5 литров на 9 сил: как устроен стационарный двигатель 1929 года

3586 0 3

Восстановление старых автомобилей, безусловно, дело престижное и почетное. Но есть, оказывается, в среде ретроманов еще и более тонкие гурманы – собиратели отдельных уникальных агрегатов. Мастеров высшего пилотажа мы встретили на Украине. А двигатель, что интересно, в свои 86 лет не потребовал ни единой новодельной запчасти при реставрации. Все работало, как часы!

В большинстве своем мы представляем ДВС исключительно на транспорте: под капотом автомобиля, в трюме судна, на локомотиве, мотоцикле, самолете… Между тем, когда-то двигатель внутреннего сгорания начинал свой путь в человеческую цивилизацию именно как «стационар»: еще в 60-х годах XIX века одноцилиндровый мотор Николауса Отто и Эйгена Лангена тысячным тиражом выпускался для нужд промышленников. Электричество тогда еще не было развито, и работающий на светильном газе ДВС вращал приводы станков, насосов, цеховых транспортеров, подъемников и прочих индустриальных механизмов.


Только через полтора десятка лет – в начале 1880-х – конструкторы начали думать о том, как приспособить этот компактный, мощный (целых 3 л.с.!) и бесшумный (по сравнению с паровой машиной, конечно) двигатель для установки на транспорт. И только после этого Готлиб Даймлер начал эксперименты по оснащению ДВС небольших катеров, а Карл Бенц начал мастерить свой первый трехколесный «ваген».

Находка

Двое украинских туристов, наконец, нашли себе достойное место для отдыха: один из тысяч небольших островков в Архипелаговом море, что неподалеку от финского порта Турку. Досуг протекал полезно и интересно, пока друзья не обнаружили на старой лесопилке нечто совершенно неожиданное… В заброшенном сарае громоздилась некая явно рукотворная конструкция из металла – почти не ржавая и вообще весьма внушительная. Разговор с местной жительницей – хозяйкой территории — только запутал ситуацию: «Не знаю! Туда лет семьдесят никто не заходил. Или шестьдесят».

Друзья, как люди любопытные и неравнодушные, устроили мозговой штурм и поняли, что перед ними редкий образец технической культуры начала давно минувшего века – стационарный двигатель для привода лесопильного оборудования. Переговоры с владелицей острова о судьбе лесного раритета прошли успешно, чего не скажешь о последующих за покупкой такелажных работах: погрузить 600-килограммовое приобретение на какой-либо транспорт не удалось.




Конструктор без инструкции

Помните замечательные детские наборы из винтов-гаек и комплекта перфорированных металлических планок под обобщающим названием «Конструктор»? В пенопластовой упаковке к нему ребенок (или не менее счастливый папа) всегда находил инструкцию по сборке различных… ммм… образцов, так сказать. Поначалу без этой тонкой книжечки обойтись было нельзя, и только самые отчаянные детки начинали что-то крутить, соединять и свинчивать без оглядки на печатные «авторитеты».

Так вышло и на финском острове: неведомый агрегат начали разбирать на отдельные части. Разбирали до тех пор, пока размер получаемых узлов и деталей не стал приемлемым для самостоятельной погрузки в автомобиль. Процесс разборки фотографировали – на всякий случай (вдруг при сборке пригодится!). Затем стационарный двигатель-недвижимость стал еще какой движимостью: он оказался-таки в подходящем автомобиле и, преодолев больше тысячи километров, приехал на свою новую родину.

Ты кто?

Обратный процесс был не так скор – уникальный экспонат потребовал некоторой реставрации. Но сначала счастливым владельцам пришлось выяснять, что же именно попало к ним в руки. Латунная табличка на литом кубе сверху и его величество интернет помогли внести ясность: пилу-«циркулярку» на отдаленном острове вращал стационарный двигатель марки Vilens.




Была в первой половине ХХ века в Финляндии такая компания, Viléns Fabriker, специализирующаяся на металлоизделиях – от простых бытовых товаров до вполне серьезных промышленных агрегатов. Фирма работала с начала века до 1965 года, а вот ее изделие намного пережило саму компанию.

Добытая информация помогла установить год начала выпуска моторов этого типа – 1929, а также подтвердила, что девятка на шильдике соответствует мощности – целых 9 лошадиных сил, а рабочий объем – 5 литров. Четырехзначный серийный номер дает основания полагать, что такие двигатели выпускались довольно масштабными партиями.

Низкая литровая мощность – то есть соотношение объема и мощности, «невыгодное» даже по меркам начала прошлого века, позволили достичь большой долговечности, ведь получается, что двигатель все время работает «вполсилы», при малой нагрузке на детали цилиндро-поршневой группы.

Интересно, что самая придирчивая дефектовка не выявила следов серьезного износа. Детали просто отмыли, почистили, некоторые покрасили. В порыве обновить хоть что-нибудь хотели поменять свечу зажигания, но оказалось, и это ни к чему: она в полном порядке. Пришлось собирать двигатель обратно из родных деталей. Благо, с конструкцией разобрались еще на острове, при разборке.

Главный секрет

Устройство стационарного мотора образца 1920-х годов целиком отвечает нашим сегодняшним представлениям о ДВС. Имеется один горизонтально расположенный цилиндр, в котором движется внушительный поршень – высокий, диаметром 150 мм, с четырьмя (!) поршневыми кольцами, каждое из которых высотой 7 мм. Картера, как и блока цилиндров, в теперешнем понимании нет, вместо них основой двигателя служит мощная литая станина.




Поэтому длинный шатун в виде штанги круглого сечения доступен всеобщему обозрению – собственно, как и юбка поршня, выступающая из цилиндра в нижней мертвой точке. Коленчатый вал горизонтальный, покоится на двух опорах – подшипниках скольжения. С обеих сторон вала – маховики, уравновешивающие ход одноцилиндрового мотора. На одном из них укреплен шкив для приводных ремней к лесопильному оборудованию. Сейчас бы сказали – вал отбора мощности.

Двигатель четырехтактный, поскольку в головке цилиндров имеется два клапана, впускной и выпускной. Получается, конструкция для 1920-х более чем прогрессивная – верхнеклапанная! А ведь еще, к примеру, в автомобилестроении 1950-х годов вовсю применялись нижнеклапанные моторы. Отдельного распредвала для газораспределительного механизма нет, привод клапанов – штангами от устроенных на коленчатом валу кулачков (сейчас бы мотористы сказали – «нижний вал»).

Кривошипно-шатунный механизм смазывается не централизованно, от общей системы под давлением, а масленками, расположенными персонально у каждой трущейся пары. Несложно устроена и система охлаждения. Она жидкостная, но радиатора нет, теплообменником служит массивная емкость, расположенная прямо на единственном цилиндре. Действует термосифонный принцип циркуляции охлаждающей жидкости: нагревшаяся в рубашке цилиндра вода поднимается вверх, в емкость, а более холодная из нее опускается к цилиндру. Благодаря большому объему бака теплоотвод получается эффективным, во время работы вода едва теплая.


На фото: видны выхлопная и шкив отбора мощности, шатун и юбка поршня, коленвал шатун масленки, маховик на коленвалу масленки



Система зажигания – искровая, и без каких-либо аккумуляторов, с простейшим магнето, которое приводится в действие шестернями от коленвала. Касательно магнето – этот типичный для той поры «бошевский» агрегат оказался также в полной исправности, хотя и содержит некоторые элементы точной механики.

Система питания Vilens устроена посложнее, поскольку двигатель – многотопливный! Запускается он на бензине, а после прогрева можно переходить на более дешевый керосин – перед входом в карбюратор установлен специальный краник-тройник. Тема насчет работы поршневого ДВС на керосине удивляет только поначалу, а для той поры, при тогдашней степени сжатия, не была чем-то из ряда вон выходящим. Можно вспомнить хотя бы наши легковые ГАЗ-А и «полуторки», при необходимости работавшие на смеси бензина и керосина. Карбюратор у Vilens — типичный для довоенной техники, с восходящим потоком. Его главным достоинством считалась невозможность «залить мотор» при проблемах с пуском.

Что касается пуска, никакого стартера не предусмотрено – достаточно сил одного человека, чтобы раскрутить коленвал за маховик и мотор начал работать. Сначала с редкими «прочихиваниями», затем, немного прогревшись, он выходит на рабочий режим и толкает свой шатун спокойно, ровно и не торопясь. И кажется, он будет делать это всегда, без остановки и оглядки на смену моды, технологий и целых эпох…


На фото: родная свеча и карбюратор с восходящим потоком


Читайте также:



Теги: Практика
Поделиться: 0 2 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Волга, Ford и даже ЗИС: на чем ездили советские таксисты

Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался услугами службы такси, история которой своими корнями уходит в начало прошлого века. Идея использовать автомобиль вместо извозчика "на гужевом ходу" возникла почти сразу после…

269 0 0
Статьи / Интересно
Пять причин любить и ненавидеть UAZ Hunter

Этот автомобиль родился в самый разгар холодной войны — в 1964 году, но его путь к заводскому конвейеру занял долгие восемь лет. Во времена СССР о его покупке можно было только мечтать: в свободную продажу они не…

4178 0 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
От создателей плееров: тест регистраторов Ritmix AVR-830G и AVR-675

Компанию Ritmix в нашей стране знают и помнят отлично – она стояла у истоков «цифровизации» музыки, сделав MP3-плеер по-настоящему массовым и доступным гаджетом задолго до эпохи распространения «айподов» и смартфонов.…

363 0 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: неудачная механика и плавающие холостые обороты

В первой части обзора С30 мы уже рассказали, что этот маленький и местами даже спортивный Volvo – это всё-таки больше Volvo, чем второй Ford Focus. У него долговечный салон, качественная окраска и антикоррозийная…

131 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo C30 с пробегом: “слепые” фары и подшипники, погибающие в воде

Этот автомобиль одним только внешним видом способен нарушить все стереотипы о Вольво как об автомобиле для серьёзных взрослых людей, более всего беспокоящихся о собственной безопасности и имидже уравновешенных граждан.…

1154 1 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Можно всё: покупаем Renault Logan l с пробегом за 250 тысяч

Логан первого поколения – автомобиль уникальный. Надёжный, как чугунный шар, страшный, как атомная война, но при этом практически идеальный для бюджетной перевозки себя любимого из точки А в точку Б, между которыми лежит…

6057 18 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20336 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14320 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12181 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71688 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13154 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

8968 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51974 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9191 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7324 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

366590 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246903 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

113188 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?