Электронный Сусанин: 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации

Что такое GPS-навигация и как она работает?

GPS — это аббревиатура от английского названия Global Positioning System, что означает "система глобального позиционирования", или, в более правильном техническом переводе, — "глобальная система определения координат". Основные ее взаимодействующие элементы — это 24 космических спутника NavStar (запущены и принадлежат США) и миллионы приемников на поверхности Земли.

Электронный Сусанин // 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации
Электронный Сусанин // 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации

Работает система так: приемник ловит сигнал от 3 и более спутников, замеряет время задержки прохождения сигнала от каждого из них и автоматически рассчитывает свое местоположение — географические координаты: широту, долготу, а также высоту над уровнем моря. Эти данные процессор устройства соотносит с электронной картой, загруженной в память прибора. Благодаря этому пользователь видит на дисплее изображение географической карты, на которой показывается и двигается "точка" — это он сам со своим GPS-приемником.

2. Что представляют собой GPS-приемники, какие они бывают?

Это группа электронных приборов, которые объединяет только одно — наличие специального модуля для приема сигнала со спутников. По техническому же исполнению GPS-устройства могут быть очень разными. В зависимости от предназначения, GPS-навигаторы бывают автомобильные, морские, авиационные, портативные туристские, профессиональные геодезические.

Существуют и т. н. GPS-модули — устройства, содержащие только приемник, подключаемый к ноутбуку или КПК. Часто GPS модуль уже штатно на заводе встраивается в мультимедийную систему автомобиля. Также стоит упомянуть электронику со встроенным GPS-приемником: КПК, ноутбуки, сотовые телефоны, рации.

3. В чем заключаются особенности автомобильных GPS-навигаторов?

Прежде всего, это конструкция устройства. Автомобильные навигаторы представляют собой, чаще всего, моноблок на манер маленького телевизора, который ставится на кронштейне на торпедо или подвешивается на солнцезащитный козырек. Питание — от прикуривателя либо от собственного аккумулятора. Также стоит упомянуть простоту их интерфейса, специально "заточенного" под управление навигатором во время езды. Автомобильные GPS имеют мощный процессор, позволяющий быстро и без запозданий за движением машины "перерисовывать" и "двигать" карту на дисплее.

Одной из характерных функций автомобильных GPS является сопровождение голосовыми подсказками и автоматическое прокладывание маршрута с описанием вариантов и дорожной инфраструктуры.

Однако этот функционал в России пока недоступен — все это начинает действовать только на территории Европы и Скандинавии. Единственным исключением являются Москва и Подмосковье, где маршрутизация и подсказки работают. (Правда, по утверждению пользователей, в несколько недоработанном виде).

4. Почему в России автомобильная навигация функционирует не так полноценно, как в Европе?

Все дело — в электронных картах. Именно они дают возможность реализовать функции навигатора. Для России же такие карты пока не созданы. На отечественных картах автопутешественник может видеть только типы дорог и населенные пункты. Хотя, по разным сведениям, работы уже ведутся, и возможно, полнофункциональные российские карты скоро появятся.

5. Какова точность GPS-навигации?

Сам навигатор, по заявлениям производителей, определяет местоположение с точностью до 3-5 м. Однако очень многое тут зависит от числа спутников, которые "видят" прибор и, опять-таки, от электронных карт. Дело в том, что в России для гражданского использования разрешены карты масштабом не крупнее чем 1:1000, т. е. в 1 см карты — 1 км местности. На практике же это значит, что 100 м будут умещаться в 1 мм на экране.

Впрочем, для автомобильных путешествий такой масштаб карт и точность навигации вполне приемлемы, ведь на машине ездят за многие сотни километров.

6. Легальны ли GPS-навигаторы?

Любительские GPS-приемники у нас не запрещены. Изделия допущены к свободной продаже.

7. Не нужно ли регистрировать прибор, получать лицензию на пользование?

Нет. Любительским GPS-навигатором можно пользоваться без всяких допусков. Лицензия требуется только на высокоточное профессиональное GPS-оборудование. Впрочем, оно слишком дорогое, сложное в пользовании, довольно громоздкое и обычному человеку, в принципе, ни к чему.

8. Взимается ли абонентская плата за пользование GPS-навигацией?

Никакой платы нет. После покупки прибора все дальнейшее его использование абсолютно бесплатно.

9. Кто производит автомобильные GPS-навигаторы?

В мире производителей такого оборудования очень много. Из представленных на нашем рынке брендов можно назвать американские Garmin и Magellan, голландский TomTom, российский "Глобал Ориент" (GPS-модули) и тайваньский Novogo.

Электронный Сусанин // 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации
Электронный Сусанин // 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации

10. Сколько стоят такие GPS?

От $300 до 700. На цену навигатора влияет, прежде всего, его функциональность. Это объем памяти, от которого зависит количество загружаемых карт, мощность процессора, отвечающая за быстродействие и поддержку трехмерных карт, наличие сенсорного экрана, русификация меню, поддержка голосовых подсказок. Помимо этого, цена зависит от производителя: так, тайваньские навигаторы дешевле примерно на $50-100.

11. Где брать электронные карты для загрузки информации?

Практически всегда они продаются там же, где и сами навигаторы. Дополнительным источником приобретения может быть Интернет.

12. Поможет ли GPS-навигатор проехать от Петербурга до Владивостока?

Помочь-то поможет, но только вопрос: чем? Давайте вспомним все сказанное выше. Для России полнофункциональных карт нет, а значит, ни проложить маршрут, ни видеть на нем бензоколонки, кафе, гостиницы, посты ГИБДД и прочую дорожную инфраструктуру нельзя. На пути из Питера во "Владик" с помощью GPS можно только видеть типы дорог, населенные пункты и свое местоположение на карте.

По сравнению с путешествием по простому бумажному атласу разница, надо сказать, не слишком большая. Только что не надо самому карандашом вести "точку".

13. Верно ли утверждение, что автомобильный GPS — это просто "игрушка для продвинутых"?

Говоря о России, на этот вопрос можно ответить скорее "да", чем "нет". Но вот если ехать из Питера не во Владивосток, а в противоположную сторону — в Лиссабон или в Осло, то польза, удобство и удовольствие от GPS будут ощущаться в самом полном объеме. Узнать лучшую дорогу в любой город, выбрав платную или нет, найти место для остановки, заправки, отдыха — навигатор даст ответ на все эти вопросы.

Электронный Сусанин // 13 вопросов об автомобильной GPS-навигации

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings