разогнать такую махину, нужен соответствующий двигатель — КАМАЗ-740.354-450 мощностью, как следует из его характеристики, 450 л.с.

Изначально московское «НИИ Стали» предлагало вариант разнесенной брони с воздушной прослойкой в 70 мм между листами. Броня оказалась прекрасной, но из-за ее веса машина возила на себе только саму себя, а для грузов запаса мощности не осталось. Пришлось перейти на двухслойную броню с керамикой: подложка — листовая броня — керамические модули, без воздушной прослойки. Вышло на 30% легче и, как говорят сами конструкторы, примерно на том же уровне прочности.

В качестве вооружения выбран ДУМВ (дистанционно-управляемый модуль вооружения), созданный специалистами челябинского НПО «Электромашина» для бронеавтомобилей «Тигр«. На его платформу могут быть установлены пулеметы ПКТ калибра 7,62 мм, НСВТ «Утёс» 12,7-миллиметровый или 6П50 КОРД 12,7-миллиметровый, а также автоматический гранатомет АГС-30.


На фото: интерьер КАМАЗ-63699



Размытая концепция

Очень похоже на то, что сейчас КАМАЗ-63969 переживает тот период, который бывает в жизненном цикле многих изобретений и изделий. Действительно, ни автомобиля как такового, ни самолета военным инженерам в XIX веке не заказывали – это была исключительно «инициатива снизу». Смотрите, дескать, самоходная телега. Можно на ней генералов возить, а может, даже и фельдфебелей (когда-нибудь потом, конечно), пушки к ней цеплять небольшие. «А можно сделать самоходную крепость на колесах?» — и вот это уже заказ на броневик. Но шутки шутками, а КАМАЗ-63969 – действительно нечто среднее между бронетранспортером и MRAP.

Тут стоит сделать небольшое отступление о том, что же такое автомобили MRAP — Mine Resistant Ambush Protected (защищенные от мин и атак из засад). То, что бронетранспортер в первую очередь — боевая машина, читатели «Колёс.ру» себе вполне представляют. А вот MRAP — это, по международной классификации, колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой, предназначенные для перевозки не только личного состава, но и грузов, и раненых, и гражданского населения (например при эвакуации), и даже VIP-персон.

Обычно автомобили класса MRAP делают с большим дорожным просветом и V-образным днищем, которое хорошо противостоит осколкам и позволяет эффективно рассеивать энергию взрыва. Впервые такие машины были использованы вооружtнными силами ЮАР в Анголе и Намибии. США запустили массовое производство автомобилей MRAP сравнительно недавно, после начала иракской кампании. Те из наших соотечественников, кто успел повоевать в Афганистане и позже в Чечне, могли о таких машинах только мечтать — их попросту тогда не существовало.

Кстати, вполне возможно, что «размышления» Минобороны связаны с тем, что генералы попросту не знают, какие именно боевые действия предстоят российской армии: локальные операции против иррегулярных формирований (для участия в которых, собственно, и создавались MRAP) или бои с регулярной армией какого-нибудь соседнего государства. В любом случае абсолютно универсальную машину не сделать, для одних целей приходится жертвовать какими-то другими преимуществами. К примеру, чтобы ехать по шоссе среди других автомобилей, у MRAP должна быть кабина с хорошим обзором. А у бронетранспортера – о какой боеспособности может идти речь, если водитель прикрыт только стеклом, пусть даже пуленепробиваемым?

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Колесная формула 6×6
Подвеска Независимая гидропневматическая
Колесо 10.00-20
Шины 16.00 R20
Масса снаряженного автомобиля, т 19,7 — 21,0
Полная масса автомобиля, т 23,7 — 24,0
Длина, мм 7 800
Ширина, мм 2 520
Высота, мм 2 750
Дорожный просвет, мм 470
Двигатель КАМАЗ-740.354-450 дизельный, V-8 с турбонаддувом (многотопливный)
Мощность, кВт/л.с. 331/450
Максимальный крутящий момент, Нм 1 862
Максимальная скорость, км/ч 100
Запас хода по топливу, км 1 200
Радиус поворота, м 10
Угол преодолеваемого подъема 60%


Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 8 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Муравьев Константин

Скажите максимальную грузоподъемность.

Главная новость
Новости / Новинки
АВТОВАЗ назвал цены универсалов Lada Vesta

Купить новую вазовскую "пятидверку" можно по стартовой цене 639 900 рублей в комплектации Comfort. За топовый кросс-универсал в комплектации Luxe…

7900 2 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

12504 3 4
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

2596 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4820 6 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: проблемные коробки-роботы и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2-го поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска…

364 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

1598 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2451 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14454 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13921 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10345 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35503 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6676 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8013 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23309 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11939 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18567 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29529 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6607 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7831 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?