Наш «Хаммер»: путь «Тигра» от Эмиратов до Луганска

66011 11 33

Пожалуй, самым известным широкой публике современным российским военным колесным броневиком-внедорожником считается "Тигр" (ГАЗ-2330). Рожденный, между прочим, по инициативе ОАЭ в качестве своеобразного спарринг-партнера основоположника жанра американского "Хаммера". Он оказался настолько удачной машиной, что принят на вооружение армии и полиции целого ряда государств (не считая России). Правда, в отличие от своего "американского дядюшки", отечественный "Тигр" популярности у гражданских заказчиков не приобрел: даже самых горячих патриотов и любителей бездорожья останавливает его немалая стоимость.

 

Торги с Дядей Сэмом

История нашего «Тигра» такова. На самом рубеже XX и XXI века то ли раздосадованные «проблемой – 2000», то ли террористической атакой на башни-близнецы, то ли какой-то иной американской проблемой арабские товарищи из Объединенных Эмиратов обратились к своим российским друзьям с просьбой разработать для них некий аналог армейского «Хаммера». Непосредственным заказчиком выступила компания Bin Jabr Group Ltd (BJG), представлявшая интересы иорданской королевской фирмы King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB).

На фото: ГАЗ 29753 «Tiger III» ‘2002


Впрочем, ряд экспертов считает, что именно к «Хаммеру» заказчики в то время и приценивались. Но то ли рассчитывали поторговаться с Дядей Сэмом и сбить цену, то ли действительно искали возможную альтернативу… Так или иначе, по информации СМИ, заказчик выделил россиянам на разработку и изготовление опытных образцов ни много ни мало, а $60 млн.

Российская оборонная промышленность в ту пору была не в самой лучшей форме. Так же, как и Группа ГАЗ, которой и поручили разработать это отечественное изделие. Между прочим, призванное (так уж вышло с самого начала) конкурировать с признанными и раскрученными американскими аналогами. Деньги на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) тоже оказались не лишними. И в результате сложилась одна из немногих в российской практике ситуаций, когда новые для РФ капиталистические отношения и международное сотрудничество действительно привели к созданию конкурентоспособного военного автомобиля.


На фото: ГАЗ 2975 «Tiger I», «Tiger II» и «Tiger III» ‘2002


Этот автомобиль, Tiger HMTV, был представлен заказчикам на Международной выставке вооружения IDEX-2001 в Абу-Даби и получил от них самую высокую оценку. Тем не менее, по здравом размышлении, они всё-таки предпочли закупить тогда проверенные и признанные во всем мире «Хаммеры». Впрочем, все остались в выигрыше: россияне получили практически готовое к серийному производству собственное изделие, американцы продали «Хаммеры», а арабы чуть позже всё-таки организовали в Иордании производство несколько модернизированного под свои нужды «Тигра» под названием Nimr.

Гонка с Iveco

Путь «Тигра» в российские войска тоже оказался непростым. Сперва им заинтересовались другие силовики: СОБР, различные структуры МВД. Затем и Минобороны начало закупать «Тигры-М». Но в бытность министром Анатолия Сердюкова появилась идея полностью от них отказаться – в пользу итальянских Iveco LMV, даже получивших «русское народное» название «Рысь» (видимо, по примеру поездов Siemens – «Сапсан» и Pendolino – «Аллегро»). Кроме того, военные чиновники были недовольны броней и слабой противоминной защитой.


На фото: Iveco LMV «Рысь»


Уход Сердюкова в отставку и назначение на его место Сергея Шойгу стал поистине звездным часом «Тигра»: армия от него не только не отказалась, но и увеличила объемы закупок. Правда, и защиту от мин производитель поспешил увеличить. Что касается брони, то впоследствии оказалось, что Минобороны было недовольно третьим классом защиты при полной возможности заказать пятый…

Серийное производство автомобилей «Тигр» организовано на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» (АМЗ), который также делает различные бронетранспортеры. На родном для «Тигра» Горьковском автозаводе осталось, по всей видимости, только производство гражданской продукции.


На фото: СТС ГАЗ 233114 «Тигр-М»


Модификации «Тигра»

Сегодня на заводе в Арзамасе производят несколько версий автомобиля: ГАЗ-233034 — СПМ-1 (специальная полицейская машина) с уровнем баллистической защиты 3 класса, ГАЗ-233036 — СПМ-2 с защитой 5 класса, армейский ГАЗ-233014, КШМ Р-145БМА – командно-штабная машина, а также ГАЗ-233001 в небронированном пятидверном корпусе. Разработаны на базе «Тигра» ПТРК «Корнет-М» / «Корнет-Д» – боевая машина противотанкового ракетного комплекса, командный пункт ЗРК «Морфей», праворульный вариант и кабриолет – для того, чтобы принимать парады (последний находится в Санкт-Петербурге в распоряжении Западного военного округа).

Шасси у «Тигра» рамной конструкции, хотя бронированный вариант вполне мог бы обойтись и без нее. Кузов цельнометаллический, рассчитан на перевозку 4-9 человек и 1,2 – 1,5 тонн груза (в зависимости от модификации). В стандартную комплектацию автомобиля обязательно входит гидроусилитель руля – без него машиной массой пять с половиной тонн управлять попросту невозможно.


На фото: ГАЗ-233034 — СПМ-1, ГАЗ-233036 — СПМ-2



Также в стандартную комплектацию входят позаимствованная у БТР независимая торсионная подвеска колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с возможностью блокировки межосевого дифференциала, самоблокирующимися межколесными дифференциалами, колесные редукторы, автоматическая подкачка шин, предпусковой подогреватель, электрическая лебедка. У гражданской модификации нет предела совершенству тюнинга, и ее стоимость колеблется от $100 тыс. до $120 тыс.

Бездорожье и асфальт

Все, кто тестировал машину на асфальте, сходятся на том, что на высоких скоростях у нее бывают проблемы с управляемостью – особенно при наличии накатанной колеи (пусть и небольшой для таких колес). Многим памятна история о том, как во время крымской кампании 2014 года водитель армейского «Тигра» не справился с управлением и разбил междугородний троллейбус. По всей видимости, проблема была именно в этой конструктивной особенности внедорожника.


На фото: ГАЗ-233014, КШМ Р-145БМА



Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с «Тигром» по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если «провалится по самую крышу». Собственно, этого от машины и добивались ее создатели. Не стоит забывать, что «Тигр» – военное изделие, и по-настоящему гражданской даже номинально «гражданская версия» является лишь постольку-поскольку.

Знаменитые и немногочисленные владельцы

Высокая стоимость версии «Тигра» для свободной продажи (около 60 000 долларов) объясняется в первую очередь тем, что она даже не мелкосерийная, а практически индивидуальной сборки. Кроме того, для такой дорогой (в розницу) машины все отмечают «излишне советский» интерьер, начиная с кондовых сварных швов, заклепок и т.д. Несмотря на шумоизоляцию, расположенная в салоне коробка передач также не дает забыть, что вы находитесь в армейском вездеходе.


На фото: ГАЗ-233001



Владеют такой техникой около двух десятков человек, и подержанные гражданские «Тигры» почти всегда есть в продаже (в данный момент мы нашли экземпляр за 13 000 000 рублей 2012 года). Список их владельцев сразу дает понять, кто является целевой аудиторией такого автомобиля: Никита Михалков, Валерий Шанцев, Владимир Жириновский, Андрей Михалков-Кончаловский. Впрочем, говорят, что режиссер своего «Тигра» продал. Жириновский же в мае 2014 года публично подарил свою машину луганским повстанцам.

Впрочем, катались на нем луганские сепаратисты недолго – в сентябре он был разбит и брошен ими то ли на поле боя, то ли при каких-то иных обстоятельствах (информация об этом поступала крайне противоречивая). Так или иначе, трофей оказался в руках нацгвардии Украины и далее его следы затерялись.


На фото: ГАЗ 233034 СПМ-1 и ГАЗ 233036 СПМ-2



Что в итоге?

Пожалуй, еще с советских времен отечественная промышленность относительно неплохо производит военную технику, но всегда была беспомощна при ее адаптации к мирным условиям. Зато вполне возможно, что выпускать доступные модификации когда-нибудь будет Китай, в свое время он закупил несколько машинокомплектов для лицензионной сборки «Тигра» на своей территории. А из этого запросто со временем сможет вырасти какой-нибудь очень похожий китайский внедорожник.

Габариты (Д х Ш х В), мм 5 700 × 2 300 × 2 200
Снаряженная масса, кг 5 300
Клиренс, мм 400
Колесная база, мм 3 300
Размер шин 335/80 R20
Двигатель ЯМЗ-5347-10 (Россия) или Cummins B-205. Ранние образцы оснащались ГАЗ-562 (лицензионный Steyr), Cummins B-180 и Cummins B-215
Привод полный
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 125
Угол преодолеваемого подъема, градусы 30
Допустимый крен при движении по косогору, градусы 20
Глубина преодолеваемого брода, м 1,2
Минимальный радиус поворота, м 8,9


Читайте также:



Поделиться: 0 24 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Павло Дегтярьов

А поребрик во время оккупации КрымНаша преодолеть не смог? Действительно "ему равных нет")))"Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с "Тигром" по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если "провалится по самую крышу"."

Pavel Erkhov

А они сепаратисты и есть.

Павло Дегтярьов

А поребрик во время оккупации КрымНаша преодолеть не смог? Действительно "ему равных нет")))"Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с "Тигром" по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если "провалится по самую крышу"."

Ololosha Nety

Ой да ладно у вас всё должно ездить без то и поддержания тех.состояния чтоль? Кто ухаживает за узиками те особо и не парятся. А эта болезнь "где надо и не надо вставить херню которую сам не пойму" у борзописцев всегда была и ей очень многие страдают. Да и как я понял тут большинство видело ну максимум гравийку, да недалеко от городов. Да удобство пассажиров в технике к которой было "1" требование - проходить "везде" - помилуйте о чём вы там думали... Я даже на обычный просёлок в реношках и другой херни для асфальта не сунусь. Для этого есть козлики копейки и другие виды "заклёванных" горе от ума СПЫЦЫАЛИСТОВ. А над владельцами современных "внедорожников" я тихо плачу смеясь над ними. 90% этих "внедорожников" застрянут на подкисшей колеи сразу и без тракторов их хрен сдёрнеш с места. По поводу что первей смотрите года разработок. А так хамви в своё время был более новым и более разрекламированным. У пиндосов всегда так что больше рекламируют то имеет много геморроя. Я лично из рекломируюмых только кольт 1911 года образца который нормально работает без особых нареканий.

Кирилл Костров

Сравнивать HMMV или как он там правильно называется с УАЗом категорически некорректно. До появления Тигра логичнее было бы его сравнивать с ГАЗ-66. Про жалкое подобие - хочу уточнить. К сожалению, по качеству и надежности УАЗ это жалкое подобие на самого себя. При всех его конструктивных плюсах.

Степан Кудинов

Интересно. Это низкопоклонство перед западом просто зашкаливает. Почему борзописцы сравнивают "Тигр" с Хаммером? Ведь давно известно, что Хаммер жалкое подобие нашего УАЗика. И самое главное побольше забугорных слов. От этого написанное становится "умнее". Не хочу сравнивать в теории что лучше: "Тигр" или Хаммер. Загоните оба авто на хорошее наше "направление" и пусть они пободаются.

Pavel Erkhov

Нет, это не "низкопоклонство перед западом". Это - "квасной патриотизм". Кому это "всем" известно? Что за чушь? УАЗ - это урод, каких мало. Постоянно ломающийся, маломощный чахоточный выкидыш нашего автопрома.

алекс павлович

Странное сравнение. Один это "джип" увеличенных размеров,другой БТР уменьшенных. )) Ни очень корректно сравнивать.Да и по годам разработки.Один в прошлом веке,другой в нынешнем ))) Тот джип и на войне и на гражданке. Этот что то ни очень (((

Впрочем, катались на нем луганские сепаратисты недолго...... Это автомобильный сайт?? Почему автор решает кто сепаратисты, а кто нет?

Автор не решает. Автор, видимо, просто грамотнее вас и знает, что означает термин "сепаратизм". Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный), отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории (сецессии) государства с целью создания нового самостоятельного (суверенного независимого) государства или перехода в состав иного государства или получения статуса очень широкой автономии.

Dima Amidko

Какие же "Луганские сепаратисты". Это Луганские имперцы сражаюncz с бандеровскими сепаратистами

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Путешествия
Правый руль, горы и русские мигранты: автомобильная жизнь на Кипре

Правый руль, тёплый климат, британское колониальное прошлое и полное отсутствие местного автопрома. Воображение уже рисует картину заповедника японского и английского автопрома прошлых лет: старые Mark II и Crown,…

2279 3 1
Статьи / Тесты
Суть – под крышкой: угадываем автомобиль по фото подкапотного пространства

Как только мы не предлагали вам угадать автомобили в наших тестах – по оптике , остаткам после краш-тестов EuroNCAP … Моторы вы тоже уже угадывали – но тогда речь шла о них, а не о моделях, на которые они…

3183 0 3
Статьи / Финвопрос
Почему «Ставрополь-Авто» потерял Lifan и Chery, будет ли консервация и при чём здесь Сбербанк?

«Самый современный», по утверждениям администрации «Ставрополь-Авто», автомобильный завод в России, не смог получить подряды на сборку китайских автомобилей Lifan и Chery, которые ещё в прошлом году выпускал «ДерВейс».…

3588 22 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

15929 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: негниющая рама и стойки от Газели

С одной стороны, “это же рамный внедорожник – чему там ломаться”. С другой, “это же американец, у них всё не слава богу”. Народные мнения о старых Шевроле Тахо бывают диаметрально противоположными. Сегодня разбираемся,…

9249 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Lanos с пробегом: мелкие проблемы большого люфта и мотор, который трудно сломать

Про эти машины говорят, что это “лучше, чем пешком” и “зато не в кредит”. Над ними смеются, сидя в BMW и маршрутках. Их любят бывшие владельцы вазовской “классики”. Да, речь идёт о Lanos. В первой части обзора этой…

6529 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

50031 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

37863 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22490 4 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19226 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7056 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

2730 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55030 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39338 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15791 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

67635 26 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52621 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52402 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?