Вечные символы

Колесо – одно из самых древних изо-бретений человечества. Уже 5 000 лет назад первыми цивилизациями (в Египте, Междуречье, Китае, Индии) применялись всяческие колесные повозки. Сейчас колеса – это символ автотранспорта, его «лого-маркер».

Действительно, автомобиль без колес немыслим. Более того: можно сказать, что автотранспорт как таковой с них и начинается. И именно автотранспорт и сдвинул с места эволюцию колеса.

Первые автомобили получили колеса по наследству от гужевого транспорта – бричек и легких колясок. Конструкция – та же самая: большой диаметр, металлические спицы и узкий обод.

Исторической вехой в эволюции колеса стало создание пневматической шины. Интересно, что появилась она еще до самого автомобиля: в 1846 г. английский инженер Роберт Томсон получил патент на надувную накладку на обод колеса.

Пневматическая шина появилась 
еще до самого автомобиля
Пневматические колеса были опробованы 
на автомобиле в 1895 г. братьями Мишлен
Первые автомобили получили колеса 
по наследству от гужевого транспорта

Шина Томсона состояла из многослойной кожаной покрышки и камеры из просмоленной парусины. Комфорт при езде она давала необычайный, но лопалась чаще некуда, поэтому широкого применения не нашла.

Идея повисла в воздухе и спустилась на землю уже после того как Чарльз Гудьир создал вулканизированный каучук. Второй раз пневматику изобрел в 1888-м ветеринар Данлоп, сделавший из садового шланга шины для велосипеда своему сынишке.

И уже вскоре пневматические колеса были опробованы на автомобиле – в 1895 г. братья Мишлен выступили в гонке «Париж – Бордо – Париж» на автомобиле L`Eclair («Молния»), оснащенном пневматическими шинами собственного изготовления. Во время пробега братья меняли колеса 8 раз и пришли к финишу последними. Все посмеивались. А зря…

Уже через пять лет после провала возник настоящий бум на пневматику. Возникли многочисленные шинные фирмы, конструкторы принялись развивать и совершенствовать покрышки.

Сегодня существуют металлокордные, бескамерные, радиальные шины; возникло разделение на зимнюю и летнюю резину, спецификации по классам автомобилей; были созданы многочисленные виды рисунка протектора, составов резиновой смеси; появились «противопрокольные» системы a la «RunFlat».

И по сей день серьезной альтернативы пневматической шине нет. Хотя эксперименты ведутся...

В первой половине ХХ в. колесо стремительно мутирует. Уходят спицы, меняются пропорции: диаметр колеса относительно кузова уменьшается, а обод становится шире. И вот к началу 50-х гг. прошлого столетия колесо принимает уже привычный вид: монолитный диск на пневматической шине.

В первой половине ХХ в. колесо 
стремительно мутирует
В первой половине ХХ в. колесо 
стремительно мутирует
В первой половине ХХ в. колесо 
стремительно мутирует
В первой половине ХХ в. колесо 
стремительно мутирует
В первой половине ХХ в. колесо 
стремительно мутирует

Развитие технологий в 70-х гг. позволило эволюции автоколеса сделать еще один шаг вперед. Появилась возможность изготавливать колесные диски не из стали, а из более легких и эстетичных материалов – алюминия и магния.

Сейчас легкосплавные диски широким фронтом вытесняют стальные, появляясь уже и на грузовом транспорте. Кстати, с появлением алюминиевых дисков уходит в прошлое декоративные колесные колпаки.

Посмотрим-ка на дизайн современного супермодного колеса и сравним его с колесом 80-летней давности. И тут и там «спицы», много сходства в пропорциях… Как видно, на новом витке развития история повторяется, только уже в новом качестве.

В 70-х гг. появилась возможность 
изготавливать колесные диски не 
из стали, а из более легких и 
эстетичных материалов – алюми
ния и магния
Посмотрим-ка на дизайн современного 
супермодного колеса и сравним его с 
колесом 80-летней давности
Посмотрим-ка на дизайн современного 
супермодного колеса и сравним его с 
колесом 80-летней давности

Развитие технологий в 70-х гг. позволило эволюции автоколеса сделать еще один шаг вперед. Появилась возможность изготавливать колесные диски не из стали, а из более легких и эстетичных материалов – алюминия и магния.

Шина, где воздух заменяют 
эластичные упругие ребра
Диск из сверхпрочного прозрачного 
пластика, снабженный диодной 
подсветкой

Сейчас легкосплавные диски широким фронтом вытесняют стальные, появляясь уже и на грузовом транспорте. Кстати, с появлением алюминиевых дисков уходит в прошлое декоративные колесные колпаки.

А вот, может быть, завтрашний день автомобильного колеса: диск из сверхпрочного прозрачного пластика, снабженный диодной подсветкой, и шина, где воздух заменяют эластичные упругие ребра.

По сравнению с началом прошлого века, современные колеса значительно усовершенствовались, но все равно проблем с ними хватает. Посмотрим, с чем приходится сталкиваться автомобилисту начала ХХI в.

В любом случае два раза в год приходится менять резину: летнюю на зимнюю и наоборот. Ориентировочная стоимость работ на станциях:
Снятие-установка колеса с автомобиля – от 50 руб.,
Снятие-установка покрышки на диск – от 100 руб.,
Балансировка – от 100 руб.

Нередкий случай – повреждение 
колесного диска
Время от времени в шинах нужно 
проверять давление и, по мере 
надобности, подкачивать
Два раза в год приходится менять 
резину: летнюю на зимнюю и наоборот

Время от времени в шинах нужно проверять давление и, по мере надобности, подкачивать. Признаки «недокачки»: увеличение шумности шин при езде и ухудшение наката машины. Признаки перекачки: более жесткая реакция подвески на рельеф дороги. Универсальный способ проверки давления – попинать колеса. Просто, но нерезультативно. Точный ответ даст манометр на насосе или компрессоре. У разных машин шины качают от 1.8 до 2.2 атм. Точное значение смотрим в инструкции по эксплуотации к своему автомобилю.

Есть ли среди автомобилистов такие, кто ни разу не прокалывал колесо? Раньше или позже, но с этим сталкиваются все. В шиномонтаже за ремонт попросят примерно:
Ремонт прокола – от 100 руб.,
Ремонт бокового пореза – от 400 руб.

Есть ли среди автомобилистов такие, 
кто ни разу не прокалывал колесо?
Есть ли среди автомобилистов такие, 
кто ни разу не прокалывал колесо?
Есть ли среди автомобилистов такие, 
кто ни разу не прокалывал колесо?

Нередкий случай – повреждение колесного диска. Диск можно поцарапать, погнуть, а легкосплавный – еще и расколоть. Это легко сделать, неосторожно паркуясь вблизи поребриков, проезжая на скорости выбоины и трамвайные рельсы.

Стальные диски смогут выправить на станции практически всегда. С легкосплавными сложнее. Здесь восстановление с полной гарантией – достаточно редкий случай. В основном такой диск годится либо только для запаски, либо сразу списывается в утиль.

Цены на ремонт дисков следующие:
Покраска стальных/легкосплавных – от 50/100 руб.,
Восстановление геометрии стальных/легкосплавных – от 150/300 руб.

Дисбаланс колес – тоже распространенное явление. Он дает о себе знать характерной «дробью» в руле при движении по ровной дороге на скоростях 80-
120 км/ч.

Причины могут быть разными: дефекты шин, искривления дисков, отклеивание балансирных грузиков и даже неравномерное налипание грязи.

Балансировку всегда делают при «обувании» в новую резину, а также после ремонта шин и дисков. Прейскурант таков:
Балансировка колеса со стальным диском – от 50 руб.,
Балансировка колеса с легкосплавным диском – от 70 руб.

Колеса еще воруют
Дисбаланс колес – тоже 
распространенное явление

Колеса еще воруют. И порой так ловко, что не спасают ни гайки-секретки, ни «продвинутая» сигнализация…

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings